Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Требования к рабочим программам по ФГОС 2019-2020

17 октября 2019
40505
Средний балл: 5 из 5

Приведение рабочих программ в соответствие с требованиями ФГОС является обязательным условием введения ФГОС среднего общего образования. Как составлять рабочие программы? Какие нюансы учитывать? Как подготовиться к аккредитации? Ответы на эти и многие другие вопросы - в статье.

Все школы должны ввести ФГОС среднего общего образования к 2020 году. Для этого образовательным учреждениям следует провести множество мероприятий, которые призваны привести в соответствие к требованиям документа основную образовательную программу (ООП) для 10–11-х классов.

Как составить основную образовательную программу согласно требованиям ФГОС для 10–11-х классов

Для выполнения требований к рабочим программам по ФГОС следует понимать, чем отличается ФГОС среднего общего образования от ФГОС основного общего образования. Главное отличие в том, что обязательная часть ООП среднего общего образования составляет 60 процентов, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 процентов от объема программы. В основной школе соотношение было 70 и 30 процентов.

В 40 процентов для 10–11-х классов включите больше курсов по выбору старшеклассников и их родителей. Курсы обеспечат профильную направленность, интересы и образовательные потребности каждого ученика.

При этом структуру ООП менять не придется. Целевой, содержательный и организационный разделы в программе остаются, потому что во всех ФГОС общего образования вы найдете требование о том, что ООП обязательно включает эти три раздела.

Требования к рабочим программам по ФГОС 2018-2019

КОНТРОЛИРУЙТЕ КАЧЕСТВО РАБОЧИХ ПРОГРАММ 


Составьте план контроля на 2019/2020 учебный год и раздайте учителям памятки с рекомендациями. Образец скачайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Скачайте сейчас

В примерной ООП используется системно-деятельностный подход. На его основе педагоги организуют деятельность учеников так, чтобы помочь им достичь максимального уровня в личностном, социальном и познавательном развитии. В ООП объясните, как школа организует такую деятельность. Сформулируйте цели и содержание образования, то есть учебные предметы, курсы, которые помогут достичь целей.

Еще один подход, который вы будете внедрять впервые, – это индивидуально-дифференцированный подход к обучению старшеклассников (п. 1.1 примерной ООП среднего общего образования). Поэтому включите в ООП предметы на базовом или углубленном уровнях для профильного обучения и курсы, которые обеспечат интересы каждого ученика.

Требования к оформлению рабочих программ по ФГОС предполагают включение в ООП рабочих программ учителей по предметам. Их структура останется прежней, а требования к образовательным результатам изменятся.

В рабочих программах учителей для 10–11-х классов будут образовательные результаты четырех видов:

  1. «Выпускник научится – базовый уровень»,
  2. «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень»,
  3. «Выпускник научится – углубленный уровень»,
  4. «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень».

План внеурочной деятельности для 10–11-х классов включает пять профилей обучения. Это должно быть согласовано с родителями и учениками школы. На внеурочную деятельность отведите максимум 700 часов, а не 1750, как для 5–9-х классов.

В плане внеурочной деятельности предусмотрите два компонента (п. III примерной ООП среднего общего образования):

  1. Инвариантный: работа ученических сообществ в форме клубных встреч, участие школьников в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах, ежемесячные учебные собрания по проблемам образовательной деятельности.

  2. Вариативный, прописанный по отдельным профилям обучения.

Как проверить соответствие рабочих программ ФГОС 2019-2020 перед проведением аккредитации?

Эксперты на аккредитации контролируют, как образовательная организация выполняет требования к рабочим программам по ФГОС. Для этого эксперты сопоставляют содержание образовательных программ и требования ФГОС. Чаще всего находят ошибки в содержательном и организационном разделах ООП.

Содержательный раздел ООП включает программу развития универсальных учебных действий (УУД), программы учебных предметов, курсов, программу воспитания и социализации обучающихся, программу коррекционной работы.

В содержательном разделе эксперт обязательно посмотрит программу развития УУД. Проанализируйте ее самостоятельно, обратите внимание, сформулировали ли вы в программе развития УУД личностные и метапредметные результаты.

Проверьте элементы содержания программы:

  • цели и задачи, место и роль в реализации требований ФГОС;
  • система понятий, функций, состава и характеристик УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
  • связь УУД с содержанием учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью;
  • место компонентов УУД в структуре образовательной деятельности;
  • типовые задачи применения УУД;
  • особенности реализации направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное и др.);
  • формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
  • содержание, виды и формы учебной деятельности по формированию и развитию компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • элементы ИКТ-компетенций и инструменты их использования;
  • планируемые результаты в развитии ИКТ-компетенции, подготовки индивидуального проекта, который школьник выполняет по учебному предмету или на межпредметной основе;
  • виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы работы консультантов, экспертов и научных руководителей;
  • условия для развития УУД;
  • система оценки деятельности школы по формированию и развитию УУД;
  • мониторинг успешности применения УУД.

Эксперту на аккредитации администрация школы представляет все рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности по учебному плану. Контролируйте подготовку рабочих программ. Предотвратите случай, когда учитель не подготовил рабочую программу. Эксперт не увидит какую-то одну рабочую программу в содержании ООП и сделает вывод, что подготовка обучающихся не соответствует ФГОС.

Проверьте структуру рабочих программ. Она включает:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
  • Рабочие программы курсов внеурочной деятельности включают:
  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Чтобы проанализировать, как выполняются основные требования к рабочим программам ФГОС, эксперты также изучат программу воспитания и социализации обучающихся.

Эксперт проверит, как школа отслеживает личностные характеристики выпускника: любовь к своему краю и Отечеству; знание русского и родного языков, уважение своего народа; осознание и принятие ценностей человеческой жизни, семьи, общества и др. Также эксперт выявит, как программа воспитания и социализации развивает социальную активность учеников, формирует уважение закона и правопорядка.

В рамках анализа программы коррекционной работы изучаются:

  • цели и задачи коррекционной работы;
  • перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы;
  • систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ;
  • механизм взаимодействия учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников школы, других ОО и институтов общества в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • планируемые результаты коррекционной работы.

При анализе учебного плана эксперты на аккредитации проверяют, соответствует или не соответствует учебный план ФГОС. Они анализируют объем и количество часов в обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений.

При анализе соответствия требованиям к оформлению рабочих программ по ФГОС программы внеурочной деятельности рассматриваются:

  • художественные, культурологические, филологические, хоровые студии;
  • сетевые сообщества;
  • школьные спортивные клубы и секции;
  • юношеские организации;
  • научно-практические конференции;
  • школьные научные общества;
  • олимпиады, поисковые и научные исследования;
  • общественно полезные практики;
  • военно-патриотические объединения.

В разделе об условиях реализации образовательной программы эксперт выявит наличие всех необходимых компонентов в системе условий реализации ООП. Проверьте, есть ли такой раздел в ООП вашей школы. Если он отсутствует, то эксперт сделает вывод о несоответствии условий реализации ООП требованиям ФГОС.

Как подготовить качественную рабочую программу

Прежде чем приступать к подготовке программы, нужно дать определение понятию «качество рабочей программы». Оно включает:

  • соответствие ФГОС;
  • полную реализуемость;
  • соответствие порядку, с которым учителя разрабатывают, принимают и вносят изменения или дополнения в рабочие программы.

Чтобы соответствовать требованиям ФГОС, рабочие программы учебных предметов включают:

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат: результаты освоения курса; содержание с указанием форм организации и видов деятельности и тематическое планирование.

К рабочей программе можно составить пояснительную записку. Она не является обязательной. Пояснительная записка должна быть содержательной, отражать особенности образовательной деятельности в вашей школе, но при этом быть небольшой по объему. В пояснительной записке учитель формулирует цели и задачи, которые ставит перед собой и учениками, чтобы лучше изучить учебный предмет и достичь образовательных результатов.

Содержание учебного предмета, курса, модуля (дисциплины) обязательной части учебного плана берите из содержательного раздела примерной ООП соответствующего уровня общего образования и программ по учебным предметам, предложенным авторами учебников из федерального перечня.

Для приведения в соответствие структуры рабочей программы требованиям ФГОС проконтролируйте, чтобы учителя в тематическом планировании указали количество часов, за которое ученики освоят тему или тематический блок, для уровня общего образования. Затем количество часов учитель распределяет по годам обучения.

Регламент разработки и утверждения рабочих программ регулирует локальный нормативный акт – Положение о рабочей программе.

Структура рабочей программы

Рабочие программы разрабатывают как на основе примерных образовательных программ, так и на основе методической литературы или рекомендаций учебно-методических комплектов.

Есть два варианта установления периода, на который разрабатывают рабочие программы:

  • на учебный год;
  • на период, равный общему сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности.

Структура рабочей программы имеет следующий обязательный состав компонентов:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Указанный состав компонентов одинаково распространяется как на рабочие программы дисциплин учебного плана, так и на курсы внеурочной деятельности.

При изменении требований ФГОС общего образования вносите изменения в Положение о рабочей программе.

Раздел рабочей программы «Планируемые результаты» содержит перечень результатов освоения рабочей программы и подходы к их оценке. Отражайте в рабочей программе то, каким образом учебный предмет обеспечивает достижение учащимися личностных и метапредметных результатов образования.

Предварительно ответьте на вопросы:

  • как в содержании рабочей программы реализован системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию (технологии и методы организации учебного процесса);
  • какие формы организации познавательной деятельности учащихся приняты ведущими в силу возрастных особенностей;
  • каким образом в процессе изучения предмета организована проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся (возможно приложение тематики проектов);
  • как изучение предмета способствует духовно-нравственному развитию учащихся (возможно приложение перечня внеурочных мероприятий).

Подберите под каждый зафиксированный в рабочей программе результат оценочный инструментарий: текст комплексной контрольной работы; текст диктанта, изложения; тест; анкету, опросник; карту наблюдения и т. д. – и оформите его как приложение к рабочей программе.

  • Используйте на этапе планирования образовательных результатов те же приемы, к которым прибегают разработчики ООП.
  • При разработке раздела рабочей программы «Содержание учебного предмета, курса» возьмите за основу объем предполагаемого для изучения предметного содержания учебного предмета или курса внеурочной деятельности.
  • Дайте краткую характеристику содержания предмета или курса в целом (какие ключевые темы изучаются, как изучение этих тем взаимосвязано, изучение каких тем будет продолжено на новом уровне в последующие годы и т. д.).
  • Отметьте наиболее значимые темы с точки зрения требований ФГОС общего образования к метапредметным и личностным результатам образования.
  • Разбейте отобранное содержание на тематические блоки. Проверьте, чтобы содержание, которое вынесено в каждый блок, соответствовало требованиям ФГОС общего образования к той или иной обязательной предметной области.
  • Раздел «Тематическое планирование» оформляют с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (тематического блока).
  • Сформулируйте в рабочей программе название изучаемой темы (тематического блока) и укажите общее количество часов на ее освоение.

Примером оформления рабочих программ по ФГОС может служить такой вариант структуры тематического планирования

Требования к рабочим программам по ФГОС 2018-2019

Отразите в разделе тематического планирования «виды деятельности учащихся» все виды учебной деятельности, направленные на достижение образовательных результатов.

Если локальным актом будет предусмотрен иной порядок оформления тематического планирования, придерживайтесь его.

Читайте также: 

Структура образовательный программы на 2019/20 учебный год

Содержание и структура учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС

Что такое образовательная программа (определение, рекомендации)

Рабочие программы — стандарты и требования ФГОС 2019

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.