Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Самоанализ урока по ФГОС

  • 4 декабря 2017
  • 2272

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения или ФГОС прочно вошел в систему средней школы, поставив перед администрацией и педагогическим коллективом немало задач, главной из которых является формирование универсальных учебных навыков, что позволяет анализировать информацию и оценивать степень ее освоения. В контексте этой работы самоанализ урока по ФГОС по образцу облегчает работу молодых и даже опытных педагогов, поскольку далеко не все из них способны непредвзято оценить эффективность своей профессиональной деятельности.

Свою профессиональную деятельность учитель в первую очередь реализует через урок, который согласно ФГОС позволяет:

  • выстраивать и классифицировать единую систему обучения;
  • обобщать и систематизировать передовой педагогический опыт;
  • конструировать уроки согласно стандарту;
  • практиковаться в правильном планировании уроков и их результатов;
  • прогнозировать и оценивать недостатки и возможные причины сложностей в реализации образовательного процесса.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Как изменить программу развития школы с 2019 года с учетом новых ФГОС. Готовые формулировки


2. Как заместителю директора подготовить учителей к переходу на новый ФГОС начального общего образования

Самоанализ урока: актуальность и специфика

Чтобы исключить или облегчить сложности, с которыми могут столкнуться педагоги при конструировании уроков по ФГОС, ключевое значение приобретает организация самоанализа урока. С ее помощью педагог может самостоятельно определить причины низкой эффективности реализации учебно-воспитательных задач, сделать выводы на будущее, приняв во внимание ошибки при проектировании дальнейших занятий. Педагог, который не может беспристрастно анализировать результаты своей работы, восстанавливая ход урока и оценивая его, не соответствует стандартам ФГОС второго поколения.

Анализируя урок, педагог:

  • учится формулировать и определять цели собственной работы и деятельности учеников;
  • развивает логическое мышление и навыки устанавливать взаимосвязи между условиями и результатами педагогической деятельности;
  • практикует умение планировать профессиональную деятельность и ее результаты;
  • положительно влияет на самосознание учащихся, которые начинают замечать взаимосвязь между спецификой проведения урока и его результатом.

Самоанализ урока в начальной, средней и старшей школе, образец которого доступен для скачивания, является обязательной частью профессиональной деятельности педагога. Поскольку анализ урока по ФГОС отличается от традиционного анализа урока, педагогу следует понимать схему построения, целевое назначение и результативность урока.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Самостоятельный анализ педагогической деятельности является первым инструментом самосовершенствования, который регламентирован ФГОС. Учителям следует систематически прибегать к самоанализу, чтобы таким образом проводить работу над ошибками и стабильно повышать эффективность работы.

Цель самоанализа урока по ФГОС заключается в оценке соответствия урока требованиям современной психологии и педагогики, а также определение направления для дальнейшего профессионального самообразования.

Аналитика преследует три основные функции:

  1. контроль;
  2. обучение;
  3. воспитание.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Таким образом, педработник находит и выделяет ошибки в работе, ищет пути их устранения и определяет направление для совершенствования педмастерства. Анализируя, учитель называет требования, которые выдвигает к себе как профессионалу. Он характеризует степень достижения поставленных перед уроком целей, объем и качество усвоения материала, использованные методы, активность учеников и задействованные способы активации их внимания. Самостоятельный анализ подразумевает:

  • оценку соответствия материала урока программе, качества полученных в вузе знаний;
  • выявление недостатков и достижений своей работы;
  • определение степени соответствия методов обучения методическим рекомендациям и передовому опыту;
  • оценку собственной культуры общения и речи, профессиональных качеств.  

К сожалению, сложности с самостоятельным анализом возникают не только у молодых, но и у опытных педработников. Первые страдают из-за отсутствия должного внимания к этому вопросу в программе педагогических вузов, а вторые — поскольку в силу возраста с подозрением относятся к новшествам и не всегда способны им соответствовать, отдавая предпочтение проведению открытых уроков, а не самостоятельной работе над ошибками. Самоанализ урока требует самоотдачи и сил для объективной оценки, а также наличия соответствующего оборудования в образовательных учреждениях.

Какой урок соответствует ФГОС?

В контексте учебно-воспитательного процесса, урок — это целостный, логически завершенный и ограниченный по времени отрезок. В нем гармонично взаимосвязаны задачи, цели, методы, формы, средства и содержание работы учащихся и учителя. Поскольку в планировании уроков педработник учитывает не только образовательный стандарт, но и психологические закономерности обучения, в составлении самоанализа допустима творческая составляющая.

Учитель должен понимать, что урок будет соответствовать требованиям ФГОС, если:

  1. Цель. Урок проводится в разрезе реализации развивающих, образовательных, воспитательных и практических целей.
  2. Структура. По мере проведения урока должны быть реализованы все задуманные на этапе планирования моменты: временные затраты на упражнения, приветственный и заключительный этапы, дополнительные вопросы. Принимаются во внимание логика построения урока, его тип и этапы, методы проведения.
  3. Организация. Моделирование работы учителя и учеников должно соответствовать типу урока.
  4. Педтехнологии. Уровень сложности заданий, виды деятельности и тип урока должны соответствовать задачам и целям урока.
  5. Рефлексия и оценивание. Ученики должны оценить достигнутый в ходе занятия результат, сложность и полезность информации.

Специфика построения работы на уроке:

  • реализуется принцип передачи функций от педагога к учащемуся;
  • дети систематически практикуются в рефлексии, оценивая свою готовность или неготовность к уроку, знание или незнание материала, через поиск причин затруднения в учебе;
  • стимулирование ученической активности через использование различных методов, форм и приемов обучения;
  • педагог не только самостоятельно владеет техникой ведения диалога, но также учит школьников задавать и отвечать на вопросы;
  • проблемная и репродуктивная формы обучения внедряются согласно цели урока, чтобы ученики могли работать творчески и по шаблону;
  • чтобы у учеников сформировался навык контроль-оценочной деятельности, на уроках они следуют четким критериям самооценки и самоконтроля;
  • посредством комплекса приемов учитель помогает каждому ученику осмыслить учебный материал урока, он оценивает реальные успехи учащихся, поощряет их даже за незначительные продвижения;
  • собственное мнение учеников, сформулированное и высказанное на уроке, поощряется и принимается учителем, который не только планирует коммуникативные задачи, но и обучает детей выражать свои мысли в корректной форме;
  • на занятии царит атмосфера психологического комфорта, через совместную деятельность и сотрудничество осуществляется взаимодействие между учениками и учителем.

Самоанализ урока: образец и виды

Самостоятельный анализ полностью исключает некорректную или предвзятую оценку работы педагога, в чем нередко учителя обвиняли своих коллег в ходе проведения открытых уроков. Долгое время администрация и представители педколлектива оценивали профессионализм друг друга, искали недочеты, а иногда и придирались к качеству работу, однако с внедрением ФГОС учителя вправе делать это самостоятельно, достаточно лишь проявлять должную самокритичность.

Уровни самоанализа урока

Современная педагогическая наука знает девять видов самоанализа, где каждый акцентирует внимание на отдельной составляющей занятия.

Скачать таблицу видов самоанализа
Скачать в .docx

Краткий Самый простой и лаконичный вид анализа. Достаточно оценить поставленные задачи и то, в какой мере были выполнены заявленные перед занятием цели. 
Структурный Предполагает поэтапную оценку каждого элемента занятия с последующим анализом взаимосвязи между этими элементами. 
Структурно-временной Оценке поддается рациональность временных затрат на реализацию каждого этапа занятия. Учитель анализирует, как много времени было потрачено на объяснение темы или домашнего задания, а сколько на изучение нового материала, что позволит в будущем рационально использовать время урока. 
Комбинированный Урок рассматривается как система достижения дидактической цели, а потому оценивается решением поставленных развивающих задач, а также то, насколько учитель смог сформировать навыки и умения у школьников, дать им практические знания. 
Дидактический Оценка приемов и методов, которые применялись на занятии для формирования у учащихся ЗУН (знаний, умения и навыки). 
Аспектный Необходимо выбрать один аспект урока, который следует оценить. В качестве объекта анализа педагоги нередко выбирают использование ИКТ, развивающих методов, принципов проблемного и дифференцированного обучения.
Психологический Анализируется мотивация и активность учащихся на каждом этапе занятия. Проверяется соблюдение психологических требований, которые выдвигаются к занятию. Учитель акцентирует свое внимание на успехах и промахах учеников, делая выводы. 
Комплексный Масштабная аналитическая работа педагога, в которой тот объединяет все виды самоанализа. Актуально не для одного, а целого ряда уроков, поскольку чаще проводится в ходе аттестации учителя
Полный Работа объединяет аспектный и дидактический анализ, оценку ЗУН и результатов занятия. 

Схема самоанализа урока по ФГОС (образец)

Самоанализ успешно развивает у педагогов самокритичность и требовательность. Педагог должен мысленно разделить урок на блоки, чтобы после сравнить свои действия с теми результатами, которые были достигнуты, а также критериями, утвержденными Министерством образования. Готовый самоанализ урока является примером для составления собственного. Документ составляется согласно алгоритму оценки:

  • учебный процесс (выбранные задания, методики и формы обучения);
  • эффективность работы (степень освоения знаний учениками);
  • решение развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Значение самоанализа урока

Чтобы составить краткий и лаконичный самоанализ урока, достаточно использовать следующую схему, которая актуальна для каждого учебного предмета:

  1. Необходимо указать общую информацию об образовательном учреждении, дату проведения урока, ФИО педагога, тему урока, число учащихся в классе.
  2. Делается акцент на соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
  3. Называются цели и задачи урока (важно подчеркнуть наличие воспитательной, развивающей и образовательной задач), чтобы после оценить их реализацию.
  4. Указывается, как проходило повторение пройденного материала и оценка домашнего задания. Если составляется краткий самоанализ, учитель вправе не указывать вопросы и содержание карточек с заданиями.
  5. Следует передать переход от усвоенного материала к новому, а также приемы, которые при этом были использованы. Изучение нового материала излагается схематично, перечисляются использованные инновационные технологии и педагогические приемы, задействованная на уроке наглядность, последовательность и логичность построения материала. Констатируется факт закрепления новых знаний без детализации.
  6. Учитываются продолжительность и значение каждого этапа урока, оценивается эффективность групповой и индивидуальной работы, оценивается степень усвоения материала.
  7. Важно проанализировать, в какой мере были достигнуты поставленные учителем цели, прослеживается ли связь теории с практикой.

Системный подход к самоанализу урока (образец)

Анализ урока педагог составляет в произвольной форме (таблица или текст), однако ему необходимо придерживаться формального плана. Для этого учитель делает пометки в ходе проведения урока, чтобы после он мог с легкостью восстановить в памяти все этапы занятия, проанализировав эффективность своей работы и перспективы ее совершенствования. 

Скачать план анализа урока для педагога
Скачать в .docx

Этапы урока Специфика анализа: на что обратить внимание
1. Место урока в программе обучения Как урок связан с предыдущими и последующими занятиями? Какое влияние он оказывает на изучение темы?
2. Характеристика учеников и взаимоотношений в классе Психолого-педагогическая характеристика класса (общее число учеников, количество отстающих и успевающих). Межличностные отношения в классном коллективе, недостатки в подготовленности класса. 
3. Основные цели и задачи занятия Как учитель определил цель занятия, насколько содержание урока соответствует этой цели? Цель занятия конкретизируется через образовательную, развивающую и воспитательную дидактические цели. 
4. Соответствие типу урока и его целевому назначению.
  • Урок получения новых знаний — первичное усвоение новых ЗУН — дети своими словами пересказывают правила, понятия, объясняют алгоритмы, выполняют упражнения по образцу.
  • Урок формирования навыков, приобретения предметных умений — применение полученных знаний или УУД для решения поставленных учителем задач — ученики безошибочно применяют правила и алгоритмы, правильно выполняют упражнения по примеру. 
  • Урок обобщения и систематизации знаний — систематизация предметных знаний и УУД — учащиеся могут сформулировать обобщенный вывод, применяют УУД.
  • Урок повторения — закрепление знаний по предмету и практика полученных УУД — дети правильно дают устные ответы, безошибочно выполняют задания как самостоятельно, так и в группах, могут находить и исправлять свои ошибки, помогают одноклассникам.
  • Контрольный урок — проверка знаний и умения решать поставленные задачи.
  • Коррекционное занятие — работа над ошибками, допущенными в контрольной работе — поиск и исправление ошибок.
  • Комбинированный урок — решение задач, которые не вкладываются в рамки одного урока — углубление знаний через метапредметные связи.
  • Нетрадиционный урок — определяется целью и структурой
5.  Соответствие урока требованиям ФГОС Насколько занятие ориентировано на образовательные стандарты второго поколения. Как были использованы инновационные средства и технологии: ИКТ, проблемное обучение, проектная деятельность. В чем выражается нацеленность на формирование у учеников УУД.
6. Планирование деятельности Наличие этапа планирования, в котором участвуют на равных педагог со школьниками. Насколько содержание, методы и приемы обучения, учебные действия соответствуют плану. 
7.
Организационное начало занятия Учитель формулирует тему, чтобы цели и задачи урока ему помогли обозначить ученики. Оценка готовности помещения класса и учеников к работе. 
8. Мотивация учеников
Выделяются уровни мотивированности учащихся:
  1. Дети заинтересованы учебным материалом, доброжелательны.
  2. Школьникам предлагается нестандартный урок и интересные формы работы, они увлечены и настроены доброжелательно.
  3. Высокая мотивированность, учащиеся понимают, насколько важен конкретный урок в контексте изучения темы. 
9.  Содержание урока Насколько материал соответствует возрасту учеников и требованиям программы и поставленным целям работы? Как теория связана на уроке с практикой, как прослеживаются межпредметные связи, в какой мере используется опыт учеников для развития их познавательной активности? Логика построения этапов урока, их взаимосвязь, соразмерность каждого элемента занятия. 
10. Взаимодействие во время урока
На уроке:
  • активно используется диалоговое общение;
  • осуществляется взаимодействие ученика и учителя
  • применяется индивидуальная, групповая и фронтальная деятельность;
  • используются нестандартные ситуации для практики и проверки знаний;
  • реализуется принцип дифференцированного обучения с применением заданий разных уровней сложности;
  • используется наглядный материал и средства ИКТ;
  • развиваются ученические навыки рефлексии, самооценки и самоконтроля.
11. Методы обучения, использованные для изучения нового материала
Насколько методы соотносимы с целью занятия. Какие методы применялись:
  1. Объяснительно-иллюстративный — пояснение, беседа, лекция, самостоятельная работа.
  2. Репродуктивный (по шаблону) — работа с учебником, списывание с доски, выполнение упражнений по образцу.
  3. Проблемный — создание проблемных ситуаций и объяснение на примере наглядности.
  4. Исследовательский — поиск информации и ответов на вопросы в учебнике.
  5. Частично-поисковый — диалоговое общение, беседа с формированием выводов.
  6. Эвристический — собственное открытие и поиск нового. 
12. Формы обучения Какие формы работы задействовал педагог: пересказ, беседа, рассказ, диалог, конференция, соревнование, самостоятельная, контрольная или лабораторная работа, семинар, консультация, путешествие, экскурсия или проверка домашнего задания. 
13. Средства обучения Технические и стандартные средства использовал педагог: учебники, словари, справочники, таблицы, тетради с печатной основой, карты и схемы, модели, муляжи, картины, индивидуальные карточки, средства ИКТ и специальное оборудование. 
14. Задействованные дидактические принципы Занятие строится на применении ключевых дидактических принципов: доступности, научности, системности и последовательности, наглядности, активности, взаимосвязи теории и практики, учета индивидуальных и возрастных особенностей, перехода от учебно-познавательной к практической деятельности.
15. Педтехнологии
В ходе конструирования и проведения урока, учитель использует современные педагогические технологии:
  • проблемно-диалогическая;
  • продуктивного чтения;
  • оценивания учебных успехов;
  • информационно-коммуникативная;
  • проектная;
  • здоровьсберегающие;
  • сотрудничества. 
16. Стимулирование интереса учеников Чтобы заинтересовать учащихся, педагог вовлекает их в учебную дискуссию, демонстрирует практическую направленность знаний, устраивает соревнования, поясняет межпредметную связь, предлагает познавательные книги и ресурсы. 
17. Формирование УУД и личностные результаты
У школьников должны сформироваться следующие навыки:
  1. Нравственно-оценочные — умение делать осмысленный выбор и быть ответственным за него.
  2. Организационные — умение регулировать свою деятельность.
  3. Познавательные — умение оценивать ситуацию и полученную информацию, результативно мыслить.
  4. Коммуникативные — навык взаимодействия с разными людьми.
18. Проверка освоения материала
  • степень освоения материала проверялась выборочно, интуитивно-визуально;
  • проверка проводилась в формате взаимного или самостоятельного контроля, пересказа, ответа на вопросы, написания теста;
  • проверка не проводилась. 
19. Работа с классом

Педагогу следует проанализировать характер и качество взаимодействия с классом:

  1. Использование диалогового общения.
  2. Создание проблемных и нестандартных ситуаций для проверки или усвоения новых знаний.
  3. Переменная учительская и ученическая инициатива.
  4. Субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и школьниками (оценки обсуждаются в классе, ученики оценивают не ход и результат работы на уроке).
  5. Характер заданий на уроке: репродуктивный (по шаблону), репродуктивный с элементами самостоятельной работы, поисково-творческий.
  6. Принципы оценивания учеников: самостоятельная устная оценка, коллективное решение в формате обсуждения, заявка на оценку.
  7. Активность учащихся и их мотивированность.
  8. Степень освоения знаний.
  9. Дисциплина в классе. 
20. Психологические основы урока В контексте развивающего воздействия, как происходило развитие у детей внимания, мышления, восприятия, речи, памяти и воображения. Наличие психологических пауз и физкультминутки. Чередование видов учебной деятельности и заданий разного уровня сложности. 
21. Результативность занятия Степень формирования УУД и ЗУН на уроке. 
22. Домашнее задание Как учитель проинструктировал выполнение домашнее задание? Присутствует ли дифференция задания по уровням сложности?  
23. Подведение итогов Организация рефлексии, опрос учащихся о том, что новое они узнали и чему научились. 

Схема самоанализа урока по ФГОС в начальной, средней и старшей школе (образец)

План самоанализа урока по ФГОС общедоступен, педагоги чаще используют эту форму работу при подготовке к аттестации. Так, администрация может порекомендовать учителю сделать самоанализ не только обычного, но и открытого урока, чтобы оценить степень самокритичности и требовательности. Подобная рефлексия позволит:

  • определить сильные и слабые стороны в педагогической деятельности;
  • учесть ресурсы, которые не были использованы, но могли быть задействованы на занятии;
  • принять во внимание индивидуальные особенности преподавания;
  • уточнить рациональность использования разноуровневых заданий, организации обратной связи с учениками;
  • оценить перспективы развития собственного педагогического мастерства.

Этапы самоанализа урока

Самоанализ уроков проводится в начальной, средней и старшей школе, независимо от выбранного предмета (например, история, математика, английский язык). Считается, что педагоги охотнее отмечают недостатки своей работы, если коллеги и представители администрации настроены в отношении их объективно и доброжелательно.

Узнать больше о составлении самоанализа урока можно в статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.