-15% при подписке в феврале Получить скидку>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

План ФХД

  • 4 декабря 2017
  • 3762
План финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД) — ключевой документ распределения расходов и доходов образовательного учреждения, регламентирования внутреннего обеспечения школы. Согласно действующим законодательным актам, план финансово хозяйственной деятельности образовательного учреждения составляется на заданный отчетный период уполномоченными сотрудниками на:
на один финансовый год, если школьный бюджет был утвержден на этот период;
на плановый период и финансовый год, если подобное утверждено нормативными актами. 

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Рыночные отношения дали образовательным учреждениям более широкие возможности для привлечения денежных средств, необходимых для финансирования основной деятельности. На сегодняшний момент школы могут привлекать денежные средства в национальной и иностранной валюте:
  • оказывая платные дополнительные образовательные услуги, которые предусмотрены уставом и другими нормативными документами учреждения;
  • получения целевых взносов и добровольных пожертвований от юридических и физических лиц.
При этом привлечение дополнительных средств не должно вести к снижению бюджетного финансирования учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности необходим не только бюджетным, но и автономным образовательным учреждениям, которые, свободно распоряжаются ресурсами и финансируются за счет субсидий и субвенций, вправе распоряжаться закрепленным за ними имуществом, открывать счета в кредитных учреждениях. 
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. № 81 (в ред. Приказа Минфина России от 2 октября 2012 г. № 132н), каждый руководитель образовательного учреждения знает, что такое план ФХД. Финансово-хозяйственное планирование осуществляется в образовательных учреждениях, наделенных полномочиями ведения бухгалтерского учета. Однако в последние годы роль документа претерпела изменения, поскольку теперь финансируется не школа, а муниципальное или государственное задание, выполняемое в ней. В контексте этого крайне важно обосновывать запланированные для каждого вида образовательных услуг затраты. 

План ФХД в бюджетном и автономном образовательном учреждении составляется для:
  • планирования объемов поступления и затрат денежных средств, управления финансовыми потоками;
  • обеспечения сбалансированности финансовых показателей;
  • эффективного управления денежными средствами ОУ;
  • планирования мероприятий, которые будут способствовать эффективному расходованию поступающих средств и предотвращению кредиторской задолженности ОУ. 

Требования к плану ФХД

Если учредитель не несет субсидиарную ответственность, план ФХД способствует грамотному финансовому управлению учреждением. Учредитель может требовать дополнительную детализацию показателей плана в необходимых ему временных интервалах (например, ежемесячно или ежеквартально). При этом именно учредитель может корректировать работу по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности в школе, устанавливать особенности разработки и утверждения документа, новую систему структурирования подсчетов, сроки подачи и предпочтительную форму документа. Подобные полномочия есть и у отраслевых государственных органов, органов местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ, рекомендации которых по формированию содержательной части и составлению плана ФХД являются обязательными для выполнения. 

предпринимательская деятельность

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


О применении плана ФХД

 (новый)
- 

Что проверить директору в плане ФХД на 2018 год

 (готовые)
ФЗ № 7-ФЗ от 12.12.1996 «О некоммерческих организациях» (п. 3.3, пп. 6) и приказ Минфина РФ № 81н (далее — Требования № 81н) от 28.07.2012. регламентируют требования к разработке плана ФХД и непосредственного осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В план финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений вносят:
  • порядок перемещения денежных средств по каждому виду обеспечения, скрупулезно обосновывая траты;
  • сведения о планируемых на отчетный период закупках;
  • целевые средствах, которые были зарезервированы для строительства. 
План финансово-хозяйственной деятельности школы своими подписями визируют все ответственные за представленные в нем данные сотрудники — директор и его заместитель по АХЧ, главный бухгалтер. 
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Финансово-экономическая деятельность" За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Составление плана финансово-хозяйственной деятельности

В формировании плана ФХД принимают участие практически все структурные подразделения учреждения, которые обеспечивают как формирование доходной части бюджета, так и расходной части согласно утвержденной сетке затрат. Алгоритм составления плана ФХД бюджетного учреждения предусматривает:
  • подготовку информации для внесения в документ в отдельных структурных подразделениях, сбор и агрегация этих данных, формирование сводного плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • согласование проекта документа с руководством подразделений, а при необходимости — коррекция значений показателей;
  • утверждение плана, последующий анализ финансовой деятельности учреждения и подготовку требуемых корректив. 
Сроки утверждения плана ФХД бюджетного учреждения, как и форма документа, зависят от решения учредителя, который выбирает шаблон. Для планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения вправе использовать адаптированные программные комплексы, разработанные по аналогии с ПО «АКЦ-Планирование» и «Электронный бюджет» в том случае, когда они прошли утверждение у учредителя.  
В документе следует отразить показатели финансового состояния школы за последний отчетный период (на дату, предшествующую составлению плана). В него также вносят данные о финансовых и нефинансовых активах. Для примера, в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения следует внести характер оприходования денежных средств, поступающих путем:
  1. субсидирования государственных (муниципальных) заданий;
  2. субсидий, направленных на реализацию перспективного планирования образовательной сферы (целевое субсидирование);
  3. бюджетного финансирования;
  4. ассигнаций, полученных от оказания платных образовательных услуг;
  5. иных легальных источников денежных средств, находящихся в правовом поле РФ. 
Сложности проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения связаны с тем, что план:
  • превратился в отчет по поставкам, в котором перечисляются закупки нефинансовых услуг и активов, отражая расходование учреждением бюджетных и внебюджетных средств;
  • является неустойчивым документом, в который могут вноситься правки и изменения, если имел место отказ в финансировании по субсидиям, изменился характер и эффективность оказания дополнительных услуг, если обязательства по субсидиям были приняты в течение года. 
С другой стороны сложность связана с низкой оперативностью утверждения проектов план ФХД бюджетного учреждения: нередко необходимые для работы ОУ правки в документ, согласно решению учредителя, можно внести только в следующем квартале или даже году. Принудить учредителя к утверждению или рассмотрению плана невозможно. 
К несчастью, отсутствуют инструменты эффективной автоматизации процесса финансового планирования, потому во многих образовательных учреждениях используются только табличные редакторы и прочие средства офисных пакетов, тогда как требуются средства консолидации данных и автоматической агрегации их. 

Внесение изменений в ФХД бюджетного или автономного учреждения

Помимо того, что каждый новый план финансово-хозяйственной деятельности в ОУ может отличаться от предыдущего, согласно Приказам Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. N 1321 и от 03.09.2015 N 965, в прогностический документ могут вноситься коррективы, решение о которых принимает руководитель ОУ. 
  • Не чаще одного раза в квартал можно вносить изменения в документ, не касающиеся дополнительного и субсидирования госзадания, финансирования работ по госконтрактам. В этом случае оформляется форма «Сведения о вносимых изменениях». 
  • Чтобы внести изменения в документ, необходимо составить новый сведения об операциях и план, который не будет противоречить предыдущему по показателям закупок. 
  • Новый план ФХД необходимо разместить на сайте учреждения в течение 5 дней с момента внесения корректив. 
Если на лицевых счетах ОУ остались средства от субсидий на госзадание, в следующем финансовом году они будут переданы в самостоятельное распоряжение для выполнения госзадания и использования для достижения поставленных перед учреждением целей. Расходовать их можно на проведение ремонтных работ, закупку оборудования, премирование сотрудников. Остатки субсидиарных средств могут быть изъяты, если госзадание не было выполнено или выполнено не в полном объеме. 

Утверждение плана ФХД образовательного учреждения

Прогнозирование доходов и расходов образовательного учреждения осуществляется параллельно с разработкой городского (областного) бюджета. План финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения утверждается согласно следующему алгоритму:
  1. Проект документа, подписанный и утвержденный директором школы, главным бухгалтером и другими ответственными за разработку текста должностными лицами поступает в департамент госоргана, выполняющего функции учредителя. На утверждение дается 5 дней. 
  2. Уполномоченные комитеты, управляющие инвестированием, бухгалтеры и представители планово-экономических отделов анализируют документ. Если они одобряют его, руководитель уполномоченного органа визирует обе копии документа, согласуя текст с заместителем отдела. Если у ответственных лиц возникают замечания к проекту плана, его возвращают директору школы на доработку (на это отводится 2 дня), а после процедура подачи документа повторяется. 
  3. При отсутствии замечаний замдиректора департамента передает экземпляры плана ФХД руководителю департамента, чтобы тот, разрабатывая бюджет департамента, внес соответствующие плану уточнения. Документы с обновленными сведениями утверждает руководитель департамента и передает в ОУ.
Согласно пп.21-22 Требования № 81н, утверждение плана ФХД может осуществляться руководителем ОУ автономного или бюджетного типа, если учредитель предоставляет учреждению такое право. Однако в этом случае учреждению следует приготовиться к некоторым ограничениям на распоряжение финансовыми средствами:
  • автономные ОУ, которые утверждают план ФХД самостоятельно, по-прежнему свободно распоряжаются денежными средствами в рамках правового поля;
  • бюджетные ОУ зависимы от учредителя, который, утверждая или отклоняя план, может давить на учреждение в аспектах его финансово-хозяйственной деятельности, распределения доходов от дополнительной деятельности. 
Избавиться от давления со стороны учредителя в этом случае поможет обращение в суд, однако не все ОУ готовы к судовым разбирательствам с учредителем. 

Структура плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения

Составление плана ФХД бюджетными учреждениями осуществляется в рублях по форме, которая была утверждена учредителем. Базовый документ планирования финансово-хозяйственной деятельности школы складывается из трех структурных элементов:
  1. Заглавный — содержит базовую паспортную информацию и карту-визитку с финансовыми реквизитами.
  2. Содержательный — справочные и пояснительные блоки данных.
  3. Оформляющая — перечисляются данные о составителях документа. 

Схематически содержательная часть документа состоит из текстовой и табличной части. В текстовом блоке указывается: 

  • целеполагание работы учреждения согласно действующим нормативным актам;
  • разновидности деятельности ОУ, включая перечень услуг, которые оказываются на платной основе;
  • общая балансовая стоимость имущества, которое находится в праве оперативного управления или было приобретено за средства от приносящей доход деятельности;
  • другие сведения по решению учредителя. 
В табличном блоке указывают финансовое положение учреждения: финансовые и нефинансовые активы, различные обязательства, данные о средствах, которые поступают во временное пользование, показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения. Поступления вносятся в разрезе различных видов услуг, а объемы выплат объединяют нормативные затраты на содержание имущества и выполнение работ по госзаказу. 
Планируемые объемы по поступлениям на лицевых счетах и счетах, открытых в кредитных организациях: 
  • субсидии на возмещение нормативных затрат, которые необходимы при выполнении государственного (муниципального) задания;
  • субсидии, которые были выделены на осуществление определенных целей;
  • бюджетные ассигнования, предусмотренные для исполнения бюджетных обязательств перед образовательной системой;
  • публичные обязательства перед физическими лицами в денежной форме, которые подлежат исполнению.

Базовая структура плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, предусмотренная Требованиями № 81н, представлена в таблице.

Поскольку структура плана ФХД для школ в последнее время существенно расширяется за счет обоснования расходов и материальной ситуации учреждения, актуальными становятся альтернативные формы осуществления финансового планирования. Образец xls 
плана ФХД бюджетного учреждения автономного типа на 2019 год можно скачать по ссылке ниже.

Скачать пример вариативной структуры плана финансово-хозяйственной деятельности ОУ
Скачать в .docx

Разделы плана ФХД Содержание разделов
Краткое содержание документа. Представляется после «шапки» в форме оглавления с указанием страниц разделов.
Учетная карта ОУ. Информация представляется в форме таблицы, куда следует внести следующие данные:
  • полное название бюджетной (муниципальной) организации;
  • юридический адрес с указанием почтового индекса;
  • дата и место госрегистрации;
  • контактные данные (телефон, факс, электронный адрес);
  • Ф.И.О. руководителя и главного бухгалтера;
  • ИНН;
  • коды, закрепленные за данной организацией Росстатом и другими контролирующими органами (ОКПО, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ, ОКОГУ);
  • размер уставного капитала и размер муниципальной доли.
Общее описание актуальной финансово-хозяйственной ситуации. Необходимо указать профиль работы образовательной организаций, наличие лицензий и свидетельств установленного образца, подтверждающих это, а также представить особенности управленческой структуры.
Анализ сложившихся финансовых условий и перспектив развития. В данном разделе рекомендуется отразить показатели динамики учреждения по таким  категориям:
  • численность учащихся;
  • численность управленческого, педагогического и обслуживающего персонала;
  • доходы ОУ;
  • оплата труда (в том числе факты задержки и невыплаты заработной платы, вызванные дефицитом средств);
  • материально-техническая база;
  • результаты мониторинга качества образовательных услуг.
Маркетинг. Объемы и порядок освоения средств, предназначенных для сохранения и развития положительного имиджа ОУ, популяризации платных образовательных услуг.
Характеристики реализуемых образовательных услуг. Перечень и востребованность среди контингента учащихся образовательного комплекса, организуемого на платной основе.
Основные параметры деятельности ОУ. Представить информацию в разрезе нескольких лет, для отслеживания динамики.
План доходов. Указать планируемые объемы доходов по таким направлениям:
  • бюджетное финансирование;
  • внебюджетные доходы;
  • другие источники получения прибыли (пожертвования, гранты, средства на развитие, полученные от внебюджетных организаций).
Материально-техническое обеспечение.

Представить материальный эквивалент находящихся на балансе зданий, сооружений, вспомогательных помещений, технических устройств, автотранспорта, мебели и прочего оснащения (в рублях), а также общую и недостающую потребность в материально-технических средствах.

В рамках данного раздела следует также представить планируемые способы финансирования для устранения бюджета и график их получения. 

Кадровые изменения. Указать потребность в создании новых рабочих мест:
  • численность вакантных мест;
  • среднюю заработную плату специалистов, которые могут быть привлечены на замещение свободных вакансий;
  • общие показатели фонда оплаты труда и начислений на него.
Оценка риска. В рамках этого раздела можно спроектировать вероятные показатели дефицита бюджета и методы их преодоления.
Полный экономический план ОУ на финансовый год. Составляется в табличной форме с указанием расходов на покрытие материальных запасов и ресурсов, услуги сторонних учреждений (обеспечение услуг связи, выполнение ремонтных работ), оплату труда, уплату налогов. Обязателен подсчет общего показателя доходов и расходов, чистой прибыли или убытка учреждения.
Источники финансирования. К числу ресурсов финансирования следует причислить:
  • собственные средства (доходы от реализации активов, получение прибыли от уставной деятельности);
  • бюджетные средства, выделяемые на выполнение государственного задания.
Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Разрабатывается представителями управленческих структур ОУ на основе данных проведенного мониторинга и в рамках выполнения плана развития школы.

Представление информации о получении субсидии в плане ФХД

При условии предоставления бюджетному (муниципальному) образовательному учреждению субсидии (правило не распространяется на субсидиарные средства, предоставление для выполнения государственного задания), в плане ФХД (справочная информация, приложение № 1) следует отразить сведения о порядке освоения полученных целевых средств.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Напомним, что порядок перечисления целевых субсидиарных ресурсов, а также права и ответственность сторон, регламентируют соглашения, заключенные между школой и учредителем (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ). Условия соблюдения таких соглашений отражают, в частности, и акты проверок финансово-хозяйственной деятельности — отчетные документы, составляемые на основании данных оценивания правильности ведения в ОУ финансовых и хозяйственных операций. 

Стандартной табличной формой предусмотрено представление следующих данных о целевой субсидии:

  • в графе 1 — наименования субсидиарной дотации с указанием цели, на достижение которой были предоставлены финсредства;
  • в графе 2 — код целевой субсидии, присваиваемый для облегчения проведения финансовых операций;
  • в графе 3 — составная часть кода, соответствующая утвержденной бюджетной классификации РФ;
  • в графе 4 — кодовое значение ФАИП (объекта строительства, включенного в федеральную адресную инвестиционную программу), на возведение, реконструкцию (ремонт), приобретение которого предоставляются целевые субсидиарные дотации;
  • в графах 5,7 — код, присвоенный субсидии в минувших отчетных периодах (указывается, если ранее присвоенные и актуальные кодовые значения отличаются);
  • в графе 6 — остаток субсидиарных средств, разрешенных к использованию на начало нового финансового периода по ранее утвержденным целям;
  • в графе 8 — суммы возврата ОУ задолженности по выплатам, произведенным субсидиарными средствами в прошлых отчетных периодах на достижение ранее утвержденных целей;
  •  в графах 9,10 — объемы планируемые поступлений и выплат, производимых в рамках утвержденной программы субсидиарного обеспечения.

В случае предоставления школе нескольких целевых субсидий составляется отчетная документация установленного образца без формирования промежуточных итогов по каждой субсидиарной программе.

Разработка обоснований расходов при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности

Одним из новых требований к разработке плана ФХД является необходимость обоснования расходов, которая оформляется в табличной форме и прилагается к основному документу в виде приложений. При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности важно учитывать, что формы таблиц, утвержденные на законодательном уровне, носят рекомендательный характер, а значит — подлежат корректировке для оптимального представления финансовых данных с обязательным сохранением структуры строк и граф. Уполномоченный сотрудник вправе вводить в документ дополнительные строчки и реквизиты, в том числе и коды показателей, соответствующие актуальным экономическим классификаторам.

В случае отсутствия в структуре финансовой деятельности образовательной организации одного из видов расходных операций, предусмотренных табличными данными, расчет обоснований по данному направлению не проводится, соответственно, количество приложений к документу уменьшается.

Финансовые обоснования плановых показателей следует формировать с учетом норм кадровых и материально-технических ресурсов, актуальных для ОУ, а также в соответствии с правовыми нормами, действующими в сфере образования (СаНПин, СНиП, ФГОС и т.д.).

В рамках подготовки справочных материалов с целью обоснования различных видов выплат в приложение  № 2 должны быть включены следующие информационные блоки:

Текстовый блок. Код типа расходов и источник финобеспечения.

Таблица 1.1. Расчеты расходов на оплату труда (указать должности и численность кадрового состава, среднемесячный размер зарплаты с учетом оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, процента ежемесячных надбавок, районного добавочного коэффициента и других надбавочных выплат, предусмотренных актуальными законодательными нормами РФ с показателями фонда оплаты труда).

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Таблица 1.2. Расчеты расходов на оплату командировок сотрудников (при расчете суммы учитывается наименование расходов, средний размер выплаты на одного педработника, количество работников и дней их командировок).

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Таблица 1.3. Расчеты выплат сотрудникам, пребывающим в отпуске по уходу за ребенком (анализируется с учетом утвержденных размеров пособия).

Расчеты выплат сотрудникам, пребывающим в отпуске по уходу за ребенком

Таблица 1.4. Расчеты страховых взносов сотрудников ОУ в:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Таблица 2. Обоснование расходов на социальные и иные типы выплат.

В данном табличном приложении отражаются обоснования выплат кадровому составу и их семьям, которые производятся вне рамок действия систем пенсионного и медицинского страхования: оплата санаторно-курортного лечения и пребывание в детских лагерях, перечисление выплат стимулирующего характера к профессиональным праздникам и памятным датам.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Таблица 3. Обоснование расходов на погашение налоговых сборов, которое производится с учетом характеристик объекта налогообложения и применяемой налоговой ставки. Расчеты предоставляются в разрезе указания сборов на владение балансовым имуществом, земельного налога и прочих налоговых выплат.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Таблица 4. Обоснование безвозмездных перечислений другим учреждениям.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Таблица 5. Подсчет прочих расходов (не распространяется на погашение стоимости товаров и услуг). К числу прочих расходов относятся премиальные финансовые выплаты талантливым учащимся и педагогам.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Текстовый блок 6.  закупку товаров, оплату работ и услуг.

В таблицах 6.1-6.7 представляются расчеты-обоснования по таким категориям расходов:

Оплата связи (6.1). При составлении отчетного документа следует учитывать количество абонентских номеров, состоящих на балансе школы, актуальные тарифы на сервисное обслуживание, прогнозируемые размеры дополнительных выплат (взимаемые за обслуживание междугородних и международных сообщений), объемы пересылаемой корреспонденции, в т. ч. заказной и передаваемой силами фельдъегерской службы, стоимость обслуживания используемых интернет-каналов и трафика.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Транспортные услуги (6.2), включающие расходы на перевозку учащихся кадрового состава и грузов.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Коммунальные услуги (6.3), которые формируются на основе расходов на тепло- и газоснабжение, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение с учетом применения одно- или двухставочного тарифа и расчетной потребности ОУ, определяемой на основании данных предыдущих финансовых периодов.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Траты на аренду имущества (6.4), расчет которой проводится с указанием актуальных тарифов, количества и длительности арендуемой площади, стоимости возмещаемых услуг на коммунальные платежи.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Работы по содержанию в надлежащем состоянии балансового имущества (6.5). Подсчеты по данной категории осуществляются на основе составленных и утвержденных планов проведения ремонта задний, оборудования и других элементов материально-технической базы, а также оплате работ по содержанию помещений и прилегающих территорий в надлежащем состоянии (важно учесть расходы на проведение плановых химических чисток и дезинсекций, очищение территории от снега, вывоз бытовых отходов). 

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Расходы на погашение стоимости прочих работ и товаров (6.6), к числу которых относится:

  • страхование состоящих на балансе школы транспортных средств;
  • типографские и консультационные услуги;
  • расходы на повышение квалификационного уровня и профессиональную переподготовку представителей кадрового состава;
  • оплата за проведение медосмотра педагогического коллектива и учащихся;
  • приобретение периодических специализированных изданий.

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Обновление материально-технической базы, приобретение запасов, (6.7).

Особенности составления плана ФХД на 2018 год

Порядок приобретения основных средств материально-технического обеспечения, к числу которого относятся предметы учебного оборудования и мебели, бытовые приборы, инвентарь, осуществляется с учетом среднего срока эксплуатации, предусмотренного для каждого вида имущества, и актуальных норм обеспеченности основными средствами. Финансовое обоснование по данному пункту может считаться актуальным только при условии анализа рыночных цен на требуемые единицы товара, которые должны быть уточнены по каталогам организаций-изготовителей, на интернет-ресурсах поставщиков.

Сумма финсредств, необходимых для обеспечения материальных запасов, исчисляется путем соотнесения актуальных потребностей организации в продуктах питания, горюче-смазочных материалах, лекарственных средствах, одежде и обуви специального назначения, хозяйственных товарах, канцелярских принадлежностях и количестве имуществе такого типа, состоящем на балансе на конец предыдущего финансового периода.

Учет доходов и расходов школы при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности

В общих случаях законодательными нормами, регулирующими правовые отношения в сфере образования (разд. 8 Комплексных рекомендаций Минфина РФ от 29.10.2013 по вопросам реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010), не предусмотрена зависимость между доходами и расходами учреждения, и это правило должно учитываться при разработке плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Руководитель ОУ и главный бухгалтер при составлении обосновательного финансового документа вправе рассчитывать, что финансовые средства, полученные школой на основании реализации комплекса платных образовательных услуг, будут расходоваться в соответствии с приоритетными целями, указанными в плане ФХД. Учредитель или муниципалитет не имеет права определять порядок освоения доходов такого типа, поскольку они не относятся к бюджетным средствам и не влияют на механизмы выделения ресурсов для выполнения государственного задания. Исключениями являются случаи включения платных услуг в муниципальное задание, финансирование которого сокращается на величину планируемых доходов.

В бухгалтерском учете практикуется использование счета 030406000 для направления доходных средств на покрытие расходов, не связанных с получением прибыли, а также указание подобных операций в дополнительных отчетных документах (пояснительных записках).

Между отдельными категориями доходов и расходов в отдельных случаях может устанавливаться зависимость. Так, п.6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено использование части прибыли, полученной от передачи недвижимого имущества во временное пользование, для поддержания оптимального эксплуатационного состояния данного имущества.

Таким образом, при составлении плана ФХД представители ОУ уполномочены:

  1. Самостоятельно менять объемы и характер расходов, действуя в рамках утвержденных нормативов.
  2. Возмещать такие расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
  3. Вводить в структуру документа дополнительные строки или прилагать пояснительные формы с целью обоснования расходов по видам финобеспечения.

Планирование дополнительных источников доходов и расходов в плане финансово-хозяйственной деятельности школы

Эксперты сферы образования в вопросах финансовой отчетности обращают внимание на необходимость планирования поступлений и выплат, формируемых на основании проведения некассовых операций. Определение последних вызывает затруднение ввиду отсутствия соответствующих определений в нормативной документации по бухгалтерскому учету.

Некоторые виды некассовых операций перечислены в пояснительных письмах, разработанных Минфином РФ и Казначейством РФ (в частности, в п. 4.5.4 совместного письма этих органов № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823 от 29.12.2014). Это позволяет отнести к числу некассовых операций:

  • исчисления, удерживаемые образовательной организацией со служащих, на основании неисполнения или некачественного выполнения должностных обязанностей;
  • исчисления, удерживаемые ОУ в рамках возмещения материальных недостач балансового имущества с ответственных лиц;
  • суммы, получаемые в счет неизрасходованного аванса, выданного сотруднику в связи со служебной командировкой на транспортные, хозяйственные или личные расходы;
  • начисления, получаемые в счет пени с поставщиков, нарушившим контрактные обязательства (письмо Минфина РФ № 02-07-07/21402 от 15.04.2015).

Сложность включения некассовых операций в общую систему отчетности заключается в невозможности проведения точного прогноза. И все же, по мнению экспертной группы, такие виды доходов следует включать в разрабатываемый план ФХД для правового обоснования возможности использования финансовых ресурсов, формируемых на основании проведения некассовых операций, для погашения дополнительных расходов.

Порядок утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетной образовательной организации

Обосновывающий документ, в котором отражается прогнозирование доходов и расходов образовательной ситуации на очередной финансовый период, составляется на этапе разработки городского (областного, районного) бюджета.

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности проводится в следующем порядке:

  1. Проект плана (в двух экземплярах), утвержденный и подписанный руководителем ОУ, главным бухгалтером и должностным лицом, ответственным за составление, а также заверенный гербовой печатью школы передается в департамент госоргана, несущего функции учредителя. Срок утверждения составляет 5 дней.
  2. Рассмотрение проекта плановой разработки уполномочены проводить комитеты по управлению инвестициями, представители планово-экономических разделов и отделов бухгалтерского учета. В случае одобрения плана ФХД руководитель уполномоченного отдела визирует экземпляры документа и передает заместителю руководителя отдела для согласования. При наличии замечаний проект возвращается руководителю ОУ для доработки (осуществляется в течение 2 дней), после чего проводиться повторная процедура подачи плана.
  3. Заместитель директора департамента при отсутствии замечаний к проекту плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетной образовательной организации передает оба экземпляра руководителю департамента.
  4. Во время разработки бюджета департамента (в течение 30 рабочих дней) вносятся уточнения в планы ФХД, предоставленные подотчетными образовательными организациями. Разработки планов с обновленными сведениями утверждаются директором департамента и возвращаются директорам школ.

Следует отметить, что требованиями № 81 (пп.21-22) предусмотрена возможность утверждения плана ФХД только руководителем образовательного учреждения бюджетного или автономного типа при условии предоставления такого права учредителем.

На законодательном уровне существует разработанный механизм внесения изменений в планы ФХД, реализуемый в случае изменения бюджетных ассигнований департамента, увеличение объема поступлений от приносящей доход деятельности, в случае зафиксированных в актах проверок финансово-хозяйственной деятельности порядка расходования средств, не соответствующего плану.

В завершение хочется отметить, что рекомендации, определяющие особенности составления плана финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций на 2018 год, имеют ряд недоработок (в частности, по вопросам прогнозирования средств, поступающих во временное пользование школ, а также содержания ошибок в стандартных табличных документах). В связи с этим следует ожидать дальнейшего обновления нормативной пояснительной документации по данной теме.

Требования к плану ФХД на 2020 год: что изменится

В связи с принятием Минфине Приказа Минфина РФ от 31.03.2018 № 186н (далее — Требования № 186н), изменяющего правила составления плана ФХД на 2019 год для автономных и бюджетных учреждений и отменяющего Требования №81н, важно заблаговременно подготовиться к изменениям, которые коснутся финансового планирования деятельности школ уже в ближайшем будущем. С 1 января 2020 года составлять планы ФХД необходимо будет в соответствии с Требованиями № 186н. 
Новшества коснутся:
  • формы документа, которая имеет несколько отличий от принятой на сегодня;
  • порядка внесения изменений в план;
  • корректировки документа при реорганизации учреждения. 
При составлении плана ФХД учредитель теперь будет делегировать в ОУ сведения о планируемом бюджетном субсидировании. Отныне форму документа будет утверждать учредитель. Составляя проект документа финансового планирования, авторам текста важно обосновать плановые показатели по выплатам, прилагая соответствующие расчеты, хотя подобного требования в приказе нет. 
В новых Требованиях есть положение о том, что если срок обязательств, которые принимает ОУ, превышает тот, на который составлен план финансово-хозяйственной деятельности государственного муниципального учреждения, учредитель вправе утвердить новый период для показателей документа. Согласно Требованиям № 186н: 
  • план ФХД формируют кассовым методом;
  • документ формируют с учетом законодательства о гостайне РФ, поскольку план содержит сведения, которые являются государственной тайной;
  • если подведомственность учреждения меняется в течение финансового года, документ финансового планирования должен быть адаптирован к требованиям нового учредителя, в чье ведение поступит учреждение. 
Процедура составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения останется неизменной, изменения коснутся автономных учреждений, в которых документ должен пройти обязательное утверждение наблюдательного совета. Если в учреждении есть обособленные подразделения, финансовое планирование для них осуществляют для каждого подразделения и головного учреждения по отдельности. 
Текстовая часть документа, в которой указывались паспортные данные ОУ, виды деятельности, перечень оказываемых услуг, балансовая стоимость движимого и недвижимого имущества. Табличная часть содержательного блока плана ФХД также несколько изменит свою структуру. Таблиц по-прежнему будет пять, однако их суть несколько отличается от установленной:
Действительно до 2020 года (п.8 Требований № 81н) Вступает в силу с 2020 года (п.9.1 Требований №186 н)
Таблица 1. «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)»

Таблица 1. «Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)».

В табличной части документа показатели финансового состояния ОУ придется максимально детализировать, указывая остаточную и балансовую стоимость всех видов имущества, поясняя природу кредиторской задолженности.

Таблица 2. «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»
Таблица 2. «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»
Показатели будут формироваться сроком на 3 года и не будут разбиваться источникам финобеспечения, отражаясь не в графах таблицы, а в строках. Аналогичная детализация выплат предусматривает около 60 позиций, однако если отдельные виды выплат не предусмотрены системой затрат ОУ, соответствующие строки в план ФХД не вносятся.
Таблица 2.1. «Показатели выплат на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Таблица 3.1. «Расшифровка показателей по выплатам учреждения на закупки».

Необходимо отразить финансовые источники, из которых черпаются средства на оплату закупок (целевое и бюджетное субсидирование, общая сумма субсидий и прочее).

Таблица 3.2. «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)»

Необходимо сделать ссылки на законодательство о закупках, формируя показатели на три и более года.

Таблица 3. «Сведения о средствах, поступающих в ведение учреждения (подразделения)»

   -
Таблица 4. «Справочная информация к плану ФХД»
Плановые показатели теперь формируются из расчета показателей по выплатам и поступлениям (будущим доходам), что усложняет работу бухгалтера учреждения при подготовке плановой документации. 
  1. Обоснование расходов в документе. В действующих требованиях обосновывать будущие выплаты нужно только в случае принятия соответствующего решения органом-учредителем, однако Требования № 186н закрепят необходимость обосновывать расходы учреждения на три года вперед, формируя общую таблицу, в которой для каждого вида выплат будут внесены планируемые цифры по годам, а также при помощи четырех дополнительных таблиц, в которых будет отражен ход расчета. Поскольку дополнительные таблицы потребуются для каждого вида выплат, число таблиц в образце плана ФХД для школы возрастет в разы. Незначительным утешением для бухгалтеров учреждений станет то, что если определенные виды выплат не предусмотрены деятельностью учреждения, делать соответствующие обоснования в плане не нужно будет делать (в противном случае, только на обоснование расходов на командировки сотрудников необходимо будет заполнить 37 таблиц). Увеличится и число выплат: 15 привычных бухгалтерам таблиц заменят 19 табличных блоков, что позволит предельно детализировать планируемые учреждением расходы. 
  2. Обоснование доходов учреждения. Чтобы акты проверок финансово-хозяйственной деятельности школ проходили без неприятных сюрпризов, планируемые поступления в бюджет учреждения необходимо будет обосновать на три года вперед. Соответствующую информацию нужно будет внести в пять табличных блоков, заполняя в них доходы от штрафов, пени, оказания услуг, выполнения различных работ, собственности ОУ, поступлений в виде грантов (кроме субсидий), операций с активами. Зачастую у автономных учреждений только два источника доходов — приносящая доход деятельность и субсидирование, но даже в этом случае при составлении плана придется дать обоснование по остальным видам поступлений. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Актуальная форма плана ФХД.xls

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.