Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Инклюзивное образование

  • 22 ноября 2017
  • 560

Что означает “инклюзивное образование”?

Термин “инклюзивное образование” впервые введен в законе “Об образовании”. Этот термин означает «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Введение инклюзии в школе дало возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детям-инвалидам учиться совместно с нормативно развивающимися сверстниками в обычных общеобразовательных классах, которые учитывают их особые образовательные потребности. Инклюзивное развитие является первым шагом к исчезновению разделения в обществе между здоровыми и инвалидами.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья


Как организовать образовательное пространство для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Нужно учитывать, что инклюзивное образование не выделяет в первую очередь специфику ограниченных возможностей здоровья и реализуется не только для детей с ОВЗ и с инвалидностью. Инклюзивное образование – это образование для всех детей и взрослых, связанное с отсутствием дискриминации (например, людей с низким социальным статусом, беженцев, носителей другого языка и пр.)

“Особые образовательные потребности” могут быть у любого человека: они могут быть связаны, например, со спецификой восприятия учебного материала, поляризацией полушарного взаимодействия. Это позволяет индивидуализировать образовательный процесс и помогает педагогу выстраивать индивидуальную динамику развития учащегося.

В России детям с особыми образовательными потребностями обеспечены вариативные возможности выбора формы получения образования:

  1. в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов
  2. в коррекционных классах в общеобразовательных школах
  3. в общеобразовательных классах совместно с нормативно развивающимися сверстниками – инклюзивное образование.

По заявлению министра образования и науки России Ольги Васильевой, на 2017 год в России работает 20% школ, где есть возможность получить инклюзивное образование. В 2011 году таких школ было всего 2,5%.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Законодательное регулирование инклюзивного образования

Инклюзивное образование – один из приоритетов государственной образовательной политики России. На территории РФ оно регулируется следующими законами:

  1. Конституцией РФ
  2. ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
  3. ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г.
  4. Протоколом № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  5. Конвенцией ООН «О правах инвалидов» от 13.12. 2006 г., которую Россия ратифицировала в апреле 2012 г.

Условия инклюзивного образования в школе для детей с ОВЗ/инвалидностью

Учащиеся с особыми образовательными потребностями получают инклюзивное образование:

  • только с согласия их родителей (законных представителей);
  • в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК);
  • с помощью специальных условий.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Необходимость создания специальных условий инклюзивного образования для детей с ОВЗ/инвалидностью продиктована требованиями Конвенции о правах инвалидов, перечень этих условий достаточно полно представлен в ст. 79 ФЗ № 273.

Первые мероприятия по внедрению инклюзивного образования в России начались в рамках государственной программы “Доступная среда”. В РФ эта программа реализуется с 2011 года и направлена на создание полноценного безбарьерного доступа в общеобразовательных школах для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В настоящее время этот проект реализован практически по всей России.

В первую очередь устранили архитектурную недоступность зданий школ. В рамках программы школам предоставлена возможность обеспечить реализацию инклюзивного образования. Для этого в школах устанавливается специальное лечебное, реабилитационное, компьютерное оборудование. Принципиально важным моментом стала готовность педагогов к инклюзивному развитию детей с ОВЗ и инвалидностью.

Утверждать о созданных условиях для инклюзивного образования детей с ОВЗ и с инвалидностью можно только при наличии всех трех составляющих: создание безбарьерной среды в школе, оснащение классов специальным реабилитационным оборудованием, наличие квалифицированных кадров с опытом организации образования таких детей.

Организационные условия создания инклюзии в школе

Требуются управленческая работа, которая является ресурсно затратной, но без нее нельзя создать специальных условий для инклюзии в школе.

  1. Управленческо-организационная работа по перераспределению обязанностей внутри педагогического коллектива: наделение кого-то из специалистов или педагогов дополнительными компетенциями координатора по инклюзии в школе (зам. директор по начальной школе, педагог-психолог, социальный педагог и др.) Нужно отметить, что роль координатора по инклюзии также могут выполнять ресурсные коррекционные школы.


Работа координатора предполагает наличие мотивационной готовности потратить много времени и сил на обсуждение и глубинную проработку специфики инклюзивного образования, работу с АОП и ИУП, а также решение управленческих задач.

Скачать документ Описание программ для работы с детьми с ОВЗ
Скачать в .docx

Инклюзивное образование

  1. Вторым условием создания инклюзии в школе является создание междисциплинарной команды. Принципиальная характеристика инклюзивной школы – обеспечение кадровыми возможностями для реализации инклюзивного образования. В школе должны быть специалисты сопровождения (не обязательно в штате, но важно, чтобы они входили в междисциплинарную команду): педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, врачи (в зависимости от специфики ОВЗ детей).

  1. Разработка специалистами сопровождения индивидуальных программ для детей с ОВЗ: проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, отслеживание динамики, помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, взаимодействие с родителями.
  2. Внесение изменений в локальные акты школы: реализация АОП и ИУП, (в т.ч. социальное партнерство с другими организациями), ответственность родителей за выполнение рекомендаций специалистов и педагогов по коррекционной работе, правила внутреннего трудового распорядка.
  3. Для создания инклюзии в школе необходима методическо-мотивационная поддержка педагогов. Уровень эмоционального выгорания у педагогов повышается в силу сложности специфики работы с детьми с ОВЗ и с инвалидностью. Отсутствие видимого результата обучения сильно снижает мотивацию педагога на взаимодействие с детьми с ОВЗ.
  4. Школе необходимо разработать финансовые механизмы обеспечения реализации АОП. Для этого нужно осуществить расчет часов работы специалистов и суммарно учесть их в системе повышающих коэффициентов.

АОП разрабатывается педагогом совместно с междисциплинарной командой в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума специалистов с учетом рекомендаций ПМПК.

Все школы, реализующие инклюзивное образование, разрабатывают адаптированные образовательные программы (далее – АОП) в соответствии с ФГОС. АОП не вынуждает ребенка учиться по упрощенному варианту или проходить учебный материал частично, она лишь предполагает индивидуализацию методов обучения.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах в условиях инклюзии в школе комплектуется в соответствии с приложением № 1 к СанПиН 2.4.2.3286–15.

Исходя из нормативов финансирования образования детей с ОВЗ и с инвалидностью, органы власти РФ направляют в школы субсидии. Документами, обеспечивающими получение этой субсидии, являются рекомендации ПМПК и ИПР.

Школа должна своевременно информировать родителей, что рекомендации ПМПК и ИПР помогут получить финансирование образовательной организации для создания специальных условий ребенку с ОВЗ или инвалидностью для его инклюзии в школе.

Проблемы внедрения инклюзивного образования в школе

Проблемы совместности, терпимости, толерантности требуют особого внимания, так как они не решаются финансированием.

  • Психологические проблемы учителей

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к инклюзивному образованию в школе “особых” учащихся.

Ключевая психологическая проблема заключается в том, что учителю важно преодолеть внутренний страх и беспомощность в ситуации взаимодействия с ребенком с ОВЗ/ инвалидностью и его семьей для того, чтобы совместно двигаться к образовательным результатам.

Для эффективного обучения ребенку с особыми образовательными потребностями нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзивного развития.

С 2011 года проводится повышение квалификации специалистов и преподавателей по вопросам реализации ИПР ребенка-инвалида в части получения образования. С 1 января 2015 г. вступил в силу Профессиональный стандарт педагога, который предполагает профессиональные компетенции педагога в обучении детей с ОВЗ. Этот вопрос также относится к максимальной доступности образования в РФ.

  • Проблемы родителей “особых” детей

Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются не обучаемыми. Не все родители знают, как отстаивать права своих детей на инклюзию в школе.

Дети с ОВЗ и инвалидностью имеют право с согласия их родителей на получение инклюзивного образования в школе, даже если им в ПМПК/ИПР рекомендована другая форма обучения (специальные (коррекционные) образовательные организации I–VIII видов, коррекционные классы в общеобразовательных школах, надомное обучение).

Родители часто испытывают страх перед тем, чтобы отдать своего ребенка в обычный класс.

  • Проблемы “особых” детей

Недостаток квалифицированных специалистов в школах, нетерпимость и жестокость детей с нормативным развитием зачастую приводит к тому, что дети с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзии в школе становятся изгоями, одноклассники избегают общения с ними.

В результате многие родители переводят своих детей на надомное обучение, что изолирует их от общества. Конкурентность таких детей на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Никто не ожидает, что любой ребенок с ОВЗ, получая инклюзивное образование в школе,  сразу будет выдавать сверх результаты. Нет, это достаточно серьезный длительный процесс.

Преимущество инклюзивного образования заключается в том, что социальная интеграция, возможность активного вхождения в социум и формирование в первую очередь даже не учебных результатов, а социальной компетентности – это ключевая прерогатива инклюзивного развития и инклюзии в школе.

  • Проблемы родителей «обычных» детей

Семьи нормативно развивающихся детей, как правило, выступают против совместного обучения в школе (и тем более в одном классе) детей с ОВЗ и инвалидностью, т.к. им труднее осваивать школьную программу.

Родители опасаются, что уровень обучения нормативно развивающихся учащихся снизится, так как все внимание учителя будет направлено только на ”особых” детей и образовательный процесс в условиях инклюзии в школе будет приспособлен под особые образовательные потребности и возможности.

Благодаря инклюзивному образованию уровень толерантности, позитивного принятия учащихся с особыми образовательными потребностями в обществе значительно увеличится.

В будущем планируется, что инклюзивное образование будет реализовано не только в общеобразовательных школах, но и выстроено на всех уровнях образования.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.