Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Безопасность в школах

27 июля 2019
11953
Средний балл: 0 из 5

Безопасность в школах предполагает формирование условий сохранения здоровья и жизни всех участников образовательного процесса, а также материальных ценностей, принадлежащих ОУ от пожаров, несчастных случаев, аварий и прочих нестандартных ситуаций с учетом техногенной и криминальной обстановки, технического и фактического состояния школы, природной территории и условий организации учебно-воспитательного процесса.

"Безопасность — состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности и государства"

согласно ст. 1 Закона РФ «О безопасности»

В школе под безопасностью подразумеваются все ее виды:

  • пожарная;
  • электротехническая;
  • антитеррористическая;
  • экологическая;
  • радиационная;
  • информационная;
  • безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Руководитель и его заместители несут юридическую и административную ответственность за безопасность детей, находящихся в ее стенах, а потому должна проводить систематическую работу по предотвращению несчастных случаев и обеспечение безопасности учащихся в школе

Сколько в среднем вы потратите на оборудование для усиления пропускного режима? (журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»)
Безопасность в школах

Безопасность в школе: направления работы

Обеспечением безопасности детей в школе занимаются представители администрации и ответственные за это сотрудники, реализуя целостную систему мер и направлений работы с использованием современных технических средств. Совокупность мероприятий по созданию безопасной среды возможна при сотрудничестве с частными охранными структурами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, а также при условии готовности школьников и педработников к оперативным и рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Главная задача организации безопасности в школе заключается в реализации государственной политики и предписаний нормативных актов по защите учащихся и сотрудников во время реализации учебно-воспитательного процесса.

Принципы обеспечения безопасности образовательной среды

Обеспечение безопасности в школах опирается на ряд принципов, следовать которым должны и взрослые, и дети:
  1. Любое насилие, направленное против педагога или ученика, строго порицается. Если кому-либо в школе причиняют психологический или физический ущерб, свидетель насилия должен принять меры. При этом важно помнить, что бездействие, как и физическое вмешательство, тоже является насилием. 
  2. Каждый имеет право на защиту себя и других для предотвращения опасности. Вмешиваясь с целью защиты, следует оценивать риски, делая участие пропорциональным опасности. Законным считается минимально необходимое для устранения опасной ситуации вмешательство. 
  3. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен знать свои права:
  • Руководитель ОУ отвечает за обеспечение безопасности для сотрудников школы и учащихся, формирование в учреждении безопасной и комфортной учебной среды. 
  • Педагоги ответственны за поддержание безопасности учебной среды и профессиональное проведение учебного процесса, предотвращение насилия и содействие в случае опасности. 
  • Родители несут ответственность за воспитание детей, открытое сотрудничество со школой. 

скачать бланк или заполненный образец

Охрана образовательного учреждения — внутренняя безопасность

Комплексная безопасность школы обеспечивается согласно ст. 41 и 42 «Закона об образовании РФ», регулирующим необходимость защиты жизни и здоровья учеников во время пребывания в образовательном учреждении.

Технические и организационные меры используются для обеспечения безопасности от террористических и криминальных угроз, для чего к образовательным учреждениям выдвигается ряд требований:
  • лицензированные частные охранные предприятия, вневедомственная охрана или служба безопасности, привлеченные на платной договорной основе, должны обеспечивать охрану территории и помещений;
  • по периметру здания должно быть ограждение, а на территории — достаточное освещение;
  • в школе должны быть системы контроля и видеонаблюдения, тревожная сигнализация и прочие инженерно-технические средства;
  • входные двери должны защищать здание и находящихся в нем от несанкционированного доступа;
  • должна быть разработана служебная документация, регламентирующая внутриобъектовый и пропускной режимы, действия учеников и педагогов в чрезвычайных ситуациях, должностные инструкции для персонала;
  • название лица, ответственного за меры по защите образовательного учреждения от криминальных или террористических угроз;
  • все дороги на пути к школе должны быть оснащены пешеходными переходами, светофорами и лежачими полицейскими;
  • на первых этажах здания устанавливаются металлические решетки.
В зависимости от специфики деятельности и криминогенной обстановки в районе, образовательные учреждения вправе дополнять перечень мер другими мероприятиями, обеспечивающими безопасность. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за обеспечение безопасности в школе. В отдельных учреждениях на должность заместителя директора по обеспечению безопасности могут привлекаться специалисты с опытом работы в силовых структурах. Местные органы управления перед началом учебного года проводят проверку готовности школы, учитывая и состояние безопасности объекта.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа «Комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность»

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Стандартом безопасности в образовательном учреждении является пропускной режим, который регулирует вход и выход из школы посетителей и школьников:
  • Учащиеся проходят в здание после визуального контроля, а выходят только после окончания учебных занятий, что контролируют учителя, руководители секций и кружков. Без разрешения заместителя директора ученики не вправе покидать стены школы до окончания учебных занятий.
  • Родители учеников и другие посетители допускаются в помещения школы по предъявлению документа, удостоверяющего личность, по согласованию времени после занятий или на переменах при условии, что их сопровождает педагог или представитель администрации, к которому пришли посетители (информация о них вносится в журнал регистрации). Если посетитель отказывается или не может предъявить документы, ему отказывают во входе в школу.
На школьной вахте у сотрудника должен быть список обслуживающего персонала и педагогов школы, администрации и лиц, допущенных к охране ОУ. Школьный охранник отвечает за постороннего, который присутствует на территории учреждения, в его обязанности также входит пресечение драк, контроль за соблюдением школьного устава, требований безопасности учащимися и педагогами. 


Полковник МЧС России Александр Лебедев консультирует по вопросам безопасности

Экологическая безопасность в школе 

Среди всех аспектов безопасности образования в школе особое место занимает экологическая, которая подразумевает соответствие ОУ экологическим требованиям и принципам здоровьесбережения. Нормы СанПина являются стандартами безопасности окружающей детей среды, предотвращая негативное воздействие на детские организмы условий и вредных факторов.

Экологическая безопасность подразумевает:
  • корректную утилизацию пищевых, химических и древесных отходов при условии их разделения;
  • своевременный вывоз мусора;
  • благоустройство хозяйственных зон и озеленение пришкольной территории.
Экологическая безопасность школьников в школе опирается на международное и государственное экологическое право. Для достижения экологической безопасности в образовательных учреждениях учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности приобщают к экологической культуре, поскольку предупреждая разрушение окружающей среды и экологические риски можно предотвратить опасные последствия для здоровья учащихся.  
Для предотвращения негативных последствий для окружающей среды важно своевременно влиять на подростков, учить их любить и защищать природу, достигать гармонии с окружающим миром и самим собой. Педагогам важно не просто передать учащимся информацию, но и помочь сформировать определенные алгоритмы поведения, взгляды, чувства и убеждения. 
Помимо непосредственно учебно-воспитательной деятельности в школьный план работы включают мероприятия, касающиеся защиты окружающей среды:
  • на встречи, беседы, школьные конференции или круглые столы приглашают работников Роспотребнадзора и представителей экологической полиции; 
  • проводятся экологические субботники, уборка территории школы и вырубка засохших и старых зеленых насаждений с последующей высадкой новых;  
  • сооружение скворечников и мероприятия в рамках акции «Помоги пернатому другу»;
  • организуются День экологической культуры и тематические экологические классные часы; 
  • чтят память погибших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся круглые столы на тему рационной безопасности. 

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

«Правила противопожарного режима в РФ» и ФЗ «О пожарной безопасности» регулируют вопросы безопасности в школе в случае пожара, определяя меры профилактики, основные понятия и алгоритм действий при возгорании. Чаще всего возгорания происходят по причине халатного обращения с оборудованием и техническими средствами, потому пожарная безопасность в ОУ должна включать:

  • строгое соблюдение нормативных и законодательных актов, включая предписания пожарных служб;
  • обеспечение учреждения первичными средствами устранения возгорания и своевременная их замена в случае выхода из строя (пожарные водоемы, огнетушители и пожарные щиты);
  • оснащение помещений сигналами тревоги и автоматической пожарной сигнализацией;
  • оборудование эвакуационных выходов, доступов пожарным бригадам и размещение табличек на кабинетах с номерами пожарной охраны;
  • оперативное устранение обнаруженных недостатков.

Помимо этого пожарная безопасность в общеобразовательной школе опирается на комплекс профилактических мер, проведение эвакуационных мероприятий (тренировка обучающихся по реагированию в чрезвычайных ситуациях, разработка инструкций). Ответственные за пожарную безопасность лица контролируют проведение массовых мероприятий и регулярно проверяют состояние отопительных приборов.

Наряду с внутренними особого внимания заслуживает обеспечение безопасности на внешнем периметре и территории школы, для чего размещают соответствующие информационные щиты и таблички, проверяют состояние оконных проемов, наружных пожарных лестниц и источников противопожарного водоснабжения.

Важным элементом системы обеспечения пожарной безопасности обучающихся является пожаробезопасное отношение к себе и окружающим, овладение навыками безопасного поведения при пожаре. Поскольку эффективность обучения опирается на материально-техническую базу и кадровое оснащение, в повседневной работе по обучению и воспитанию у учащихся принципов пожарной безопасности школе следует тесно сотрудничать с соответствующими органами власти в сфере пожарной охраны, социальной защиты и здравоохранения. 
К сожалению, до недавнего времени государство не уделяло достаточного внимания к обучению пожарной безопасности детей в семье, а потому взрослые в рамках системы «Техника безопасности» на предприятиях должны освоить пожаробезопасный образ жизни, чтобы впоследствии привить его своим детям. Потребность в непрерывной подготовке школьников к пожаробезопасной жизни продиктована невысоким общим уровнем пожарной безопасности населения в быту и возникновением новых и развитием существующих социо-технических и социо-энергетических систем. Следовательно, согласно требованиям к безопасности в школе, модель беспрерывного обучения школьников принципам пожарной безопасности способствует решению таких задач:
  • подготовка учащихся к собственной пожаробезопасной жизнедеятельности путем формирования у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения, оказания помощи и действий при пожаре;
  • формирование навыков наблюдения за состоянием окружающей среды и предотвращения пожароопасных ситуаций, а в случае возникновения их — умения выйти из них с наименьшими последствиями для их жизни и здоровья;
  • воспитание дисциплинированности и осознанного выполнения «Правил пожарной безопасности».
В школе организация обучения пожарной безопасности должна включать:
  1. педагогов, владеющих знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения детей данному предмету;
  2. учебно-методическую базу — специальную литературу, учебные пособия, программы, иллюстративные и другие материалы;
  3. учебно-техническую базу — технические средства обучения (макеты, модели, компьютеры, видеотехнику и проекционной оборудование;
  4. специально оборудованные классы и тренировочные площадки. 

Антитеррористическая безопасность в школах

В последнее время в связи с повышением террористической угрозы одним из критериев безопасности образовательных школ является антитеррористическая безопасность. Педагогам и администрации следует принять соответствующие меры, а также ознакомить детей с памяткой поведения в случае террористического акта.

За антитеррористическую безопасность в школе отвечает директор, который координирует и организует совместный с правоохранительными органами контроль за обеспечением безопасности. Приказом директора формируется школьная антитеррористическая комиссия, в которую входят механики, электрики, начальными штаба ГО и заместитель директора школы, а также другие сотрудники, назначенные директором. Члены комиссии:
  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров, проводят инструктаж по антитеррористической безопасности. 
Согласно нормативным документам, безопасность в школах обеспечивается благодаря комплексу организационных и технических мер.
Мера Описание
Охрана школы
Благодаря привлечению лицензированных частных охранных предприятий или вневедомственной охраны обеспечивается:
  • охрана школы, подразумевающая контроль территории участка и школы, предотвращение чрезвычайных ситуаций;
  • организация пропускного режима, предотвращение попадания посторонних лиц на территорию образовательного учреждения;
  • осуществляются ежедневные дежурства, как администрацией, так и самими учащимися — дежурным классом;
  • защита сотрудников и учеников от любых насильственных действий
Укрепление инженерно-технической сферы Для соблюдения требований по безопасности в школах все двери в учреждении должны быть заменены на металлические, оснащенные запорами, а окна — оснащены решетками.
Техническая защита
  • устанавливается сигнал и телефон тревоги на случай террористического акта;
  • система оснащается охранной сигнализацией и камерами видеонаблюдения
Паспорт антитеррористической защищенности  Школы как объекты массового посещения должны разработать Паспорт антитеррористической защищенности — документ, который отражает характер антитеррористической безопасности учреждения, содержит возможные сценарии кризисных ситуаций, слабые и сильные стороны защищенности объекта. 
Противопожарная и электробезопасность
Разрабатывается план эвакуации при возникновении угрозы взрыва или пожара, с которым ознакамливают учащихся и сотрудников, проводятся обучающие мероприятия по гражданской обороне, систематически улучшается материально-техническая база учреждения.
Согласовывая концепцию о мерах безопасности в школе, администрация образовательного учреждения должна:
  1. Сформировать и реализовать план антитеррористической деятельности. 
  2. Ознакомить всех участников образовательного процесса с алгоритмом действий в случае возникновении угрозы терроризма. 
  3. Вести систематическую работу по предупреждению, выявлению и предотвращению террористических угроз.
  4. Выявлять и ликвидировать условия осуществления террористической деятельности. 
Обязательной является работа со школьниками, которых учат действовать в экстремальных ситуациях, оперативно эвакуироваться из здания школы, освоить сознательное отношение к собственной безопасности. Учащиеся должны понимать, что главная цель террористов — захватить или убить как можно больше людей, потому в случае террористического акта нужно быть настороже, но не бояться, поскольку милицию и армию, которые встанут на защиту детей, террористы победить не смогут. Дети должны:
  • точно знать, где находятся аварийные выходы из здания, ближайшие больницы или травмпункты;
  • серьезно относиться к требованиям покинуть помещение; 
  • никогда не принимать подарки, коробки, сумки и пакеты от посторонних людей;
  • не приближаться и не трогать подозрительные вещи и объекты, оставленные в транспорте или общественных местах. 

Информационная безопасность детей в школе

Необходимые меры безопасности в школе затрагивают не только защиту от проникновения или возгорания, но также понятия информационной защиты, для реализации которой педагогам и родителям важно сформировать у школьников привычку использовать интернет-пространство исключительно в образовательных целях, привить представления об интернет-культуре. Понятие информационной безопасности подразумевает защиту детей от причинения вреда их нравственному развитию, психическому, физическому или духовному здоровью информацией, которая распространяется в сети интернет. 

Педагогам важно научить детей распознавать ложную информацию, защищая себя от сетевого негатива и мошенничества, чтобы пресечь участившиеся попытки злоумышленников несанкционированно получать информацию. Тот, кто обеспечивает информационную безопасность в школе, устанавливается контент-фильтры, исключая доступ учеников к сайтам, содержащим порнографию, информацию о наркотиках и суициде, следуя требованиям ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо этого школьным информационным сетям могут угрожать:
  • хищение и вандализм;
  • хакерские атаки и компьютерные вирусы;
  • компьютерное и интернет-мошенничество;
  • разглашение конфиденциальной информации.
Согласно ФГОС, по результатам обучения информационной безопасности у детей должно сформироваться умение использовать средства коммуникационных и информационных технологий для решения когнитивных, организационных и коммуникативных задач. В ходе углубленного изучения курса информатики целью обучения является формирование знаний принципов обеспечения информационной безопасности детей в школе, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств информационных и коммуникационных технологий. 
С развитием ИКТ увеличивается количество угроз, расширяется и усложняется спектр средств обеспечения информационной безопасности, соответственно, увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области информационной безопасности, поэтому целью обучения, помимо социализации, является профильное обучение школьников в области информационной безопасности. Так, осваивая принципы безопасности, дети получают необходимый багаж знаний и навыков:
  • на второй ступени (основная школа) — формирование умений и навыков целесообразного и безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, соблюдение норм информационного права и этики, формирование компетенции в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая освоение основ информационной безопасности учеников;
  • на третьей ступени (старшая школа) — принятие этических аспектов информационных технологий, принятие ответственности людей, вовлеченных в распространение информации и использование информационных систем, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете.
В ходе профильного изучения информатики в старшей школе дети получают навыки принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения безопасного и надежного функционирования средств ИКТ. 

Безопасность в школах

Электробезопасность в школах

Требования к безопасности школы в вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

  • входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;
  • ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;
  • по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;
  • ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;
  • на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихся, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;
  • в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу — резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.

Безопасность труда в школах

Работники образовательного учреждения должны и имеют право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Обязанность работодателя - принимать меры по охране труда, ориентированные на выполнение этих условий. Этого требуют статьи 212 и 219 ТК РФ.

Работодатель несет административную и уголовную ответственность за необеспечение безопасности сотрудников в школе во время исполнения ими трудовых обязанностей.

В комплекс мер по обеспечению охраны труда входят:

  • безопасность работников школы при проведении образовательного процесса;
  • разработка и функционирование системы управления охраной труда;
  • разработка необходимых локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций;
  • режим труда и отдыха работников
  • медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников;
  • непременные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования работников;
  • обучение по охране труда, проверка знаний на предмет охраны труда;
  • обучение навыкам оказания первой помощи;
  • снабжение средствами индивидуальной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • расследование несчастных случаев.

Электробезопасность в школах


Требования к безопасности школы в вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

  • входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;

  • ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;

  • по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;

  • ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;

  • на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихся, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;

  • в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу — резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.

 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.