Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Образец СИПР для детей с умственной отсталостью

  • 14 ноября 2018
  • 15287

С целью реализации положений ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, утвержденных приказом Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 г., принципиально важно обеспечить формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья базовых компетенций, что можно достигнуть посредством персонализации учебной деятельности. СИПР для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью — специальная индивидуальная программа развития, спроектированная с учетом психофизических возможностей конкретного учащегося — позволяет гарантировать последовательное и гармоничное развитие ребенка с особыми потребностями и гарантировать достижение особых образовательных результатов.

Практика организации учебной деятельности согласно СИПР способствует:

  • приобретению школьником с множественными отклонениями развития жизненно важных компетенций;
  • формированию способности к самостоятельному решению повседневных задач;
  • созданию оптимальных условий для накопления положительного социального опыта. 

Почему разработка СИПР целесообразна в условиях вариативности АООП?

С переходом на ФГОС нового поколения, новеллой которого стало закрепление вариативности АООП, обучение детей с умственной отсталостью в общеобразовательной школе стало строиться с учетом актуального психофизического состояния и разработкой СИПР. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены четыре варианта требований к структуре адаптированных образовательных программ:

  1. Ребенок с ОВЗ к концу обучения, реализуемого с применением особых педагогических и организационных методик, полностью достигает стандартных программных результатов в те же сроки, что и дети, не нуждающиеся в создании особых образовательных условий.
  2. Обучающийся достигает образовательных достижений, соответствующих общепринятым стандартам, в пролонгированные сроки. Второй вариант АООП, наравне с первым, преимущественно актуален для слабовидящих, слабослышащих и позднооглохших детей, школьников с НОДА.
  3. Учащийся, имеющий дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения достигает результатов, показатели которых не могут быть соотнесены с содержанием типовых образовательных достижений. Работа по третьему варианту АООП целесообразна со слепыми, глухими детьми, обучающимися, имеющими легкую умственную отсталость. Школьник с ОВЗ, страдающий от множественных патологий развития, в границах пролонгированных сроков получает образование, показатели которого не могут быть соотнесены с итоговыми достижениями сверстников.

Исходя из вышесказанного, обучение детей с интеллектуальной дисфункцией умеренной, тяжелой или глубокой формы выраженности может строиться исключительно на основе четвертого (или частично третьего, если это соответствует выводам ПМПК) вариантов АООП, содержание которых, вместе с тем, не в полной мере соответствует потребностям конкретного ребенка. В свете этого составление СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью, обучающихся на дому, позволяет наиболее полно обеспечить максимальную индивидуализацию обучения, особенно если речь идет о школьнике с множественными патологиями развития.

Консультирует Александра Фокина, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466, к. психол. н.

Что такое СИПР для детей с умственной отсталостью?

Для детей с умственной отсталостью характерны проявления замкнутости, отчужденности, неготовности идти на контакт, а также признаки скрытой агрессии. Ввиду коммуникативной дисфункции, обусловленной поражениями головного мозга, таким детям сложно заявлять о своих потребностях и желаниях, что приводит к повышенной эмоциональной истощаемости, неспособности к социальной адаптации. Оценивания совокупность регулятивных, коммуникативных и регулятивных нарушений, специалисты из ПМПК рекомендуют организацию обучающихся с умственной отсталостью по одному из двух вариантов СИПР:

  • Вариант 1 — программы для школьников со слабо выраженной интеллектуальной отсталостью, работа по которым возможна при условии отсутствия в анамнезе других патологий развития.
  • Вариант 2 — программы, разработанные для учащихся с умеренной, глубокой или тяжелой формой умственной отсталости, либо для детей, страдающий от интеллектуальной дисфункции на фоне других ограниченных возможностей здоровья.

Обучение детей с множественными нарушениями развития возможно только по СИПР. Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что СИПР для детей с умственной отсталостью, скачать которую можно по ссылке, представляет собой разработку, нацеленную на решение комплекса коррекционно-развивающих, образовательных, воспитательных и организационных задач через формирование жизненно необходимых компетенций, создание предпосылок для самостоятельной деятельности и социальной адаптации в будущем.

Как составить СИПР для детей с умственной отсталостью

Своеобразие психофизического развития детей с интеллектуальной дисфункцией разной степени выраженности определяет специфику их образовательных потребностей, которые должны быть в полной мере отражены в специальной индивидуально программе развития.

Вопрос о том, как составить СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью, возникает уже на этапе приема в образовательную организацию обучающегося с множественными патологиями развития. Зачисление ребенка с особыми образовательными потребностями в ОУ, реализующую соответствующие варианты АООП, осуществляется на основании заявления родителей, рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации (актуально для детей с инвалидностью). Вместе с тем создание специальных образовательных условий и проектирование СИПР не может быть выполнено исключительно на основании этих данных, что и обуславливает право образовательной организации запрашивать дополнительные выписки и документации (если такие имеются), позволяющие составить наиболее полное представление о типичном поведении и образовательных потребностях ребенка с интеллектуальной дисфункцией.

Разработка СИПР для умственно отсталых школьников осуществляется на основании варианта АООП, соответствующего рекомендациям ПМПК. Программа составляется на ограниченный период времени (как правило, на один год) всеми специалистами, которые будут принимать участие в ее реализации — ответственными педагогами при участии школьного логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога, медицинского работника и, наконец, родителями учащегося.

Структура СИПР для умственно отсталых детей по ФГОС

Разделы Содержание
Общие сведения. Персональные сведения о ребенка и его родителях.
Пояснительная записка. Краткое описание программной разработки с обоснованием выбранной организационно-педагогической модели. 
Характеристика обучающегося с умственной отсталостью.

Характеристика составляется в начале или конце учебного года, включает следующие данные:

  1. Сведения о семье (социально-бытовые условия, внутрисемейные отношения).
  2. Показатели психофизического здоровья, коммуникативного, двигательного и сенсорного развития — ключевые показатели, определяющие содержание СИПР на ребенка с умеренной, глубокой или тяжелой умственной отсталостью.
  3. Описание поведенческих и эмоциональных реакций.
  4. Уровень сформированности познавательных процессов — внимание, памяти, восприятия.
  5. Показатели экспрессивной и импрессивной речи.
  6. Сформированность социально значимых навыков — способности к коммуникации, игровой деятельности, уровень представлений об окружающем мире, математических представлений, способность к ведению предметно-практической деятельности.
  7. Потребность в уходе и присмотре (при осуществлении гигиенических процедур, приеме пищи, одевании-раздевании), в том числе с целью предупреждения опасных и деструктивных ситуаций.
Индивидуальный учебный план.  ИУП отражает учебные предметы, коррекционно-развивающие занятия, внеурочную деятельность, соответствующую уровню актуального развития школьника. На основании этого устанавливается объем недельной образовательной нагрузки.
Содержание образовательной программы.  Этот раздел включаются все обучающие курсы и учебные предметы, а также прогнозируемые успехи учащегося. Изменения в СИПР могут вноситься по итогам текущих или промежуточных аттестаций. Учебные задачи ставятся сроком на год, затем экспертная группа оценивает успехи учащегося и вносит соответствующие корректировки как в сам СИПР, так и рабочую программу учителя-дефектолога в школе по ФГОС для детей с УО.
Условия реализации СИПР. Для реализации образовательной деятельности может потребоваться комплекс мер, направленных на обеспечение хозяйственно-бытового обслуживания ребенка с умственной отсталостью, а также ряд материалов (подгузники, одноразовые перчатки, мыло, полотенца, влажные салфетки и т.д.). В случае невозможности школьника самостоятельно передвигаться, учебное учреждение составляет график деятельности и закрепляет за учеником работника, который будет сопровождать его в процессе обучения.
Перечень специалистов, ответственный за разработку и реализацию СИПР.  В данный перечень следует включить психолога, логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, медработников и ответственных учителей. 
Программа сотрудничества специалистов школы с родителями или законными представителями ребенка.

В эту программу включаются:

  • консультации по вопросам психолого-педагогической помощи ученику;
  • участие родственников в разработке специальной программы;
  • согласование единых подходов к воспитанию и развитию ребенка с УО в условиях дома и школы;
  • создание предметно-развивающей среды в домашних условиях;
  • общение родителей со специалистами посредством телефона, интернета.
Перечень тематических средств общего и индивидуального назначения.

В СИПР для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью могут быть включены следующие технические средства:

  • подъемник, вертикализатор;
  • ортопедическое кресло, кресло-коляска;
  • игрушки со звуковыми и световыми эффектами;
  • гимнастический мяч, коврики;
  • средства для фиксации конечностей и головы.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Перечень оценочных показателей, применение которых показано не реже одного раза в полугодие.

Примерная СИПР для детей с умственной отсталостью

Работа по созданию и реализации специальных индивидуальных программ развития во многих школах традиционно осуществляется в несколько этапов. В свете этого особенно важно выделить порядок проектирования СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью, изучающих программу 1 класса на дому ввиду важности разработки эффективной системы, которая позволит первокласснику с интеллектуальной дисфункцией последовательно развивать жизненно необходимые компетенции из года в год.

В рамках подготовки к очередному учебному году, в конце августа, целесообразно осуществить сбор сведений о детях, нуждающихся в создании особых образовательных условий из-за множественных нарушений развития. В первые недели сентября проводиться заседание консилиума специалистов, в ходе которого профильные педагоги совместно с медперсоналом, логопедом, психологом выполняют разработку индивидуальных учебных планов и последующее проектирование СИПР на основе выбранного варианта АООП. Если в числе рассмотренных случаев удалось выделить учеников со схожими образовательными целями, школа может сформировать группу, работающих, например, по СИПР для 1 класса для детей с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) в составе мини-групп.

Пример учебной нагрузки для первоклассника с умственной отсталостью

Ввиду того, что в числе детей с интеллектуальной отсталостью умеренной, тяжелой и глубокой степени выраженности выделяют три типологические группы —

  • дети, не способные передвигаться самостоятельно из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата и нуждающиеся в физической помощи взрослых;
  • дети с выраженными поведенческими проблемами, для которых характерна самоагрессия, стереотипия, крикливость (нуждаются в постоянном сопровождении);
  • дети, страдающие от сенсорных нарушений, приступов эпилепсии, соматических проявлений, обуславливающих необходимость создания специальных образовательных условий —

при комплектовании мини-групп в коррекционный класс допускается включать не более 2 учеников из первой группы, 1 ученика — из второй и 2-3 обучающихся из третий. При условии увеличения количества учеников 1 класса, осваивающих 2 вариант СИПР для умственно отсталых, число вспомогательного персонала следует увеличить из расчета не менее 4 сопровождающих на группу из 10 детей.

Возвращаясь к этапам реализации специальной индивидуальной программы развития, следует отметить, что непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая согласно программной разработке ведется с сентября по декабрь, после чего осуществляет диагностика успешности, при необходимости — корректировка программы. С января по май педагогическая деятельность продолжается с обязательной контрольным оцениванием достижений в конце учебного года и разработкой рекомендаций по составлению СИПР для детей с легкой или тяжелой умственной отсталостью, которые будут изучать программу 2 класса на дому или в школе.

Следует отметить, что персональное оценивание детей с интеллектуальной дисфункцией осуществляется посредством применения описательных оценок, отражающих показатели освоения СИПР. Целесообразно отдельно оценивать успешность освоения содержания программного курса, показатели учебного прогресса по каждому отдельному предмету, а также личностные результаты образовательной работы. Анализируя учебные достижения ребенка с умственной отсталостью, целесообразно применять качественные критерии, например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по алгоритму», «действие не выполняет» и прочие показатели оценочных действий.

Организация внеурочной деятельности по СИПР и сотрудничество с родителями

При разработке СИПР — специальной индивидуальной программы развития — для детей с умственной отсталостью стоит предварительно утончить, какие внеурочные занятия сможет посещать учащийся в сопровождении родителей или тьютора. Участие школьников с интеллектуальной дисфункцией во внеурочной работе является добровольной инициативой, но школа обязана обеспечить возможность посещения занятий с учетом интересов учащихся и запросов родителей. При этом ребенок с особыми образовательными потребностями может быть как участником внеурочной активности, так и наблюдателем.

Детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется привлекать ко внеурочным занятиям ручному труду, участие в которых позволяет скорректировать ручную моторику, создать предпосылки для самостоятельной трудовой деятельности в будущем. Если школьники с тяжелой интеллектуальной дисфункцией по каким-то причинам не готовы или не могут посещать дополнительные занятия, можно приглашать на них родителей, которые, овладев приемами трудовой работы, смогут обучить их ребенку в непринужденной домашней обстановке.

Мероприятия по внеурочной деятельности для детей с умственной отсталостью

Выполнение положений СИПР для детей с умеренной, тяжелой или глубокой формой умственной отсталости не может быть эффективной без систематического взаимодействия педагогов с семьей учащегося. Чтобы обеспечить реализацию права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование, педагогам следует не только оценить ресурсный потенциал семьи через личное знакомство и изучение внутрисемейных отношений, но и способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Этого можно добиться посредством регулярной организации индивидуальных бесед, проведения тематических консультаций, домашним визитированием, информированием о программах целевой государственной поддержки.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.