СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью

407

Что такое СИПР и для чего она используется

Федеральный государственный образовательный стандарт в начальном общем образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и умственной отсталостью (УО) был введен 1 сентября 2016 года. Учащиеся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР), а также с интеллектуальными нарушениями в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которые не могут пройти общую учебную программу или испытывают большие трудности в ее освоении, получают образование на основании адаптированной основной образовательной программы. На основании АООП учебное заведение разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), которая должна учитывать особенности конкретного ученика с УО и его образовательные потребности.

Цель создания и реализации данной программы заключается в

  • приобретении учащимся максимально возможной самостоятельности в решении ежедневных задач;
  • обеспечении включения учащегося в общество на основании поэтапного индивидуального планомерного расширения опыта;
  • увеличении повседневных контактов, благоприятствующих социализации индивидуума.

Специальную индивидуальную программу развития (СИПР) разрабатывают сроком на один год, в процессе создания участвуют специалисты, которые занимаются с ребенком, а также его родители.

Группы детей, которым требуется СИПР

В 1991 году появилась классификация детей, которые нуждаются в индивидуальной программе (предложена В.А. Лапшиным и Б. П. Пузановым). Согласно ей, выделяют группы детей со следующими нарушениями:

  1. зрения (слабовидящие или слепые);
  2. слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие);
  3. речи (т.н. логопаты);
  4. опорно-двигательного аппарата;
  5. психического развития;
  6. поведения и общения;
  7. с умственной отсталостью.

Наличие у ребенка ТМНР подразумевает сочетание нескольких видов отклонений (слепоглухонемые, слепые с УО, глухие с УО и т.д.). Часто в таком случае СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью предполагает обучение на дому.

Когда речь идет о детях с умственной отсталостью, принято использовать международную классификацию, которая выделяет четыре степени УО по степени развития интеллекта:

  • IQ 50-69 пунктов – легкая дебильность;
  • IQ 35-49 пунктов – умеренная имбецильность;
  • IQ 20-34 пунктов – тяжелая имбецильность;
  • IQ ниже 20 пунктов – глубокая идиотия.

На сегодняшний день нет единых стандартов определения IQ, и данная шкала вызывает споры при IQ ниже 50. Тем не менее сочетание диагностики для определения социальных компетенций с тестами на уровень интеллекта в данный момент дают более или менее объективную картину умственного развития ребенка с ОВЗ. Определением степени отставания в развитии занимается психолого-медико-педагогическая комиссия, которая, в свою очередь дает рекомендации учебному заведению для разработки СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью.

Образец подготовки специальной индивидуальнрй программы развития (СИПР)

Работа по созданию СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью в группе или на дому начинается с момента принятия учащегося в образовательное учреждение и оценки уровня его развития. Специалисты, которые будут работать с ребенком, должны познакомиться с его родителями или законными представителями, произвести внутришкольное психолого-педагогическое исследование с целью определения особенностей создания СИПР и ее последующей реализации. В работе должен участвовать каждый специалист, который будет контактировать с учащимся (классный руководитель, преподаватель физической культуры, музыкальный педагог, логопед, психолог, дефектолог и т.д.).

В процессе обследования должна быть проведена беседа с ребенком и созданы условия для наблюдения за поведением учащегося. Полученные данные анализируются и применяются для конструирования индивидуального образовательного маршрута, СИПР для детей с умственной отсталостью, начиная с 1 класса.

Результаты обследования должны быть отражены и закреплены протоколом, результаты обсуждаются вместе с родителями или законными представителями учащегося. Оценка специалистов должна выглядеть как характеристика описательной формы, на ее основании будет разрабатываться СИПР для учащегося с УО или ОВЗ.

Структура СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью и ее образец

Структура специальной программы развития регулируется п. 2.9.1 приложения ФГОС и обязана включать в себя строго предопределенные компоненты:

  1. общие сведения;
  2. пояснительная записка;
  3. характеристика ребенка;
  4. индивидуальный учебный план с почасовой разбивкой;
  5. содержание образования;
  6. условия, необходимые для реализации программы;
  7. состав школьной комиссии, составляющей СИПР;
  8. особенности взаимодействия с семьей ученика;
  9. перечень необходимых материально-технических ресурсов;
  10. сведения об успешности прохождения СИПР ребенком с ОВЗ.

В “шапке” СИПР указываются персональные данные ребенка и его родителей (законных представителей), ступень обучения и группа. Ниже дается пояснительная записка, в которой описываются условия воспитания и образования ребенка в семье, то, как к его образованию относятся родственники, а также результаты ПМПК.

Важный пункт – характеристика ребенка. Она составляется по результатам обследования, которое проводилось специалистами учебного заведения (внутришкольным психолого-медико-педагогическим консилиумом). Характеристика составляется без общих фраз и обязательно отражает следующие моменты:

  • сведения о семье, о социально-бытовых условиях внутри нее, отношениях между ребенком и родителями, их отношении к учащемуся;
  • заключение комиссии;
  • характеристика реакций ребенка;
  • особенности мышления, восприятия, памяти, внимания;
  • уровень развития экспрессивной и импрессивной речи;
  •  наличие социально значимых умений и навыков;
  • необходимость в особом уходе и присмотре;
  • итоги характеристики, приоритетные области образования, необходимые учебные предметы и коррекционные занятия в условиях школы или при условии домашнего обучения.

Далее - составляется индивидуальный учебный план, в который включаются необходимые учебные предметы, определяется почасовая нагрузка на обучающегося. Курсы и предметы выбираются из общего плана АООП и должны учитывать индивидуальные особенности ребенка с ОВЗ. СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью может включать курсы сенсорного и двигательного развития, коррекционно-развивающие занятия. Если ребенок испытывает сложности при адаптации к условиям группового обучения, нагрузка должна указываться в индивидуальном учебном плане и отражаться в расписании уроков.

Следующий пункт, необходимый в программе СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью – содержание образовательной программы. В этот раздел включаются все обучающие курсы и учебные предметы, а также прогнозируемые успехи учащегося. Изменения в СИПР могут вноситься по итогам текущих или промежуточных аттестаций. Учебные задачи ставятся сроком на год, затем экспертная группа оценивает успехи учащегося и вносит соответствующие корректировки. Если, например, выделяются ученики с похожими образовательными целями, школа может сформировать группу учащихся по одной программе, начиная уже с с 1-го класса.

После содержания программы прописываются условия реализации плана и необходимость учащегося в уходе. В случае невозможности ребенка самостоятельно передвигаться, учебное учреждение составляет график деятельности и закрепляет за учеником работника, который будет сопровождать его в процессе обучения, а также указывает в документации перечень необходимых средств и материалов.

В случае создания СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью список необходимых материалов может включать:

  • одноразовые перчатки,
  • подгузники,
  • нагрудники,
  • мыло,
  • полотенца,
  • детский крем,
  • влажные салфетки и т.д.

Следующим пунктом программы СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью является внеурочная деятельность. Это могут быть фестивали, конкурсы, выставки, соревнования и праздники, которые проводят за рамками учебной деятельности. Такие виды активности проводятся преимущественно групповым методом и направлена на обучение детей с ОВЗ и УО социальным взаимодействиям. Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием, она может реализовываться не только во второй половине дня, но и в праздничные и выходные дни (пример: поездка в другой город на экскурсию).

Необходимо указать всех специалистов, которые принимали участие в разработке программы СИПР для детей с тяжелой умственной отсталостью (медицинские работники, педагогический состав и социальные работники). Как правило, в перечень попадает учитель предмета или класса, логопед, дефектолог, психолог и другие.

Скачать образец СИПР для детей с умеренной умственной отсталостью
Скачать в .docx

Важным пунктом является программа сотрудничества специалистов школы с родителями или законными представителями ребенка. В эту программу включаются:

  • консультации по вопросам психолого-педагогической помощи ученику;
  • участие родственников в разработке специальной программы;
  • согласование единых подходов к воспитанию и развитию ребенка с УО в условиях дома и школы;
  • создание предметно-развивающей среды в домашних условиях;
  • общение родителей со специалистами посредством телефона, интернета и т.д.

В структуру СИПР необходимо включить перечень технических средств, которые будут использованы для организации обучения. К ним относятся техсредства общего и индивидуального назначения, дидактические материалы, средства индивидуальной реабилитации и т.д.

К примеру, в СИПР для детей с умеренной или тяжелой умственной отсталостью могут быть перечислены:

  • подъемник,
  • ортопедическое кресло,
  • душевая каталка,
  • кресло-коляска,
  • вертикализатор,
  • игрушки со звуковыми и световыми эффектами,
  • гимнастический мяч,
  • коврики,
  • средства для фиксации конечностей и головы,
  • приспособления для придания сидячего, лежачего положения и пр.

Скачать образец СИПР для умственно отсталых детей и статусом "ребенок-инвалид"
Скачать в .pdf

Последним пунктом является перечень средств мониторинга и оценки успехов учащегося. Мониторинг осуществляется один раз в полугодие экспертной группой. Результатом такой работы должна стать подробная характеристика, на основании которой будет производиться составление СИПР на следующий год. В конце первого полугодия на основании заключения экспертной группы могут быть внесены изменения в специальную индивидуальную программу развития обучающегося. Результаты работы группы должны оцениваться педсоветом, а программа развития – утверждаться приказом руководителя.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль