Внешняя и внутренняя система оценки качества образования

333

Что представляет собой внешняя и внутренняя система оценки качества образования

Под качеством образования понимают характеристику образовательной системы, которая определяет степень соответствия результатов в образовании принятым нормативным требованиям, а также личностным и социальным ожиданиям. Это определение сформулировано экспертами в области оценки качества образования и является актуальным. Качественное образование позволяет обеспечить лучшие стартовые позиции каждого учащегося, что в итоге позволит стать ему успешным.

Критерием высокого качества образовательной системы является мера, в которой наименее обеспеченные люди имеют возможность преуспеть. Во время оценивания системы образования происходит сбор данных о том, что учащиеся действительно знают и умеют. Благодаря этому, появляется возможность понять, что именно нужно совершенствовать в образовательном процессе. 

Оценка качества образования в школе дает объективную характеристику:

  • образовательным достижениям учеников;
  • эффективности образовательного процесса в учебном учреждении;
  • эффективности всей образовательной системы России и ее территориальных подсистем.

Регламентируется система оценки качества образования (СОКО) Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Виды школьной оценки качества образования

Система оценки качества образования должна в полной мере отображать учебный процесс и образовательные успехи учащихся. Школьная система оценки включает в себя две составляющие:

  • внешняя оценка – осуществляется внешними по отношению к учебному заведению службами, выполняется она при помощи ОГЭ и ЕГЭ, мониторинговых исследований муниципального, федерального и регионального уровня;
  • внутреннюю оценку – осуществляется самой школой, т.е. самооценка своей деятельности педагогами, учениками, администрацией.

Внешняя оценка качества образования осуществляется государством, производством, обществом и личностью. Заинтересованность государства в оценке качества предоставляемого образования заключается в ответственности за реализацию конституционных прав граждан, стабильность и конкурентоспособность экономики РФ, а также потребности народа, которые связаны с образованием.

Оценка образовательной системы опроизводством на сегодняшний день не формализована, этот процесс находится на стадии развития благодаря социальному партнерству с предприятиями, союзами работодателей и т.д. принципиальным критерием в этом случае является удовлетворенность качеством знаний выпускников, а также соотношением количества выпускников и полученного ими образования (начального, среднего, высшего, профессионального).

Оценка обществом заключается в учете образованности населения, в том числе профессиональной, доступностью образования любого уровня каждому жителю, а также влияние образования на уровень занятости населения, уровень правонарушений, развитие общества, уровень ВВП и т.д. Успешное развитие системы образования возможно лишь при участии населения, работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества.

Оценка личностью заключается в уровне удовлетворенности получаемым образованием в учебных учреждениях, условиями образования – комфортностью, безопасностью и др. Немаловажным критерием в этом случае является и повышение уровня обеспеченности и социального статуса человека, получившего образование.

Внутренняя система качества образования в школе базируется на трех составляющих учебного процесса – учащиеся (школьники), “учащие” (педагоги, учителя) и ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, финансовое, учебно-методическое, информационное). Внутренняя оценка осуществляется благодаря:

  • самооценке учащихся и обучающих (прививается посредством разработки подходящего научно-методического обеспечения);
  • внутреннему мониторингу (сюда относится оценка качества преподавания, учебников и иных используемых материалов, объективность оценивания, состояние помещений, в которых ведется обучение, и т.д.);
  • оценке учебных программ;
  • самооценке учебного учреждения;
  • оценке учебного учреждения со стороны органа управления образованием;
  • оценке индивидуальных достижений школьников (выполняется благодаря государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации в рамках школы);
  • оценке деятельности педагогического состава;
  • оценке деятельности органов управления образованием (оценивается лишь администрацией региона или правительством России).

Таким образом, отвечая на вопрос о том, что такое оценка качества образования, можно сказать, что она является инструментом для развития образовательной системы и повышения качества получаемых школьниками знаний.

Цели и задачи системы оценки качества образования

Целью школьной системы оценки является создание эффективной системы получения и распространения данных о состоянии образования в учебном учреждении, которые должны быть доступны всем участникам образовательного процесса и обществу. Кроме того, СОКО направлена на получение данных о состоянии образования, тенденциях перемен, а также причинах, которые влияют на его уровень.

Перечень задач системы оценки качества образования следующий:

  • создание и внедрение успешной системы контроля, оценивания и анализа успехов школьников в учебе;
  • обеспечение доступности качественного образования каждому гражданину;
  • оценка учебного процесса и условий его организации;
  • оценивание эффективности применяемых для реализации обучения программ и методик;
  • оценивание и изучение качества образования в школе с целью прогнозирования рейтинга, который будет присвоен государством после аккредитации;
  • повышение уровня знаний педагогического состава;
  • определения уровня педагогов и размера стимулирующей прибавки к зарплате;
  • привлечение инновационных процессов повышения уровня образования.

За основу СОКО берутся принципы традиционности и полноты образования в школе, систематичности и достоверности предоставляемой информации, открытости и прозрачности условий оценивания уровня качества обучения, а также соблюдения морально-этнических норм.

Проектирование и структура внутренней системы оценки качества образования в школе

Составляющие оценки качества

Цель

Оцениваемый объект

Оцениваемый субъект

Результаты

Управление школой

Создание подходящих условий для выполнения задач и достижения целей всеми участниками учебного процесса

Структура системы управления, методов управленческой деятельности, профессиональной компетенции управленцев

Внутренняя и внешняя экспертизы, наблюдение, проведение анкетирования, самоанализ

Выявление сильных и слабых сторон для дальнейшего развития системы образования в школе и выбора подходящей тактики

Процесс образования

Обеспечение максимально подходящих условий для реализации учебного процесса

Занятия, внеурочные мероприятия, экспериментальная и методическая работа, здоровье педагогов

Контроль внутри школы, анализ работы метод. объединений, творческих групп

Корректировка и создание целей организационной и методической работы

Результаты процесса образования

Предоставление достоверных результатов и информации о динамике процесса образования. Удовлетворение запросов опекунов или родителей школьников, потребности в образовании самих детей

Перемены в обученности школьников, развития личности, приобретения компетенций, готовность продолжать обучение, состояние здоровья, уровень доверия к учителю, отношение с близкими, одноклассниками, отношение к окружающему миру

Беседы с родителями или опекунами, анкетирование, тестирование, интервью, контрольные среды, наблюдение, мед. обследование

Создание учебных и воспитательных целей, планирование и изменение методической работы

Условия организации учебного процесса

Создание оптимальных условий для реализации учебного процесса

Доступность образования, используемые методики, техника, материалы, инфраструктура, содержание образования, формы обучения

Анализ школьной программы, учебно-методического комплекта, анкетирование, открытые уроки, беседы, мастер-классы, наставничество, повышение квалификации, аттестация

Планировка и изменение образовательных программ, учебно-методических комплектов, оценка школьного контроля и иных видов деятельности управленцев, повышение уровня компетентности педагогов

Скачать структуру школьной системы оценки качества образования в школе
Скачать в .docx

Что представляет собой общероссийская система оценки качества образования

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) призвана совершенствовать образовательную систему РФ, а также обеспечивать полную доступность и достоверность информации о состоянии системы обучения на разных уровнях и тенденциях ее развития. Под этой системой принято понимать совокупность норм и правил, функциональных и организационных структур, которые обеспечивают единую оценку полученных школьниками знаний, эффективность работы всех учреждений образования, а также качества программ обучения с учетом запросов потребителей.

ОСОКО должна решать такие задачи:

  • объективный и справедливый прием в образовательные учреждения;
  • формирование единого учебного пространства;
  • информирование потребителей образовательных услуг для принятия решений касаемо трудоустройства или продолжения образования;
  • принятие органами управления образованием решений касаемо повышения качества обучения;
  • создание и реализация системы повышения квалификации специалистов в сфере педагогических измерений и оценки качества обучения в России.

Большая роль отводится усовершенствованию системы оценки образовательных успехов учащихся.

Федеральные требования к внутренней и внешней оценке качества образования в школе

Федеральные требования к оценке качества образования изложены в Законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно законодательству, содержание обучающего процесса в учебной организации должно регулироваться ее основной образовательной программой. Такая программа создается и утверждается школой самостоятельно. Требования к структуре программы предполагают присутствие в ней оценочного модуля.

Также в каждой школе должна действовать собственная система оценки качества обучения, порядок которой должен определяться локальным актом самого учреждения. Критерии не должны противоречить деятельности самой организации, которая занимается самооценкой. 

При внешней оценке качества образования в образовательных учреждениях должна использоваться общедоступная информация о школе. Таким образом, школа должна учитывать, что размещаемая в открытом доступе информация об оценивании знаний учеников и другие характеристики могут использоваться для независимой оценки качества образования.

Стоит знать, на федеральном уровне различается контроль и оценка. В соответствии с письмом Рособрнадзора от 16 июля 2012 г. № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях» контролем считается деятельность, которая направлена на оценку знаний учеников, качество подготовки выпускников и соответствие уровня их знаний государственным стандартам.  Оценка качества не отменяет внутришкольный контроль, а лишь  дополняет его либо же выступает одним из его инструментов.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль