Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Карта урока по ФГОС

  • 28 октября 2017
  • 3

Что представляет собой технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта являет собой графическую вариацию традиционного плана-конспекта урока и регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Требование к созданию такой документации основывается на том, что таким образом будут тщательнее проработаны все стадии урока, вследствие чего оценивать и проверять знания детей в конце занятия будет в разы проще. На самом деле, технологические карты появились не сегодня, однако обязательным их составление перед уроком стало сравнительно недавно.

Технологическая карта урока по ФГОС позволяет сделать проект урока и законспектировать его в графическом виде. В этом случае учитель может быть структурирован по тем параметрам, которые выбирает учитель, поэтому в карте отображаются:

  • этапы урока;
  • основные цели;
  • содержание учебного материала;
  • используемые методы;
  • приемы и формы работы.

Создается технологическая карта урока в форме таблицы. В основе такой таблицы лежат известные методы «мозговой штурм» и «ментальные карты».

На сегодняшний день технологическая карта представляет собой достаточно новый метод конспектирования занятия. Ей присущ целый ряд специфических свойств, к которым относится структурированность, интерактивность, обобщенность, высокая технологичность, алгоритмичность в работе с новой информацией. Все способы создания технологической карты направлены на то, чтобы максимально схематизировать деятельность ученика и педагога на уроке.

Что такое технологическая карта урока по ФГОС: структура документа

Любой план-конспект урока, вне зависимости от формы, должен иметь четкую структуру. То же самое касается и технологических карт. Каждая карта начинается с шапки, которая похожа на шапку к традиционному плану-конспекту. За этим  следует таблица, в которой  указываются основные содержательные элементы, которые разбиты по этапам.

После содержания урока могут располагаться дополнительные материалы. К ним относятся тесты и решения задач, применяемые во время урока схемы или таблицы.

Скачать опорную таблицу, используемую в качестве образца технологической карты урока по ФГОС>>

Основные этапы, описываемые в картах

Информация в технологической карте должна быть детальной. Нужно расписать такие этапы занятия:

  • организация класса;
  • проверка домашнего задания;
  • актуализация знаний учеников;
  • изучение нового материала;
  • первичная проверка;
  • закрепление;
  • применение знаний на практике;
  • обобщение и систематизация;
  • домашнее задание;
  • итоги урока.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС можно объединять некоторые этапы урока с целью экономии времени. Иногда определенные пункты допустимо и вовсе пропускать. К примеру, в некоторых случаях целесообразно пропустить этап проверки изученного материала или закрепления знаний. Так может случиться в том случае, если весь урок педагог планирует посвятить просмотру фильма или экранизации романа и т.д.

Но, тем не менее, каким бы ни был тип урока, обязательными являются организационный момент, подготовка к изучению нового материала, основной этап, рефлексия и подведение итогов. Составление технологической карты позволяет заранее определиться  с тем, какой будет деятельность учеников на уроке – групповой, индивидуальной и т.д.

Как составить технологическую карту урока по ФГОС

Во время составления карты необходимо отметить все операции и их составные части, а также подробно расписать работу учеников на уроке и их взаимодействие с педагогом. В этом случае можно будет убрать те задания, которые для учеников окажутся слишком сложными, а также не будут иметь должного эффекта. Также получится максимально грамотно распределить материал между этапами занятия, благодаря этому педагогу не придется думать о том, что дети справятся с заданиями слишком рано или не успеют закончить их до конца урока.

По-настоящему полезная технологическая карта урока по ФГОС, образец которой приведен ниже, должна создаваться педагогом в процессе выполнения таких действий:

  • определение темы занятия, ее место среди других в разделе;
  • определение вида урока;
  • формирование триединой цели;
  • выделение этапов урока;
  • формирование целей каждого этапа занятия;
  • определение желаемых целей;
  • выбор наиболее подходящих методов реализации и форм работы;
  • выбор подходящего материала;
  • определение видов работы учеников и педагога на каждом из этапов занятия.

Составление технологической карты урока по ФГОС требует от учителя большого мастерства. Педагог должен в совершенстве владеть конструктивно-планирующими умениями, знать цели и задачи предмета и учебного курса, уметь ориентироваться в методкомплектах по предмету. Помимо всего прочего учителю нужно понимать особенности обучения текущей возрастной группы, знать условия обучения, учитывать общий уровень развития учеников.

Скачать образец технологической карты урока по ФГОС>>

Работа учителя и учеников согласно технологической карте

Основная особенность карты – то, что учитель заранее должен продумать, чем будут заниматься дети на каждом этапе урока. При этом графический план-конспект урока будет составляться по одному и тому же общепринятому образцу.

В технологической карте учебного занятия по ФГОС должны указываться все формы работы учителя. Можно использовать общепринятые фразы, к примеру:

  • проверка готовности учеников к уроку
  • озвучивание темы и целей занятия;
  • формулирование проблем;
  • создание эмоциональной атмосферы;
  • постановка задач;
  • контроль работы учеников;
  • раздача заданий;
  • организация само- и взаимоконтроля;
  • диалог с учениками;
  • оценка успехов учащихся;
  • рассказ учителя;
  • выводы урока и пр.

Точно так же должны указываться виды работы учеников. К ним может относиться работа с тетрадью, чтение, комментирование, приведение примеров, написание диктанта, осмысливание главного, анализ ситуации, ответы на вопросы учителя, работа с раздаточными карточками, формулирование своего мнения, само- и взаимоконтроль, осмысливание и озвучивание своего мнения и пр.

Основные формы организации учебной деятельности 

В одном из столбцов таблицы, которая есть в любой технологической карте, должны указываться основные формы организации учебных действий. В эффективном графическом конспекте этот пункт должен указываться в обязательном порядке. Схема технологической карты урока по ФГОС приведена ниже.

В технологической карте можно выделить фронтальную работу (работа всего класса вместе), индивидуальную (например, с раздаточными карточками), а также работу в парах или группах. Группы учеников могут быть большими или малыми в зависимости от эффективности метода.

Создание технологических карт позволяет определить возможность реализации межпредметных знаний, освободить место для творчества учеников и выбрать оптимальную последовательность работы учеников и педагога на уроке. Все это в конечном итоге приводит к повышению качества получаемых детьми знаний в общеобразовательной школе.

Пример технологической карты урока по ФГОС

Основные этапы урока

Формы педагогического взаимодействия

Цель этапа

Задача педагога

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Постановка задач

Создать проблемную ситуацию и зафиксировать новую учебную задачу

Создает условия для погружения в проблемную ситуацию

Пытаются решить проблему известными методами и фиксируют ее

Строят понятные собеседнику выражения и слушают рассказ педагога

Осознают проблему и пытаются найти способ достижения целей

2. Общее исследование проблемы

Найти решение проблемы

Организация устного коллективного обсуждения поставленной задачи. Фиксация гипотез, которые выдвигают ученики и их обсуждение

Анализируют и доказывают свою точку зрения, приводя аргументы

Осознанное построение выражений для выражения своей точки зрения, рефлексия своих действий

Исследуют учебную задачу и обсуждают пути ее решения

Скачать пример технологической карты по ФГОС>>

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.