Госстандарт по профессии педагог-психолог

150

С 1 января 2017 года вступил в силу новый профстандарт педагога-психолога. Этот документ призван обеспечить должное психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса путем создания четких требований к квалификации и определения основных функций работников психологической службы школ.

Госстандарт по профессии педагог-психолог утвержден приказом Министерства труда РФ от 24.07.2015 года N 514н. Пока он является рекомендательным документом и вступит в силу окончательно с 1 января 2020 года. С этой даты он станет обязательным для всех педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях России.

Что собой представляет профессиональный стандарт педагога-психолога?

В профстандарте закрепляются основные требования к педагогу-психологу, даются общие сведения о должности, перечисляются основные трудовые обязанности. Утвержденный стандарт является рамочным документом. Он может дополняться, исходя из условий работы конкретной образовательной организации, и должен быть зафиксирован в локальных документах, которые регламентируют:

  • подбор и расстановку специалистов;
  • закрепление функций за сотрудниками психологической службы;
  • реализацию права работников на ДПО;
  • систему повышения квалификации и аттестации педагогов.

Уже с 1 января 2017 года профессиональный стандарт педагога-психолога должен применяться директором школы при принятии сотрудников на работу, организации их аттестации, составлении локальных актов и должностных инструкций, определении размера заработной платы.

Многие педагоги-психологи не имеют достаточной квалификации, чтобы соответствовать требованиям нового стандарта. Поэтому до 2020 года им требуется повысить квалификацию через специальные программы профессионального обучения. Одним из ключевых нововведений стало определение объективных требований к обучению педагогов-психологов, в то время как раньше повышение квалификации происходило по субъективным пожеланиям.

С 2020 года формально в учебной организации смогут работать только специалисты с седьмым уровнем квалификации, то есть педагоги-психологи, которые закончили магистратуру. Поэтому специалистам, которые являются выпускниками бакалавриата, следует пройти дополнительное обучение.

В целом, внедрение профстандарта педагога-психолога направлено на решение таких задач как

  • определение требований к уровню профессиональной подготовки специалистов;
  • задание основных возможностей карьерного роста работников;
  • формирование сетки расчета величины заработной платы;
  • содействие образовательному и личностному росту учащихся.

Стандарт педагога-психолога имеет следующую структуру:

  1. Общая характеристика специальности. Дается точное название профессии, определяется характер деятельности специалиста, указывается классификация по ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Функциональная карта, в которой представлен список трудовых функций педагога-психолога.
  3. Характеристика и требования трудовых функций. Указывается перечень знаний, умений, действий, которые должен выполнять педагог-психолог.
  4. Информация о разработчиках госстандарта.

Основные трудовые функции педагога-психолога согласно профстандарту

Основными задачами педагога-психолога в образовательной организации являются профессиональное сопровождение реализации образовательных программ, психологическое консультирование, диагностика.

В общем виде, согласно профстандарту, педагог-психолог осуществляет такие профессиональные действия:

  • планирует психолого-педагогическую поддержку участников учебного процесса;
  • составляет программы, развивающие УУД, навыки адаптации и социализации;
  • разрабатывает и внедряет планы психологической поддержки школьников, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности;
  • разрабатывает и внедряет планы психологической поддержки учащихся с одаренностью;
  • составляет программы мониторинга метапредметных знаний, который предусмотрен положениями ФГОС;
  • составляет документы, необходимые для сопровождения психолого-педагогического направления школы.

Скачать полный текст профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования
Скачать в .pdf

Для того, чтобы выполнять указанные профессиональные действия, педагог-психолог должен обладать следующими умениями:

  • использовать различные методы проведения психологических обследований участников учебного процесса;
  • обрабатывать и интерпретировать результаты программ мониторинга;
  • вырабатывать рекомендации по применению педагогических технологий с учетом возраста и личностных особенностей учащихся;
  • разрабатывать приемы по совершенствованию и проектированию образовательной среды;
  • вырабатывать психологические рекомендации, позволяющие реализовывать дополнительные образовательные программы;
  • проводить интерактивные занятия.

В соответствии профстандартом психолог в образовании должен владеть знаниями о

  • принципах организации контроля результатов обучения;
  • основах психолого-педагогической науки;
  • особенностях возрастного развития детей;
  • методике проведения психологических исследований, статанализа полученной информации;
  • методах интерпретации результатов психологических исследований;
  • принципах проектирования образовательной среды;
  • методах психолого-педагогического сопровождения;
  • основах психодидактики;
  • принципах профессиональной этики;
  • правовых нормах, регулирующих порядок защиты прав детей, а также прав граждан на образование;
  • нормах трудового законодательства;
  • содержании и принципах внедрения образовательных стандартов второго поколения.

Стандарт предусматривает, что педагог-психолог реализует следующие задачи:

  • проводит психологическую экспертизу безопасности и комфортности образовательной среды;
  • проводит консультирование;
  • ведет коррекционно-развивающую работу с учащимися;
  • проводит психологическое просвещение, в том числе по поддержке учеников с ОВЗ;
  • проводит психологическую диагностику;
  • внедряет превентивные мероприятия по профилактике появления социальной дезадаптации, девиантного поведения.

Внедрение профессионального стандарта психолога позволило четко закрепить его роль в инклюзивном образовании. В частности, педагог-психолог должен анализировать индивидуальные варианты и формировать прогноз развития, участвовать в создании индивидуальной образовательной траектории, принимать участие в адаптации обучающихся.

На педагога-психолога возлагается ответственность за

  • внедрение деятельностного подхода и соблюдение культурно-исторической традиции как залога построения эффективной школы;
  • личностные и метапредметные результаты учебного процесса;
  • организацию работы с ребенком с учетом его особенностей;
  • ведение эффективного междисциплинарного диалога;
  • разработку и реализацию условий, которые способствуют эффективному усвоению образовательных программ и получению желаемых образовательных результатов.

Кроме того, внедрение профстандарта психолога в образовании позволит специалистам оказывать влияние на формирование эффективного общения учеников с преподавателями, а также при взаимодействии в семье. Зачастую, для решения основных задач, стоящих перед педагог-психологом, ему стоит тесно сотрудничать со смежными специалистами (педагогами, логопедами, физиологами).

Скачать полный текст профессионального стандарта педагога-психолога в сфере образования
Скачать в .pdf

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль