Анализ открытого урока в начальной школе по ФГОС

492

Уроки, которые разрабатываются согласно новым требованиям ФГОС, имеют ряд существенных отличий от традиционных форм занятий. Из-за этого анализ такого урока будет иметь ряд отличительных особенностей, с которыми нужно ознакомиться, а также узнать, как выглядит рабочая карта эксперта. Принципиальным отличием современных занятий от традиционных является то, что куда большее количество внимания педагогом должно уделяться самостоятельным умозаключениям детей, их личному мнению и активному участию в уроке.

Требования к современному уроку

Анализ открытого урока в начальной школе по ФГОС, пример которого приводится ниже, сильно изменился с момента введения новых требований. Согласно вновь принятым нормам, урок организуется с учетом следующих моментов:

  • тема занятия должна быть сформулирована самими учениками, педагог лишь подводит детей к нужному выводу;
  • цели занятия также формулируются самими учениками, учителю необходимо задавать наводящие вопросы;
  • преподаватель составляет с детьми практический план, необходимый для достижения целей;
  • выполняется организация индивидуальной, парной или работы в группах, консультирование учеников, действия должны выполняться согласно намеченному плану;
  • на уроке организовывается самоконтроль или взаимоконтроль;
  • ученики самостоятельно справляются с возникшими трудностями и исправляют ошибки;
  • учащиеся обсуждают свои успехи, оценивают результат своей работы и работы одноклассников (само- и взаимооценивание);
  • педагог задает домашнее задание, которое учитывает индивидуальные особенности учеников, предполагающее разные уровни сложности.

Во время занятия педагог должен играть роль советчика, который помогает детям и консультирует их, но не навязывает им информацию на основании своего авторитета. В связи с обновленными требованиями к уроку изменился и образец анализа урока в начальной школе по ФГОС, который теперь должен учитывать новые составляющие занятия.

Цель анализа открытых уроков в начальной школе

Одним из самых сложных умений педагога является оценивание уровня своего профессионализма. Способность занимать исследовательскую позицию относительно своей деятельности называется рефлексией педагога. Это позволяет специалисту критически оценивать эффективность урока для учащихся и обеспечить помощь ученикам в раскрытии их потенциала.

Работа над анализом уроков в начальной школе по ФГОС выполняется при взаимодействии учителя и экспертов. Предварительно важно ознакомить педагога с параметрами листа анализа для того чтобы он понимал, что именно от него требуется и по каким критериям будет оцениваться его работа. Если учитель ориентируется на системно-деятельностный подход, он сможет работать с листом анализа в полной мере.

Экспертная оценка производится прямо на уроке. С ее результатами педагога можно ознакомить после того, как он произведет самоанализ. Экспертами, которые посещают открытые занятия и заполняют листы анализа, могут являться:

  • представители администрации МОУ;
  • педагоги-психологи;
  • иные педагоги, в том числе и из других учебных учреждений.

Такие листы анализа со времени накапливаются и позволяют оценить динамику учебной деятельности, успех реализации учебной программы, а также выявить проблемные моменты. Также листы анализа могут понадобиться для самообразования педагога, приобретения им новых знаний и умений или при прохождении курсов повышения квалификации.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе: пример экспертной карты

Схема, разработка которой выполнялась для анализа современных уроков, отличается от своего классического аналога. Оценка занятия в соответствии с этими нормами должна включать наличие целей, действий, направленных на организацию учебного процесса, а также мотивацию учащихся.

Занятие должно полностью соответствовать уровню физического и психологического развития детей, их возрасту. Эксперту необходимо анализировать одно отдельное занятие или мероприятие. В карте эксперта должны быть указаны данные об учителе, проводившем открытый урок, наименование учреждения НОО, предмет, методкомплект и дидактические материалы, тема и дата проведения занятия.

Все действия и поставленные педагогом цели указываются в экспертной карте. Стоит знать, что для молодых специалистов и педагогов с опытом работы должны использоваться разные типы экспертных карт.

Скачать пример экспертных карт для анализа урока по ФГОС
Скачать в .pdf

Скачать пример экспертных карт для анализа урока по ФГОС

Анализ урока по ФГОС в начальной школе: образец

Нередко наблюдение за уроком и его анализ вызывает трудности не только у молодых экспертов, но и у специалистов с опытом работы. Самый простой способ понять, как именно должен выглядеть анализ содержания открытого урока, - ознакомиться с примером.

Скачать пример анализа открытого урока по ФГОС
Скачать в .docx

Анализ урока: особенности оценивания

Экспертам во время оценивания уроков в общеобразовательном заведении недостаточно поставить баллы в соответствующей графе. Необходимо также предоставить дополнительные пояснения по каждому моменту урока и привести примеры корректности занятия по ФГОС.

Если структура урока полностью соответствует требованиям карты, педагог получает максимальное количество баллов – 2. В том случае, если цели были реализованы частично или не достигнуты вовсе, в соответствующей графе выставляется оценка в 1 или 0 баллов.

При заполнении образца анализа урока по ФГОС в начальной школе эксперты в обязательном порядке учитывают многообразие вариантов проведения занятий и отдельно оценивают:

  • усвоение учениками новых знаний, развитие новых умений;
  • использование учениками универсальных учебных действий (УУД);
  • актуализацию усвоенных ранее знаний;
  • обобщение навыков и умений;
  • контроль деятельности учеников различными способами – самоконтроль и взаимоконтроль;
  • коррекцию знаний и их закрепление.

В ходе оценивания эксперты обращают пристальное внимание на целесообразность УУД и их эффективность. Они оцениваются в зависимости от того, к какой они принадлежат группе – регулятивные, познавательные, направленные на воспитание ребенка, развитие его личностных качеств, коммуникации и т.д., а также от того, насколько они соответствуют целям занятия.

Как научить педагогов анализу

Обучение педагогического состава МОУ системно-деятельностному подходу к проведению урока является одним из важнейших моментов, которые способствуют повышению квалификации специалистов. Занимается этой работой, как правило, директор или заместитель директора.

Обучение можно проводить при помощи:

  • посещения групповых занятий, которые проводятся на методических объединениях;
  • видеоуроков, при просмотре которых педагоги будут учиться заполнять листы анализа;
  • воссоздания этапов урока в группах по принципу микропреподавания;
  • организации мастер-классов, во время проведения которых возможно получить общее представление обо всех аспектах образовательного процесса и научить специалистов системно-деятельностному подходу.

Умение анализировать свою деятельность позволит преподавателям заняться самостоятельным образованием, выявить проблемные места и способы их устранения. Важным моментов при обучении педагогического состава является воссоздание учебных ситуаций, в которых учителю необходимо сформировать у учеников универсальные учебные действия.

Пример анализа урока по ФГОС в начальной школе

Оценивание уроков происходит определенному образцу. В обязательном порядке указывается наличие и основных организационных моментов, и этапов занятия, выставляются баллы, которые дополнены пояснением эксперта о том, почему была выставлена именно такая оценка действий учителя. 

Скачать схему анализа урока по ФГОС
Скачать в .docx

Скачать примерную схему анализа урока по ФГОС

Схема анализа открытого урока по ФГОС: образец

  1. Поставил ли педагог воспитательную, образовательную и развивающую цели, насколько грамотно они реализовывались.
  2. Соблюдение структуры занятия, хронометража, соответствие занятия целям.
  3. Как педагог мотивирует детей к изучению нового материала.
  4. Насколько занятие соответствует измененным требованиям ФГОС (учет новых стандартов образования, формирование у детей УУД, применение на уроке современных технологий обучения).
  5. Содержание занятия – соответствует ли материал возрасту учеников и требованиям программы, является ли верным с научной точки зрения, связана ли теория с практикой.
  6. Оценка методики занятия – как актуализируются знания детей, создаются проблемные и нестандартные ситуации, сделан ли упор на исследовательскую деятельность учеников. Сколько времени на уроке уделялось самостоятельной работе, какие методы познания были использованы преподавателем, ведет ли он диалог с учениками и получает ли обратную связь от детей. Сочетаются ли на уроке разные виды работы (групповая, индивидуальная и фронтальная), осуществляется ли дифференцированный подход. Какие средства и наглядные материалы использует педагог и в каком количестве. Формируются ли у детей умение самоконтроля и самооценки.
  7. Оценка психологической составляющей занятия – учитывает ли педагог уровень развития детей, развивает ли память, мышление, речь, воображение и внимание учеников. Насколько разнообразен урок с точки зрения сложности заданий и видов деятельности, уделено ли достаточное внимание психологическим паузам и разрядке эмоционального состояния детей.
  8. Насколько грамотно задано домашнее задание – объем, инструктаж, наличие права выбора.
  9. Следует ли педагог шаблонам урока, имеют ли место новые элементы занятия.

Примеры анализа уроков в начальной школе, приведенные в статье, отражают основные требования ФГОС, и дают представления о ключевых отличиях современного образовательного процесса от образца «старорежимного» урока.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль