Адаптация в первом классе: диагностика

3387

Цель диагностики адаптации в первом классе - выявить степень привыкания учащихся к психолого-педагогическим условиям образовательной организации, а также создать подходящую обстановку для устранения психологических проблем детей.

Процесс привыкания к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Самый напряженный этап - первый месяц обучения. Его еще называют ориентировочным или периодом “острой” адаптации в 1 классе. Этот этап характеризуется напряжением интеллектуальных и физических ресурсов первоклассника, т.к. с первых дней школа ставит перед ним новые задачи.

Особенности диагностики адаптации первоклассников к школе

Период неустойчивой адаптации в первом классе длится от 2-3 месяцев до полугода. Первоклассники все еще предпочитают игровую деятельность вместо учебной, не сразу реагируют на замечания учителя, в случае недоразумений с одноклассниками прибегают к дракам, жалуются друг на друга, плачут. Могут быть трудности и в учебе.

Заключительный этап - период устойчивого приспособления. Его проходят 14% первоклассников. Детский организм находит варианты реагирования на возросшую нагрузку, хотя все еще легко переутомляется.  Следует предупреждать родителей, что это не причина для беспокойства, но повод быть более внимательным к поведению и эмоциональному состоянию первоклассника. На всех этапах привыкания важно проводить диагностику адаптации в первом классе. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Этапы диагностики адаптации в первом классе

Диагностика адаптации в первом классе проводится в несколько этапов:

  1. Наблюдение. Длится на протяжении первого месяца обучения в школе. Фиксируются особенности поведения первоклассников на уроках и во время перемен.
  2. Обследование. Сроки проведения - с 15 по 30 сентября. На этом этапе устанавливается уровень умственного развития первоклассников, уровень школьной тревожности, анализируются факторы, способные вызвать у школьников страх, напряжение, дискомфорт. Оценивается эмоциональное состояние детей, степень сформированности их мотивов к обучению, выявляется ведущий мотив.
  3. Составление индивидуальных заключений - следующий этап диагностики адаптации в первом классе. Полученные в ходе обследования данные обрабатываются, и в результате: определяются дети, попадающие в группу риска, составляются рекомендации для родителей и классного руководителя первоклассников. Результаты диагностики оформляются в виде сводной таблицы.
  4. Ознакомление участников образовательного процесса (родителей, учителей) с результатами диагностики адаптации первого класса.с
  5. Составление индивидуальных программ работы с младшими школьниками, испытывающими признаки дезадаптации.  Это могут быть групповые занятия, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, формы индивидуальной работы, направленные на решение конкретных проблем.
  6. Реализация индивидуальных программ. В среднем занимает 1-4 месяца.
  7. Повторная диагностика адаптации к школе. Проводится в конце учебного года для получения итоговых данных.
  8. Заключительный этап. Сравниваются стартовые показатели и окончательные. Анализируется динамика развития ребенка, оценивается эффективность реализации выбранных методик и рекомендаций.

Методики диагностики адаптации в 1 классе

Для исследования адаптации учащихся начальной школы педагог-психолог совместно с классным руководителем применяют различные методики. Ниже представлены самые эффективные из них.

Наблюдение - самый распространенный метод диагностики адаптации.

Наблюдают за всеми детьми в классе без исключения, в процессе фиксируются особенности первоклассника, выделяющие его из общей массы. В результате исследования оцениваются семь основных составляющих по 5-ти бальной шкале:

  • учебная активность;
  • усвоение школьных материалов; 
  • поведение на уроках;
  • поведение на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • эмоции;
  • отношение к педагогу.

Выводится суммарное количество баллов, по которому интерпретируют результаты. Можно использовать карту Стотта.

Скачать карту наблюдений для диагностики трудностей адаптации первоклассников >>>
Скачать в .docx

Тест «Домики»

Автор метода О.А. Орехова предлагает использовать тест на адаптацию первоклассников к школе в виде цвето-ассоциативного исследования. Проводят тест с целью определения социальных эмоций, ценностных ориентаций, личностных отношений.

Сводная таблица по результатам  исследования адаптации первоклассников

Сводная таблица по результатам  исследования адаптации первоклассников

Для подсчета результатов теста можно использовать специальную программу, которую несложно найти в интернете. 

Скачать проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики"
Скачать в .docx

Анкета «Уровень школьной мотивации»

Для определения уровня адаптации первоклассников в школе можно использовать диагностику мотивационной сферы ребенка (методика Н.Г. Лускановой). Исследование проводится в форме короткой анкеты. Вопросы учитель зачитывает вслух, дети проставляют свои варианты ответов. Данная методика диагностики адаптации в первом классе позволяет определить не только уровень адаптации, но и выявить факторы, влекущие снижение уровня мотивации ребенка к посещению школы.

Скачать анкету для оценки уровня школьной мотивации
Скачать в .docx

Календарь настроения

Это проективная методика диагностики адаптации в 1 классе, позволяющая отслеживать психоэмоциональное состояние первоклассников. Каждый день в течение месяца ученики вместе с учителем заполняют календарь и закрашивают квадратики разными цветами в зависимости от настроения. Если первоклассник выбирает яркие, светлые цвета - поводов для беспокойства нет, если же в приоритете у ребенка цвета темные или черные, значит нужно наблюдать и в процессе выяснять причину беспокойства.

Методика «Лесенка»

В диагностике школьной адаптации первоклассников для определения уровня самооценки ребенка используют методику “Лесенка”.

Методика определения уровня самооценки ребенка

Для ее проведения педагогу нужно подготовить рисунок лестницы и пронумеровать каждую ступеньку. Расстановка школьников на ступеньках следующая:

  • на 1 - самые хорошие ребята,
  • на 2 и 3 - хорошие ребята,
  • на 4 - ни хорошие, ни плохие,
  • на 5 и 6 - плохие,
  • на 7 - самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, где находится он сам. Далее результаты оцениваются.

Скачать методику определения уровня самооценки ребенка
Скачать в .docx

Перспективная методика «Школа зверей»

Позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Дети рисуют лесную школу, в которой учениками и учителем являются лесные звери.

Методика «Градусник»

Данная методика диагностики адаптации в 1 классе позволяет выявить степень тревожности первоклассников по поводу учебной деятельности. Учитель объясняет, что при высокой температуре - 38, 39,40,41 градуса человек чувствует себя плохо, тревожно. Нормальная температура - 36,6 градуса. При температуре 35 градусов человек апатичен, чувствует слабость и недомогание. Далее педагог предлагает первоклассникам поиграть в игру. Он называет учебные предметы, а ребята фантазирует и пишут ту температуру, которая условно появляется у них при упоминании того или иного предмета.

Методов диагностики адаптации первоклассников к школе много, но использовать одновременно все не рекомендуется. Как правило, для адекватной диагностики состояния учащихся достаточно выбрать от четырех до шести способов исследования, наиболее подходящих к условиям класса и стилю профессиональной деятельности педагога-психолога.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль