Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Методики диагностики адаптации в первом классе

4 октября 2019
18564
Средний балл: 0 из 5

Период включения ребенка в систему школьного образования, присвоения гордого статуса «первоклассник» — значимый и запоминающийся этап в жизни каждого ребенка, связанный с серьезными эмоциональными переживаниями и необходимостью быстрой ориентации в новых условиях. Диагностика адаптации первоклассника к школе — важное направление психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса, способствующее решению ряда значимых задач:

  • быстрому выделению из числа учащихся малышей, остро испытывающих сложности адаптационного периода;
  • получению информации, необходимой для разработки индивидуальных траекторий развития первоклассников;
  • составлению общих рекомендаций для педагогов начальных классов, формулируемых на основании психовозрастных особенностей нового детского коллектива.

Особенности адаптации первоклассников к школе и диагностика

Начало школьного обучения связано с необходимостью максимальной активизации познавательных, интеллектуальных и коммуникативных ресурсов, что становится серьезным жизненным испытанием для многих малышей. Диагностика адаптации первоклассников к школе является эффективным способом отслеживания показателей «вливания» самых младших учеников в школьную среду, предусматривающим возможность «мягкого» вмешательства для ведения адресной коррекционной работы.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


Важную информацию о порядке организации диагностики первоклассников читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:


- Документы, которые вам понадобятся в сентябре для стартовой диагностики (полный перечень с примерами)


- Шесть новых методик для диагностики коммуникативных УУД у школьников   (образцы для скачивания)

Период адаптации ребенка к школе отличается индивидуальными проявлениями, его сроки обычно колеблются в пределах от нескольких недель до полугода. Процесс привыкания к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Самый напряженный — первый месяц обучения, который называют ориентировочным, или периодом «острой» адаптации в 1 классе. Характеризуется максимальным напряжением интеллектуальных и физических ресурсов первоклассника, т.к. с первых дней школа ставит перед малышом новые задачи, требующие немедленного разрешения.
  2. Период неустойчивой адаптации в первом классе длится от 2-3 месяцев до полугода. Первоклассники все еще предпочитают игровую деятельность вместо учебной, не сразу реагируют на замечания учителя, в случае недоразумений с одноклассниками прибегают к дракам, жалуются друг на друга, плачут. В это время нередко возникают первые серьезные в учебе.
  3. Заключительный этап — период устойчивого приспособления. Детский организм постепенно вырабатывает варианты реагирования на возросшую нагрузку, хотя дети все еще легко переутомляется. Следует предупреждать родителей, что подавленность и сонливость следует расценивать не как повод для беспокойства, а необходимость быть более внимательным к поведению и эмоциональному состоянию первоклассника.

Применение различных методик диагностики адаптации первоклассников к школе эффективно на всех этапах «вливания» детей в учебно-воспитательный процесс ввиду возможности градации различных факторов адаптации, представленных в таблице.

Адаптационные процессы в условиях привыкания ребенка к школьному обучению протекают сразу на нескольких уровнях, для каждого из которого характеры специфические критерии и показатели:

  1. Когнитивный, выражающийся через уровень сформированности жизненных установок, стереотипов, образа действий, развитости самосознания. Об успешной адаптации первоклассника по данному компоненту свидетельствует наличие адекватного мнения о том, для чего нужна школа и ее ежедневное посещение, а также самоидентификации себя как ученика, имеющего определенные обязанности и права.
  2. Эмоциональный, отражающий самооценку. Проявление ребенком адекватного оценивания собственных умений и навыков, готовность к обучению и развитию свидетельствуют о высоком развитии эмоциональной сферы и гарантируют успешную адаптацию.
  3. Поведенческий — готовность первоклассника соответствовать ожиданиям взрослых, действовать в рамках актуальной социальной роли, реализуя познавательные потребности.
  4. Физиологический. Показатели по данному компоненту адаптации считаются положительными, если в рамках диагностической временной выборки дети демонстрируют низкий или некритичный показатель заболеваемости, а проявлений тревожной психосоматики не наблюдается.

Диагностические методы, реализуемые в школах в рамках психолого-педагогической поддержки, базируются на комплексном оценивании адаптационных компонентов, представленных выше, посредством применения различных мониторинговых техник, на которых следует остановиться подробнее.

Диагностика адаптации в 1 классе: распространенные методики

В связи с высокой востребованностью реализации эффективного мониторингового комплекса для детей в начале школьного обучения российскими и зарубежными психологами и специалистами по возрастному развитию разработано большое количество методик диагностики адаптации малышей в 1 классе. В нормативной документации нет конкретных указаний по порядку их использования, поэтому сотрудники школьной психологической службы вправе самостоятельно выбирать оптимальные методы работы по направлению. Наиболее востребованными являются опрос родителей, анализ данных медицинских показателей, наблюдение и экспертное опрашивание педагогов начальной школы.

Опрос родителей первоклассников

На начальном этапе школьного обучения большинство детей испытывают сложности адаптации, которые могут проявляться неспецифическим образом. Констатировать преодоление первоклассником значимого этапа личностного развития наиболее просто внимательным родителям, хорошо знакомым с индивидуальными поведенческими реакциями ребенка. Поэтому по прошествии двух-трех недель школьного обучения рекомендовано проведение опроса родителей — на собрании, в личных беседах или дистанционно. Привлечение психолога к данному виду деятельности целесообразно во время доработки и утверждения стандартного списка вопросов, доступного для скачивания в свободном доступе, а также для интерпретации результатов.

Ввиду важности получения наиболее точных результатов, определяющих необходимость применения дальнейших диагностических методик, важно формулировать вопросы таким образом, чтобы избежать двойственной трактовки. Так, фраза «симптомы детской нервозности» и аналогичные ей могут вызывать негативную реакцию родителей, поэтому в вопросах рекомендуется указывать конкретные поведенческие проявления. Важно помнить, что сложности адаптации могут проявляться неосознанно, через возникновение болезненных состояний при подготовке домашних заданий или во время утренних сборов, снижение интереса к процессу школьного обучения, что также необходимо отразить в тестах по адаптации первоклассников.

Обработка данных целевого опроса родителей проводится критериально и не вызывает сложностей. В конечном итоге возможно получение трех вариантов результатов:

  1. Тревожных психосоматических проявлений нет, адаптация первоклассника проходит нормально.
  2. Выявлены малочисленные функциональные нарушения, ребенок нуждается в дальнейшем психолого-педагогическом контроле.
  3. В связи с выраженностью психосоматических выражений первокласснику следует оказать всестороннюю поддержку для успешного преодоления сложностей адаптационного периода.

Анализ показателей здоровья первоклассников

Психоэмоциональное состояние неразрывно связано с показателями физического здоровья, поэтому определить сложности прохождения адаптационного периода можно на основании данных медицинских обследований. При проведении мониторинга должны приниматься во внимание следующие группы данных:

  • болезни первоклассников за адаптационный период;
  • обращение малышей за медпомощью к школьной медсестре, особенно с жалобами на проявления психосоматической симптоматики;
  • краткосрочное (не более 1-3 дней) отсутствие ребенка на уроках, обусловленное его плохим самочувствием и пребыванием на домашнем лечении;
  • отказ родителей от плановых прививок, мотивированный общим детским недомоганием.

Наблюдение

Это самый распространенный метод диагностики адаптации 1 класса. Преимущественно наблюдение ведется за всеми детьми в классе, но в процессе фиксируются только те поведенческие особенности первоклассника, которые выделяют его из детского коллектива. Получение точной информации в ходе наблюдательной практики возможно только при условии систематичности осуществления работы по данному направлению, объективности, следованию заранее разработанной схеме. При наблюдении следует учитывать показатели учебной деятельности первоклассников, полученные на основе анализа данных общей успеваемости, просмотра тетради, коммуникативных способностей детей и их межличностых взаимоотношений.

В результате исследования оцениваются семь основных составляющих по 5-ти бальной шкале:

  • учебная активность;
  • усвоение школьных материалов;
  • поведение на уроках;
  • поведение на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • эмоции;
  • отношение к педагогу.

Соответствующие баллы выводятся в специально разработанные для диагностики карты адаптации, а их сумма интерпретируется согласно такой шкале: более 28 балов — высокий уровень адаптации, 21-27 — средний, 20 и ниже — низкий.

Результатом наблюдений также может быть заполнение таблицы Стотта. В рамках методики предусмотрено оценивание по пяти поведенческим факторам — асоциальность, инфантильность, активность, подчиняемость и неуверенность. Ответственный специалист по результатам мониторинга фиксирует правдивость утверждений, выведенных по каждому фактору, в сводной таблице (за каждое правдивое утверждение присваивается один балл), на основании чего формируются списки детей, демонстрирующих высокие показатели дезадаптации (более 65 % и выше по таблице Стотта).

Экспертный опрос учителя

Ввиду того, что педагог начальной школы проводит с первоклассниками значительную часть рабочего времени, отмечая проявления учебной и поведенческой активности детей, в то время как педагог-психолог делает наблюдения, основываясь исключительно на результатах целевых тестов, а родители даже при условии тесного контакта с ребенком могут не заметить проявлений личностного кризиса ввиду отсутствия специальных знаний, экспертный опрос учителя остается важной диагностической методикой оценивания успешной адаптации в 1 классе.

Для высокой эффективности работы по направлению рекомендуется ориентироваться на карты наблюдений М. Битяновой, при этом можно попросить педагога высказать свое мнение по деятельности детей следующих групп:

  • вызывающих опасения ввиду эпизодов девиантного поведения;
  • имеющих низкий уровень психофизического развития, который устанавливается при приеме в школу;
  • часто болеющих первоклассников, проявляющих повышенную нервозность, возбудимость;
  • характеризующихся несформированностью мотивации к обучению.

По результатам экспертного опроса учителя начальных классов педагог-психолог может выделить три группы учеников: усваивающих учебную программу полностью, частично или не усваивающих образовательный минимум, что выражено в имитации учебных действий, неспособности к фокусировке внимания, поддержании длительной интеллектуальной активности.

Схема социально-психологической адаптации первоклассника

Методика диагностики адаптации для 1 класса «Домики»

Тестовый проект «Домики», в основу которого положен цвето-ассоциативный эксперимент, является распространенной методикой диагностики адаптации учащихся 1 класса. Автор текста О.А. Орехова разработала эффективный способ оценки социальных компетенций детей, в частности с позиции эмоционального отношения к школе — поведенческой особенности, во многом определяющей уровень учебной мотивации и готовности преодолевать возникающие трудности.

Проведение проективного теста «Домики» возможно с группами первоклассников, численность которых не превышает 15 человек. Во избежание погрешностей присутствие учителя во время проведения тестирования исключается, но при необходимости педагог-психолог вправе привлекать в помощь старшеклассников, которые должны заранее быть проинструктированы о порядке действий.

Для быстрой диагностики личностных, социальных и ценностных ориентаций первоклассников каждому из детей необходимо выдать бланк (лист ответов) и восемь одинаковых цветных карандашей (синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). На диагностику отводится 20 минут; тест предусматривает выполнение трех заданий посредством раскрашивания картинок.

Задание 1. Педагог-психолог предлагает первоклассникам последовательно раскрасить 8 прямоугольников, формирующих своеобразную дорожку, поочередно используя карандаши в любой последовательности, ориентируясь исключительно на свои предпочтения.

Задание 2. Учащимся рассказывают, что на листе изображена улица домиков, в каждом из которых живут чувства (счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение). Непонятные понятия детям объясняют с использованием глаголов и наречий, предлагая разукрасить каждый дом по своему усмотрению.

Задание 3. С использованием карандашей разного цвета первоклашкам предлагается раскрасить домики. В первом живет» душа ребенка, в остальных — различные варианты настроения:

  • когда идешь в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • во время занятий математикой;
  • когда разговариваешь с учителем;
  • когда общаешься с одноклассниками;
  • когда находишься дома;
  • когда выполняешь домашнее задание.

Последний домик первоклассникам предлагается оформить самостоятельно, указав педагогу-психологу или его ассистенту на ушко, кто там живет и что делает (соответствующая пометку делают в отведенной для этого графе).

Интерпретация результатов проективного теста «Домики», в рамках которой проводится комплексная диагностика адаптации в 1 классе, проводиться последовательно, по заданиям.

Ключ теста по заданию № 1 отражает вегетативный компонент, характеризующий способность организма к энергозатратам или энергосбережению соответственно. Формула вычисления вегетативного компонента следующая:

ВК= (18 – место красного цвета – место желтого цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета); полученный результат должен колебаться в пределах 0,2 -5 баллов.

  1. Минимальные показатели ВК (менее 0,5 баллов) свидетельствуют о хроническом утомлении, эмоциональном истощении ребенка, его неспособности справляться с программным содержанием и предлагаемым образом жизни.
  2. Значение в пределах 0,51-0,91 баллов указывает на компенсируемое состояние усталости, при котором восстановление происходит только в периоды снижения активности, что обуславливает необходимость срочной оптимизации графика труда и сна;
  3. Показатель 0,92-1,9 является признаком оптимальной работоспособности;
  4. Получение высокого результата (более 2 балов) по первому заданию обуславливает необходимость оказания психолого-педагогической поддержки, поскольку ребенок, демонстрирующий такие результаты, работает на пределе возможностей и постоянно находиться в состоянии перевозбуждения.

Далее идет расчет показателя общего психологического состояния ребенка, который можно осуществить вручную или использовать специальный калькулятор. Определенный порядок цветов (34251607), соотносимый с состоянием внутренней стабильности, принимается за аутогенную норму, разница соотнесения реального расположения цветов с которой позволяет определить устойчивое настроение первоклассника. Если суммарное отклонение от аутогенной нормы составляет менее 10 баллов, можно считать, что в жизни малыша преобладают положительные эмоции, показатель в 10-18 баллов свидетельствует о психологической норме. Получение значения более 20 баллов позволяет сделать вывод, что в жизни юного школьника есть трудности, которые он не может преодолеть самостоятельно, а потому пребывает в подавленном состоянии.



Попробуйте бесплатно! Улучшить знания о нормативном обеспечении деятельности, технологиях в профессиональной деятельности педагога можно в ходе обучения по программе «Компетенции учителя начальных классов».

Диагностика адаптации ребенка в 1 классе по заданию № 2 позволяет охарактеризовать сферу эмоциональных отношений по таким личностным показателям:

  1. Базовый комфорт (домики, где «живут» счастье и горе).
  2. Личностный рост (справедливость, обида).
  3. Межличностное взаимодействие (дружба, ссора).
  4. Уровень потенциальной агрессии (доброта, злоба).
  5. Познание (скука, восхищение).

Степень дифференциации эмоции в рамках этого задания определяется в соответствии с выбором цветов: в норме положительные проявления и эмоции первоклассники закрашивают яркими цветами, негативные — черным и коричневым. Уровень инверсии цветового градусника демонстрирует проблему недостаточного разделения ребенком социальных проявлений и актуальность переживаний.

Расшифровка задания № 3 заключается в выявлении отношения младших школьников к себе, процессу обучения, учителю и одноклассникам. О наличии проблем с конкретным фактором свидетельствует закрашивание соответствующих домиков темными цветами. Следует отметить, что в тестах реципиентов, демонстрирующих слабую дифференциацию показателей социальной сферы во втором задании, аналогичная ситуация наблюдается в заключительной части работы, хотя проследить тревожные ассоциации в ходе анализа не составит труда. В результате можно выделить три группы первоклассников, соответственно демонстрирующих положительное, нейтральное и негативное отношение к школе.

Диагностика адаптации первоклассников: другие популярные тесты и методики

В большинстве образовательных организаций для обеспечения высокой точности результатов параллельно с широко распространенными методами диагностики адаптации в 1 классе применяют другие перспективные модули психолого-педагогической работы, позволяющие получить точные результаты и определить направления для дальнейших эффективных действий.

Цветовой тест Люшера

Диагностика реализуется по цвето-ассоциативному признаку в индивидуальном порядке. Для проведения теста используются карточки 8 базовых цветов, которые педагог-психолог выкладывает перед первоклассником на нейтральный фон, на равном удалении друг от друга. После специалист поочередно задает вопросы, связанные с актуальным самочувствием и процессом школьного обучения в целом, а испытуемый последовательно выбирает цвета. Выбранные карточки откладываются, выборы записываются. Когда перед ребенком останется три цветных бланка, ему предлагают выбрать наиболее неприятный оттенок.

При интерпретации цветовой модели карточкам присваиваются следующие баллы: серая — 0, темно-синяя — 1, зеленая — 2, оранжево-красная — 3, желтая — 4, фиолетовая — 5, коричневая — 6, черная — 7. Полученные результаты соотносятся с типовыми руководствами по трактовке цветового теста Люшера (повсеместно доступны для скачивания). На основе тестирования можно выделить следующие группы первоклассников:

  1. Дети, пребывающие в благоприятном эмоциональном состоянии, успешно преодолевающие трудности адаптационного периода (в начало цветового ряда помещены синий, фиолетовый, желтый цвета, темные оттенки — в конец).
  2. Испытывающие незначительные трудности в адаптации (красный или зеленый цвет смещен в начало ряда, серый или коричневый — в середину).
  3. Нуждающиеся в специализированной психолого-педагогической помощи (черный смещен в середину цветового ряда, фиолетовый, красно-оранжевый или желтый — в конец).
  4. Ученики «группы риска», испытывающие личностный кризис (черный смещен в начало ряда).

Если ребенок отказывается от прохождения тестирования, его автоматически причисляют к последней группе.

Диагностика адаптации учащихся 1 класса по методике Тулуз-Пьерона

Одной из важных особенностей периода школьного обучения является необходимость усвоения большого объема информации, что составляет большую сложность для младших школьников. Проведение теста Тулуз-Пьерона, нацеленного на выявление концентрации и устойчивости внимания, готовности к переключению с одной задачи на вторую, позволяет выявить общую динамику прохождения первоклассником периода адаптации, скорость психических и нейрофизиологических реакций, пути повышения работоспособности, что может быть использовано учителем для совершенствования выбранной педагогической методики и оптимизации учебного процесса.

Тестирование по методике Тулуз-Пьерона заключается в заполнении специального бланка, на котором представлено 10 строк геометрических фигур. Чтобы продемонстрировать свои способности, первоклассникам необходимо вычеркнуть изображения типовой формы и выделить фигуры, отличающиеся от образцов хотя бы одним элементом. Диагностика может проводиться в индивидуальном порядке или группах численностью до десяти учащихся, время на выполнение заданий рекомендуется ограничивать двумя-пятью минутами.

Методика «Лесенка»

В условиях адаптации к школьному обучению уровень самооценки первоклассника помогает определить простая диагностическая методика «Лесенка», для проведения которой педагогу-психологу необходимо подготовить специальный бланк (изображение лестницы с пронумерованными ступенями).

В ходе работы специалист рассказывает первокласснику о расстановке учеников на лестнице (1 ступень — самые хорошие ребята, 2-3 — хорошие, 4 — ни хорошие, ни плохие, 5-6 — плохие, 7 — самые плохие), не акцентируя на этом внимание, и предлагает малышу обозначить свое место на лестнице. Тестирование можно проводить коллективно, выдав каждому ребенку бланк и поясняя градацию по аналогичной иллюстрации, выполненной на классной доске.

Методика определения уровня самооценки ребенка

Интерпретация проводится по следующему ключу: обозначение себя на ступени 1 свидетельствует о завышенной самооценке, на 2-3 — адекватной, 4 — заниженной, 5-6 — плохой и 7 — резко заниженной самооценке.

Календарь настроения

Это проективная методика диагностики адаптации в 1 классе, позволяющая отслеживать психоэмоциональное состояние первоклассников. Каждый день в течение месяца ученики вместе с учителем заполняют календарь и закрашивают квадратики разными цветами в зависимости от настроения. Если первоклассник выбирает яркие, светлые цвета — поводов для беспокойства нет, если же в приоритете у ребенка цвета темные или черные, значит нужно наблюдать и в процессе выяснять причину беспокойства.

Методика «Градусник»

Творческая диагностическая методика обеспечивает возможность выявления степени тревожности первоклассников по поводу учебной деятельности. Учитель объясняет, что при высокой температуре — 38, 39, 40, 41 градусов человек чувствует себя плохо, тревожно. Нормальная температура — 36,6 градуса. При температуре 35 градусов человек апатичен, чувствует слабость и недомогание. Далее педагог предлагает первоклассникам поиграть в игру. Он называет учебные предметы, а ребята фантазируют и пишут ту температуру, которая условно появляется у них при упоминании того или иного аспекта школьной жизни или учебного предмета.

На сегодняшний день разработано множество тестов для диагностики адаптации первоклассников, и исследовательская работа по данному направлению продолжается. К распространенным диагностическим методикам следует также отнести:

  • тест Равена;
  • опросник Т.А. Нежновой «Беседы о школе»;
  • составление рассказов по картинке на школьную тему;
  • методики «Краски»;
  • «Школа для зверей»;
  • тестирование «Определение мотивов учения» и многие другие.

Вместе с тем при ведении работы по данному направлению использовать множественные тесты одновременно все не рекомендуется. Как правило, для адекватной диагностики состояния учащихся достаточно выбрать от четырех до шести способов исследования, наиболее подходящих к условиям класса и стилю профессиональной деятельности педагога-психолога.

Адаптация первоклассников: выступление на педсовете учителя 1 класса

Целевое оценивание успехов самых маленьких школьников проводится в несколько этапов, и завершающим этапом диагностики адаптации первоклассников является выступление на педсовете учителя 1 класса. По итогам тематических обследований, традиционно проводимых на 2-4 неделе школьного обучения, педагог-психолог составляет индивидуальные заключения, содержащие рекомендации для родителей и педагога начальной школы по особенностям организации учебно-воспитательного процесса. При этом во внимание принимаются три компонента адаптации, содержание которых должно быть отражено во время выступления на педсовете:

  1. Физиологический компонент адаптации, определяемый на основе анализа данных заболеваемости, опроса родительской общественности и целевых тестов.
  2. Деятельностный, отражающий результатов экспертной оценки ответственного учителя начальных классов.
  3. Эмоциональный компонент, рассчитываемый посредством выявления суммарного отклонения от аутогенной нормы (согласно проективному тесту «Домики»).

После внедрения экспертных рекомендаций начинается заключительный этап адаптационного периода, предусматривающий проведение масштабной аналитической работы и подготовку текста выступления для педсовета. Доклад можно подготовить в произвольной форме, опираясь на рекомендуемую структуру:

  1. Актуальность проведения диагностики адаптации первоклассников.
  2. Сжатая характеристика ученического коллектива, данные первичной диагностики.
  3. Типовые проблемы, характерные для адаптационного периода, и методы их предупреждения (строгий контроль учебной нагрузки, проведение физкультминуток и упражнений для концентрации внимания, консультационная работа с родителями).
  4. Короткое описание реализованных методик диагностики адаптации 1 класса с представлением результатов.
  5. Сводные данные, полученные в ходе анкетирования родителей.
  6. Заключение: оценка протекания адаптационного процесса, рекомендации, которые можно принять во внимание для оптимизации психолого-педагогического процесса в будущем учебном году.

Обсудить статью в наших группах:


Вконтакте menobr.ruВконтакте
Фэйсбук menobr.ruФэйсбук
Одноклассники menobr.ruОдноклассники

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.