Виды деятельности обучающихся по ФГОС

2801

Новые стандарты в образовании основываются на деятельностном подходе, который призван научить ребенка самостоятельно искать ответы на вопросы, выстраивать успешные межличностные отношения, понимать свои возможности. Учитель получает больше возможностей для творческой реализации.

Введение новых стандартов в образовании изменило подход к организации учебного процесса, в том числе привело к необходимости широко использовать различные виды деятельности обучающихся. По ФГОС, задача педагога сегодня сводится не к тому, чтобы дать ученику определенную информацию и проверить знания, а научить его обозначать проблему и искать пути ее решения. Кроме того, технология обучения должна способствовать всестороннему развитию личности.

Процесс обучения, функции его участников и порядок взаимодействия между ними призваны воспитать творчески мыслящих, активных, любознательных, людей, которые умеют принимать сложные и нестандартные решения, брать на себя ответственность, адекватно оценивать свои возможности и умеют пользоваться информацией.

Для этих целей основным считается системно-деятельностный подход, поэтому виды деятельности учащихся направленные на достижение результата существенно расширены, приветствуется их комбинирование и разнообразие.

Новые ФГОС второго поколения больше соответствуют современным реалиям по сравнению с традиционной системой образования. Они предлагают действующие инструменты, которые обеспечивают изменение метода работы с объяснительного на деятельностный, оценку результатов не только по отдельным предметам, но также личностных и метапредметных достижений.

Внедрение ФГОС, которые разнообразили основные виды деятельности учащихся, потребовало составления новой образовательной программы, переоценки рабочих программ основных и внеурочных занятий, разработки новых схем анализа уроков. Новые требования меняют характер деятельности учителя на уроке и его роль, увеличивают перечень используемых технологий, дают расширенные возможности повышения мотивации детей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Виды учебной деятельности по ФГОС

Основные виды деятельности учащихся описываются в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Основная роль в нем отводится понятию универсальных учебных действий (УУД), акцент делается на активность и инициативность детей, что развивает их личность. В Стандарте прописаны разновидности деятельности, которыми должен овладеть ученик к завершению образовательного процесса. Итоги подводятся в личностной, предметной и метапредметной плоскости.

Что следует понимать под УУД? Это способность школьника к самостоятельному получению знаний, саморазвитию, самосовершенствованию, осознанному и энергичному приобретению нового опыта. Другими словами, учащийся сам усваивает информацию и формирует умения, а также может оценить результаты, понять, что он не знает или не умеет.

Основные виды учебной деятельности обучающихся по ФГОС способствуют: 

  • развитию личности ребенка,
  • становлению его мыслительных процессов,
  • развивают способности,
  • закладывают высокие моральные нормы.

Новый подход к образованию основывается на современных знаниях в области психологии, а также использовании инновационных методов, что повысит эффективность работы педагогов в ДОУ и школе.

Овладение учащимися основными видами деятельности позволяет им в школе и в дальнейшей жизни самостоятельно получать знания, умения и компетентности, в том числе, дает возможность успешно организовать свой процесс обучения. Это становится возможным благодаря тому, что УУД представляют собой обобщенные действия, которые порождают способность ориентироваться в различных предметных областях познания и обеспечивают высокую мотивацию к обучению. Роль учителя сводится к тому, чтобы организовывать и направлять познавательную деятельность детей, поддерживать их заинтересованность.

Выделяется четыре категории, требующие развития в ходе деятельности с использованием УУД:

  1. Регулятивные действия. Еще в начальной школе ребенок ставит цели, учится оценивать свои возможности, знания и умения, находить оптимальный способ решения задач. При необходимости он может откорректировать свои усилия, обладает способностью к самоконтролю, волевому усилию, мобилизации энергии для достижения цели.
  2. Познавательные навыки. В ходе этого вида деятельности ученик учится изучать окружающий мир, анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, классифицировать, выделять главное из текста или видеоматериала, формулировать цели познавательной деятельности, определять проблему, искать наиболее эффективные пути ее решения. Овладев этим навыком, ребенок умеет аргументировано отстаивать свою точку зрения, подводить итог деятельности, оценивать свой труд.
  3. Коммуникативные действия. Трудно переоценить важность этого вида деятельности, поскольку она развивает умение правильно выстраивать взаимоотношения с людьми, разрешать конфликтные ситуации, учитывать и принимать мнение оппонента, эффективно сотрудничать со сверстниками и учителем. Дети могут быть слишком застенчивыми или слишком напористыми, что приводит к изоляции или конфликтам. Задача педагога – научить их эффективной коммуникации.
  4. Личностные качества. Форма учебной деятельности, которая, по ФГОС, приводит к пониманию ребенком существующих в обществе моральных норм, способности оценивать свои действия, развитию умения сопереживать, видеть, в чем нуждается близкий человек или собеседник. Дети учатся просить и предлагать помощь, эмоционально поддерживать друзей, оценивать свои возможности и наклонности для определения жизненного пути.

Ниже приведены примеры видов учебной деятельности обучающихся.

Скачать таблицу примеров видов учебной деятельности обучающихся
Скачать в .docx

Источник получения знаний, формирования умений, навыков

Форма деятельности

Слово, текст, знаки

Слушание учителя

Слушание и анализ докладов соклассников

Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе

Отбор материала из нескольких источников

Написание докладов, рефератов

Вывод формул

Доказательство, анализ формул и теорем

Программирование

Выполнение упражнений по разграничению понятий

Систематизация

Редактирование программ

Элементы действительности

Просмотр познавательных фильмов

Анализ таблиц, графиков, схем

Поиск объяснения наблюдаемым событиям

Определение свойств приборов по чертежам и моделям

Анализ возникающих проблемных ситуаций

Опыт и исследовательская деятельность

Работа с кинематическими схемами

Анализ раздаточных материалов

Решение различных экспериментальных задач

Сбор и сортировка коллекционных материалов

Сборка электроцепей

Использование измерительных приборов

Постановка опытов

Выполнение лабораторных и практических работ

Сборка приборов и конструкций

Диагностика и устранение неисправностей приборов

Усовершенствование приборов

Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных

Разработка методики эксперимента

Конструирование и моделирование

Роль педагога при выборе видов учебной деятельности

ФГОС стимулируют переосмыслить роль учителя при организации видов учебной деятельности учащихся на уроке. Основная задача педагога сводится к поиску наиболее эффективной деятельности, которые позволят с максимальной пользой усвоить материал, а также развить личностные качества ребенка, понять, какое применение можно найти полученным знаниям в жизни. В идеале учитель скрыто управляет процессом самостоятельного обучения детей, вдохновляет их.

Во время урока важно сосредоточить внимание обучающихся на ценности задания для собственного развития и деятельности. Для этого используются специальные методики, ведется работа над правильной постановкой вопросов. Похвала осуществляется за счет сравнивания ребенка с его предыдущими оценками, а не с результатами одноклассников.

При проведении активности при определенном виде деятельности на уроке учитель объясняет, как полученные знания и навыки могут использоваться в повседневной жизни. Также необходимо научить детей самопроверке. Для этого педагог показывает способы поиска и устранения ошибок.

Результаты должны объясняться:

  • почему поставлена именно такая оценка,
  • что нужно сделать, чтобы ее улучшить.

При осуществлении детьми различных видов деятельности важно научить их правильно работать с информацией:

  • выделять главное,
  • читать подтекст,
  • пересказывать связно и без потери важных деталей,
  • составлять план.

Дети должны уметь пользоваться учебниками, справочниками, периодической литературой и интернетом.

Формы реализации деятельностного подхода

Для достижения результатов могут выбираться различные формы реализации деятельностного подхода. Например, работа в группе позволяет сосредоточить внимание учеников на коллективных способах решения задач, умении договариваться и необходимости учета мнения всех участников группы.

Во время внеурочной деятельности школьники учатся применять знания на практике, совершенствуют и развивают коммуникативные навыки, лучше познают себя и окружающий мир.

Высокую эффективность показывают проектные формы работы. Они поддерживают мотивацию на высоком уровне, успешно формируют у учащихся УУД. Проект может быть растянут на один или несколько уроков, а может занимать всего несколько минут с подробным обсуждением процесса и полученного результата.

Таким образом, реализация деятельностного подхода, который является основным по ФГОС, позволяет сделать учебный процесс легким, интересным и менее травматичным психологически для детей. Педагоги используют природную пытливость ума ребенка, его стремление к познанию мира, развивают умение творчески мыслить и искать ответы на вопросы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль