Что такое СИПР

1974

Обучение детей, имеющих множественные дефекты в развитии, сложно организовать без составления СИПР — специальной индивидуальной программы развития, которая способствует:

  • максимальной индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса;
  • возможности пошагового обучения школьников с ОВЗ, детей-инвалидов;
  • стимуляции процесса развития интеллекта обучающихся, как следствие — достижению высоких результатов обучения.

СИПР — что это такое? Чем СИПР отличается от АООП?

Внедрение ФГОС, способствовавшее реализации права на обучение детей с тяжелыми умственными и физическими нарушениями, позволило систематизировать опыт, накопленный российской педагогической наукой в сфере образования детей-инвалидов, и определить примерные результаты освоения образовательного минимума.

Что такое СИПР

На основании ранее достигнутых успехов в помощь педагогам была разработана адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), а позже появилась концепция СИПР. Потому у многих педагогов возникает вопрос: СИПР — что это такое, и чем данный нормативный документ отличается от АООП?

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это нормативный документ, который разрабатывается на основе АООП с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и интеллектуальными нарушениями.

Особенность разработки адаптированной программы заключается в актуализации внимания на конкретном дефекте развития (нарушение слуха, зрения, умственного или физиологического развития), но даже этот нормативный документ применим не ко всем группам школьников. Остается небольшой процент детей, которые страдают от совокупности нарушений развития или разных форм инвалидности, и они, по сути, на протяжении длительного времени оставались за пределами образовательного пространства из-за отсутствия проработанной нормативной базы. Разработка СИПР позволяет исправить этот недостаток российской системы образования и обеспечить полный охват ученической аудитории.

Процедура составления специальных индивидуальных программ развития остается новой для педагогов, а сама методология по данному вопросу требует дальнейшей проработки. Главным требованием к составлению программ такого типа следует отнести соблюдение условий инклюзии, к числу которых относится:

  1. Создание безопасной развивающей среды, соответствующей возрастным и интеллектуальным потребностям учеников.
  2. Использование специального оборудования.
  3. Методическая подготовка педагогов.
  4. Психологическая поддержка родителей.

Определение границ программного минимума, перечня рекомендуемых учебных методов в рамках СИПР проводиться исключительно на основании индивидуальных возможностей конкретного ребенка.

Для кого и в каких случаях разрабатывается СИПР?

Основанием для разработки специальной программы индивидуального развития является прием ребенка с тяжелыми физическими или интеллектуальными нарушениями в образовательную организацию, в которой предусмотрены возможности для реализации АООП.

Как и для кого разрабатывется СИПР

Для кого из принятых на обучение детей-инвалидов разрабатывается СИПР, решает руководитель ОУ после получения пакета документов, в который входит:

  1. Заявление родителей (опекунов).
  2. Свидетельство о рождении ребенка.
  3. Заключение и рекомендации ПМПК.
  4. В случае констатации инвалидности — индивидуальная программа реабилитации.

При организации обучения детей со сложными патологиями развития педагогический коллектив руководствуется стандартами ФГОС, но для разработки методических документов представителям ОУ могут потребоваться дополнительные данные. Важно объяснить родителям, что от точности полученной информации зависит качество образовательного процесса, как следствие — образовательные результаты и перспективы обучающегося адаптироваться к требованиям общества и найти путь самореализации.

Педагогам необходимо знать общие сведения о состоянии школьника (вероятность возникновения аллергических реакций, неврологических припадков, эпизодов эпилепсии), заключения и рекомендации представителей медицинских и образовательных учреждений, где ранее наблюдался ребенок. Такой запрос документации не является нарушением положений Приказа Минобрнауки от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам…», так как он обусловлен не созданием искусственных трудностей для зачисления ребенка в ОУ, а необходимостью получения максимума информации для разработки СИПР.

После зачисления в образовательное учреждение организовывается знакомство всех педагогов, которые будут участвовать в процессе воспитания новоприбывшего, с учеником и его семьей. Для уточнения отдельных методических нюансов по обучению ребенка, для которого пишется СИПР, проводиться психолого-педагогическое обследование.

Скачать таблицу этапов психолого-педагогического обследования ребенка-инвалида при приеме в ОУ
Скачать в .docx

Беседа с родителями

В ходе общения с представителями семьи следует выяснить:

  • историю индивидуальных достижений ребенка; отношение родных к малышу и их взгляд на процесс его воспитания;
  • ожидания от образовательного процесса — это необходимо для налаживания эффективного взаимодействия.  
Наблюдение за поведением ребенка

Деятельность ребенка организовывается специально, чтобы специалисты могли осуществлять наблюдение в течение длительного времени (до трех недель) без риска изменения ситуации.

Для изучения личностных возможностей обучающегося могут дополнительно использоваться различные системы тестирования и диагностики, позволяющие выявить:

  • особенности физиологического, в том числе двигательного развития;
  • уровень сформированности элементарных учебных действий;
  • уровень развития речевых способностей;
  • сформированность навыков самообслуживания;
  • наличие и характер контактов с членами семьи, сверстниками, другими взрослыми;
  • проявления познавательной активности.
Анализ результатов На основании проведенных наблюдений экспертная группа, в число которой входят специалисты ОУ и родители (законные представители) ребенка с особыми образовательными потребностями, разрабатывают концепцию СИПР, определяют методы определения успехов учащегося по ее освоению.

Структура СИПР

Специальная индивидуальная программа развития, как и любой другой нормативный документ в системе образования, должна включать обязательные структурные элементы, объем и содержание которых могут варьироваться. Структуру СИПР разрабатывают на основе положений п.2.9.1 приложений к ФГОС, регламентирующих порядок организации образовательного процесса для обучающихся со сложными нарушениями в развитии.

Скачать структуру СИПР
Скачать в .docx

Структурные компоненты СИПР Содержание
Общие сведения В данный пункт следует включить сведения об учащемся и его родителях, а также заключение ПМПК.
Характеристика обучающегося

Описательная оценка развития составляет в развернутой форме в начале года, в конце — корректируется или уточняется с учетом индивидуальных образовательных достижений. В характеристику обучающегося следует включить такие информационные блоки:

  • сведения об отношении членов семьи, особенности семейного воспитания;
  • данные о психофизическом здоровье;
  • описание эмоциональных и поведенческих реакций, составляемое на основе наблюдений специалистов;
  • уровень сформированности познавательных процессов (способность к запоминанию, осмыслению, воспроизведению знаний);
  • особенности речевого развития;
  • характер проявления социально значимых навыков (готовность к налаживанию коммуникативных связей со сверстниками и взрослыми, игровая активность, представления об окружающем мире, математические знания, умение работать с канцелярскими принадлежностями, готовность к самообслуживанию);
  • потребность в оказании помощи при выполнении базовых бытовых задач (одевании, совершении гигиенических процедур, приеме пищи), а также необходимость в обеспечении дополнительного ухода для предупреждения опасных ситуаций (нанесение травм, самовольный уход за пределы ОУ);
  • рекомендации по корректировке СИПР на следующий учебный год (приоритетные предметы, особенности организации  коррекционной образовательной работы).
Индивидуальный план обучения

Индивидуальный образовательный план, проектируемый в рамках СИПР, соотносим с учебным планом, составляемый в соответствии с АООП. Последний имеет строгую структуру (состоит из двух частей: первая содержит перечень образовательных областей, вторая — объем коррекционных занятий и внеурочной деятельности), подчиняется требованиям ФГОС (соотношение нагрузки частей учебного плана определяется в пропорции 60:40).

Индивидуальный образовательный план обучения по СИПР не ограничен строгими рамками. Главный критерий данной разработки — определение оптимальной совокупности предметов, доступных для понимания обучающимся, а также содержания и объема внеурочной деятельности, коррекционных занятий, граничной учебной нагрузки в неделю.

При разработке индивидуального плана обучения для школьников со сложными интеллектуальными отклонениями или другими недостатками здоровья, не позволяющими осваивать основной объем АООП, недельная нагрузка формируется путем замещения стандартной образовательной деятельности допустимым количеством коррекционно-развивающих занятий.

Содержание образования

Указание конкретных образовательных задач и элементов программного содержания, направленных на формирование УУД, нравственной и экологической культуры поведения, привитие навыков ведения здорового образа жизни. Содержание образования определяется в начале учебного года с учетом актуальных интеллектуальных способностей обучающегося и пересматривается ежегодно членами экспертной комиссии.

Близость образовательных задач, утвержденных для разных детей, позволяет таким школьникам обучаться вместе и является основой для календарно-тематического планирования. 

Потребности в предоставлении специального ухода и их реализация

В случае неспособности обучающегося выполнять базовые действия по самообслуживанию (передвигаться, принимать пищу, выполнять гигиенические процедуры), в ОУ формируются специальные условия по таким направлениям:

  • кормление с соблюдением правил застольного этикета;
  • частичное или всестороннее оказание помощи в сфере заботы о внешнем виде (одевание-раздевание, расчесывание, забота о личном комфорте);
  • создание приспособлений для передвижений или переноса с учетом соблюдения техники безопасности (установка пандусов, подъемников);
  • обеспечение комфортных санитарных условий (соблюдение графика проветривания, проведение дезинфицирующих процедур);
  • выполнение комплекса мер, необходимых для сохранения и укрепления здоровья (прием лекарств, соблюдение профилактических рекомендаций медиков);
  • реализация коммуникативных потребностей — восполнение недостатка в общении, приобщение ребенка к социальной среде.
Перечень запланированных мероприятий по уходу и присмотру дожжен быть отражен в индивидуальном образовательном плане с указанием времени процедур и лиц, ответственных за их проведение.  
Внеурочная деятельность

Внеурочная активность детей с нарушениями развития реализуется в рамках общего курса социальной интеграции, поэтому проводится преимущественно в групповой форме в форме таких мероприятий: игры, экскурсии, наблюдения, конкурсы, творческие соревнования, фестивали. Главным условиям проведения внеурочной деятельности является создание условий, благоприятствующих самовыражению и самореализации обучающихся, особенно в условиях проведения занятий в разновозрастных группах.

Внеурочную деятельность рекомендуется организовывать в рамках сетевого воздействия с организациями дополнительного образования, сезонными учреждениями оздоровительного профиля. Следует понимать, что внеурочная активность может осуществляться не только во второй половине дня, но и в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
Перечень специалистов, задействованных для разработки и реализации СИПР

В состав междисциплинарной группы, ответственной за обучение ребенка, включают:

  • учителей-предметников;
  • учителя-логопеда, -дефектолога;
  • педагога-психолога.
Взаимодействие с семьей ребенка-инвалида

Характер взаимодействия представителей школы и родителей определяется в соответствии с отношением последних к ребенку и его образованию в частности. На этапе зачисления с представителями семей подписывается договор, определяющий обязанности и ответственность сторон и по сути фиксирующий «точки соприкосновения» семейного и общественного обучения.

Ввиду высокой вероятности неготовности родителей к плодотворному сотрудничеству (вызванной чувством вины, вынужденной социальной изолированностью, потерей надежды на улучшение состояния здоровья ребенка-инвалида, часто — материальными проблемами) на первых этапах сотрудничества важно включить в СИПР систематическое проведение индивидуальных бесед, групповых занятий и других видов психокоррекционной работы. Дополнительно рекомендуется предоставлять консультации по правовым аспектам в вопросах прав инвалидов, знание которых поможет положительно повлиять на материальное состояние семьи и обеспечить оптимальные условия для воспитания.

При условии отсутствия или преодоления психологических проблем можно расширить пределы взаимодействия с семьей и включить в структуру СИПР:

  • семинары по вопросам оказания психологической помощи ребенку-инвалиду;
  • консультации, в ходе которых педагоги и родители выбирают единые оптимальные методы и подходы к вопросам организации учебно-воспитательного процесса;
  • практикумы по созданию развивающей предметной среды в домашних условиях;
  • активное участие в работе экспертной группы при выборе приоритетных образовательных областей;
  • налаживание контакта для постоянной связи с профильными специалистами (логопедом, педагогом-психологом).  
Описание необходимой технической базы

В данный раздел СИПР могут быть включены следующие технические средства индивидуального и общего пользования, предназначенные для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • кресло-коляска, подъемник, ортопедический мешок, вертикализатор;
  • дополнительный коммуникатор (тревожная кнопка, планшет со специальным программным обеспечением);
  • игрушки и наборы аксессуаров, позволяющие развивать все виды чувств (предметы со звуковыми и световыми эффектами, наборы с натуральными ароматизаторами, сенсорные панели);
  • тренажеры для развития мелкой моторики (бусины, пластины для нанизывания на шнур, предметы с разной структурой поверхности, мячи разного диаметра);
  • специальные мягкие средства для фиксации разных частей тела, совершенствования двигательной функции;
  • другие пособия, предусмотренные АООП.
Система мониторинга индивидуальных образовательных результатов

Проверка уровня знаний школьника проводится раз в полгода экспертной группой. В ходе диагностики представители педагогического состава определяют уровень сформированности знаний и умений, предусмотренных СИПР, определяют дальнейшую тактику обучения.

Результаты проверки, проводимой в конце учебного года, отражаются в характеристике ученика.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль