Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Что такое СИПР? Как разработать СИПР: структура и особенности

  • 29 сентября 2018
  • 15394
Специальные индивидуальные программы развития (далее — СИПР) — обязательное условие успешного обучения детей, страдающих патологиями развития, которые долгое время считались «необучаемыми» и выпадали из образовательного пространства. Программа СИПР составляется на основе АООП, принимая во внимание специфические потребности школьников с нарушениями интеллектуального развития и инвалидностью. 

Скачать книгу «Обучение детей с ОВЗ»
Скачать бесплатно в .pdf

СИПР в школьном обучении способствует:
  • индивидуализации учебно-воспитательного процесса и адаптации его к потребностям учащегося;
  • повышению эффективности школьной коррекционно-развивающей работы;
  • пошаговому, постепенному освоению учебного материала в том темпе, который комфортен ребенку с ОВЗ;
  • стимулированию интеллектуального развития и достижения высоких результатов;
  • повышению квалификации педработников и педагогической компетентности родителей, мотивации к самообразованию;
  • эффективному взаимодействию учителей и специалистов узких областей.

Что такое СИПР для детей с ОВЗ?

Федеральные стандарты, позволившие обучаться даже детям с физическими патологиями и умственными отклонениями, систематизировали практический опыт для выработки ожидаемых результатов освоения программного минимума. 

Что такое СИПР

В помощь учителям была предложена адаптированная основная образовательная программа (АООП), имеющая две разновидности, ориентированные на: детей с легкой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. 
На основании второй разновидности АООП была реализована концепция СИПР для детей с ОВЗ — образец лояльности и заботы о тех учащихся, которые страдают от тяжелых недугов, однако стремятся к знаниям. Специальная программа отражает особые потребности и возможности ребенка (или группы детей), а потому, в отличие от АООП, не может унифицированно применяться ко всем учащимся.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО"

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Специальная индивидуальная программ развития (СИПР) — нормативный документ образовательного учреждения, формируемый на базе АООП на ограниченный термин (1 год) и учитывающий потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении.

Адаптированная программа концентрируется на потребностях конкретной группы детей, имеющей, например, поражения зрения, слуха, физического или умственного развития. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — образец того, как дети, страдающие от комплекса системных нарушений развития и имеющие различные формы инвалидности, смогут получить достойное образование. 

СИПР направлена на формирование у учеников общей культуры, соответствующей социокультурным и нравственным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических навыков и представлений, которые позволят детям достичь необходимой независимости и самостоятельности. 

Процедура написания специальных индивидуальных программ для большинства педагогов остается сложной, поскольку они не знают, для кого пишется СИПР, какие цели преследует, также отсутствует достаточная методология вопроса, что затрудняет тщательную проработку программы. 

К счастью, педагоги становятся все более квалифицированными в области СИПР, чтобы без труда расшифровать аббревиатуру. При написании программы они учитывают следующие условия инклюзии: 
  • формирование развивающей среды, которая отвечает требованиям безопасности, а также соответствует образовательным и возрастным потребностям детей;
  • задействование инклюзивного оснащения;
  • необходимая подготовка учителей;
  • помощь психолога и логопеда;
  • поддержка родителей и членов семей. 
Только индивидуальные возможности ребенка определяют программный минимум и комплекс методик, который будет использоваться в конкретном случае. 

Для кого разрабатывается СИПР?

Рабочая программа СИПР составляется в случае поступления в образовательное учреждение, предусматривающее обучение по АООП, учащегося с тяжелыми интеллектуальными или физическими патологиями по решению педагогического консилиума. Программу составляют как для отдельного ученика, так и для группы учащихся со схожими учебно-воспитательными потребностями. В написании СИПР для детей на дому и тех, которые посещают школу, принимают участие все специалисты, которые с ними работают: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды, учителя-предметники и социальные педагоги.

Как и для кого разрабатывется СИПР

Чтобы пояснить, для кого разрабатывается СИПР, были выделены три группы учащихся в зависимости от особенностей психофизического развития, степени тяжести и этиологии течения патологий, которые учитываются как при комплектации классов, так и при составлении специальных программ:
  • дети, имеющие тяжелые патологии опорно-двигательного аппарата, которые не могут самостоятельно передвигаться, а имея нарушения интеллекта, требуют постоянной помощи взрослых;
  • школьники с расстройствами аутического спектра, которые дополняются интеллектуальными нарушениями, сопровождающимися криком, агрессией и иными проявлениями деструктивного поведения, а потому нуждаются в систематического сопровождении и присмотре;
  • несовершеннолетние с умеренным проявлением умственной отсталости, которая протекает без сочетанных нарушений, а потому не требует постоянной помощи взрослых. 
Таким образом, СИПР разрабатывается для детей:
  1. обучающихся на дому, в том числе детей-инвалидов;
  2. которые обучаются дистанционно;
  3. которые в рамках инклюзивной практики очно посещают образовательное учреждение. 
В соответствии с СИПР, коррекционное образование выстраивается в соответствии с поставленными задачами и учебными предметами, необходимыми для их реализации. В ходе освоения индивидуального учебного плана у детей должны развиться навыки жизненной адаптации. 
Ожидаемые результаты освоения одного из вариантов СИПР для учащихся младших классов предполагают:
  • Личностные результаты — начальные навыки адаптации в обществе, эмоциональный отклик на учебный процесс и совместную работу с педагогом, осознание собственного «Я», понимание принадлежности к определенному полу. 
  • Предметные результаты — сперва необходимо наладить эмоциональный контакт с учащимся, а после предметными изображениями и игрушками вызвать у него положительные эмоции, на основании которых сформировать базовые сенсорные представления, умение показывать на себе части лица и тела, называть предметы и людей по фотографии.  
Перед учениками среднего звена ставятся иные задачи:
  1. Подготовка к общению со сверстниками, адаптивные действия.
  2. Развитие учебного действия — умения выполнять действия по образцу, правильно использовать учебные пособия, концентрировать внимание на книге или педагоге, выполнять задания по инструкции.
  3. Формирование умения работать с заданиями — навык работы с качественными предметами, выполнения упражнения от начала и до конца, удержание концентрации на протяжении определенного времени.

Как написать СИПР для детей с ОВЗ?

СИПР — пример максимально индивидуализированного подхода, которого невозможно достичь путем реализации адаптированной образовательной программы. Именно поэтому руководитель ОУ и консилиум специалистов решает, для кого из детей будет разрабатываться программа, а родителям учащегося следует предоставить школе пакет документов:

  1. Заявление, составленное по форме.
  2. Свидетельство о рождении ребенка.
  3. Подтверждение прохождение ПМПК и заключение комиссии.
  4. При наличии инвалидности — индивидуальная программа реабилитации. 
Родители и законные представители детей вправе не предоставлять иные документы при приеме в ОУ. Организация обучения несовершеннолетних с патологиями умственного развития осуществляется на основании ФГОС, однако родителям важно быть откровенными с педагогами и администрацией школы, что позволит облегчить разработку текста программы СИПР и методических рекомендаций к ней, учитывая рекомендации и заключения из медицинских учреждений, где наблюдался или наблюдается ребенок. Методисты непременно учтут возможность неврологических или эпилептических припадков, аллергических реакций, эпизодов агрессии, факты прохождения реабилитационных процедур и прочие особенности состояния школьника, что позволит повысить его образовательные результаты и улучшить прогнозы на успешную адаптацию. Вся дополнительная информация используется специалистами исключительно в интересах развития учащегося. 

СИПР — образовательная программа, которая составляется для новоприбывших или уже обучающихся в школе, реализующей второй вариант АООП, детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями или умственной отсталостью). Специальная программа составляется по заявлению родителей ученика на основании индивидуальной реабилитационной программы и заключения ПМПК. 

Если программа составляется для нового ученика ОУ, все педагоги, которые будут принимать участие в учебно-воспитательном процессе, в комфортной для ребенка обстановке знакомятся с ним и его семьей. Психолого-педагогическое обследование проводится для уточнения важных аспектов состояния и развития ребенка, которые позволят наилучшим образом составить СИПР.
Диалог с родителями
Педагогам важно:
  • объяснить представителям семьи, что такое СИПР для детей с ОВЗ;
  • выяснить отношение близких к индивидуальным достижениям малыша и их представления о ходе учебно-воспитательного процесса;
  • обозначить предполагаемые предметные и личностные результаты. 
Наблюдение 
Специалистам важно осуществить длительное наблюдение за ребенком (до 20 дней), чтобы на основании полученных данных сделать выводы о его личностных возможностях, определить наиболее подходящие системы диагностики и проверки знаний. Параллельно с этим следует проанализировать:
  • степень сформированности речевых навыков и элементарных учебных действий;
  • наличие или отсутствие познавательной активности;
  • характер взаимоотношения со сверстниками, педагогами и членами семьи;
  • наличие или отсутствие навыков самообслуживания;
  • специфику двигательного (физиологического) развития. 
Анализ данных
После беседы с родителями и оценки наблюдений экспертная группа в составе родителей учащегося и специалистов ОУ разрабатывает концепцию специальной индивидуальной программы развития (СИПРа), выбирая технологии обучения и методики оценки результатов. 

Разработка СИПР подразумевает три ключевых этапа:

Этап Этапы проектирования Суть деятельности
Подготовительный Первоначальная оценка потребностей ребенка в образовании, сделанная по запросу родителей Школьная администрация выбирает, к какому учителю и в какой класс будет зачислен ученик, формирует коллектив специалистов для психолого-педагогического сопровождения (если какого-либо из требуемых специалистов нет в школьном штате, администрации ОУ следует направить силы на задействование дополнительных ресурсов и привлечение сотрудника). С родителями учащегося заключается договор, чтобы те четко понимали, что такое СИПР, и осуществляется первоначальный сбор и анализ сведений об учащемся. 
Оценка норм ФГОС Школьный методист изучает соответствующую документацию по СИПР, а после разрабатывает локальные нормативные документы по этому вопросу. 
Диагностический Анализ результатов психолого-педагогического обследования Все специалисты ПМПК взаимодействуют для подготовки заключения о психологических и интеллектуальных особенностях ребенка, наличия у него учебных навыков, адаптивных и коммуникативных свойств. На этом этапе определяются образовательные потребности ребенка-инвалида, вектор деятельности школьных специалистов. 
Характеристика условий, необходимых ребенку для обучения Распределение обязанностей между специалистами ПМПК, а при необходимости — привлечение дополнительных кадровых ресурсов
Деятельностный Разработка текста специальной образовательной программы Члены комиссии определяют временные рамки реализации программы, совместно с родителями формируют цели и круг задач для реализации СИПР, определяют образовательный и коррекционный компоненты программы. 

Структура СИПР

СИПР по ФГОС для детей с ОВЗ — особая программа, ориентированная на индивидуализацию обучения учащихся с нарушениями развития интеллекта. Содержание и объем структурных элементов этого нормативного документа могут варьироваться в зависимости от состояния и потребностей ребенка. П. 2.9.1 приложений к ФГОС регламентирует структуру специальной программы и принципы организации учебно-воспитательного процесса. 

Структура СИПРа по ФГОС включает:
  1. Основные данные об учащемся.
  2. Результаты диагностики развития ребенка на момент написания документа и направления учебно-воспитательной работы, на которые будет направлена программа.
  3. Суть образования в домашней и школьной среде — индивидуальный учебный план, включающий внеурочную деятельность, учебные дисциплины, коррекционные курсы и их актуальное содержание.
  4. Характеристика потребности ребенка в присмотре и помощи взрослых.
  5. Список специалистов различных отраслей, которые принимают участие в написании и реализации программы. 
  6. Описание форм взаимодействия, разновидностей мероприятий и задач, обеспечивающих эффективное сотрудничество семьи и школы. 
  7. Материально-техническое оснащение, дидактические материала, индивидуальные реабилитационные средства.
  8. Система оценки результатов и средства мониторинга. 
В структуре СИПР установлен регламент действий всех участников процесса, закреплены сферы ответственности привлеченных специалистов. 
Внедрение СИПР включает шесть последовательных этапов:
Срок Описание
август-начало сентября Все специалисты (логопед, психолог, медицинский работник, социальный педагог) и педагоги привлекаются к составлению характеристики психического развития ученика с ОВЗ, сборе сведений о нем
сентябрь Педагоги, логопед, дефектолог, медицинский работник и школьный психолог проводят заседание консилиума с целью разработки специальной индивидуальной программы развития для учащегося с особыми образовательными потребностями
сентябрь-декабрь
Апробация СИПР и работа с учеником 
конец декабря Анализ эффективности разработанной программы, а в случае обнаружения ошибок — внесение изменений в ее текст
январь-май Работа с учеником в рамках реализации СИПР
май-июнь
Оценка эффективности обучения по адаптированной программе, формирование рекомендаций для работы на будущий учебный год
   

Технологии, используемые в обучении детей согласно СИПР

Благодаря ФГОС, эффективной организации предметно-развивающей среды, наличию технических средств обучения, специального оборудования все дети с ОВЗ и даже те, которые имеют серьезные интеллектуальные патологии, включаются в образовательное пространство. Для детей с особыми потребностями в обучении специалисты рекомендуют следующие образовательные технологии:
  • Игровые — позволяют моделировать ситуации, которые вызывают у ребенка затруднения, и в непринужденной форме искать пути их решения. 
  • Индивидуализации обучения — максимальная адаптация образовательной среды и программы потребностям особенного ребенка. 
  • ИКТ — использование широкого спектра технических средств (интерактивных досок и планшетов, видео- и аудиоматериалов, ПК) для обучения. 
  • Поэтапное обучение под руководством учителя с пошаговым повторением изученного материала. 
  • Формирование адаптивной среды.

Оценка результатов СИПР

Согласно ФГОС, обязательная часть СИПР составляет не только академические успехи детей, но и их жизненные компетенции. Потому для оценки учебных достижений проводится промежуточная, текущая и итоговая аттестации детей. 
Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, рекомендуют метод экспертной группы, основанный на междисциплинарном подходе, как наиболее эффективный для оценки образовательных результатов. В экспертную группу входят все участники учебно-воспитательного процесса, которые взаимодействуют с ребенком: учителя-предметники, логопед, дефектолог, инструктор по физвоспитанию, психолог, родители. Эксперты должны проанализировать достижения ребенка в контексте получения академических знаний и жизненных компетенций. 
После завершения изучения темы, согласно реестру СИПР по ФГОС, проводится текущая аттестация, в ходе которой специалисты определяют:
  • насколько ребенок самостоятелен в выполнении учебных действий — критерием служит то, может ли ученик выполнять действия самостоятельно, по образцу, по инструкции учителя, нужна ли при этом ему физическая помощь;
  • какие представления у него сформированы — критерием служит то, узнает ли ребенок объект или не узнает. 
Оценка может выставляться в любой принятой экспертной группой форме, например, в баллах или процентах. 
Промежуточная аттестация проводится в конце полугодия и учебного года, отражая характер учебных и личностных достижений учащегося. Эксперты опираются на эффективный метод наблюдения за ребенком в процессе выполнения уроков и повседневных действий в течение дня. Дополнительно можно использовать апробированные тестовые методики, однако решение о целесообразности их применения должны принимать все участники группы. Оценка представляется в общепринятой форме, а приобретенные ребенком компетенции — в формате описательной характеристики, которая отражает то, какими знаниями обладает ученик, какие умения он применяет на практике, насколько самостоятелен и активен он в своей образовательной деятельности. 
Итоговая аттестация по результатам освоения специальной индивидуальной образовательной программы проводится по завершению последнего года обучения в школе. Оценка по ней вносится в свидетельство об обучении и может представлять собой баллы или описательную характеристику. 
Важно подчеркнуть, что на данный момент не существует унифицированной формы выставления оценок для определения достижений учащихся по СИПР, поскольку наблюдается недостаточный опыт применения специальных программ и отсутствие необходимой методической базы. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.