Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося

63

Проверка места проживания школьников, результатом которой является акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, заполненный в соответствии с образцом, выполняется классными руководителями для выявления:

  • фактического состояния жилья, в котором живет школьник;
  • соблюдения норм количества граждан, проживающих совместно в рамках данной жилплощади;
  • финансового положения семьи учащегося;
  • выполнения санитарно-гигиенических норм, способствующих сохранению и укреплению здоровья домочадцев и ребенка в частности;
  • наличия и состояния места для учебы, игр и отдыха школьника.

С какой целью составляется акт обследования семьи учащегося?

Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося

Скачать бланк акта обследования жилищно-бытовых условий учащегося
Скачать в .docx

Вразрез с тенденцией к последовательному улучшению материальных и социальных условий в нашей стране сохраняется процент семей, не способных обеспечить ребенка необходимым минимумом по ряду причин. Проведение проверок и составление акта обследования семьи учащегося призвано стимулировать родителей к пересмотру сложившихся бытовых условий, распорядка и образа жизни семьи, отказу от вредных привычек.

Проведение проверки первоочередно следует расценивать как метод профилактики правонарушений, инструмент защиты прав несовершеннолетних, находящихся под семейной опекой и не способных трезво оценить условия проживания. Важно отметить, что обследование призвано выявить не только поверхностные факторы неблагополучия (неустроенность жилищных условий, отсутствие вещей и предметов первой необходимости), но и факты эмоциональной нестабильности, которые могут наблюдаться в финансово обеспеченных и внешне благополучных семьях (скандалы, диктат, наложение несправедливых оценок и запретов — проявления, ведущие к подавлению инициативности несовершеннолетнего, развитию агрессии и формированию «бунтарской» позиции).

Процедура оценивания жилищно-бытовых условий школьника осуществляется в случае возникновения у педагогов, социальных работников, представителей правоохранительных организаций оснований полагать, что нормы проживания ребенка в семье не соответствуют общепринятым нормам (у ребенка замечены побои, признаки систематического недосыпа или недоедания, отсутствуют вещи первой необходимости).

Поводами для проведения проверки и заполнения акта жилищно-бытовых условий семьи являются:

  1. Регулярное нарушение учащимся норм социального и общественного поведения.
  2. Фиксирование эпизодов употребления несовершеннолетним алкоголя, токсических или наркотических веществ.
  3. Факт постановки школьника на учет в комиссию по делам несовершеннолетних или правоохранительные органы.
  4. Поступление жалоб со стороны педагогов, родственников, соседей о невыполнении родительских обязанностей или ненадлежащем обращении с детьми в семье.
  5. Смена места жительства семьи, вследствие чего могут ухудшиться условия проживания несовершеннолетнего.
  6. При получении ребенком травмы с целью выяснения обстоятельств, сопутствующих получению увечий (несчастный случай, родительская халатность, намеренное нанесение физического вреда).

Проверка жилищных условий с последующим составлением акта также осуществляется в рамках процедуры лишения родительских прав или усыновления школьника.

Состав комиссии, осуществляющей проверочные действия по предварительному согласованию с родителями или без него, может меняться в соответствии с целями мониторинга. В зависимости от особенностей случая в состав уполномоченной комиссии могут быть включены педагоги (первоочередно — классный руководитель), представители социальных служб, попечительских и правоохранительных органов.

Что включить в заполненный акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Составление отчетного документа по результатам проверки выполняется в свободной форме, но в соответствии с требованиями к содержанию. Для возможности использования заполненного акта обследования жилищно-бытовых условий семьи в качестве доказательной базы в бланк важно включить следующие пункты:

  1. Даты обследования, которая может совпадать с датой посещения комиссией семьи несовершеннолетнего или не совпадать (но важно помнить, что акт составляется не позднее, чем через три дня с момента обследования).
  2. Наименования документа.
  3. Список проверяющих.
  4. Цель проведения обследования (в рамках плановой проверки или в связи с поступившей жалобой).
  5. Тип (квартира, дом) и адрес обследуемой жилплощади.
  6. Состав семьи, проживающей в обследуемом жилом объекте.
  7. Подписи проверяющих, подтверждающих согласие с изложенной в акте информацией.

При обследовании следует уделить особое внимание уровню обеспечения основных потребностей учащегося в семье, который определяется по ряду параметров, представленных в таблице.

Скачать таблицу параметров определения уровня обеспечения основных потребностей учащегося в семье
Скачать в .docx

Пункты содержания акта На что следует обратить внимание при проверке
Состав семьи Кто фактически осуществляет надзор за учащимся, уровень вовлеченности домочадцев в процесс семейного воспитания.
Уточнить, кто из близких родственников проживает в непосредственной близости и оказывает посильную помощь в содержании и обучении несовершеннолетнего.
Финансовая обеспеченность семьи Общий уровень дохода, наличие продуктов питания, одежды, игрушек, канцелярии в необходимом количестве.
Состояние здоровья ребенка Провести визуальную оценку на предмет соответствия физиологического состояния школьника возрастным показателям.
Уточнить наличие хронических заболеваний и необходимость в постоянном медицинском наблюдении или лекарственном обслуживании.
Определить вероятность эпизодов физического или психического насилия над несовершеннолетним.
Внешний вид домочадцев Опрятность и состояние детской одежды, ее соответствие росту и весу школьника, возрастным параметрам и сезонности.
Наличие средств для ухода и личной гигиены (расчески, полотенца, зубной щетки и прочего), находящихся в свободном доступе.
Уровень социальной адаптации Адекватность поведения членов семьи во время визита комиссии, характер общения несовершеннолетнего с родителями, близкими родственниками, представителями проверяющих служб.
Воспитание в семье Форма освоения обязательного образовательного минимума, посещение спортивных секций, тематических кружков, организация обучения и досуга несовершеннолетнего — наличие образовательной среды и места для самостоятельной учебной работы.
Соблюдение норм безопасности Оценить возможность доступа школьника к опасным предметам быта (согласно возрастному фактору): лекарствам, химическим смесям, электроприборам и т.д.
Удовлетворение эмоциональных потребностей Характер отношений между домочадцами, готовность к совместному времяпровождению, уровень взаимодоверия, наличие/отсутствие семейных ценностей и традиций.
Факторы риска Наличие потенциально опасных для школьника факторов физического и эмоционального плана (выявления фактов пренебрежительного или неуважительного отношения к правам ребенка, эксплуатации, покушения на физическую и половую неприкосновенность).

Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося: заполненный образец

Ввиду того, что обследования благополучия семей школьников включено в обязанности классного руководителя, для экономии времени рекомендуется заполнять акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося по заполненному образцу. Благодаря этому удастся легко избежать неточностей, включить в отчетную документацию всю необходимую информацию и избежать упущения важных деталей, позволяющих составить справедливое мнение об условия проживания школьника в семье.

Образец акта обследования семьи учащегося классным руководителем

Скачать образец акта обследования семьи учащегося классным руководителем
Скачать в .docx

Блоки документа Пояснения
Шапка Акт обследования жилищно-бытовых условий
учащегося _______ (Ф.И.О.) ________ (класса) ____,
проживающего по адресу ______________
Тип семьи

Благополучная (родители отличаются высокой моральностью, вовлечены в школьную жизнь, обеспечивают благоприятный эмоциональный настрой в семье).

Неблагополучная:

  • нравственно нестабильная (родители или родственники, проживающие совместно с учащимся, ведут аморальный образ жизни: злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические или токсические средства, отказываются работать, проявляют асоциальные качества, а также игнорируют родительские права и обязанности);
  • педагогически некомпетентная (родители проявляют несогласованность при озвучивании требований к школьнику, практикуют физические меры наказания, не владеют правилами организации учебно-воспитательного процесса, не интересуются успехами и поведением ребенка в школе);
  • конфликтная (папа с мамой или родственники постоянно конфликтуют между собой, демонстрируют примеры жестокости, рукоприкладства, нетерпимости, эмоционального неблагополучия).

Также следует зафиксировать факт постановки семьи на учет в отделе защиты прав несовершеннолетних в местной администрации.

Характеристика родителей Ф.И.О. мамы и папы, занятость, место работы, должность, уровень жизни и вовлеченности в процесс воспитания ребенка, уровень педагогической культуры, характер проживания с ребенком (совместно или раздельно).
Информация о других близких родственниках (бабушках и дедушках, братьях, сестрах)
Совместно со школьником проживает (список родственников).
Указать, какое участие они принимают в воспитании и материальном обеспечении несовершеннолетнего.
Статус семьи Школьник воспитывается в ____ (полной, неполной, многодетной...) семье или ребенка воспитывает мать-одиночка, в семье есть инвалид и т.д.
Уровень дохода (обеспеченная, средний достаток, малообеспеченная).
Наличие полноценного питания, сезонной одежды по размеру (обеспечивается/не обеспечивается).
Обеспеченность средствами для подготовки к обучающему процессу, канцелярскими принадлежностями.
Жилищно-бытовые условия Учащийся проживает совместно с членами семьи (список) в _____ (квартире, комнате общежития, частном доме), количество комнат составляет ___.
Санитарно-гигиеническое состояние жилых и нежилых помещений соответствует (не соответствует) нормативам.
В квартире оборудована детская комната (или зона), укомплектованная всеми необходимыми предметами мебели (кровать, шкаф для личных вещей). Мебель находится в (отличном, удовлетворительном, неудовлетворительном) состоянии.
Имеются (не имеются) условия для подготовки обучающегося к школьным занятиям (письменный стол с дополнительным источником освещения, место для хранения учебников и письменных принадлежностей).
Характер взаимоотношений в семье

Отношения родителей и ребенка, характер которых следует учитывать педагогу при определении особенностей ведения психолого-педагогической работы, строятся в соответствии с принципом (выбрать наиболее предпочтительные):

  • родительский авторитаризм, отрицание свободы выражения мысли и действий;
  • подавление проявляемых ребенком инициатив;
  • гиперопека, которая проявляется через полное ограждение несовершеннолетнего от жизненных трудностей и забот;
  • пассивность со стороны взрослых — явное нежелание принимать участие в процессе воспитания;
  • сотрудничество — проявление взаимоуважения и заботы об интересах друг друга.
Воспитательные методы

Влияние на ребенка членами семьи в воспитательных целях осуществляется посредством:

  • категоричных высказываний, приказов, не подлежащих обсуждению;
  • наложения запретов на отдельные действия с объяснением причин;
  • упреков, обвинений в непослушании;
  • угроз наложения наказаний, которые не осуществляются.
Семейные обязанности и организация досуга

Несовершеннолетний оказывает (не оказывает) посильную помощь в ведении домашнего хозяйства, выполняя ряд обязанностей (полив цветов, уход за домашними животными, поддержание чистоты и порядка в своей комнате и т.д.).
Выходные, праздничные дни семья проводит (выбрать предпочтительные варианты):

  • в пределах квартиры (дома), каждый занимается своими делами;
  • раздельно;
  • совместно (организовываются активные виды отдыха, вылазки, походы, экскурсии, поездки и т.д.).
Отношение ребенка к родителям, домочадцам Учащийся проявляет уважительное (неуважительное, агрессивное) отношение к родителям, членам семьи.
Характер контроля за школьным обучением и досуговой деятельностью ребенка со стороны взрослых Родители посещают (не посещают) школьные собрания, принимают (не принимают) участие в массовых школьных мероприятиях, проявляют (не проявляют) заинтересованность в получении несовершеннолетним всестороннего, в том числе и внешкольного, образования.
Заключения школьной комиссии Условия проживания учащегося в семье признаются удовлетворительными (неудовлетворительными). Ребенок обеспечен (не обеспечен) всем необходимым для развития и комфортного обучения. В семье наблюдается доверительная атмосфера (отношения напряженные, домочадцы проявляют безразличие). Школьник относится (не относится) к «группе риска».

Правовые коллизии, возникающие при составлении акта жилищно-бытовых условий учащихся

Полномочия классного руководителя в рамках проведения обследования условий проживания школьников часто вызывают неудовольствие как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Составление акта жилищно-бытовых и семейных условий проживания учащихся рассматривается в нашем обществе не столько как реализация мер государственной защиты прав несовершеннолетних, сколько как мера контроля, результаты которой не способны повлиять на реальное состояние дел. Такие суждения не лишены логики, но их следует воспринимать критически, с учетом реальной ситуации. 

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи

Такой подход позволит педагогу своевременно оценить, способствует ли атмосфера в домах школьников для того, чтобы учиться, и нет ли каких-то тревожащих факторов, и действовать при этом в рамках правовых норм.

  1. При организации обследований важно помнить, что в соответствии с нормами действующего законодательства (ст. 137 Уголовного Кодекса РФ) частная жизнь отдельных лиц и семьи является неприкосновенной, а потому мониторинговое посещение лучше всего предварительно согласовать с родителями, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В большинстве своем мамы и папы идут навстречу требованиям педагогов и охотно демонстрируют, что имеющихся семейных ресурсов более чем достаточно для обеспечения школьника всем необходимым.
  2. В случае выявления фактов насильственного обращения с детьми (фиксация побоев, обнаружение признаков серьезных психологических травм) педагог уполномочен (более того, обязан!) обратиться за помощью к представителям школьной администрации, социальных служб, правоохранительных органов с целью формирования комиссии и проверки бытовых условий и родительской опеки. В случае отказа представителями семьи обеспечить свободный доступ проверяющих в пределы жилых помещений и отвечать на интересующие членов комиссии вопросы, позволяющие зафиксировать или опровергнуть факт нарушения прав несовершеннолетнего, проверка жилья осуществляется под надзором правоохранителей, как вариант — после выдачи судебного распоряжения в рамках процедуры лишения родительских прав.

Таким образом, неоднозначность обязанностей классного руководителя по оценки условий проживания учащихся остается актуальной. Согласно законодательным нормам, педагог не имеет права требовать предоставление безграничного доступа в семьи, но может предварительно согласовать встречи в рамках индивидуальной работы с родителями и реализовать процедуру составления актов. В то же время при выявлении фактов попрания прав детей можно заручиться помощью представителей уполномоченных служб и активизировать механизмы государственной защиты несовершеннолетних.

Результаты составления актов обследования жилищно-бытовых условий семей учащихся

По результатам посещения семей школьников классный руководитель обязан не только составить отчетность установленного образца, но и проинформировать о выявленных фактах нарушений представителей уполномоченных органов. По данному пункту также могут возникать вопросы, поскольку не все данные, отраженные в актах обследования жилищно-бытовых условий учащихся, особенно из многодетных или малообеспеченных семей, могут повлиять на корректировку сложившейся ситуации.

При составлении отчетной документации следует учитывать, что 1 марта 2015 года действует обновленный Жилищный кодекс РФ, который, в противовес ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР, не предусматривает определений норм жилой площади на человека (за исключением норм выделяемой жилплощади) и отменяет действие запрета на проживание в одной комнате лиц разного пола старше 9 лет (за исключением супружеских пар). Таким образом, стесненность в квадратных метрах, которую испытывают многие семьи, выражаемая в отсутствии у школьника своей комнаты, уже не считается попранием детских прав, и родителей важно уведомить об этом. Грамотное зонирование, позволяющее оборудовать для несовершеннолетнего «свой угол», где расположено спальное место, зона для обучения и игр, считается удовлетворительной мерой, и при условии отсутствия других нарушений заполнять акт с целью передачи данных в органы опеки не следует.

Фиксация эмоциональной закрытости, педагогической некомпетентности семьи, выявленная при обследовании, должна стать поводом для проведения с родителями бесед, при необходимости — с привлечением школьного педагога-психолога, включения взрослых в организацию и проведение школьных мероприятий совместно с ребенком.

На основании этого хочется сделать следующий вывод: характер обследований и составленных на их основании актов определяет исключительно сам педагог путем использования или неиспользования полученных данных для определения индивидуальных особенностей ведения воспитательно-образовательной работы в классном коллективе (за исключением фактов выявления грубого нарушения прав несовершеннолетних).

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль