Библиотечные уроки

172

Информационная грамотность и умение самостоятельно находить необходимые знания — базовые учебные потребности, от которых напрямую зависит успешность учащегося. Библиотечные уроки, проводимые в школьной библиотеке, позволяют привить школьникам необходимые навыки по поиску информации и решить ряд образовательных задач:

  • научить детей базовым навыкам поиска и обработки данных;
  • закрепить принципы информационной избирательности;
  • развить критическое мышление и умение творчески перерабатывать информацию;
  • повысить мотивацию учащихся к чтению и художественному творчеству.

Педагогическая ценность библиотечных уроков

Библиотечный урок — вид школьного занятия, которое включается в план календарно-тематического планирования, но проводится не в классном пространстве, а в школьной библиотеке. В основе библиотечных уроков лежит интегративный подход, утвержденный принципами ФГОС и активно применяемый в современном образовательном пространстве для формирования у учащихся комплексного восприятия учебного плана и дисциплин в частности.

Подготовка библиотечного урока в школьной библиотеке

Уроки в библиотеке объединяют предметно-пространственные и организационные компоненты среды в школе, а потому привлекают внимание школьников сразу двумя параметрами: нестандартной тематикой и новой локацией. Школьные библиотеки и информационно-библиотечные центры полностью отвечают требованиям Стандарта в вопросах организации образовательного пространства — комфортного, открытого, общедоступного, способствующего созданию доверительного общения. Поэтому именно в библиотеке можно вести систематическую работу с детьми по таким направлениям:

  1. Знакомство школьников с учебной ценностью различных информационных и образовательных ресурсов.
  2. Объяснение принципов каталогизации данных.
  3. Повышение уровня познавательной мотивации, который достигается за счет смены места и условий обучения.
  4. Укрепление ценностно-смыслового опыта детей.

Ценность библиотечных уроков сохраняется и в условиях активного развития информационных технологий. Открытость данных еще не является гарантией быстрого освоения современными школьниками больших массивов информации и повышения эффективности обучения. Многие учащиеся начальной школы не владеют навыками поиска необходимой информации в рамках оговоренной темы, а старшеклассники не умеют работать с несколькими источниками, классифицировать и обрабатывать данные, что вызывает значительные трудности при самостоятельном освоении дисциплин. Работа с каталогами и различными типами информационных источников в школьной библиотеке способствует закреплению важных навыков и повышает интерес к чтению художественных произведений, а значит — способствует воспитанию уверенных в своих знаниях будущих граждан нашей страны, критически мыслящих и способных на творческие поиски

Организация библиотечных уроков в школьной библиотеке

Вопрос об организации библиотечных уроков в школьной библиотеке имеет большое значение, ему следует уделить особое внимание. Практика переноса методик планирования типового урока на библиотечный обречена на провал, поскольку она ведет к быстрому угасанию интереса к данному виду деятельности и снижает имидж школьной библиотеки. Раскрытие потенциала занятий, проведенных в «царстве книг» и реализация интегративных связей возможно лишь при условии ряда организационных рекомендаций, представленных ниже.

Скачать таблицу методических рекомендаций и распространенных ошибок при составлении уроков
Скачать в .docx

Определяющие факторы порядка организации библиотечных уроков Распространенные ошибки при организации библиотечных уроков Методические рекомендации
Возраст детей Несоблюдение возрастного фактора, ведущее к снижению эффективности учебно-воспитательной деятельности. Библиотечная разъяснительная работа с учениками начальной школы ведется с целью формирования навыка работы с книгами, повышения читательского интереса. Цель проведения уроков такого типа с детьми старшего школьного возраста — мотивация к исследовательноской активности, закрепление навыков поиска данных в разных типах справочных и образовательных ресурсов, периодики, интернет-порталов.
Верная целевая установка Сведение тематики библиотечных уроков к истории распространения словесности и книгопечатания. Обучение в школьной библиотеке должно быть первоочередно посвящено раскрытию потенциала этого особенного места школьной среды для учащихся. Благодаря нестандартным занятиям школьная библиотека должна стать для детей «другом», комфортным местом, где можно получить ответы на все интересующие вопросы и решить образовательные задачи любой сложности.
Практическая ценность Занятия лишены практической составляющей, изучается исключительно теория. При планировании обучения в школьной библиотеке важно позаботиться о том, чтобы каждый урочный промежуток нес практическую ценность и способствовал улучшению навыков детей по ключевым компетенциям.
Вариативность Проведение библиотечных уроков по типовому сценарию. Использование различных методических приемов — проведения деловых игр, дискуссий и экскурсий, самостоятельная подготовка школьниками обзоров и практических задач — способствует сохранению высокой мотивации обучающихся образовательной организации к посещению библиотеки.
Опыт по работе в библиотеке, имеющийся у школьников Игнорирование знаний и навыков детей (или отсутствия знаний и навыков), что усложняет усвоение учебного материала. Анкетирование — наиболее быстрый и достоверный способ определения уровня практических навыков детей по работе в школьной, детской или взрослой городской (районной) библиотеке.

Проведение уроков в школьной библиотеке в разной форме — одна из наиболее эффективных педагогических практик, которую можно реализовать при грамотном планировании образовательного процесса. Отказываться от классических форм работы с детским коллективом — краткого повторения и проверки пройденного материала, изложения и закрепления новых тем — в пользу исключительно инновационных методик не стоит, но включение в тематический план интеллектуальных турниров, «круглых столов», дискуссий, конференций, библиографических игр и конкурсов, викторин, литературных путешествий необходимо с целью сохранения высокого интереса обучающихся к образовательному процессу. Важно помнить, что нестандартные формы урочной работы требуют повышенного технологичного проектирования и творческого поиска.

Правила проведения библиотечных уроков

С целью оптимизации учебного процесса в школьной библиотеке важно обеспечить методические и организационные условия, способствующие достижению на библиотечных уроках трех типов целей — образовательной, развивающей и воспитательной. Для этого алгоритм действий на каждом занятии выстраивается следующим образом:

Формы проведения библиотечных уроков

1. В начале урока педагог, ответственный за работу в школьной библиотеке, формирует цель деятельности детей, актуализирует значения полученные ранее.
2. Организация учебной деятельности — групповой, парной, индивидуальной — включает образовательные задачи, способствующие привитию таких навыков:

  • быстрая обработка информации и умение выделять главные тезисы в тексте;
  • формулировка и аргументированное обоснование личного мнения по заданному вопросу,
  • умение ясно, логично, последовательно выражать свои умозаключения, вести диалоги.

3. Занятие в школьной библиотеке завершается рефлексией, подведением итогов.

Библиотечные уроки проводятся с использованием различных педагогических приемов, соответствующих возрасту детей, учебным задачам и целям. Поскольку ценность информации, полученной в готовом виде, гораздо ниже той, которая была выдвинута в ходе урочной деятельности как гипотеза и доказана учащимися, то в библиотеке следует как можно чаще направлять учащихся по пути исследования и самостоятельного поиска истины, инициировать проведение нестандартных  форм занятий.

Требования к проведению библиотечных уроков

Скачать таблицу требований к проведению библиотечных уроков
Скачать в .docx

Планирование План уроков, проводимых в школьной библиотеке, закрепляется при календарно-тематическом планировании и вносится в отчетный документ педагога по учебно-воспитательной работе.
Количество Проводить библиотечные занятия следует не чаще, чем 1 раз в неделю, но не реже, чем 1 раз в четверть.
Тематика Могут быть тематическими или посвященными календарным праздникам, памятным датам.
Принципы формирования учебных групп Библиотечные уроки могут организовываться для класса, всей параллели, в отдельных случаях — для школьников разных возрастных групп.
Место проведения Хранилище или читальный зал библиотеки, актовый зал, мультимедийный класс.
Ответственные за проведение Школьный библиотекарь или педработники, учащиеся старших классов при условии контроля со стороны ответственного педагога.

Ведение занятий в библиотеке образовательной организации предусматривает соблюдение таких требований:

  1. Следование принципам системности и преемственности: уроки должны быть выстроены последовательно, с учетом образовательных потребностей учащихся и ранее полученных знаний. В противном случае практическая ценность библиотечной учебной деятельности будет низкой, а результаты будут носить разрозненный и неудовлетворительный характер.
  2. Подачу материала рекомендуется систематически усложнять с целью активизации учебных достижения детей.
  3. При составлении целей и задач учебного курса, отдельных уроков учитывать материально-технические возможности и реальные потребности учащихся.

Нестандартные модели проведения библиотечных уроков

В методической копилке отечественной педагогики представлено более десяти моделей проведения традиционных урочных форм в школьной библиотеке, базирующихся на практическом опыте ведущих учителей и библиотекарей нашей страны. Все эти наработки отличаются разной формой образовательной сложности и выразительности, но они подчинены единой цели — воссозданию полного цикла информационно-поисковой деятельности, освоение которого способствует повышению образовательных результатов и культурного уровня ребенка в целом.

Нетрадиционные формы библиотечных уроков в школьной библиотеке в большинстве своем являются нелинейными и основанными на так называемом «методе открытий». Такие виды урочной деятельности строятся на искусственном создании ситуаций поиска, при которых ученики вынуждены самостоятельно разрабатывать варианты решения интересующих их задач, используя ранее освоенные или новые для них методы работы с информационным потоком.

Признаки нестандартных библиотечных уроков:

  1. Темы и вопросы занятий соответствуют интересам, когнитивным и эмоциональным способностям каждого школьника. При сложности выбора единой темы, интересной всем учащимся, класс делиться на группы или учебные задачи выполняются в индивидуальном порядке.
  2. Работа школьников на уроке — практическая, творческая, активная, строиться на принципах сотрудничества и взаимопомощи.
  3. Педагог поощряет учащихся к поиску нестандартных решений, коллективному обсуждению открытий.
  4. Подведение итогов осуществляется в форме рефлексии.

Нестандартные формы библиотечных уроков

Скачать таблицу нестандартных форм библиотечных уроков
Скачать в .docx

Модель занятия Особенности проведения Рекомендации
Урок-синтез В рамках урока совмещается получение новых библиографических знаний и знакомство с одним из видов искусства. В рамках данной модели учебной работы школьники учатся находить взаимосвязь между характеристиками жизненного пути талантливого человека или эпохи, когда он жил и творил, и индивидуальными чертами стиля. При реализации модели занятий важно сделать упор на практическую часть. Учитель направляет, координирует деятельность школьников, стимулируя их к самостоятельному, творческому поиску.
Экскурсия Дети разделяются на несколько групп, каждая из которых будет выполнять свою роль. «Хозяева» занятия проводят для остальных экскурс по выбранной теме, а гости задают вопросы, стараются при поддержке педагога расширить границы обсуждаемой темы. В финале группа экспертов систематизирует все ранее сказанное, создает опорные схемы и таблицы, способствующие лучшему запоминанию материала. Воображаемая экскурсия может быть проведена по самой библиотеке, историческим эпохам, странам, культурным объектам.
Конференция Предусматривает масштабную подготовительную работу: дети предварительно делятся на группы и выполняют различные задания (сбор и структуризация информации по теме, поиск лозунгов и крылатых выражений, подготовка плакатов). В ходе занятий поочередно выступают «эксперты», а «журналисты» задают интересующие вопросы.
Телемост Тема, рассматриваемая на занятиях такого типа, должна содержать антагонистичное сравнение. Учащиеся разделяются на группы, каждая из которых будет представлять отдельную страну, эпоху, сферу деятельности. Выступление групп строиться следующим образом: сначала школьники представляют блок информации в любой форме, а потом отвечают на вопросы «оппонентов». Подготовка занятия-телемоста актуальна при необходимости расширения объемных информационных блоков, имеющих несколько общих характеристик.
Викторина Тема и разделы викторины оглашаются заранее, чтобы учащиеся имели возможность подготовиться заранее. Класс делиться на группы, представители каждой поочередно выбирают разделы и номера вопросов. Победит тот, кто наберет наибольшее количество очков. Данная модель учебной работы понравится младшим школьникам. Чтобы снизить эмоциональные переживания по поводу проигрыша отдельных команд, можно учредить при органищации викторины дополнительные тематические призы.
Поиск На протяжении занятия учащимися реализуются различные виды информационно-поисковой деятельности, позволяющие найти вопрос на поставленный учебный вопрос. Широта и сложность вопроса определяется возрастом и индивидуальным уровнем образовательных достижений класса.
Соревнование На самом занятии или предварительно классный коллектив делиться на команды. Задания могут быть известны заранее или выдаваться непосредственно перед их выполнением. В качестве судьи выступает группа педагогов или старшеклассников.
Модель актуальна для работы с учащимися разных возрастных групп.
Урок-диалог Деятельность выстраивается вокруг предопределенной учебной проблемы, актуальной для всех участников образовательного процесса. Постоянное создание и расширение ситуации «незнания», дополняемое разнородной информацией, способствующей расширения этой самой ситуации, позволяет приобщить к диалогу всех учащихся — дети могут выдвигать разные гипотезы, оспаривать и доказывать их в поиске истины.
Данный вид урочной деятельности подходит для работы с учащимися средней и старшей школы, обладающими навыками ведения конструктивного диалога.
Деловая игра Модель используется для актуализации знаний школьников по работе с различными типами официально-деловых бумаг и проработкой различных социальных ситуаций. Деловая игра должна включать практическую часть: составление заявлений, резюме, прошений и других типов бумаг.
Интернет-занятие В качестве учебных пособий используются информационные ресурсы: специально разработанные программы, презентации, ролики. Деятельность в рамках данного занятия может быть смешанной: учащимся стоит предложить использовать ресурсы не только интернета, но и библиотеки, а потом оценить преимущества и недостатки работы с ними.

Темы библиотечных уроков

Тематика библиотечных уроков определяется в соответствии с программными требованиями, возрастом и когнитивными способностями учащихся. Отдельные темы систематически усложняются и повторяются ежегодно для наилучшего закрепления.

Скачать примеры тем библиотечных уроков
Скачать в .docx

Возраст учащихся Программный минимум Примеры тем
1-4 классы Знакомство с общекультурными понятиями, различными источниками информации и методами их обработки. «Знакомство с библиотекой»
«Как беречь книги»
«Выбор книг в библиотеке»
«Почемучкины книжки»
«В гостях у сказки»
«Как книги с бумагой подружились»
«Как появились первые книги»
«Сокровища, скрытые в библиотеке»
«Учебник — твой друг и помощник»
«Мы — читающая семья»
«Сказкотерапия»
5-6 классы Закрепление знаний о различных источниках информации. Знакомство с поисковыми системами и принципами организации ресурсов в библиотеке, методами усвоения информации. «Учись искусству чтения»
«Кого мы называем начитанным?»
«Ум без книги, как птица без крыльев»
«Журнальный калейдоскоп»
«Инструменты поиска информации в библиотеке»
«Справочный аппарат печатных изданий»
«Базовые элементы книги и их использование во время чтения»
«Правила составления личной библиотеки»
7-9 классы Расширение ранее полученных знаний, закрепление навыков поиска и обработки информации. Ведение самостоятельной поисковой практики. «Поиск данных в справочных изданиях»
«Основные пути информационного поиска»
«Информационно-поисковое обслуживание в школьной библиотеке»
«Великие изобретения человечества»
«Эффективное использование картотек при поиске ресурсов в библиотеке»
«Как найти навигатор в информационном море?»
10-11 классы Привитие навыков создания новой информации на основе полученных данных, развитие информационных потребностей через знакомство с новыми темами и понятиями.
 
«Эксперты информационного поиска»
«Оформление библиографических ссылок»
«Особенности составления рецензий»
«Популярные книговедческие термины»
«Свертывание информации: алгоритмы действия»
«Тезирование и цитирование»
«Искусство скорочтения»

Читать еще по теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Библиотечный урок Знакомство с библиотекой (1-4 кл.).DOC
  • Библиотечный урок Выбор книг в библиотеке (5-6 кл.).doc
  • Библиотчечный урок Самостоятельная работа с книгой (7-9 кл.).doc
  • Библиотечный урок Методика конспектирования (10-11 кл.).docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль