Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

ОДНКНР

9 октября 2019
35188
Средний балл: 0 из 5
Ввиду многонациональности населения России на государственном уровне была закреплена потребность в изучении религии, культуры и традиций населяющих государство народностей. Освоение духовно-нравственной культуры — предметной области ОДНКНР — позволит учащимся:
  • получить необходимые культурно-исторические знания;
  • стать более толерантными, милосердными терпимыми;
  • осознавать основные нормы морали, значение нравственности и духовных ценностей в жизни общества и семьи;
  • прививать уважение к религиозным чувствам других, проявлять веротерпимость;
  • развить чувство патриотизма и уважения к традициям народов России.  

ОДНКНР: расшифровка

ОДНКНР, или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — новая учебная дисциплина, которая была введена Министерством образования в школьную программу с 2015 года, спровоцировав горячую полемику среди родительской и педагогической общественности. Согласно письму Минобрнауки России № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», предмет ОДНКНР (расшифровка «Основы духовно-нравственной культуры народов России») является логическим продолжением области изучения ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), однако с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей. Преемственность достигается за счет изучения в четвертом классе предметной области ОРКСЭ с переходом на изучение ОДНКНР в основной школе. 
В представленном документе наполнение (количество часов; года обучения; дидактические единицы содержания и др.), а также конкретные организационные формы реализации образовательной области ОДНКНР признаются компетенцией регионов и школ. Со стороны федерального центра речь может идти об установке общих методологических принципов, лежащих в основе ОДНКНР, а также о создании спектра образовательных программ и учебников (учебных пособий), направленных на реализацию указанной предметной области. 
Предметная область ОДНКНР призвана помочь ученикам осознать значение религии и нравственности в жизни человека и общества, однако не приобщает детей ни к одной религиозной практике, не подразумевает изучение ритуалов или молитв ни одной из конфессий. 

Противники Сторонники
Школа должна учить, давая конкретные знания по основным дисциплинам, чтобы после выпуска подростки могли продолжить обучение в высшей школе, найти свое призвание, получив профессию. 
Достаточно интегрированных уроков и частичного внедрения духовно-нравственного воспитания в школьную программу без ущерба для основной учебной программы. 
Необходимо исключить из программы любые предметы, навязывающие детям религиозные взгляды, вернуть в школу урок астрономии.
Культурная, интеллектуальная духовная и гражданская жизнь ученика должна быть сосредоточена в школе, поскольку подростки восприимчивы к духовно-нравственному и эмоционально-ценностному развитию, недостаток которого крайне сложно восполнить в более зрелом возрасте.
Необходимо дополнительное звено между четвертым и пятым классом в нравственно-моральном просвещении, чтобы ученики осознали и приняли образцы нравственного поведения. 
ОДНКНР в форме урока делает отношение к нему более серьезным, определит преемственность с православной культурой, благоприятно повлияет на семейную и патриотическую ориентацию, формирования позиции гражданина. 
Введение предмета в начальной и средней школе позволит нивелировать обострение межрелигиозных противостояний и экстремистские настроения, которые появились в российском обществе. 
У родителей, которые не знают, что это за предмет ОДНКНР, возникли замечания не только к наличию дисциплины в расписании, но и к учебникам, по которым детям предстояло ее изучать. Общественность возмутилась отсутствием в школьной программе второго обязательного иностранного языка, столь необходимого в поликультурном обществе и фактически принудительным изучением духовно-нравственной культуры.  

У многих возникло желание отказаться от нововведения. С юридической точки зрения, в России изучение основ религиозной культуры и религии в муниципальных и государственных образовательных учреждениях не может быть обязательным. Согласно положениям ФГОС, школа обязана предложить родительской общественности перечень предметов и курсов по духовно-нравственному воспитанию, среди которых те смогут выбрать подходящий для изучения. Чтобы работать с родительскими возражениями, школьная администрация должна познакомить родителей учащихся с основами курса, предлагаемыми учебниками и педагогами, которые будут этот курс вести. Если родители отказываются от изучения детьми определенного курса, в школе не могут настаивать, а обязаны предложить альтернативный предмет или курс. 
Вторым дискуссионным аспектом предмета ОДНКНР стали учебники для средней школы, утвержденные Министерством. «Истоки», по мнению подавших жалобу в Генпрокуратуру родителей учащихся столичных школ, является антинаучной манипуляцией и навязыванием религиозной идеологии, запрещенной Законом «Об Образовании» и Конституцией РФ, гарантирующей свободу вероисповедания. Истцы ссылаются на конституционные положения о том, что законом запрещено распространение религиозных воззрений в школе и обучение малолетних религии без согласия родителей. В качестве альтернативы был предложен более нейтральный по содержанию учебник «Светская этика». 

ОДНКНР: что это за предмет

ОДНКНР (расшифровка — «Основы духовно-нравственной культуры народов России») первоначально был воспринят общественностью достаточно негативно, поскольку не была проведена необходимая разъяснительная работа, а потому ученики и их родители не только не осознавали важность предмета, но и не знали, что означает аббревиатура, внезапно появившаяся в школьном расписании. 
Потребностей в ней была вызвана отсутствием общечеловеческих и духовных элементов в доступных детям информационных потоках. Грамотная социализация, направленная на духовно-нравственное развитие, позволит построить общество новых людей. В Министерстве образования пояснили, что новая дисциплина должна:
  • стимулировать пробуждение у учащихся интереса к изучению других культур и религий, светской этики;
  • стать источником нравственности и моральных ценностей;
  • помочь в осознании исторической роли традиционных религий для становления государственности;  
  • способствовать равноправию, толерантности и консолидации общества;
  • воспитывать способность подрастающего поколения к нравственному совершенствованию и духовному развитию, веротерпимость и уважение к религиозным чувствам. 
В 2015 году расшифровку ОДНКНР знали только педагоги и представители школьной администрации, но спустя несколько лет дисциплина прочно вошла в образовательную программу, а потому сегодня он изучается в классах различных профилей. Перед предметной областью стоят следующие задачи:
  • формирование базовых ценностей (человек, Родина, семья, многонациональность, религия, наука, природа, искусство, труд).
  • развитие нравственности (гуманное, толерантное и демократическое поведение детей в семье, школе, обществе, основанное на нормах духовной культуры).
  • развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, развивающегося в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).
В процессе реализации поставленных задач дети не только узнают, что это за предмет ОДНКНР, но и начинают проявлять интерес к истории многонационального российского народа, более толерантно и уважительно относиться к окружающим, проявлять чувство гражданской идентичности и патриотизма. Не зря методисты и педагоги сходятся во мнении, что ОДНКНР — это неотъемлемая составляющая современного образовательно-воспитательного процесса, в ходе изучения которой учителя смогут обговорить с детьми важные социальные и моральные проблемы, зародить в учениках милосердие, способствовать моральному просвещению, что благоприятно отразится на взаимоотношениях с окружающими и личностном развитии. 
На сегодняшний день для эффективного духовно-нравственного образования, мало разъяснения, что это ОДНКНР, важны следующие структурно-содержательные компоненты: 
  1. Целевой компонент. Управление духовно-нравственным образованием школьников включает постановку цели и поэтапное целеполагание в образовательном процессе школы: отбор базовых ценностей (человек, Родина, труд, искусство, наука, религия, природа), развитие у детей нравственности на нормах духовной культуры и базовых ценностях, развитие духовности школьников.
  2. Субъектно-деятельностный компонент. Управление духовно-нравственным образованием рассматривается как систему открытого взаимодействия субъектов образовательного процесса для создания оптимальных условий духовно-нравственного образования школьников: администрации школы, учителей, классных руководителей и воспитателей, прошедших специальную подготовку для решения этой социально-педагогической задачи, родителей с высоким уровнем духовной культуры и положительным опытом духовного семейного воспитания, органов детского самоуправления и представителей благотворительных духовных организаций.
  3. Содержательный компонент. Данный компонент предусматривает формирование у учащихся 1–4-х классов следующих качеств и ценностей: доброта, совесть, скромность, любовь к Родине, доверие и уважение к людям любой национальности, любовь к близким, забота о старших и младших, семейное благополучие, здоровье родных, трудолюбие, понимание красоты искусства, знания и учение в школе, понимание красоты природы, бережное отношение к животным и природе. У учащихся 5–11-х классов формировалось нравственное отношение к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам, самопознанию, самоанализу и самосовершенствованию.
  4. Процессуальный компонент. Данный компонент предусматривает комплексное использование всех доступных методов, форм и средств управления духовно-нравственным образованием на уроках ОДНКНР, что это допустимо ФГОС. Для реализации содержания духовно-нравственного компонента образования наиболее эффективными, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, являются методы: беседа, дискуссия, убеждение, пример, организация и анализ воспитательных ситуаций; формы: посещение выставок художников, занимающихся иконописью, экскурсии к православным святыням, проведение православных праздников. Основными средствами формирования у детей духовной этики выступают: духовно-познавательная деятельность, оказание посильной помощи пожилым людям, участие детей старшего возраста в общественной благотворительной работе, организация посильной трудовой деятельности и досуга школьников.
  5. Результативный компонент. Результатом духовно-нравственной образованности школьников являются сформированные у них духовно-нравственные ценности и качества, проявляющиеся в нравственных поступках и ценностных отношениях: к людям, живой природе, духовным и материальным ценностям. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о планировании и организации духовно-нравственного воспитания школьников помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(новый документ)

- Появились новые рекомендации по обучению основам религиозных культур и светской этики

(события и факты)

Степень сформированности этих качеств после изучения предмета в школе ОДНКНР оцениваем с помощью следующих критериев: 
  • ценностно-смысловой (сформированность представления о духовных ценностях и их содержании);
  • ценностно-мотивационный (сформированность нравственного отношения к базовым ценностям, способность к нравственным поступкам);
  • регулятивный (сформированность способности и потребности к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию);
  • нормативно-правовой (сформированность нравственного поведения в обществе).

Предметная область ОДНКНР

Согласно положениям закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в основные образовательные программы могут включаться учебные дисциплины, курсы и предметы, ориентированные на изучение духовно-нравственной культуры, традициях мировых религий, нравственных и моральных принципах, а также альтернативные дисциплины и курсы, что объединяет предмет ОДНКНР. Задача предметной области — консолидация российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 
Особенность предметной области ОДНКНР в наличии компонента «духовная культура», который отсутствует в привычных для средней школы гуманитарных и технических дисциплинах. В ней особо важна чувственно-эмоциональная, а также эстетическая сторона восприятия учебного материала. Именно поэтому ОДНКНР — это интеграция знаний из различных предметных областей (теологии, культурологии, обществознания, литературы, изобразительного искусства, музыки и права).
В то время как модульный курс ОРКСЭ реализуется посредством четырех модулей, посвященных конкретной религиозной культуре (православной, исламской, буддийской, иудейской) и двух модулей, посвященных, соответственно, основам светской этики и основам мировых религиозных культур, новая предметная область ОДНКНР соответствующими или подобными модулями не располагает, а значит, пока не может служить ни преемником, ни логическим продолжением.
Независимо от выбранного курса, предметная область ОДНКНР заключается в формировании у детей представлений о роли гражданского общества и религии в становлении государственности, изучении основных культурных традиций и норм морали народов России. Задача дисциплины — не просто ознакомить школьников с культурой, традициями и различными религиями, а способствовать развитию общей культуры подрастающего поколения, осознания им принадлежности к российской общественности и своему народу. В связи с этим ОДНКНР — это предмет из спектра историко-обществоведческих дисциплин, что ставит перед собой сложные задачи:
  • сформировать у детей способность уважительно относиться к накопленному духовному потенциалу народов России;
  • подталкивать к осознанию того, что общечеловеческие ценности передаются через семейные и культурные традиции;
  • стимулировать стремление школьников к духовному самосовершенствованию.
Cверхзадача, стоящая перед предметной областью ОДНКНР, – это изменение нравственного климата в обществе. На уроках учащиеся узнают, что это за предмет ОДНКНР, расширяют свой кругозор. Курсы помогают воспитать в детях уважение и любовь к окружающей среде, чувство гражданственности и патриотизма, толерантности и трудолюбия. Они служат для профилактики межэтнических конфликтов, преодоления существующих пробелов в духовно-нравственном воспитании молодежи посредством обогащения содержания школьного образования за счет элективных культурологических курсов, к которым можно отнести предметную область ОДНКНР. 

Реализация предметной области ОДНКНР

Относительно реализации предметной области ОДНКНР расшифровка дается в тексте приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС», где указано, что изучение основ духовно-нравственного развития должно быть обязательной частью учебных планов школы. Однако учебные предметы для этой предметной области не указаны, а потому школьники могут осваивать ее через выбранными участниками образовательных отношений учебные курсы (модули) за счет часов той части учебного плана, которая формируется родителями. 
Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, в каком формате будет реализована предметная область ОДНКНР, какое учебно-методическое обеспечение будет для этого использоваться, какие учебные модули войдут в курс. Родители (законные представители) учеников выбирают учебные предметы или альтернативные дисциплины, которые будут включены в ООП.
Следовательно, предметная область дисциплины реализуется через:
  • занятия, включенные в учебный план, сформированный участниками образовательных отношений с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей;
  • внеурочную деятельность, направленную на социализацию и воспитание школьников;
  • рабочие курсы, программы учебных дисциплин, модули ОДНКНР и других предметных областей, которые включают аспекты духовно-нравственного воспитания. 
Практика изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» демонстрирует, что формируют ее содержание и преподают ее в основном учителя истории и обществознания. Однако они вынуждены в своей повседневной работе этно-конфессиональное разнообразие России, региона, собственного класса. Потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР во многом определяются и, соответственно, прогнозируются этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах, что варьируется в зависимости от этноконфессионального состава населения. 

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте больше о реализации предметной области ОДНКНР в школе

Чтобы учителя могли выставить школьникам итоговые отметки в аттестат, по программе учебного курса должен быть соблюден минимальный объем часов (64 часа за два учебных года). При этом нередко его реализуют через факультативы, которые учащиеся посещают по желанию, а потому педагоги настаивают на выделение для ОДНКНР урочных часов. Ввиду того, что за предмет ОДНКНР в школе, оценивание результатов освоения дисциплины относится к наиболее сложным аспектам обучения. В нем личностные результаты доминируют над метапредметными и предметными. При этом личные установки, опыт и мировоззренческие позиции школьников не подлежат оцениванию, в отличие от результатов познавательной деятельности. Именно поэтому педагоги используют различные виды деятельности, с помощью которых они оценивают динамику личностных результатов:
  • активность на занятиях, участие в групповых и фронтальных формах работы;
  • степень усвоения практического и теоретического материала;
  • выполнение работ в ходе обучения и на дому (чтение, заучивание дат и имен, написание конспектов, творческие работы любого плана);
  • заинтересованность во внеурочной деятельности. 
Учебно-методический комплекс ОДНКНР включает: учебники, пособия для учителя, электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы школьного музея, произведения художественной литературы). Учебно-методические пособия, необходимые для реализации предметной области ОДНКНР, образовательные учреждения выбирают:
  • из федерального перечня учебников, рекомендованных для изучения в организациях с государственной аккредитацией;
  • среди продукции перечня организаций, которая может использоваться для реализации государственных образовательных программ (перечень допускаемых к выпуску учебных пособий организаций утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699). 
Эффектное и яркое мультимедийное наполнение послужит эмоциональным и предагогически оправданным дополнением реализации предметной области. Культурологическая дисциплина, коей является ОДНКНР, выражается в литературе, музыке, скульптуре, живописи и архитектуре, а потому требует адекватной демонстрации материала с применением мультимедийного содержания. Мультимедийные средства должны быть использованы для наглядного и убедительного, то есть доступного объяснения главных, основополагающих, наиболее сложных моментов учебного материала. 
Методисты отмечают, что такая дисциплина, как ОДНКНР, не требует внедрения кардинально новых методов и приемов преподавания. Напротив, на занятиях обязателен системный подход к изложению информации, целесообразно использование общепринятых приемов с дополнением инновационных технологий и ИКТ. Специфика предметной области требует построения уважительных отношений, выстраивания атмосферы сотрудничества и партнерства в классе. Только так дети не только узнают, как расшифровывается ОДНКНР и что это за предмет, но и смогут развить свои коммуникативные навыки, попрактиковаться в ведении дискуссии, монологической речи получат необходимые социальные установки и навыки, оценят значение доброжелательности, толерантности, открытости новому. Реализация предметной области в современной школе опирается на следующую методологию преподавания:
  1. Диалогическое взаимодействие между всеми участниками образовательных отношений в классе, что позволяет учащимся выбирать оптимальные для них формы и содержание образовательной деятельности. 
  2. Личностно-ориентированное обучение с акцентом на интеллектуальную, духовно-нравственную, эмоциональную сферу, а также имеющиеся у школьников знания. 
  3. Актуальность используемого на уроках материала актуальным социокультурным процессам, экономической и политической ситуации в государстве, эмоциональному состоянию и личностному развитию учащихся. 
  4. Акцент на самостоятельности мышления школьников, которые должны осознанно выбирать виды деятельности, осваивая все области ОДНКНР в ходе исследовательской и образовательной деятельности. 
  5. Сохранение баланса между практикой и теорией, вариативность изложения для эмпирического или творческого освоения программного материала. 
  6. Деятельностный подход, который подразумевает постепенное развитие навыков выполнения учебно-исследовательской работы, построение субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимися. 
Программное восприятие материала вызывает сложности у учащихся, поскольку предмет может оказаться оторванным от привычной картины мира и понимания взаимоотношений между людьми. Поэтому педагогам важно не только излагать информацию на доступном для учащихся языке, но и приводить примеры из реальной жизни, рассказывая о том, что такое ОДНКНР в школе. 

Проблемы реализации предметной области ОДНКНР

РФ — светское государство, в котором проживают представители 193 этносов, а потому 
не должно быть и намека на идеологический диктат в школе, даже при декларируемом культурологическом подходе к преподаванию ОДНКНР. К сожалению, выбор одного из модулей, предметов и курсов предметной области для родителей зачастую ограничен предложениями школ, обусловленными компетентностью педагогов и наличием соответствующей учебно-методической базы. 
Данная предметная область на сегодняшний день может реализовываться либо через курс «Православная культура», либо через курс «Истоки». Несомненные достоинства упомянутых курсов – продуманная методическая поддержка: линейка учебных пособий снабжена рабочими тетрадями для учеников и методическими пособиями для педагогов, организовано повышение квалификации педагогов, в том числе в МИОО; насыщенное содержание. Однако в них ОДНКНР — это ориентация исключительно на православное русское большинство, в некоторых регионах — условное или несуществующее, что касается как «Православной культуры», так и социокультурного курса «Истоки». Отсутствие светской или посвященной другим религиозным культурам альтернативы этим двум курсам является ключевой проблемой реализации предметной области в многонациональной России. Для ее решения необходимо создание условий для успешного внедрения в предметной области ОДНКНР через включение в школьные учебные планы (в части, формируемой участниками образовательных отношений) учебных курсов по выбору: 
  • преемственных по содержанию предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), изучаемой в начальной школе; 
  • решающих задачи знакомства обучающихся с этнокультурным многообразием России. 
Дополнительно требуется:
  • разработка структуры, идеологии, концепции методики, образовательных программ в рамках предметной области ОДНКНР, в том числе создание дополнительных профессиональных программ для педагогов; 
  • создание четкой концепции новой предметной области и разработка более понятных механизмов ее содержательного наполнения в условиях поликультурного пространства России;
  • распределение материала для разных возрастных уровней (в любой предметной области должна существовать определенная логика развития и «наращивания» сложности материала от класса к классу);
  • создание методики реализации предметной области;
  • создание программно-методического и учебно-методического инструментария изучения традиций народов России, светской этики и православной календарной культуры в рамках предметной области ОДНКНР; 
  • создание полных учебно-методических для разных форм учебно-воспитательной работы (урочных и внеурочных), электронных пособий, с учетом того факта, что предметная область ОДНКНР должна способствовать интеграции содержания других предметных областей и воспитательной деятельности,апробация элементов инструментария.



Попробуйте бесплатно! Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Многие педагоги и руководители образования на практике ставят знак тождества между предметной областью ОДНКНР и курсом ОРКСЭ, понимая дето таким образом, что ОДКНР — такое расширение ОРКСЭ на среднее звено общего образования. В реальности отношение между этими объектами является скорее отношением между общим (ОДКНР) и частным
(ОРКСЭ). То есть, в 5 классе вводится новый предмет, который преподается примерно на той же основе, что и ОРКСЭ. 
Причина этого недостатка состоит в узком понимании термина «предметная область», который подразумевает и стержневой предмет (предметы) области (поэтапно реализуемых по годам обучения), и элементы содержания в дисциплинах других предметных областей, и компоненты в системе внеурочной образовательно-воспитательной деятельности.
Следует отметить, что управление духовно-нравственным образованием школьников — это не особый вид образовательной деятельности школы, это целостный педагогический процесс, осуществляемый на всех ступенях образования, включающий различные формы, средства и методы работы на уроках и внеклассной деятельности. Результативность духовно-нравственного образования определяется не внешними формами выражения воспитанности, а внутренним духовным состоянием каждого ребенка, которое, в свою очередь, требует его нравственного самосовершенствования на занятиях по предмету ОДНКНР. 


1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.