ОДНКНР

77

ОДНКНР — это школьный учебный предмет, название которого расшифровывается как основы духовно-нравственной культуры народов России. Он был введен в качестве обязательного с 1 сентября 2015 года федеральным государственными стандартом основного общего образования (далее — ФГОС). Министерство образования и науки РФ пояснило, что предмет должен стать источником навыков и знаний для школьников:

  • ключевых моральных норм и общечеловеческих ценностей;
  • традиций и культуры народов России;
  • уважительного отношения к религиозным чувствам или их отсутствию;
  • воспитание веротерпимости;
  • представления о роли традиционных религий в истории;
  • важности гражданского общества в становлении государственности в России.

В результате у учеников должен пробудиться интерес к культуре и традициям других народов, сформироваться способность к взаимодействию, сотрудничеству и объединению на условиях равноправия. Обучающиеся должны реализовать свои права на свободный выбор убеждений и мнений,

История появления ОДНКНР в школе

ФГОС призван воспитать ответственных, нравственных, компетентных и инициативных граждан России. Педагоги и психологи сходятся в том, что нынешнее подрастающее поколение — это дети, которым доступна любая информация, но не отягощенные духовностью и совестью. В младшем подростковом возрасте 10-12 лет дети активно начинают интересоваться событиями в обществе, социальным миром, становятся открытыми для общения на различные темы. Полученный за годы учебы в школе знания об истории и культуре России позволяют им делать собственные выводы, аргументировать свое мнение, демонстрируя воображение и логическое мышление, навыки работать с проблемными ситуациями.

Основы духовно-нравственной культуры народов России во многом схож с иным недавно введенным в школьный курс предметом — основы религиозных культур и светской этики (далее — ОРКСЭ), который стал обязательным для учеников четвертых классов с 1 сентября 2012 года. ОДНКНР является его логическим продолжением, разработку которого простимулировал Святейший Патриарх Кирилл весной 2015 года. По его мнению, нельзя отводить на воспитание культуры и духовности только 34 занятия в четвертом классе, нужно продолжать работать над этим на протяжении всех школьных лет, иначе усилия церкви, государства и общества сойдут на нет.

В результате школьная программа среднего звена программа пополнилась новым предметом, предметная область которого осуществляется посредством:

  1. занятий, вписанных в школьный учебный план и учитывающие национальную, региональную и этнокультурную специфику области;
  2. пересечения с рабочими программами другие курсов, учебных предметов и дисциплин, а также включения аспектов духовно-нравственного воспитания;
  3. вынесения занятий во внеурочную деятельность в контексте социализации и воспитания детей.

Ключевые воспитательные задачи строятся вокруг развития личностной, семейной и социальной культуры. ОДНКНР был введен не только для социализации и воспитания школьников, но и для того, чтобы:

  • познакомить детей с основами светской этики и религиозных культур;
  • сформировать у них представление о духовной и материальной культуре;
  • привить принятие положительного образа России в целом, который складывается из культуры всех народностей и регионов, людей разного вероисповедания;
  • пояснить, что культура России органично вписана в мировую культуру.

ОДНКНР в школьной программе

В ходе изучения предмета дети выстраивают горизонтальные связи с другими школьными курсами, формируя комплексное представление о зарождении жизни на Земле, географии и культуре древних цивилизаций, эволюции человечества от родовых общин до современного общества.

Особенности реализации ОДНКНР

Важнейшим препятствием для интеграции предмета в школьную программу практикующие педагоги называют нежелание школьной администрации выделять на него урочное время. Чаще всего директор не знает, что такое ОДНКНР и насколько важен этот предмет для подрастающего поколения, а потому настаивает на внедрении его через внеурочную деятельность, факультативы или интегрированные уроки. Классные руководители и учителя-предметники в этом вопросе настаивают на выделении как минимум одного урока в неделю на данный предмет.

Однако каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно решать:

  • через какую деятельность (внеурочную или урочную) внедрять предметную область;
  • какое учебно-методическое обеспечение выбрать;
  • какие учебные модули и предметы включать в процесс интеграции с ОДНКНР.

Согласно методическим рекомендациям, успешная реализация предметной области возможна в случае соответствия ее чертам актуальности, контролируемости и полезности. В образовательном учреждении должно соблюдаться три условия:

  1. Педагоги должны быть готовы к реализации и проектированию предмета в контексте школьного образовательно-воспитательного процесса.
  2. Наличие нормативно-правовой базы, которая регламентирует создание образовательных программ, контроль за качеством и степенью их внедрения.
  3. Материально-технические и организационно-педагогические возможности образовательного учреждения (учебно-методические пособия, наглядный и дидактический материал, средства ИКТ, наличие помещений и свободных для этой работы педагогов).

Рекомендованный министерством подход предполагает преемственность преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, что осуществимо тремя путями:

  1. модульный подход, согласно которому отдельные темы этих предметов включаются в другие школьные предметы, например, литературу, историю, обществознание;
  2. посредством учебного предмета или элективного курса (спецкурса);
  3. в ходе внеурочной деятельности.

Нормативный подход предполагает два принципа организации оценивания:

  1. Отметочная — оценки выставляются за предметные и метапредметные результаты учащегося.
  2. Безотметочная — актуальна, если обучение проводится в форме коллективных и индивидуальных творческих работ, результаты которой представляются в виде доклада, реферата или иной формы творческой работы.  

В качестве домашнего задания педагог может дать ученикам:

  • чтение (погружение, ознакомительное или целевое);
  • заучивание имен, дат, терминов;
  • пересказ (обобщенный, краткий, выборочный или подробный);
  • написание опорного конспекта;
  • любые творческие вида работ.

Формы и методы работы с учениками на уроках ОДНКНР

Методисты подчеркивают, что реализация учебной программы не требует внедрения новых методов и приемов. На уроках ОДНКНР допустимо использование средств ИКТ, однако достаточно системного подхода и разумного применения общепринятых приемов. Наилучшее освоение материала возможно в атмосфере партнерства и сотрудничества. В результате чего дети не только получат новые знание, но также разовьют речевые и коммуникативные умения, навыки ведения дискуссии или диалога в условиях взаимного уважения, получат социальные установки, научатся проявлять внимательное и сознательное творческое отношение к партнеру, акцентируя внимание на его лучших качествах, будут проявлять доброжелательность, открытость и активность.

Методология преподавания ОДНКНР опирается на ряд принципов:

  1. Диалогическое взаимодействие между учениками и учителем, а также учащимися в классе. Школьники могут выбирать формы и содержание учебной деятельности, что способствует возникновению личностно-значимых учебных ситуаций.
  2. Акцент на развитие личности ученика, его эмоциональной, духовно-нравственной и интеллектуальной сферы, учитывание имеющихся у детей знаний о культуре и истории, целенаправленное развитие универсальных учебных действий.
  3. Актуальность — материал урока должен соответствовать акценту на личностное развитие школьников, а также социальным, культурным и экономическим процессам в обществе, принимать во внимание эмоциональное состояние учащихся.
  4. Самостоятельность мышления — ученики в результате сознательной учебной деятельности выбирать осознанное освоение предмета и выбор оптимальных видов деятельности.
  5. Вариативность и баланс между теорией и практикой открывает возможности для выбора творческого или эмпирического освоения программы.
  6. Деятельностный подход — между учителем и учениками строятся субъект-субъектные отношения, а навыки учебно-исследовательской работы постепенно и органично развиваются.

Педагоги-предметники и классные руководители вправе проводить уроки в формате:

  • эвристических бесед;
  • дебатов, диспутов, дискуссий;
  • социальных и учебных проектов;
  • экскурсий;
  • ролевых и деловых игр;
  • конкурсных мероприятий;
  • практикумов;
  • творческих мастерских.  

В работе используются следующие методы:

  • дидактические игры;
  • аргументацию своего мнения и доказательства;
  • поиск коллективных решений;
  • решение конфликтных ситуаций и их анализ;
  • практические задания;
  • написание текстов;
  • работа с иллюстрациями;
  • дискутирование.

ОДНКНР — дискутивный предмет

Новый для многих школьников урок провоцирует горячие споры в родительской и учительской среде. Расшифровка ОДНКНР вызывает полемику среди сторонников и противников духовно-нравственного воспитания в школе в контексте урочной системы. В пользу каждой из сторон существует ряд аргументов: 

Противники Сторонники
Школа должна учить, давая конкретные знания по основным дисциплинам, чтобы после выпуска подростки могли продолжить обучение в высшей школе, найти свое призвание, получив профессию. 
Достаточно интегрированных уроков и частичного внедрения духовно-нравственного воспитания в школьную программу без ущерба для основной учебной программы. 
Необходимо исключить из программы любые предметы, навязывающие детям религиозные взгляды, вернуть в школу урок астрономии.
Культурная, интеллектуальная духовная и гражданская жизнь ученика должна быть сосредоточена в школе, поскольку подростки восприимчивы к духовно-нравственному и эмоционально-ценностному развитию, недостаток которого крайне сложно восполнить в более зрелом возрасте.
Необходимо дополнительное звено между четвертым и пятым классом в нравственно-моральном просвещении, чтобы ученики осознали и приняли образцы нравственного поведения. 
ОДНКНР в форме урока делает отношение к нему более серьезным, определит преемственность с православной культурой, благоприятно повлияет на семейную и патриотическую ориентацию, формирования позиции гражданина. 
Введение предмета в начальной и средней школе позволит нивелировать обострение межрелигиозных противостояний и экстремистские настроения, которые появились в российском обществе. 

Опытные педагоги и администрация сходятся в том, что ОДНКНР — это важная составляющая образовательно-воспитательного процесса, которая:

  • продолжит знакомить детей с православными традициями;
  • позволит поднять и обговорить серьезные проблемы;
  • зажжет в них огоньки милосердия;
  • поспособствует моральному просвещению;
  • ликвидирует последствия невоспитанности и вседозволенности;
  • сформирует ядро личности ученика;
  • благоприятно скажется на взаимоотношениях детей с окружающим миром.

Как работать с родительскими возражениями?

Классным руководителям, педагогам-предметникам и администрации следует провести разъяснительную работу среди родителей, пояснив им, что ОДНКНР — это не лишний предмет, а важная дисциплина, которая показывает детям, как сохранять родную землю, уважать труд и историю, бережно относится к окружающему миру, к своей семье семье — с любовью. Помимо этого, предмет даст школьникам необходимые знания культуры иудаизма, ислама, буддизма и христианства, они смогут оценить роль государства в сохранении памяти предков и духовных ценностей.  

Взаимодействие с родителями может проходить в формате:

  • мастер-классов;
  • родительских собраний классного и общешкольного масштаба;
  • творческих и конкурсных мероприятий;
  • выставок.

В ходе этих мероприятий родители должны осознать, что, согласно ФГОС, в ходе освоения предмета будут достигнуты следующие результаты:

  1. принятие российской гражданской идентичности, ответственного отношения к истории и культуре своей Родины;
  2. осознание этнической и национальной принадлежности;
  3. получение представления о ценностях многонационального народа России;
  4. выбор демократических и гуманистических ценностных ориентиров;
  5. формирование целостного взгляда на мир в единстве религии, культуры, природы;
  6. умение адаптироваться к условиям стремительно изменяющегося мира;
  7. осознание ответственности за свои поступки, основываясь на представлениях о справедливости, свободе и нравственных нормах;
  8. развитие доброжелательности, этических чувств, эмоционально-нравственной ответственности, способности к сопереживанию;
  9. принятие установки на отказ от вредных привычек, серьезное отношение к духовным ценностям, курс на творческое самовыражение.

Чтобы убедит родителей школьников принять новый предмет, стоит пояснить им суть культурологического подхода преподавания ОДНКНР, в котором объединились просветительские и развивающие характер тенденции. Курс направлен на обобщение детей, а не на разобщение учеников в классе.

Рамочный характер преподавания дает возможность педагогам подбирать модули, согласно мотивации учеников, их возрасту, культурологическим особенностям. Проектируя учебный материал, учителя вправе подходить к процессу творчески, меняя порядок изучения модулей.

Поняв это, родители смогут передать эти знания детям, рассказав им, что каждая семья — крупица среди разных культурологических единиц, из которых состоит культура России в целом. 

Узнать больше о внедрении урока ОДНКНР в школе можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 7 декабря 2017 г.
      • Как образовательной организации подготовиться к проверке по охране труда

      • Евглевская Кристина Валерьевна
        заместитель начальника Управления государственного надзора в сфере труда – начальник отдела (Роструд)

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Какие бывают проверки?
        • ✱ Порядок проведения надзорно-контрольных мероприятий
        • ✱ Обжалование дел
        • ✱ Типичные ошибки, допускаемые образовательными организациями

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль