Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Воспитательная работа в школе

  • 27 мая 2019
  • 4464

Воспитательная работа в школе является важнейшей составляющей образовательного процесса, способствующей всестороннему развитию детей через становление личностных, нравственных и гражданских качеств. Процесс воспитания является всеобъемлющим, он осуществляется в ходе активного взаимодействия между школьниками, педагогами, представителями родительской общественности и другими членами социума по трем базовым направлениям:

  • воспитательная деятельность, осуществляемая в процессе обучения;
  • внеурочная активность;
  • внешкольная деятельность.
Содержательную и практическую составляющую данного направления педагогической работы целесообразно рассматривать в комплексе, что позволит охватить все формы ее реализации в современном образовательном пространстве.

Концепция воспитательной работы в школе: цели, задачи, образ выпускника

Создание в образовательной организации особых учебных условий, в рамках которых систематически осуществляется преодоление пассивности школьников, ведется ориентация на высокие морально-нравственные, гуманистические, гражданские ценности, а каждый ребенок имеет свободу самовыражения, требует предварительной разработки концепта воспитательной работы в школе.

Основной целью воспитательной деятельности педагогов является ориентация подрастающего поколения на вечные ценности, перевод их в плоскость личностных ориентиров с учетом национальной составляющей и тенденций современности. В свете этого при проектировании педагогической работы по направлению необходимо создание условий для духовного, интеллектуального, физического развития каждого ребенка, удовлетворение его учебных и творческих потребностей в стенах школы, а также воспитание самостоятельных, критически мыслящих граждан, способных к успешной самореализации в условиях активно меняющегося мира.

Чтобы создать оптимальные условия возрастного развития для детей, важно адаптировать цели, задачи и стратегию педагогической деятельности с учетом возрастного фактора:

  1. Воспитательная работа в начальной школе предусматривает формирование основ культурного общения в детском коллективе, осознание ценности личного здоровья, восприятия природы как живого мира, нуждающегося в охране и заботе, закрепление уважительного отношения к семейным традициям, людям, старшим по возрасту, привитие трудолюбия и первичных представлений о сфере дополнительного образования.
  2. Воспитание школьников среднего звена (5-9 классы) базируется на расширении познаний о принципах культурного поведения, экологической культуры, сохранения и укрепления здоровья, а также формировании потребности в самореализации с опорой на ранее усвоенные знания и умения.
  3. Воспитательно-разъяснительная работа среди старшеклассников ведется в ходе обсуждения нравственных норм поведения, проблем подготовки к успешной профессиональной самореализации, важности проявления активной гражданской позиции, а также через популяризацию семейных ценностей, здорового образа жизни.

Главной ценностью воспитательной работы в школе и продуцируемого педагогического потенциала является воспитание выпускников, объединенных следующими группами идеалов:

  1. Нравственными, к числу которых относится склонность к осмыслению гуманистических ценностей и жизненных целей, чувство национальной самоидентичности и гордости за свою Родину, уважительное отношение к проявлениям любви, творчества, культуры, патриотизма, готовность строить общение по правилам толерантности, взаимоуважения, честности, доброты, адекватная оценка своих возможностей, готовность оказывать помощь нуждающимся, трудится на благо семьи, общества и Отечества.
  2. Познавательными. Желание продолжать обучение после школы или активно включится в трудовую деятельность, которые в дальнейшем найдут продолжение в стремлении углубленного познания тонкостей выбранной профессии и накоплении уникального опыта, являются показателем сформированности личности выпускника.
  3. Коммуникативными. Это владение навыками культурного общения, способность к коррекции проявлений агрессии в беседе, готовность сохранять эмоциональную устойчивость в кризисных ситуациях.
  4. Художественными: стремление строит свою жизнедеятельность по принципам гармонии и красоты, потребность в приобщении к искусству через посещение концертов, театров, выставок, желание творить прекрасное в повседневном — в учебной, трудовой, досуговой активности.
  5. Физическими, включающими стремление к физическому совершенствованию посредством занятий спортом, умение выступать в роли участника и организатора подвижных игр, формирование стойкой привычки улучшать показатели работоспособности и эмоционального настроения посредством выполнения оздоровительных упражнений.

В соответствии с ФГОС воспитательная работа в школе должна характеризоваться целостным содержанием и отражать в себе все виды деятельности учащегося, но главное — нести содержательный, а не формальный характер. В условиях стремительно меняющейся действительности, когда те или иные тенденции замещаются новыми веяниями, размеренное формирование личности может происходить только при наличии сформированных гуманистических установок. Именно поэтому так важно организовать в образовательной организации воспитательную деятельность в соответствии с рекомендованными принципами:

  1. Школа — дом для ребенка, созданный педагогами. Высшим показателем оценки воспитательно-образовательной работы ОУ можно считать положительное самочувствие в ее стенах и учащихся, и педагогов.
  2. Личность ученика — главный предмет заботы педагогов.
  3. Требования взрослых к детям должны органически сочетаться с уважительным отношением и защитой конституционных прав.
  4. Воспитание и обучение являются взаимосвязанными процессами, предусматривающими тесное взаимодействие единомышленников — школьников, учителей и родителей.
  5. Ни одно воспитательное средство, даже самое эффективное, не может использоваться в отрыве от системы.
  6. Воздействие школьного обучения должно оставить в жизни ребенка яркий след, потому что учащиеся не постоянно находятся в границах и под защитой ОУ.
  7. Работа в коллективе, строящаяся на принципах демократии и гуманизма, остается оптимальной средой для ведения всесторонней воспитательной активности во всех ее проявлениях.

Учебно-воспитательная работа в школе

Эффективная система учебно-воспитательной работы в школе ставит целью формирование модели образованного ученика со сложившимися личностными установками, который демонстрирует гуманизм и свободу личности, стремится к саморазвитию.

Успешная реализация учебно-воспитательного процесса возможна в том случае, когда в школе созданы для этого благоприятные условия:

  • работает ученическое самоуправление;
  • родители и члены семей учащихся принимают активное участие в школьной жизнедеятельности;
  • методическая работа учителей-предметников и классных руководителей систематически совершенствуется;
  • повышается интерес к внеклассной деятельности у школьников и педагогов;
  • проводится профилактическая работа по предотвращению беспризорности и совершения правонарушений.

Основная нагрузка по ведению воспитательной деятельности традиционно возлагается на классных руководителей, которым предстоит с учетом индивидуальной составляющей последовательно выстраивать педагогический процесс, ориентируясь на рекомендованное программное содержание. За счет большого массива знаний, накопленных российскими воспитателями за многие годы успешной образовательной практики, воспитательная работа в школе в 2018-2019 гг. требует от педагога действия в рамках общепринятых временных рамок с использованием широкого инструментария в традиционной и творчески переосмысленной форме. 

С учетом возрастного фактора воспитательная деятельность в ОУ выстраивается следующим образом: 

  1. В младших классах воспитательные функции выполняет прежде всего классный руководитель, которому вторят психолог и педагог-организатор. Процесс воспитания детей 7-10 лет затрагивает нормы поведения, правила вежливости, коммуникативные навыки. Воспитательная деятельность в школе младшего звена выполняет обучающую и развивающую функции, реализовывается преимущественно через внеурочную деятельность, но принимает во внимание интересы школьников, чтобы процесс был добровольным, а не принудительным.
  2. В средней школе главенствующую воспитательную функцию вновь принимает классрук. Основой работы остается преемственность ключевых принципов, заложенных в младшем звене. Сложный подростковый возраст характеризуется проблемами в общении, потому вектор воспитательной деятельности направлен на развитие гуманистической позиции в общении, снижение агрессии, проявления толерантность. На этом этапе особенно важны кружки, внеклассные и общешкольные мероприятия, школьные органы самоуправления. Общение должно строиться в личностно-ориентированном ключе, поскольку несмотря на показную закрытость, подростки очень ранимы, они нуждаются в дружбе, мечтают проявить себя. Подросткам рекомендованы систематические семинары, тренинги, классные часы и занятия по профилактике наркомании, алкоголизма, ранней беременности. На подобных мероприятиях следует использовать мультимедийные средства, видеоматериалы, приглашать специалистов из разных областей — психологов, наркологов, полицейских, сексологов.  
  3. Школьники в 10-11 классах нередко испытывают сложности с самовыражением, потому учителя и классный руководитель должны помочь им в выборе жизненного пути, реализации заложенных в них способностей и талантов. Педагоги должны помочь будущих выпускникам определиться с профессией, найти свои ориентиры в окружающем мире. Для этого старшеклассники принимают участие в самоуправлении, мероприятиях внеклассного и общешкольного уровня, мастер-классах, тренингах и прочем.  

Наиболее популярными методами, формирующими базис учебно-воспитательной работы в школе в 2018-2019 гг., остаются методы убеждения, практикумы и рефлексия, включающая элемент оценивания. Лекции, беседы, классные часы, инструктажи, диспуты, строящиеся на убеждении, позволяют формировать у школьников представление о явлениях и понятиях, которые после складываются в целостную картину мира. Стимулирование деятельности подростков и ее позитивных мотивов (практический компонент воспитательной работы) реализуется через демонстрацию образцов, выполнение поручений и разнообразный заданий, применение педагогического требования. Через рефлексию, поощрение, порицание, самокритику, установление доверия, а в некоторых случаях — посредством наказания, порицания и замечаний обеспечивают повышение самооценки и коррекцию поведения учащихся с сохранением высоких показателей доверия. 

Чтобы обеспечить комплексность педагогической деятельности по направлению, воспитательные функции, помимо классного руководителя и учителей-предметников, возлагают и на других сотрудников школы. Организаторами воспитательной работы в ОУ являются:

  1. Заместитель директора по воспитательной работе в школе. В его компетенции находятся методические и организационные вопросы, он занимается оценочной и административной деятельностью, выполняет прогностическую и технологическую функции. Заместитель директора помогает учителям планировать воспитательную работу, координирует ее, а после оценивает достигнутые результаты, стимулируя повышение педагогического мастерства специалистов.
  2. Социальный педагог, который выполняет профилактическую и диагностическую работу, реализуя прогностическую, организационную и коммуникативные функции. Благодаря его работе члены семей учеников, учителя и ученики успешно взаимодействуют, возрастает воспитательные роли семьи и общества, а школьники контактируют между собой, взаимодействуют с социумом. Социальный педагог поддерживает и ведет социально неблагополучные семьи, в которых дети находятся в трудных условиях и нуждаются в защите прав.
  3. Психолог проводит диагностическую, а впоследствии и коррекционную работу, анализируя уровень развития учащихся, специфику взаимоотношений в коллективе детей. Помогает школьникам и педагогам находить и устранять причины затруднений, конфликтных ситуаций.
  4. Воспитатель группы продленного дня. Выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции, организуя жизнедеятельность учеников, которые посещают группу продленного дня. Помогает детям преодолеть учебные затруднения, стимулирует их любознательность и познавательную активность, формирует и корректирует культуру поведения подростков.
  5. Омбудсмен — новая должность в образовательных учреждениях. Специалист не подотчетен школьной администрации, в ходе профессиональной деятельности, защищает и разъясняет права детей.

Виды и формы воспитательной работы в школе

Школа должна максимально содействовать индивидуальному развитию школьника, формированию у него гражданского самосознания, раскрытию творческого потенциала, приобщению к мировой нравственной и духовной культуре. Ключевое условие успеха — активная позиция школьника и ориентация воспитательной работы на сотрудничество и конструктивный диалог. Чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности учащихся в мероприятиях воспитательной направленности, целесообразно организовывать целевую деятельность по разным направлениям, а также обеспечить разнообразие форм и тем воспитательной работы в школе.  

Направления ведения воспитательной работы в школе в 2018-2019 гг.  Содержание деятельности по направлениям
Учебно-познавательное Направлено на взаимодействие с одаренными школьниками, развитие природных способностей и талантов детей. Выполняет следующие задачи:
  • интеллектуальное развитие учеников;
  • стимулирование духовных потребностей;
  • развитие моральных и духовных качеств. 
Основные формы проведения: конкурсы, викторины, исследовательские проекты, КВН.
Культурно-просветительское Ориентировано на воспитание моральных ценностей и гуманистического отношения к миру. Выполняет такие задачи:
  • воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к ее истории и культуре;
  • формирование дружного классного коллектива;
  • раскрытие способностей к эмпатии.
Основные формы проведения: фестивали и конкурсы талантов, выставки творческих работ, картин, общешкольные мероприятия (концерт ко Дню учителя, Осенний бал)
Нравственно-патриотическое Деятельность направлена на воспитание у молодежи:
  • интереса к явлениям российской общественной жизни, социально-политическим изменениям;
  • стремления к внедрению положительных изменений в жизнь страны;
  • расовой и религиозной терпимости, толерантности к представителям меньшинств;
  • твердой патриотической позиции. 
Основные формы проведения: классные часы, тренинги, дискуссии, поэтические конкурсы, мероприятия, посвященные государственным праздникам и культурным событиям (праздник Масленицы, торжество ко Дню защитника Отечества).
Трудовое воспитание
  • Стимулирование уважительного и положительного отношения как к физическому, так и умственному труду.
  • Формирование справедливого отношения к представителям разных профессий, осознания их социальной важности.
  • Развитие стремления трудиться, добиваться успеха в определенной сфере занятости.
Основные формы проведения: экологические акции, субботники, конкурсы творческих работ.
Физкультурно-оздоровительное Стимулирование потребности в физических нагрузках, активном времяпровождении и здоровом образе жизни. 
Основные формы проведения: легкоатлетические кроссы, спартакиады, подвижные игры, соревнования, спортивные праздники, марафоны.

В контексте воспитательной работы в школе также выделяют различные виды деятельности, к числу которых следует отнести:

  1. Общественная — привлечение учащихся к школьным органам самоуправления, работе в молодежных и ученических объединениях, кружках, стимулирование участия в разномасштабных компаниях и акциях (школьные собрания и выборы, заседания органов самоуправления, праздники, конкурсы, вечера, уборка класса и школы).
  2. Эстетическая — внедряется для развития культуры, интересов и художественного вкуса детей. Внешкольные учреждения располагают широким спектром возможностей, тогда как в школе культурно-просветительская работа возможна только в формате школьных конкурсов, инсценировок, постановок театра, фестивалей, посещений кино и театра, экскурсий на выставки и в музеи.
  3. Досуговая — это отдых, которые развивает и приносит новые знания или умения. Инициатива в досуговой деятельности должна быть в руках школьников, однако классный руководитель в ней выступает организатором и участником, а не сторонним наблюдателем.
  4. Ценностно-ориентационная — формирование отношения к миру, психологический процесс развития взглядов и убеждений, который основывается на тренингах, беседах, встречах. Социальные ценности ученики усваивают по мере приобретения жизненного опыта и расширения кругозора.
  5. Спортивно-оздоровительная — направлена на активный досуг школьников, который в рамках школы реализуется через соревнования, спартакиады, совместные пикники и прогулки, походы.

Отвечает Елена Зоричева, замдиректора по ВР МКОУ «Леушинская СОШ»

Современная педагогическая тактика, соответствующая принципам ФГОС, выделяет различные формы воспитательной работы в школе, которые классифицируются в зависимости от подхода.

1. По числу участников:

  • индивидуальные — работа педагога-психолога или воспитателя с одним учеников, беседы;
  • групповые — занятия в формате кружка, класса или временной группы, где несколько участников контактируют между собой;
  • массовые — масштабные праздники (марафоны, шествия, конференции, концерты), мероприятия, в которых принимают участие несколько классов или вся школа, район или город.

2. По методам воздействия на учеников можно выделить три группы форм работы:

  • вербальные — конференции, собрания, дискуссии, устные и радиожурналы, встречи, лекции;
  • наглядные — выставки, стенды, витрины, музеи, стенгазеты;
  • практические — субботняя уборка школы или класса, спартакиады, экскурсии в музеи или на природу, однодневные или многодневные походы, конкурсы, олимпиады.

3. По формам внеурочной занятости:

  • школьное самоуправление и управление — линейки, встречи, классные часы, дискуссии, заседания органов самоуправления;
  • развлекательные — игры, викторины, «капустники», вечера и утренники, школьные балы;
  • познавательные — тематические вечера, походы, экскурсии, посещение музеев и выставок, студии, рукописные школьные газеты и устные журналы, походы в театры и кино, выставки.

Важно отметить, что формы воспитания в меньшей степени исследованы, чем формы обучения, несмотря на то, что они более разнообразны и многочисленны. Нередко они продиктованы традициями образовательного учреждения, потому актуальными остаются отождествленные с государственными и народными праздниками мероприятия — Масленица, День влюбленных, Хэллоуин, которые уверенно вытесняют советские торжественные дни. Ученики не всегда осознают, что традиционные субботники или дежурство по школе, предметные недели и конкурсы являются частью сложной системы воспитательной работы, которая планируется на семестр и год вперед.

Классный час как основная форма воспитательной работы

Классный руководитель — проводник воспитательного процесса, потому классный час в его профессиональной деятельности занимает особое место. Это может быть время общения педагога с классом, вписанное в план воспитательной работы школы, либо же время для обсуждения классных дел активом органов самоуправления. Следовательно, под классным часом принято понимать форму воспитательного взаимодействия школьников и педагога, которая отличается гибкостью структуры и состава, главенствующей ролью классрука. Мероприятие, которое не всегда ограничено формальными рамками урока, преследует ряд педагогических задач:

  1. Расширение кругозора учащихся, обогащение их знаниями о человеке, мире, культуре, истории, обществе и природе.
  2. Формирование условий для проявления индивидуальности школьника, его талантов и творческих способностей, субъективных черт.
  3. Стимулирование эмоционально-чувственной сферы и системы ценностей учащихся.

Содержание и тематика классных часов постепенно усложняется, потому в младшей школе мероприятия преимущественно посвящены предметной информации и изучению нового, а в средней и старшей — оценке и развернутым суждениям, поискам ответов на решение нравственных проблем. Следовательно, комплексный системный подход к воспитательной деятельности в школе опирается на активный отклик учащихся, не менее энергичное участие классных руководителей, школьных педагогов-психологов, организаторов и администрации.

Школьные методобъединения рекомендуют тщательно планировать любую из форм воспитательной работы в школе, выполняя ряд обязательных организационных действий:

  1. Выбор темы, формы и задачи мероприятия.
  2. Если форма требует теоретической подготовки, сбор необходимого материала.
  3. Четкое распределение последовательности и содержания.
  4. Подготовка участников мероприятия — объявление на стенде для школьников или их родителей, предварительная беседа, сообщение на родительском собрании.
  5. Реализация запланированного мероприятия в выбранном ключе.
  6. Самоанализ и анализ деятельности педагога.

Содержание и форма классного часа проектируется аналогичным образом, хотя для сохранения высокого уровня заинтересованности учащихся систематически стоит отказываться от стандартных решений, организуя совместное время со школьниками в нестандартных вариантах (например, квест, исследование, проектная разработка), требующих более тщательной и многокомпонентной подготовки. 

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО».

Кабинет информатики в школе

Педсовет по воспитательной работе в школе

Несмотря на сохранение общих учебных ориентиров, тенденции образовательной работы постоянно меняется, что обуславливает необходимость систематического проведения педсоветов по воспитательной работе в школе. На таких встречах можно создать условия для совершенствования методического мастерства в ходе обмена опытом, рассмотрения новаторских технологий, выбора тактики взаимодействия с ученической и родительской общественностью с учетом личностного компонента.

Чтобы гарантировать высокую эффективность педагогического совета, в его структуру целесообразно включить следующие виды работы:

  1. Обоснование роли традиционных и новаторских воспитательных технологий, возможности их использования для обеспечения качественного образования детей разных возрастных групп.
  2. Рассмотрение классификации и порядка реализации распространенных воспитательных практик.
  3. Создание рабочих групп, которым поручается ведение исследовательско-поисковой деятельности для поиска оптимальных способов организации взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  4. Обсуждение результатов ВШК, отражающего актуальный уровень воспитанности учащихся школы.
  5. Проведение деловых игр, тренингов, рефлексии.

Во время тематических педсоветов стоит уделить время порядку реализации программы воспитательной работы школы, утверждаемой на учебный год. Ввиду постоянного изменения условий социальной действительности нередко складывается ситуация, когда достижение поставленных целей и задач без некоторой корректировки не представляется возможным ввиду возникших обстоятельств. Не следует забывать, что молодые специалисты могут нуждаться в совете более опытных наставников, в то время как педагоги с большим трудовым стажем — в свежем взгляде со стороны и возможности переосмысления устаревших воспитательных традиций. При условии систематического вынесения трудностей на обсуждение с конструктивным поиском выхода из затруднительных ситуаций можно не сомневаться в достижении ключевых целей воспитательной работы в школе.

Анализ воспитательной работы в школе

В условиях необходимости постоянного контроля педагогической деятельности с целью повышения ее эффективности анализ воспитательной работы в школе должен обязательно присутствовать в формате мониторинга, оценки и коррекции. Контролирующую функцию следует реализовать сразу на нескольких уровнях:

  • Общешкольном (административном). Руководитель школы совместно с заместителями отслеживает состояние воспитательной системы в классах, общий уровень воспитанности учащихся, эмоциональные реакции детей на разные педагогические требования, а также в ходе общешкольных мероприятий, плотность и особенности взаимодействия субъектов воспитания, степени согласованности воспитательных действий между учителями и представителями родительской общественности. Особое внимание уделяется острым моментам, возникающих между участниками учебно-воспитательного процесса, и порядку их разрешения.
  • Педагогическом (организуется учителями, педагогами-организаторами, классными руководителями). Средствами мониторинга ведется последовательное изучение характера межличностных отношений участников воспитательного процесса, отношение детей к обучению школы, уровень сплоченности классных коллективов, сформированность внешних связей, наличие совместных форм досуговой активности.
  • Ученическом. Данный уровень реализуется через развитие личности школьника с выделением базовых характеристик личности школьников (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки), показатель сформированности коммуникативных способностей и культуры поведения, условия семейного воспитания, особенности которых должны учитываться педагогами.

При подготовке отчета по воспитательной работе школы в документ следует включить следующие аспекты:

  1. Совокупные результаты воспитательной деятельности (уровень воспитанности школьников ОУ, показатели социализации, профессиональной ориентированности).
  2. Особенности изменений, произошедших в общешкольном образовательном пространстве за отчетный год (развитие отношений между учащимися и педагогами, формирование новых традиций и связей, создание новой вехи школьной истории).
  3. Успешность реализации поставленных воспитательных задач (все ли удалось выполнить должным образом, какие факторы повлияли на результаты).
  4. Анализ работы, проведенный по приоритетным направлениям воспитательной деятельности с подведением итогов и постановкой задач на будущий год.

Проблемы организации воспитательной работы в школе

Модернизация системы образования влечет за собой изменение основ учебно-воспитательного процесса. Школа должна всеми силами поддерживать индивидуализацию учеников и в то же время способствовать их гражданской социализации. При этом воспитательный процесс должен быть комплексным, объединяя усилия членов семьи и педагогического коллектива школы. Единое воспитательное пространство рушится, поскольку педагоги не считают семью мощным рычагом воспитания и основным социальным институтом, но при этом и школьная методика воспитательной работы не может похвастаться эффективными векторами воздействия.

Сложность организации воспитательной работы в школе заключается в:

  • формальном подходе к воспитанию — учащимся важно передать набор знаний, а воспитательный процесс — это только метод профилактики правонарушений и повышения успеваемости;
  • отсутствии сплоченности в педагогическом коллективе — не имея единства и строго выработанной стратегии, сложно эффективно воздействовать на подрастающее поколение;
  • отсутствие сплоченности в ученическом коллективе — недостаток общения с одноклассниками и учащимися параллели приводит к формированию десятком небольших коллективов, которые конфрантуют или не общаются между собой;
  • отказ от индивидуального подхода — индивидуализацию образования следует воспринимать не как работу с капризами школьников, а как внимание к особенностям и врожденным способностям детей;
  • проблемы с дисциплиной — с начальных классов ученики должны уяснить, что хорошо, а что плохо, осознавать четкие дисциплинарные требования и нормы поведения, что непременно приведет к появлению чувства гражданской ответственности, самоконтроля;
  • система наказаний — в школьной практике должна быть установленная система наказаний и узкий круг специалистов, имеющих право наказывать за проступки различной степени важности, с учетом соблюдения толерантности и уважения к учащемуся, обсуждая проступок, а не личности.

Педагогам следует уяснить главный целевой ориентир — не система воспитания, а совершенствование процессов всестороннего развития личности ребенка.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.