text

Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Воспитательная работа в школе

  • 1 мая 2018
  • 1554

Неотъемлемой частью школьного образовательного процесса является воспитательная деятельность. Качества, привитые в школьном возрасте, закладывают основы успешной социализации личности в будущем. Воспитательная работа в школе ориентируется на развитие социальной, правовой, эстетической, экологической, физической, нравственной культуры школьника и зависит от особенностей характера и возраста учащихся.  

Несмотря на то, что процесс воспитания школьников в большей степени находится в компетенции классного руководителя и школьной администрации, нельзя сбрасывать со счетов влияние семьи. Потому важно, чтобы воспитательная деятельность была комплексной, а ее направление — единым и в школе, и дома, а родители и члены семей учеников принимали в нем непосредственное участие наравне с педагогами школы.

Воспитательная работа в школе

Чтобы выпускник с легкостью мог найти свое место в мире, школьный воспитательный процесс стремится дать ему уверенность в себе, раскрыть способности и таланты каждого ученика, сформировать всесторонне развитую личность.

В контексте этого воспитательная работа в школе выполняет ряд задач:

  • Внедрение здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья школьников через популяризацию здоровой жизнедеятельности, занятий спортом и физкультурой.
  • Развитие потенциала и врожденных способностей учеников и формирование у них активной жизненной (социальной и политической) позиции.
  • Для развития способностей и реализации творческого потенциала привлекать учащихся к системе дополнительного образования.
  • Стимулировать школьное самоуправление и социальную активность детей, стремление к организованной самостоятельности
  • Формировать культуру коммуникации, межличностных взаимоотношений и поведения детей.
  • Прививать чувство любви к Родине, толерантность, уважение к правам человека и его культурному прошлому.

Помимо воздействия на учащихся, воспитательный процесс способствует повышению профессиональных компетентностей учителей, стимулирует их к самообразованию и улучшению результатов воспитания и обучения детей.     


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Проблемы организации воспитательной работы в школе

Модернизация системы образования влечет за собой изменение основ учебно-воспитательного процесса. Школа должна всеми силами поддерживать индивидуализацию учеников и в то же время способствовать их гражданской социализации. При этом воспитательный процесс должен быть комплексным, объединяя усилия членов семьи и педагогического коллектива школы. Единое воспитательное пространство рушится, поскольку педагоги не считают семью мощным рычагом воспитания и основным социальным институтом, но при этом и школьная методика воспитательной работы не может похвастаться эффективными векторами воздействия.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Сложность организации воспитательной работы в школе заключается в:

  • формальном подходе к воспитанию — учащимся важно передать набор знаний, а воспитательный процесс — это только метод профилактики правонарушений и повышения успеваемости;
  • отсутствии сплоченности в педагогическом коллективе — не имея единства и строго выработанной стратегии, сложно эффективно воздействовать на подрастающее поколение;
  • отсутствие сплоченности в ученическом коллективе — недостаток общения с одноклассниками и учащимися параллели приводит к формированию десятком небольших коллективов, которые конфрантуют или не общаются между собой;
  • отказ от индивидуального подхода — индивидуализацию образования следует воспринимать не как работу с капризами школьников, а как внимание к особенностям и врожденным способностям детей;
  • проблемы с дисциплиной — с начальных классов ученики должны уяснить, что хорошо, а что плохо, осознавать четкие дисциплинарные требования и нормы поведения, что непременно приведет к появлению чувства гражданской ответственности, самоконтроля;
  • система наказаний — в школьной практике должна быть установленная система наказаний и узкий круг специалистов, имеющих право наказывать за проступки различной степени важности, с учетом соблюдения толерантности и уважения к учащемуся, обсуждая проступок, а не личности.

Педагогам следует уяснить главный целевой ориентир — не система воспитания, а совершенствование процессов всестороннего развития личности ребенка.

Учебно-воспитательная работа в школе

Учебно-воспитательная работа в школе ставит целью формирование модели образованного ученика-патриота, который демонстрирует гуманизм и свободу личности, стремится к саморазвитию.

Успешная реализация учебно-воспитательного процесса возможна в том случае, когда в школе созданы для этого благоприятные условия:

  • работает ученическое самоуправление;
  • родители и члены семей учащихся принимают активное участие в школьной жизнедеятельности;
  • методическая работа учителей-предметников и классных руководителей систематически совершенствуется;
  • повышается интерес к внеклассной деятельности у школьников и педагогов;
  • проводится профилактическая работа по предотвращению беспризорности и совершения правонарушений.

Методы воспитания

Убеждение Позволяют формировать у школьников представление о явлениях и понятиях, которые после складываются в целостную картину мира. Реализуется через информационный обмен, диалоги, инструктажи, диспуты, повествование. 
Упражнение (практика) Стимулирование деятельности подростков и ее позитивных мотивов через демонстрацию образцов, выполнение поручений и разнообразный заданий, применение педагогического требования. 
Оценка и самооценка
Обеспечивают повышение самооценки, коррекции поведения, проведение самоанализа через поощрение, порицание, самокритику, установление доверия, а в некоторых случаях посредством наказания, порицания и замечаний. 

Этапы воспитательной работы

  1. В младших классах воспитательные функции выполняет прежде всего классный руководитель, которому вторят психолог и педагог-организатор. Процесс воспитания детей 7-10 лет затрагивает нормы поведения, правила вежливости, коммуникативные навыки. Воспитательная деятельность в школе младшего звена выполняет обучающую и развивающую функции, реализовывается преимущественно через внеурочную деятельность, но принимает во внимание интересы школьников, чтобы процесс был добровольным, а не принудительным.
  2. В средней школе главенствующую воспитательную функцию вновь принимает классрук. Основой работы остается преемственность ключевых принципов, заложенных в младшем звене. Сложный подростковый возраст характеризуется проблемами в общении, потому вектор воспитательной деятельности направлен на развитие гуманистической позиции в общении, снижение агрессии, проявления толерантность. На этом этапе особенно важны кружки, внеклассные и общешкольные мероприятия, школьные органы самоуправления. Общение должно строиться в личностно-ориентированном ключе, поскольку несмотря на показную закрытость, подростки очень ранимы, они нуждаются в дружбе, мечтают проявить себя. Подросткам рекомендованы систематические семинары, тренинги, классные часы и занятия по профилактике наркомании, алкоголизма, ранней беременности. На подобных мероприятиях следует использовать мультимедийные средства, видеоматериалы, приглашать специалистов из разных областей — психологов, наркологов, полицейских, сексологов.  
  3. Школьники в 10-11 классах нередко испытывают сложности с самовыражением, потому учителя и классный руководитель должны помочь им в выборе жизненного пути, реализации заложенных в них способностей и талантов. Педагоги должны помочь будущих выпускникам определиться с профессией, найти свои ориентиры в окружающем мире. Для этого старшеклассники принимают участие в самоуправлении, мероприятиях внеклассного и общешкольного уровня, мастер-классах, тренингах и прочем.  

Организаторы воспитательной работы в школе

Помимо классного руководителя и учителей-предметников, воспитательные функции возложены и на других сотрудников школы. Организаторами воспитательной работы в школе являются:

  1. Завуч по воспитательной работе. В его компетенции находятся методические и организационные вопросы, он занимается оценочной и административной деятельностью, выполняет прогностическую и технологическую функции. Заместитель директора помогает учителям планировать воспитательную работу, координирует ее, а после оценивает достигнутые результаты, стимулируя повышение педагогического мастерства специалистов.
  2. Социальный педагог, который выполняет профилактическую и диагностическую работу, реализуя прогностическую, организационную и коммуникативные функции. Благодаря его работе члены семей учеников, учителя и ученики успешно взаимодействуют, возрастает воспитательные роли семьи и общества, а школьники контактируют между собой, взаимодействуют с социумом. Социальный педагог поддерживает и ведет социально неблагополучные семьи, в которых дети находятся в трудных условиях и нуждаются в защите прав.
  3. Психолог проводит диагностическую, а впоследствии и коррекционную работу, анализируя уровень развития учащихся, специфику взаимоотношений в коллективе детей. Помогает школьникам и педагогам находить и устранять причины затруднений, конфликтных ситуаций.
  4. Воспитатель группы продленного дня. Выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции, организуя жизнедеятельность учеников, которые посещают группу продленного дня. Помогает детям преодолеть учебные затруднения, стимулирует их любознательность и познавательную активность, формирует и корректирует культуру поведения подростков.
  5. Омбудсмен — новая должность в образовательных учреждениях. Специалист не подотчетен школьной администрации, в ходе профессиональной деятельности, защищает и разъясняет права детей.

Виды деятельности в школе:воспитательная работа

Скачать таблицу направлений воспитательной деятельности
Скачать в .docx

Учебно-познавательное Направлено на взаимодействие с одаренными школьниками, развитие природных способностей и талантов детей. Выполняет следующие задачи:
  • интеллектуальное развитие учеников;
  • стимулирование духовных потребностей;
  • развитие моральных и духовных качеств. 
Основные формы проведения: конкурсы, викторины, исследовательские проекты, КВН.
Культурно-просветительское Ориентировано на воспитание моральных ценностей и гуманистического отношения к миру. Выполняет такие задачи:
  • воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к ее истории и культуре;
  • формирование дружного классного коллектива;
  • раскрытие способностей к эмпатии.
Основные формы проведения: фестивали и конкурсы талантов, выставки творческих работ, картин, общешкольные мероприятия (концерт ко Дню учителя, Осенний бал)
Нравственно-патриотическое Деятельность направлена на воспитание у молодежи:
  • интереса к явлениям российской общественной жизни, социально-политическим изменениям;
  • стремления к внедрению положительных изменений в жизнь страны;
  • расовой и религиозной терпимости, толерантности к представителям меньшинств;
  • твердой патриотической позиции. 
Основные формы проведения: классные часы, тренинги, дискуссии, поэтические конкурсы, мероприятия, посвященные государственным праздникам и культурным событиям (праздник Масленицы, торжество ко Дню защитника Отечества).
Трудовое воспитание
  • Стимулирование уважительного и положительного отношения как к физическому, так и умственному труду.
  • Формирование справедливого отношения к представителям разных профессий, осознания их социальной важности.
  • Развитие стремления трудиться, добиваться успеха в определенной сфере занятости.
Основные формы проведения: экологические акции, субботники, конкурсы творческих работ.
Физкультурно-оздоровительное Стимулирование потребности в физических нагрузках, активном времяпровождении и здоровом образе жизни. 
Основные формы проведения: легкоатлетические кроссы, спартакиады, подвижные игры, соревнования, спортивные праздники, марафоны.

Многочисленные виды деятельности в школе в контексте воспитательной работы:

  1. Общественная — привлечение учащихся к школьным органам самоуправления, работе в молодежных и ученических объединениях, кружках, стимулирование участия в разномасштабных компаниях и акциях (школьные собрания и выборы, заседания органов самоуправления, праздники, конкурсы, вечера, уборка класса и школы).
  2. Эстетическая — внедряется для развития культуры, интересов и художественного вкуса детей. Внешкольные учреждения располагают широким спектром возможностей, тогда как в школе культурно-просветительская работа возможна только в формате школьных конкурсов, инсценировок, постановок театра, фестивалей, посещений кино и театра, экскурсий на выставки и в музеи.
  3. Досуговая — это отдых, которые развивает и приносит новые знания или умения. Инициатива в досуговой деятельности должна быть в руках школьников, однако классный руководитель в ней выступает организатором и участником, а не сторонним наблюдателем.
  4. Ценностно-ориентационная — формирование отношения к миру, психологический процесс развития взглядов и убеждений, который основывается на тренингах, беседах, встречах. Социальные ценности ученики усваивают по мере приобретения жизненного опыта и расширения кругозора.
  5. Спортивно-оздоровительная — направлена на активный досуг школьников, который в рамках школы реализуется через соревнования, спартакиады, совместные пикники и прогулки, походы.

Поэтапная организация воспитательного мероприятия

Школьные методобъединения рекомендуют тщательно планировать любую из форм воспитательной работы, выполняя ряд обязательных организационных действий:

  1. Выбор темы, формы и задачи мероприятия.
  2. Если форма требует теоретической подготовки, сбор необходимого материала.
  3. Четкое распределение последовательности и содержания.
  4. Подготовка участников мероприятия — объявление на стенде для школьников или их родителей, предварительная беседа, сообщение на родительском собрании.
  5. Реализация запланированного мероприятия в выбранном ключе.
  6. Самоанализ и анализ деятельности педагога.

Формы воспитательной работы в школе

Школа должна максимально содействовать индивидуальному развитию школьника, формированию у него гражданского самосознания, раскрытию творческого потенциала, приобщению к мировой нравственной и духовной культуре. Ключевое условие успеха — активная позиция школьника и ориентация воспитательной работы на сотрудничество и конструктивный диалог.

Гуманистическая система воспитания использует ряд форм работы, которые классифицируются в зависимости от подхода.

По числу участников:

  • индивидуальные — работа педагога-психолога или воспитателя с одним учеников, беседы;
  • групповые — занятия в формате кружка, класса или временной группы, где несколько участников контактируют между собой;
  • массовые — масштабные праздники (марафоны, шествия, конференции, концерты), мероприятия, в которых принимают участие несколько классов или вся школа, район или город.

По методам воздействия на учеников можно выделить три группы форм работы:

  • вербальные — конференции, собрания, дискуссии, устные и радиожурналы, встречи, лекции;
  • наглядные — выставки, стенды, витрины, музеи, стенгазеты;
  • практические — субботняя уборка школы или класса, спартакиады, экскурсии в музеи или на природу, однодневные или многодневные походы, конкурсы, олимпиады.

По формам внеурочной занятости:

  • школьное самоуправление и управление — линейки, встречи, классные часы, дискуссии, заседания органов самоуправления;
  • развлекательные — игры, викторины, «капустники», вечера и утренники, школьные балы;
  • познавательные — тематические вечера, походы, экскурсии, посещение музеев и выставок, студии, рукописные школьные газеты и устные журналы, походы в театры и кино, выставки.

Удивительно, но формы воспитания в меньшей степени исследованы, чем формы обучения, несмотря на то, что они более разнообразны и многочисленны. Нередко они продиктованы традициями образовательного учреждения, потому актуальными остаются отождествленные с государственными и народными праздниками мероприятия — Масленица, День влюбленных, Хэллоуин, которые уверенно вытесняют советские торжественные дни. Ученики не всегда осознают, что традиционные субботники или дежурство по школе, предметные недели и конкурсы являются частью сложной системы воспитательной работы, которая планируется на семестр и год вперед.

Классный час как основная форма воспитательной работы

Классный руководитель — проводник воспитательного процесса. потому классный час в его профессиональной деятельности занимает особое место. Это может быть время общения педагога с классом, вписанное в расписание уроков, либо же время для обсуждения классных дел активом органов самоуправления.

Воспитательная деятельность в школе

Следовательно, под классным часом принято понимать форму воспитательного взаимодействия школьников и педагога, которая отличается гибкостью структуры и состава, главенствующей ролью классрука. Мероприятие, которое не всегда ограничено формальными рамками урока, преследует ряд педагогических задач:

  • Расширение кругозора учащихся, обогащение их знаниями о человеке, мире, культуре, истории, обществе и природе.
  • Формирование условий для проявления индивидуальности школьника, его талантов и творческих способностей, субъективных черт.
  • Стимулирование эмоционально-чувственной сферы и системы ценностей учащихся.

Содержание и тематика классных часов постепенно усложняется, потому в младшей школе мероприятия преимущественно посвящены предметной информации и изучению нового, а в средней и старшей — оценке и развернутым суждениям, поискам ответов на решение нравственных проблем.

Следовательно, комплексный системный подход к воспитательной деятельности в школе опирается на активный отклик учащихся, не менее энергичное участие классных руководителей, школьных педагогов-психологов, организаторов и администрации.

Узнать больше о воспитательной работе в школе можно в статьях:
1. План анализа воспитательной работы с классным коллективом
2. Анализ эффективности воспитательной работы в школе
3. Воспитательная работа в школе в контексте психолого-педагогического сопровождения
4. Воспитательная работа классного руководителя: оценка деятельности

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.