Получите в подарок пылесос >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Воспитательная работа в школе

23 сентября 2019
7351
Средний балл: 0 из 5

Реализация образовательного комплекса в условиях нового времени невозможна без использования воспитательного компонента. Становление интеллектуальных, нравственных, волевых, гражданских качеств у школьников разных возрастных групп возможно только при условии ведения целенаправленной педагогической работы, которая строится на активном взаимодействии детей, учителей, представителей семей в рамках трех направлений:

  • воспитательная работа в школе, организуемая в процессе непосредственного обучения;
  • внеурочная активность;
  • внешкольная деятельность.

Ввиду высокого уровня интеграции компонентов образовательного процесса содержательную основу и практические методы воспитания стоит рассматривать комплексно, чтобы в полной мере представить способы и формы деятельности по направлению во всем их разнообразии.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения» рекомендации по организации воспитательной работы в школе:

- Событийная технология воспитательной модели образовательной организации

(педагогический совет)

- Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

 (нормативная база)

Воспитательная работа в школе

В отечественной образовательной практике на школы неизменно возлагалась обязанность по воспитанию подрастающего поколения, и утверждение новых стандартов фактически не повлияло на этот процесс. Формирование метапредметных компетенций, предусмотренное положениями ФГОС, невозможно исключительно посредством изучения программной части, поэтому воспитательная деятельность в школе сегодня ведется повсеместно. Целью работы по направлению является создание специальных условий, способствующих формированию у подрастающего поколения активной жизненной позиции, адекватных гражданских убеждений, стремления к удовлетворению личных потребностей в познании, физической активности и саморазвитии доступными и эффективными способами.

В числе актуальных задач воспитательной работы в школе хочется выделить следующие:

  1. Проектирование особой образовательной среды, взаимодействие в условиях которой способствует формированию ключевых интегративных качеств личности согласно портрету выпускников начальной, основной и средней школы.
  2. Организация социального закаливания как основного метода личностного саморазвития.
  3. Привнесение в учебно-воспитательное пространства принципов демократичности, взаимоуважения, толерантности.

При планировании и выполнении воспитательной работы в школе во внимание неизменно принимается возрастной фактор, определяющий не только содержание деятельности, но и ее формы и методы.

  1. Самых младших учеников на протяжении всего периода обучения в начальной школе приобщают к принципам безопасного, адекватного и культурного поведения в коллективе, осознанию ценности человеческой жизни, здоровья и установок здорового образа жизни, бережному отношению к природе и планете Земля как нашему общему дому, проявлению неизменного уважения по отношению к социальным нормам, семейным традициям, старшим, а также учат трудолюбию, ответственности, уверенности в собственных силах и готовности идти на компромиссы.
  2. Воспитание учащихся основной школы предусматривает всестороннее интеллектуальное, познавательное, физическое, духовно-нравственное развитие с проекцией на личностные особенности и потребности. В этот период происходит становление самосознания ребенка как личности, что обусловливает необходимость включения в воспитательный комплекс занятий по особенностям социального взаимодействия, психологии конфликтов, моделированию личности.
  3. Старшеклассники, активно готовящиеся к скорому вступлению в самостоятельную жизнь и профессиональной ориентации, нуждаются в духовно-нравственных ориентирах, коллективном обсуждении острых социальных проблем и разрешении личных затруднений в индивидуальном порядке, при содействии психолога. Актуальные направления работы — популяризация семейных ценностей, здорового образа жизни, формирование гражданского и активного самосознания.

Ключевым ориентиром воспитательной работы с детьми в школе и консолидированных педагогических усилий является формирование образа будущих выпускников, объединенных следующими группами ценностей и идеалов:

  • нравственными, предусматривающих способность глубокого понимания гуманистических ценностей, идейных жизненных установок и важности патриотической самоидентификации, неразрывно связанной с уважительным отношением к другим нациям и народностям. В рамках воспитательной деятельности важно привить учащимся уважительное отношение к чувствам других, проявлениям любви, силы и слабости, актам музыкального, словесного, исполнительского творчества, культурным объектам и явлениям, возрасту, а также научить адекватно оценивать свои силы, оказывать посильную помощь нуждающимся, трудится на благо профессиональной самореализации, семьи, общества и страны.
  • Познавательными, наиболее ярким проявлением которых является осознанное и искреннее желание продолжать обучение по завершению школьной ступени в старшей школе или в рамках трудовой деятельности. Сформированность потребности к познанию является залогом успешной профессиональной самореализации, которая невозможна без глубокого погружения в профессию посредством накопления, а после — переосмысления и распространения опыта.
  • Коммуникативными, включающими навыки содержательного общения, способность к постановке конструктивных вопросов и формированию полные ответы, готовности сохранять ровный тон общения и эмоциональную устойчивость в случае возникновения разногласий и предпосылок к конфликтам.
  • Художественно-эстетическими, основанными на стремлении к внутреннему чувству гармонии и равновесия, потребности черпать вдохновение в проявлениях искусства — словесного, исполнительского и музыкального, традиционного и новаторского, а также желании привносить толику творческой искры в повседневную деятельность.
  • Физическими — это стремление к сохранению и укреплению здоровья, поддержание хорошей формы посредством выполнения комплексов упражнений, готовность участвовать в подвижных играх и организовывать их самостоятельно, а также формирование привычки улучшать общее и эмоциональное состояние с помощью спортивных видов активности.

В условиях стремительно изменяющихся социально-экономических, общекультурных, глобальных тенденций систематически пересматривается и содержание воспитательной работы в школе, которое должно не только способствовать всестороннему формированию личности ребенка, но и обеспечивать удовлетворение широкого спектра его проблем и образовательных потребностей. В свете этого педагогам крайне важно сделать все возможное для того, чтобы реализуемые воспитательные меры носили должный содержательный и практический характер, и ни в коем случае не оставались формальными. Практика показывает, что в условиях повсеместного разнообразия, культурной какофонии дети остро нуждаются в интеллектуальных, культурологических, нравственных ориентирах, обеспечить становление которых для каждого возможно посредством проектирования воспитательной стратегии в ОУ с упором на следующие принципы:

  1. Школа концептуально является «вторым домом» и для детей, и для педагогов. Выбранную стратегию обучения и воспитания можно считать правильной при условии, что в стенах учреждения чувствуют себя комфортно все участники образовательного процесса.
  2. Личность ребенка во всем многообразии ее граней — самоценная константа, нуждающаяся в педагогической помощи. Организация воспитательного процесса должна осуществляться с соблюдением принципов уважения, взаимодоверия, терпимости, толерантности.
  3. Воспитательная работа в школе и реализация программного содержания являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми процессами.
  4. Каждое из выбранных воспитательных средств, независимо от показателя его результативности, должно использоваться в рамках системы.
  5. Воздействие школьного комплекса обучения и воспитания должно быть глубоким и запоминающимся, поскольку дети большое количество времени проводят за пределами школы.
  6. Коллективная работа, основанная на гуманистических установках и проводимая в доверительной атмосфере, является оптимальной формой ведения педагогической деятельности воспитательной направленности.

Таким образом, главная цель воспитательной работы в современной школе — развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитательный процесс ориентирует на повышение конкурентоспособности за счет повышения качества. То есть воспитание — это процесс формирования личности воспитанника или качеств и свойств человеческой личности. Для достижения цели воспитательной работы в образовательном учреждении необходимо не только развивать познавательную активность учащихся, содействовать формированию нравственной позиции школьника и способствовать формированию основ культуры общения и построение межличностных отношений, но и создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Воспитательная работа современной школы

Общеобразовательная школа в состоянии решать задачи по обеспечению гармоничного развития школьников в условиях поликультурного социума, способна расставлять акценты в подборе и подаче информации через школьные программы обучения, стабилизируя тем самым ситуацию, сложившуюся в обществе в целом. Эффективная учебно-воспитательная работа в школе может реализовываться в том случае, если за годы деятельности педагогами были созданы для этого все необходимые условия:

  1. Налажена деятельная система ученического самоуправления.
  2. Учителя активно привлекают к воспитательным практикам представителям семей, взаимодействуют с родителями.
  3. Осуществляется систематическое совершенствование методической работы классных руководителей, педагогов-организаторов.
  4. Содержание и формы внеклассной активности соответствуют актуальным тенденциям, реальным потребностям и интересам детей.
  5. Созданы и реализованы алгоритмы работы с учащимися, принадлежащими «группе риска».
Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Уточнить, что такое школьная успеваемость и что на нее влияет, эффективно выявлять причины школьной неуспеваемости, научиться использовать технологии работы с неуспевающими обучающимися, с одаренными и высокомотивированными детьми поможет обучение по программе «Технологии работы с неуспевающими и одаренными обучающимися 5–11 классов».

Кабинет информатики в школе

Практика показывает, что воспитательная работа в современной школе преимущественно возложена на классных руководителей, которые выстраивают педагогическую стратегию с учетом содержания программных разработок, возраста детей, их реальных образовательных и личностных затруднений. Несомненным преимуществом является тот факт, что за многие годы отечественными педагогами был накоплен большой опыт использования широкого перечня методов, способов и форм воспитания, которые могут быть использованы в традиционных форматах или творчески переосмыслены. И все же необходимость совершенствования системы воспитания в условиях нового времени является актуальной ввиду того, что именно школа раскрывает человеческую культуру во всем ее многообразии, формирует свое особое мироощущение, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Глобальная жизненная ориентация школьника зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и к другим в этом мире. Развиваясь в общении и деятельности, самосознание личности становится центральным психическим процессом в школьном возрасте.

В школе решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. Общеобразовательная школа имеет свою среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построении обучающего пространства, распределении времени. Крайне важно не упустить воспитание личностной культуры в школьный период, когда человек переживает становление своей личности. Чтобы обеспечить это, воспитательную работу в школе необходимо вести параллельно по нескольким направлениям, отраженным в таблице.

Направления воспитательной работы в школе Содержание педагогической деятельности Формы
Интеллектуально-познавательное Организация содержательной активности школьников, проявляющих высокую заинтересованность в решении сложных интеллектуальных задач. Тематические научные сообщества, интеллектуальные развлекательные конкурсы и марафоны, викторины, циклы бесед, проекты, исследования.
Художественно-эстетическое Создание условий для приобщения детей к миру искусства во всех его проявлениях, развития творческого начала и инициативности, формирования интереса к социальной жизни школы, города, страны. Школьные праздники, юбилеи писателей и деятелей культуры, тематические недели, конкурсы рисунков, поделок, театральных выступлений, вернисажи.
Нравственно-патриотическое Воспитательная работа учителя в школе по направлению предусматривает ведение широкой просветительской и практической деятельности, связанной с поиском исторической правды, развитием музейного искусства, чествованию народных традиций.  Проведение мероприятий в школьном музее, подготовка исторических выставок, смотров, конкурсов, гражданско-военных учений, тематических классных часов, просмотр документальных фильмов, экскурсионная активность.
Физкультурно-оздоровительное  Формирование установок ведения здорового и активного образа жизни, создание условий для целостного и гармоничного развития психофизических качеств, спортивной активности не только в отведенное урочное время, но и на переменах.  Занятия физкультурой, предусматривающие включение тематического компонента (овладение базовыми навыками ведения спортивных игр), соревнования, Дни здоровья, спортивные праздники, марафоны.
Трудовое Создание условий для приобщения школьников к труду, формирование уважительного отношения к представителям разных профессий и всем видам трудовой деятельности, развитие стремления к профессиональному самоопределению и успеху.  Субботники, социальные и экологические акции, просветительские беседы, встречи с представителями разных профессий.

Воспитательная работа в начальной школе

В первые годы школьного обучения традиционно закладываются основы системы воспитания, которую преимущественно реализуют ответственные педагоги начальных классов при содействии педагога-организатора и психолога. Ключевыми задачами данного этапа является выявление и развитие творческих способностей учащихся, тренировка коммуникативных навыков, расширение детского кругозора, привитие правил социально одобряемого и культурного поведения.

Базисом воспитательной работы в начальной школе являются таким формы активности как тематические классные часы, познавательно-развлекательные мероприятия, участие в спортивных секциях и творческих коллективах, простая кружковая деятельность. Ввиду специфики возрастного развития учителям и родителям важно позаботится о том, чтобы участие детей в различных видах внеурочной деятельности носило принудительный, а не добровольный характер — это гарантирует эффективность учебно-воспитательного процесса.

В последние годы реальные затруднения в вопросах внедрения воспитательного компонента вызывает изменение базовых показателей поведения младших дошкольников на фоне прогрессирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ). Согласно последним данным, более 30 % младших школьников в России демонстрируют отдельные проявления характерной симптоматики в разной стадии выраженности. В школе учащиеся с СДВГ тяжело концентрируются, быстро отвлекаются, испытывают трудности при работе в группе, зачастую избегают выполнения работы. Им необходимо регулярно напоминать о начале работы и контролировать ее выполнение, т.к. многие склонны не завершать начатое задание. На занятиях гиперактивные дети мешают и отвлекают других одноклассников. Для ребят с СДВГ характерна непоседливость, вертлявость, некоторые склонны бродить по классу во время урока. Из-за дисциплинарных и организационных нарушений у гиперактивных детей возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами.

Следует отметить, что учащиеся с СДВГ характеризуются пониженной внутренней мотивацией к обучению, отсутствием интереса к выполнению трудных заданий, сниженной усидчивостью и , как следствие, частой потерей рабочего настроя. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. Данные особенности поведения детей диктуют изменение условий взаимодействия учителя и ученика и, конечно же, обусловливают необходимость вводить новое в воспитательной работе школы.

Организуя взаимодействие с гиперактивными детьми, учителю необходимо применять приемы позитивного манипулирования для создания рабочего настроя у ребенка, желательно, с последующей положительной оценкой достигнутых результатов независимо от качества выполненного задания. Пожелание, что в следующий раз получится еще лучше, еще быстрее, стимулирует познавательную активность ученика. Отличные результаты дают другие виды и формы поощрения учащихся, в частности, школьные награды. Рекомендуемые виды школьных наград: роль помощника учителя, возможность принести что-то из дома, сертификаты и награды, выбор места за партой в классе, дополнительное «свободное» время, хорошая запись в дневнике для родителей, роль библиотекаря в течение учебного дня, первое место в строю и т.д.

В свою очередь эффективной дисциплинарной мерой воздействия, которая должна стать базисом воспитательной работы в классах начальной школы при нарушении норм поведения, является лишение права на какое-либо поощрение, возврат ранее заработанных бонусов или изменение вида деятельности. Для этого в работе могут применяться такие формы, как музыкальная шкатулка, счетные табло, цветные билетики. Ответная реакция особенно эффективна в случае агрессивного или импульсивного поведения, при этом не следует допускать «банкротства» ученика, всегда должен быть стимул к наращиванию результатов.

К каждому ученику необходим сугубо индивидуальный подход с определенным набором форм и средств воздействия. Это является главной проблемой при работе с гиперактивными детьми, а именно, отсутствие универсального алгоритма взаимодействия. Основное репертуарное средство учителя, работающего с гиперактивными детьми, — это ситуативная импровизация, которая должна стать важной частью воспитательной деятельности.

Воспитательная работа в основной школе

Соотносимо с процессами взросления детей меняются и условия воспитательной работы в школе. С целью развития инициативности, самостоятельности, ответственности учащихся 5-9 классов делают акцент на развитие системы ученического самоуправления, а также формирование системы личностных целей и установок поведения, что в сумме создает предпосылки для уверенной самостоятельной деятельности в будущем. Векторы воспитательной работы в данный период рекомендуется устремить в сторону утверждения гуманистических ценностей, толерантности, поиску средств ведения конструктивных бесед и снижения уровня агрессии. На этом этапе особенно важны кружки, внеклассные и общешкольные мероприятия, школьные органы самоуправления.

Общение должно строиться в личностно-ориентированном ключе, поскольку несмотря на показную закрытость, подростки очень ранимы, они нуждаются в дружбе, мечтают проявить себя. Подросткам рекомендованы систематические семинары, тренинги, классные часы и занятия по профилактике наркомании, алкоголизма, ранней беременности. На подобных мероприятиях следует использовать мультимедийные средства, видеоматериалы, приглашать специалистов из разных областей — психологов, наркологов, полицейских, сексологов.

Преимущественно внедрение воспитательного компонента в процесс обучения обеспечивает классный руководитель, но при возникновении конфликтов, организации коррекционной работы с детьми «группы риска» возникает необходимость привлечения школьного психолога. В рамках организации воспитательной работы в основной школе педагогам не менее важно использовать возможности взаимодействия с родителями учащихся, нуждающихся в обширной психологической поддержке и коррекции поведения. При этом важно понимать, что на этапе начала сотрудничества с представителями семей подростков нередко обнаруживается, что родители не готовы решать возрастные проблемы своего ребенка, им трудно отвечать на «неудобные» вопросы, они сомневаются, нужно ли оказывать всестороннюю поддержку, что нередко приводит к отчуждению между ними и детьми.

В семье для подростка значимыми являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Иногда способный ребенок оказывается зависимым от решений, принимаемых родителями, и достигает зрелости неготовым к самостоятельной жизни. Для более полного понимания проблем школьника в последние годы все шире применяется изучение родительской семьи и ее психологического микроклимата. Задача школы и педагогов в частности — вести посильную работу в данном направлении.

Воспитательная работа в средней школе

Будущие выпускники неизменно проявляют стремление к абсолютной самостоятельности, готовность к отказу от устоявшихся традиций и авторитетов на фоне сложностей с поиском средств адекватного самовыражения, что в комплексе обусловливает неизменную актуальность проблемы моделирования воспитательного процесса в старших классах основной общеобразовательной школы. В данный период личностного становления дети как никогда ранее нуждаются в утверждении нравственных и поведенческих ориентиров, во многом определяющих стиль жизни, выбор профессии и жизненного пути в целом. Именно в этом возрасте происходит «закладка фундамента» личности: формирование багажа знаний, умений и навыков, необходимых во взрослой жизни. Центральным определяющим принципом должен стать принцип нравственности: развитие нравственно-эстетической сферы старших подростков становится ведущим направлением в воспитательной работе. Не менее важным является принцип гуманизма. Особенно в подростковом возрасте резко ощущается потребность в общении, поэтому формирование культуры поведения в обществе, общения с людьми, подготовка к семейной жизни — основные задачи воспитательной работы в средней школе.

Определяя задачи воспитания учащихся 8-11 классов, внимание педагогов и родителей должно быть обращено на то, что не всеми школьниками осознается значимость и важность таких личностных качеств, как любовь к Родине (большой и малой), патриотизм, гражданственность, забота об окружающем мире (экологическая культура). Фронтальные опросы позволяют прийти к неутешительным выводом: старшеклассники в большинстве подверженны гражданскому инфантилизму, политической безграмотности и социальной неадаптированности. А ведь совсем скоро эти школьники станут полноправными членами общества, получат (или уже получили) паспорт гражданина РФ, обретут гражданские права и обязанности. Поэтому первостепенной задачей воспитательной работы со старшими подростками должно стать формирование их мировоззрения, политической грамотности и общественной активности, правосознания и гражданской ответственности.

Старшеклассники очень подвержены негативным влияниям со стороны взрослых и сверстников, в результате они нередко приобретают плохие, губительные для своего здоровья и здоровья окружающих привычки. Это не должно проходить мимо внимания педагогов и родителей, в противном случае бывает слишком поздно изменить что-либо. Развитие навыков здорового образа жизни, трудовых навыков, подготовка к выбору профессии, формирование экологической и экономической культуры также являются значимыми педагогическими задачами в этот период.

Воспитание школьников невозможно без их активного участия в воспитательном процессе, без самовоспитания. Как отмечают многие психологи, старший школьный возраст — наиболее благоприятный для занятий самовоспитанием. Однако для того, чтобы у школьников возникла потребность в систематических занятиях над собой, необходима совместная работа педагогов и родителей по созданию для этого специальных условий. Необходимо помочь старшему подростку осознать свои положительные и отрицательные качества, составить программу самовоспитания, постоянно стимулировать систематические занятия самовоспитанием. Формирование знаний, умений и навыков самовоспитания, формирование самосознания и самооценки позволит заложить прочный фундамент для личностного становления и успешной самореализации.

Развитие воспитательной работы в школе

В условиях стремительно меняющихся социальных тенденций важным условием включения воспитательного компонента в образовательный процесс становится поиск новых путей продуктивного взаимодействия как с учащимися, так и представителями семей. Современность диктует главные задачи образовательной организации — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание культуры личности, формирование толерантности сегодня ради мирной жизни завтра. В свете этого можно определить и ключевые направления развития воспитательной работы в школе, в число которых следует включить формирование стимулов развития личностной культуры учащихся и осуществление в школе на всех этапах педагогической деятельности. Очень важно в ОУ сконструировать «оазис», где учащиеся чувствовали бы себя комфортно, создать такую обстановку, в которой возможно, воспитывая школьника, закладывать основы толерантности с зачатками «культуры мира».

Ввиду внедрения национальной инициативы «Наша новая школа», которая представляет собой приоритетный общегосударственный социокультурной модернизации общества, и необходимости привития школьникам метапредметных умений, крайне важно обучить детей навыкам продуктивной коммуникации, без которых невозможно гарантировать должный воспитательный эффект сразу по ряду направлений деятельности. В свете этого при работе со школьниками всех возрастных групп необходимо:

  1. Сформировать в сознании учащихся представления о том, что различие народов, их традиции и обычаи являются показателями многообразия и неповторимости личности.
  2. Развить навыки толерантного поведения в процессе интерактивного взаимодействия всех субъектов социума.
  3. Обеспечить учащихся прочными знаниями о толерантности, определив место в системе ценностей, определяющих саморазвитие личности, закладывая основы толерантности с зачатками «культуры мира».

Логика рассмотрения проблемы формирования личностной культуры в рамках ведения социальной воспитательной работы в школе заставляет определить наиболее благоприятный период педагогического воздействия. Подбор и анализ занятий по программе общего образования позволили активизировать внимание на формировании личностной культуры и толерантности у учащихся. Каждое занятие предполагает прямое обращение к практическим проблемам, теоретическое осмысление опыта решения этих проблем и выработку собственной обоснованной позиции каждого ученика в их решении. Однако задача эта не их легких, и работа в этом аспекте проводится постоянно, начиная с начальной ступени обучения.

Воспитание личностной культуры осуществляется в процессе многочисленных акций милосердия, объединяющих учеников разных национальностей перед лицом чужой беды, которую испытывают уязвимые члены общества: дети с проблемами в развитии, ветераны, пожилые люди вне зависимости от их принадлежности к той или иной этнической группе. Формирование толерантного сознания для коллектива — не дань времени, а осознанная естественная необходимость воспитать в детях лучшие качества гражданина. Созданное в школе самоуправление формирует в учениках социальную активность, дисциплину, организованность — личностные качественные особенности, необходимые для достижения положительного результата в воспитательной деятельности, взаимоотношениях с товарищами, уважительном отношении к старшим. В свою очередь проведение классных часов способствует закреплению толерантных отношений в классе, школе, социуме; расширяет представление учащихся о качествах личности. Педагоги во время проведения классных часов воспитывают у учеников умение находить положительные качества у окружающих, воспитывают позитивное восприятие сверстников, способствующее формированию умения принимать «другого» таким, каков он есть.

Волонтерская работа, которая должна стать приоритетом в процессе развития воспитательной работы в школе, учит быть ответственным за начатое дело, проявлять свою компетентность. Все продуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов, а также различные встречи, акции, опросы и риски, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта, прописываются вместе со сроками. Конечно же, возможности добровольцев достаточно скромные, но при этом многие из них задумываются над не совсем детскими темами и выдвигают вполне взрослые идеи и инициативы. Участвуя сами и вовлекая других в работу волонтерской группы, подростки стараются взять на себя ответственность за неблаговидные поступки окружающих товарищей (если они проявляются), украсить школу, район, город добрыми делами. Проявляя веру, что капля добрых дел позволит сделать район, город лучше, превратить его в город людей с добрыми сердцами.

Воспитательная работа в школе: взаимодействие с родителями

В воспитательном процессе позитивные изменения часто происходят благодаря созидательному сотрудничеству, которое объединяет родителей, детей и учителей. Наиболее распространенной формой взаимодействия с семьей являются родительские собрания во всем своем многообразии (организационные, тематические, итоговые), но практика показывает, что таких форм взаимодействия порой недостаточно. Чтобы обеспечить результативную воспитательную работу в школе, педагогическому коллективу важно иметь отработанную систему сотрудничества с семьей, сохраняя ее преемственный характер.

Заседания родительских клубов позволяют проводить работу с родителями учеников по поддержанию их интереса к школе, стимулированию учебной деятельности, активному умственному и физическому развитию, поддержки и пониманию со стороны семьи. Содержание работы с родителями может включать три основных направления:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Участие родителей в управлении воспитательным процессом в школе.

При работе со старшими подростками учителя нередко сталкиваются с этическими дилеммами, которые в условиях нового времени стали важной проблемой организации воспитательной работы в школе. Адекватность в реагировании на различные жизненные ситуации — доминирующая задача в процессе социализации личности. Сохранить свой индивидуальный стиль, преодолевая жизненные ситуации трудности нелегко, ведь подросток ищет себя путем проб и ошибок, и учителям следует помнить об этом, стремясь всеми силами избегать предвзятого отношения. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества со взрослым в разных видах деятельности, где подросток — помощник взрослого. И цель учителей в этом сотрудничестве — сохранить доверие ребенка, не предать его. Подросток готов общаться только с человеком, вызывающим у него доверие, поэтому педагогическая компетентность подтверждается налаженностью контактов с детьми средней возрастной группы и готовностью сотрудничества с ними во всех ситуациях этого уникального периода взросления.

Также хочется отметить, что доверие со стороны родителей к педагогам и совместное компетентное решение проблем — необходимое условие индивидуальных и групповых консультаций (совместно с ребенком), направленных на выявление и коррекцию проблем взаимоотношений. Также успешны тренинговые занятия для родителей и совместные с детьми, которые направлены на формирование детско-родительских взаимоотношений. На них происходит расширение знаний о чувствах и эмоциях, развиваются способности их безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции; формируются навыки управления выражением своих чувств и эмоциональных реакций, воспитывается эмоциональная зрелость. Проведение параллельных групповых тренингов для подростков по осознанию и принятию своего семейного опыта, полоролевой идентификации, выстраиванию отношений с противоположным полом, выбору будущего партнера и формированию представлений о своей будущей семье также имеет важное значение.

Таким образом, независимо от формы и направленности все средства воспитательной работы в школе, направленные на повышение педагогической культуры представителей семей, укрепление взаимодействия школы и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию толерантности у детей, являются востребованными, эффективными и остро необходимыми.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.