Воспитательная деятельность в школе

145

Неотъемлемой частью образовательного процесса является воспитательная деятельность в рамках образовательного учреждения. Качества, заложенные и воспитанные в школьном возрасте, будут способствовать успешной социализации личности в будущем. Работа педагогов должна быть направлена на развитие социальной, правовой, эстетической, экологической, физической, нравственной культуры школьника. Воспитательная деятельность в школе зависит от возраста учеников, их личных особенностей.

Несмотря на то, что процесс воспитания школьников в большей степени находится в компетенции классного руководителя, нельзя сбрасывать со счетов влияние семьи. Потому важно, чтобы воспитательная деятельность была комплексной, а ее направление — единым и в школе, и дома. Для этого родителям следует принимать активное участие в жизни класса, присутствуя в ней не только для решения организационных вопросов на классном часе.

Этапы воспитательной работы

  1. В начальной школе воспитательные функции выполняет прежде всего классный руководитель, которому вторят психолог и педагог-организатор. Процесс воспитания детей 7-10 лет затрагивает нормы поведения, правила вежливости, коммуникативные навыки. Воспитательная деятельность в школе младшего звена выполняет обучающую и развивающую функции, реализовывается преимущественно через внеурочную деятельность, но принимает во внимание интересы школьников, чтобы процесс был добровольным, а не принудительным.
  2. В средней школе главенствующую воспитательную функцию вновь принимает классрук. Основой работы остается преемственность ключевых принципов, заложенных в младшем звене. Сложный подростковый возраст характеризуется проблемами в общении, потому вектор воспитательной деятельности направлен на развитие гуманистической позиции в общении, снижение агрессии, проявления толерантность. На этом этапе особенно важны кружки, внеклассные и общешкольные мероприятия, школьные органы самоуправления. Общение должно строиться в личностно-ориентированном ключе, поскольку несмотря на показную закрытость, подростки очень ранимы, они нуждаются в дружбе, мечтают проявить себя. Подросткам рекомендованы систематические семинары, тренинги, классные часы и занятия по профилактике наркомании, алкоголизма, ранней беременности. На подобных мероприятиях следует использовать мультимедийные средства, видеоматериалы, приглашать специалистов из разных областей — психологов, наркологов, полицейских, сексологов.  
  3. Школьники в 10-11 классах нередко испытывают сложности с самовыражением, потому учителя и классный руководитель должны помочь им в выборе жизненного пути, реализации заложенных в них способностей и талантов. Педагоги должны помочь будущих выпускникам определиться с профессией, найти свои ориентиры в окружающем мире. Для этого старшеклассники принимают участие в самоуправлении, мероприятиях внеклассного и общешкольного уровня, мастер-классах, тренингах и прочем.  

Задачи и цели школьной воспитательной деятельности

Чтобы выпускник с легкостью мог найти свое место в мире, школьный воспитательный процесс стремится дать ему уверенность в себе, раскрыть способности и таланты каждого ученика, сформировать гармонично развитую личность.

В контексте этого воспитательная работа в школе выполняет ряд задач:

  • Внедрение здоровьесберегающих технологий для укрепления физического здоровья школьников через популяризацию здорового образа жизни, занятий спортом и физкультурой.
  • Развитие внутреннего потенциала учеников и формирование у них активной жизненной (социальной и политической) позиции.
  • Для развития способностей и реализации творческого потенциала вовлекать школьников в систему дополнительного образования.
  • Стимулировать школьное самоуправление.
  • Формировать культуру общения и поведения детей.
  • Прививать чувство любви к Родине, толерантность, уважение прав человека и его культурного прошлого.

Воспитательная деятельность в школе

Направления воспитательной деятельности

Скачать таблицу направлений воспитательной деятельности
Скачать в .docx

Учебно-познавательное Направлено на взаимодействие с одаренными школьниками, развитие природных способностей и талантов детей. Выполняет следующие задачи:
  • интеллектуальное развитие учеников;
  • стимулирование духовных потребностей;
  • развитие моральных и духовных качеств. 
Основные формы проведения: конкурсы, викторины, исследовательские проекты, КВН.
Культурно-просветительское Ориентировано на воспитание моральных ценностей и гуманистического отношения к миру. Выполняет такие задачи:
  • воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к ее истории и культуре;
  • формирование дружного классного коллектива;
  • раскрытие способностей к эмпатии.
Основные формы проведения: фестивали и конкурсы талантов, выставки творческих работ, картин, общешкольные мероприятия (концерт ко Дню учителя, Осенний бал)
Нравственно-патриотическое Деятельность направлена на воспитание у молодежи:
  • интереса к явлениям российской общественной жизни, социально-политическим изменениям;
  • стремления к внедрению положительных изменений в жизнь страны;
  • расовой и религиозной терпимости, толерантности к представителям меньшинств;
  • твердой патриотической позиции. 
Основные формы проведения: классные часы, тренинги, дискуссии, поэтические конкурсы, мероприятия, посвященные государственным праздникам и культурным событиям (праздник Масленицы, торжество ко Дню защитника Отечества).
Трудовое воспитание
  • Стимулирование уважительного и положительного отношения как к физическому, так и умственному труду.
  • Формирование справедливого отношения к представителям разных профессий, осознания их социальной важности.
  • Развитие стремления трудиться, добиваться успеха в определенной сфере занятости.
Основные формы проведения: экологические акции, субботники, конкурсы творческих работ.
Физкультурно-оздоровительное Стимулирование потребности в физических нагрузках, активном времяпровождении и здоровом образе жизни. 
Основные формы проведения: легкоатлетические кроссы, спартакиады, подвижные игры, соревнования, спортивные праздники, марафоны.

Многочисленные виды деятельности служат средствами школьного воспитания:

  1. Общественная — привлечение учащихся к школьным органам самоуправления, работе в молодежных и ученических объединениях, кружках, стимулирование участия в разномасштабных компаниях и акциях (школьные собрания и выборы, заседания органов самоуправления, праздники, конкурсы, вечера, уборка класса и школы).
  2. Эстетическая — внедряется для развития культуры, интересов и художественного вкуса детей. Внешкольные учреждения располагают широким спектром возможностей, тогда как в школе культурно-просветительская работа возможна только в формате школьных конкурсов, инсценировок, постановок театра, фестивалей, посещений кино и театра, экскурсий на выставки и в музеи.
  3. Досуговая — это отдых, которые развивает и приносит новые знания или умения. Инициатива в досуговой деятельности должна быть в руках школьников, однако классный руководитель в ней выступает организатором и участником, а не сторонним наблюдателем.
  4. Ценностно-ориентационная — формирование отношения к миру, психологический процесс развития взглядов и убеждений, который основывается на тренингах, беседах, встречах. Социальные ценности ученики усваивают по мере приобретения жизненного опыта и расширения кругозора.
  5. Спортивно-оздоровительная — направлена на активный досуг школьников, который в рамках школы реализуется через соревнования, спартакиады, совместные пикники и прогулки, походы.

Поэтапная организация воспитательного мероприятия

Школьные методобъединения рекомендуют тщательно планировать любую из форм воспитательной работы, выполняя ряд обязательных организационных действий:

  1. Выбор темы, формы и задачи мероприятия.
  2. Если форма требует теоретической подготовки, сбор необходимого материала.
  3. Четкое распределение последовательности и содержания.
  4. Подготовка участников мероприятия — объявление на стенде для школьников или их родителей, предварительная беседа, сообщение на родительском собрании.
  5. Реализация запланированного мероприятия в выбранном ключе.
  6. Самоанализ и анализ деятельности педагога.

Формы воспитательной работы в школе

Школа должна максимально содействовать индивидуальному развитию школьника, формированию у него гражданского самосознания, раскрытию творческого потенциала, приобщению к мировой нравственной и духовной культуре. Ключевое условие успеха — активная позиция школьника и ориентация воспитательной работы на сотрудничество и конструктивный диалог.

Гуманистическая система воспитания использует ряд форм работы, которые классифицируются в зависимости от подхода.

По числу участников:

  • индивидуальные — работа педагога-психолога или воспитателя с одним учеников, беседы;
  • групповые — занятия в формате кружка, класса или временной группы, где несколько участников контактируют между собой;
  • массовые — масштабные праздники (марафоны, шествия, конференции, концерты), мероприятия, в которых принимают участие несколько классов или вся школа, район или город.

По методам воздействия на учеников можно выделить три группы форм работы:

  • вербальные — конференции, собрания, дискуссии, устные и радиожурналы, встречи, лекции;
  • наглядные — выставки, стенды, витрины, музеи, стенгазеты;
  • практические — субботняя уборка школы или класса, спартакиады, экскурсии в музеи или на природу, однодневные или многодневные походы, конкурсы, олимпиады.

По формам внеурочной занятости:

  • школьное самоуправление и управление — линейки, встречи, классные часы, дискуссии, заседания органов самоуправления;
  • развлекательные — игры, викторины, «капустники», вечера и утренники, школьные балы;
  • познавательные — тематические вечера, походы, экскурсии, посещение музеев и выставок, студии, рукописные школьные газеты и устные журналы, походы в театры и кино, выставки.

Удивительно, но формы воспитания в меньшей степени исследованы, чем формы обучения, несмотря на то, что они более разнообразны и многочисленны. Нередко они продиктованы традициями образовательного учреждения, потому актуальными остаются отождествленные с государственными и народными праздниками мероприятия — Масленица, День влюбленных, Хэллоуин, которые уверенно вытесняют советские торжественные дни. Ученики не всегда осознают, что традиционные субботники или дежурство по школе, предметные недели и конкурсы являются частью сложной системы воспитательной работы, которая планируется на семестр и год вперед.

Классный час как основная форма воспитательной работы

Классный руководитель — проводник воспитательного процесса. потому классный час в его профессиональной деятельности занимает особое место. Это может быть время общения педагога с классом, вписанное в расписание уроков, либо же время для обсуждения классных дел активом органов самоуправления.

Воспитательная деятельность в школе

Следовательно, под классным часом принято понимать форму воспитательного взаимодействия школьников и педагога, которая отличается гибкостью структуры и состава, главенствующей ролью классрука. Мероприятие, которое не всегда ограничено формальными рамками урока, преследует ряд педагогических задач:

  • Расширение кругозора учащихся, обогащение их знаниями о человеке, мире, культуре, истории, обществе и природе.
  • Формирование условий для проявления индивидуальности школьника, его талантов и творческих способностей, субъективных черт.
  • Стимулирование эмоционально-чувственной сферы и системы ценностей учащихся.

Содержание и тематика классных часов постепенно усложняется, потому в младшей школе мероприятия преимущественно посвящены предметной информации и изучению нового, а в средней и старшей — оценке и развернутым суждениям, поискам ответов на решение нравственных проблем.

Следовательно, комплексный системный подход к воспитательной деятельности в школе опирается на активный отклик учащихся, не менее энергичное участие классных руководителей, школьных педагогов-психологов, организаторов и администрации.

Узнать больше о воспитательной работе в школе можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль