Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Структура урока по ФГОС

  • 22 апреля 2018
  • 11753

Рассмотрим, какие цели и задачи решает новая структура урока по ФГОС в основной школе в зависимости от типа урока. В статье приводим структуру занятия в начальных классах и пример структуры уроков по английскому и русскому языкам.

После принятия ФГОС, который в своей основе ставит развитие личности ребенка, традиционные педагогические техники и подходы к уркам были пересмотрены. Федеральным государственным образовательным стандартом была предложена новая структура урока по ФГОС - план-схема урочного занятия, реализация которой способствует достижению ключевых задач образовательного процесса:

  • повышению интереса учащихся к учебно-познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;

  • развитию способностей школьников к самостоятельному поиску знаний, формированию у них универсальных учебных действий;

  • разработке качественно новой образовательной среды, которая способствует непрерывному саморазвитию подростков.

Структура урока по ФГОС в основной школе

Ранее было принято, чтобы урок состоял из стандартных содержательных блоков, количество и последовательность которых могла меняться в зависимости от типа занятия. После организационного момента, на который отводилась пара минут, учитель проверял и оценивал выполнение домашнего задания, излагал и закреплял новую тему урока.  В конце занятия оглашались оценки. Педагог, по сути, передавал свои знания, выступал в роли “оценщика”, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов. Безусловно, такая структура урока не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения по ФГОС в основной и начальной школе. Назрела необходимость создания новых условий, при которых сами учащиеся ответственны за поиск и качество усвоения знаний. Новые подходы к учебному процессу призваны повысить уровень детского самосознания, научить школьников быть уверенными, мыслить творчески, экспериментировать, искать новые решения.

В рекомендации читайте, каковы принципы мониторинга здоровьесберегающего потенциала урока, по каким параметрам его оценивать и какие диагностические методы использовать. Методическая помощь представлена специалистами системы «Завуч»

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  • воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на личность;

  • приоритет самостоятельной работы учащихся над деятельностью педагога;

  • преобладание практики над теорией, утверждение деятельностного характера обучения;

  • развитие и совершенствование универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самооцениванию;

  • выстраивание доверительного общения между учителем и коллективом детей, педагог становится наставником.

Типы уроков по ФГОС и их структура

На данный момент для основной школы выделены семь типов уроков. Типология учебных занятий остается на стадии разработки, поскольку педагогические поиски по этому направлению продолжаются. Однако хорошо известны общие показатели, отличающие структуру современного урока по ФГОС:

  • четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, учитель может выступать в роли наставника и сотрудника;

  • обеспечение развивающего, проблемного характера образования, что содействует поиску и новым открытиям, склонности к экспериментированию;  

  • позитивное начало и окончание занятия, благодаря которым формируется положительная мотивация, обретение у детей уверенности в собственных силах, готовности преодолевать сложности для достижения успешного учебного опыта;

  • учет возможностей, способностей учеников, их эмоционального настроя, который гарантирует обратную связь и возможность оперативного реагирования на проблему.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о структуре урока и его самоанализе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Анонсы к урокам: образовательное пространство за пределами кабинетов

(формы работы)

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков

(анализ урока)

Разберем подробнее каждый из типов уроков по ФГОС в основной школе и их структуру.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель урока заключается в формировании умений реализации полученных знаний на практике. Содержательная цель сводится к расширению понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов.

Урок открытия нового знания по ФГОС имеет следующую структуру:

  • Мотивационный этап (этап самоопределения) к учебной деятельности (“надо”-“хочу”-“могу”). Длительность - 1-2 минуты.

  • Актуализация пройденного материала, самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксирование затруднений. Длительность - 5-6 минут.

  • Проработка проблемных моментов: мест и причин; подготовка к преодолению затруднений. Выделяется 2-3 минуты.

  • Конструирование проекта выхода из затруднения (решения проблемы). Длительность - 5-6 минут.

  • Реализация проекта (5-6 минут)

  • Первичное закрепление учебного опыта, действия проговариваются вслух. Длительность - 4-5 минут

  • Самостоятельная работа с последующей самопроверкой - 4-5 минут

  • Рефлексия учебной деятельности - 2-3 минуты.

2.Урок комплексного применения знаний и умений по ФГОС (урок закрепления информации).

Деятельностная цель урока: научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления. Содержательная цель: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий и т.д.

  • Организационный этап.

  • Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся,  корректируются и актуализируются.

  • Постановка главной цели и задач урока; на этом этапе учащихся нужно мотивировать к учебной деятельности.

  • Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).

  • Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.

  • Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению.

  • Подведение итогов урока (рефлексия).

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте, как составить план-конспект урока и нужен ли он в школе

3. Структура урока актуализации знаний и умений по ФГОС (урок повторения)

  • Организационный этап

  • Проверка домашнего задания, навыки и умения учащихся, нужные для творческого решения учебных задач, повторяются и  корректируются.

  • Обозначение цели и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.

  • Актуализация имеющихся знаний с целью подготовки к контрольному уроку (или изучению новой темы).

  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Школьников проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.

  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.

  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельных способностей и навыков структурирования и систематизации предметного содержания. Содержательная цель: построение распространенных деятельностных норм и выявление теоретических аспектов развития содержательно-методических линий курсов.

Структура данного типа урока по ФГОС:

  • Организационный этап

  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

  • Актуализация имеющихся знаний.

  • Обобщение и систематизация знаний для подготовки учеников к обобщенной деятельности/воспроизведению на новом уровне (вопросы формулируют по другому).

  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.

  • Учащихся проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.

  • Подводятся итоги занятия (рефлексия). Формируются выводы по изученному материалу.

5. Структура урока по ФГОС коррекции знаний, умений и навыков

  • Организационный этап

  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

  • Подведение итогов диагностики навыков, знаний и умений. Определяются типичные ошибки и пробелы в знаниях, задаются пути их устранения и совершенствования. По результатам диагностики педагог планирует индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения.

  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.

  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

6. Структура урока развивающего контроля по ФГОС:

  • Организационный этап.

  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

  • Выявляются навыки, знания и умения, оценивается уровень владения общеучебными знаниями. Задания должны соответствовать школьной программе. Быть посильными для каждого ребенка.   

  • Контроль может быть в письменной форме, а может сочетать устную форму с письменной. Исходя из типа контроля, формируется его структура.

  • Подводятся итоги занятия (рефлексия).

Урок контроля знаний имеет деятельностную цель: формирование у школьников способностей к контролю. Содержательная цель сводится к контролю и самоконтролю освоенных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля длятся два часа, проводятся после изучения внушительного блока материалов, поэтому чаще используются для преподавания русского языка, физики, математики.   

7. Комбинированный урок

Совмещает различные методы обучения: повторение изученного материала, освоение новых знаний с последующим закреплением, промежуточный контроль.

Структура комбинированного урока по ФГОС:

  • Мотивационный этап (организационный момент).

  • Проверка домашнего задания, актуализация пройденного материала.

  • Создание проблемной ситуации, первичное усвоение знаний.

  • Проверка понимания (учащиеся выполняют стандартные задания по алгоритму, уровень сложности постепенно повышается).

  • Первичное закрепление, самостоятельная работа в парах или группах.

  • Выявление допущенных ошибок и их коррекция.

  • Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Структура урока по ФГОС в начальной школе

Уроки нового образца для младших школьников должны в полной мере отражать принципы ФГОС и соответствовать новым тенденциям образовательной практики. Структура урока по ФГОС в начальной школе должна быть реализована в пяти последовательных этапах, которые отражают процесс усвоения детьми учебного материала.

  1. Восприятие - отражение в сознании ребенка свойств отдельных предметов, процессов и явлений. Новая информация лучше воспринимается детьми, если выделять главные тезисы, предоставлять данные в рамках смысловых блоков.

  2. Осмысление - понимание учебного материала. На данном этапе школьники анализируют отдельные смысловые блоки, строят логические цепочки и алгоритмы, формулируют признаки или характеристики изучаемого объекта (явления), тренируются сравнивать, обдумывать, выделять ключевую информацию.

  3. Запоминание - сохранение знаний в памяти, выделение наиболее значимых элементов, запечатление нужного материала различными способами.

  4. Применение - использование усвоенных знаний на практике. Выполнение практикумов, тренировочных упражнений с возрастающим уровнем сложности, выявление ошибок и их коррекция.

  5. Обобщение и систематизация - сведение информации в единую систему.

Важно, чтобы педагог проводил самоанализ урока по ФГОС в зависимости от его типа и структуры. Это позволит скорректировать недочеты и сделать учебный процесс более эффективными. Предлагаем скачать карту самоанализа занятий и образец вопросов, которые следует задать для оценки каждого из этапов урока по ФГОС.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.