Должностная инструкция педагога-психолога в школе

233

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

Воспитание моральных и этических ценностей, помощь в развитии личностных качеств - все это знакомо психологу не по наслышке.

Не все родители четко понимают цели и задачи педагога-психолога, а также особенности работы с детьми. Зачем проводятся постоянные опросы и диагностики, какое образование у педагога-психолога, что он обязан делать - поговорим в этой статье.

Когда приходит психолог и предлагает детям поиграть в игру или написать психологические тесты, они всегда радуются. Еще бы, это намного увлекательнее, чем математика или физика! Профессия эта появилась не так давно, немногим более 20 лет назад, когда стало ясно, что подготовке детей к школе и работе с проблемными детьми нужно уделять больше времени.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Ведь часто так случается, что родители замечают какие-либо негативные изменения в своем ребёнка, но попросту не знают, как ему помочь.

  • Они бы и рады помочь своему чаду, но не имеют понятия, с какой стороны подойти к проблеме.
  • Ребенок это уже индивидуальность, которая порой сталкивается с "недетскими" проблемами.
  • В результате возникает психологическое напряжение, которое приводит к деструктивным изменениям личности.

Чтобы этого избежать, нужна долгая и кропотливая работа, для которой как раз и нужен педагог-психолог.

Должностная инструкция педагога-психолога в соответствии ФГОС

Чтобы получить эту должность, необходимо получить высшее педагогическое образование, со специализацией в области психологии. Вот краткая выдержка из должностной инструкции педагога-психолога для общеобразовательных учреждений:

Общие положения должностной инструкции школьного психолога

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в школе составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015);
  • на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.;
  • в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Должность педагога-психолога школы относится к категории педагогических работников."

Чем же занимается такой преподаватель? Он применяет комплексный подход в работе с детьми, помогает устранить различные проблемы, которые отражаются или могут отразиться на психическом здоровье ребенка. Удачное совмещение педагогической практики и глубоких знаний детской психологии позволяют добиться впечатляющих результатов.

Для успешной работы необходимы постоянные исследования - те самые опросники и анкеты, которые время от времени выдаются школьникам.

Последующий анализ полученного материала позволяет вовремя диагностировать различные проблемы психологического плана. Кроме этого, изучение результатов помогает в:

  • Успешном усвоении обучающей программы, выявлении причин отставания и их устранения;
  • Содействие успешной интеграции в школьную среду, что подразумевает приобретение высоких адаптационных способностей.

Для разных возрастов проводятся разные типы тестов и исследований. К примеру, в начальных классах изучается не только уровень внимания, запоминания и мышления ребенка, но и различные психологические тесты, которые помогают глубже понять поведенческие мотивы ученика.

Различные тесты с рисунками, определение уровня самооценки, желания к усвоению информации - в арсенале педагога-психолога найдется много интересных инструментов для продуктивной работы с детьми.

Особенности работы педагога-психолога

Слияние двух профессий в одну предъявляет особые требования к преподавателю психологу. В зависимости от типа учебного заведения должностные обязанности могут отличаться в некоторых деталях, специфических для данного конкретного образовательного. Для школы это один набор инструкций, для интерната - другой, для иных учебных заведений - третий.

Главное, чтобы педагог-психолог четко осознавал свою роль в жизни учебного заведения, имел четкие представления о своих задачах и методах работы. Работа такого плана подразумевает доверительное общение не только с детьми, но и родителями, и другими педагогами. Поэтому высокие моральные и этические качества и принципы у педагога-психолога должны быть априори.

Остановимся конкретнее на целях и задачах, которые отражены в должностной инструкции учителя-психолога.

Главная цель по отношению к детям - психологическое сопровождение обучения, а именно:

  • Создание условий для гармоничного развития личностных качеств школьника;
  • Воспитание способностей к саморазвитию;
  • Воспитание высоких моральных принципов и стремлений.

Задача педагога-психолога состоит в в помощи преодоления различных трудностей, а также выявлении целостной картины психологического состояния ребенка.

Кроме этого, в обязанности педагога-психолога входит создание благоприятных условий в школьной среде, которые способствуют высокому уровню психологического самочувствия детей. Конкретные для каждого заведения цели и задачи указаны в должностной инструкции, но общие положения сходны для всех педагогов-психологов. А теперь поговорим о функциях и спецификой работы с учащимися.

Функции и особенности работы педагога-психолога

Перечислим основные функции, руководствуясь должностными инструкциями различных учреждений:

  • Исследование степени готовности детей к школе;
  • Работа, направленная на развитие умственных способностей;
  • Повышение работоспособности ребенка;
  • Проведение различных занятий с группой школьников в игровой форме, которые повышают способность социальной адаптации;
  • Наблюдение за учениками, прибывшими из других школ или других образовательных учреждений, помощь в адаптации к новому коллективу.

Несмотря на то, что психолог уделяет очень много времени на взаимодействие с детьми, он также общается с педагогическим составом школы и родителями. В этом случае его работа заключается в следующем:

  • Помощь преподавателям в повышении уровня знаний о детсокй психологии;
  • Защищать интересы детей в конфликтах между родителями и детьми, родителями и преподавателями, преподавателями и детьми.

Итак, каким должен быть грамотный педагог-психолог, которому можно доверить воспитание личностных качеств ребенка? Доброжелательность, терпение, умение применять на практике полученные знания, общительность. Ребенок не всегда идет на контакт с взрослыми, поэтому нужно приложить усилия и постараться наладить связь. Такой человек должен вызывать доверие, искренне пытаться помочь, а для этого нужны неплохие аналитические способности и харизма.

В итоге можно сказать, что педагог-психолог это неотъемлемый участник школьного социума, который помогает как школьникам, так и учителям.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль