Содержание статьи:
- Структура основной образовательной программы
- Методические рекомендации к структуре и содержанию ООП
- Разработка ООП
- Права и обязанности разработчиков ООП
- Требования к структуре образовательной программы
- Целевой раздел ООП: требования к составлению программы
- Содержательный раздел ООП: структура и характеристика
- Организационный раздел ООП: структура документа
- Проблемы проектирования основной образовательной программы
- определяет уровень образованности личности;
- используется в качестве управленческого инструмента;
- незаменима для аккредитации и лицензирования образовательного учреждения;
- позволяет установить компетентность и ответственность образовательного учреждения в зависимости от показателей реализации ООП.
Структура основной образовательной программы
- самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении;
- формируется на базе государственного стандарта и в соответствии с его требованиями к структуре образовательной программы;
- включает требования, следование которым позволит достичь определенного уровня образования и получения соответствующего документа.
- по отношению к учащимся — она содержит характеристику планируемых компетенций учеников и систему оценивания образовательных достижений, тогда как методы и формы освоения содержания образовательной программы не должны быть очевидными для школьников;
- с точки зрения педагога — документ является основой для целеполагания, он характеризует содержание школьного образовательного курса, учебного материала, содержит методическое обеспечение и принципы организации учебного процесса.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:
- Рекомендации по разработке программы развития образовательной организации (ценная информация)
Целевой раздел | Это вводный раздел ООП, которые определяет цели и задачи документа и образовательно-воспитательной деятельности в целом. Он включает пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки результатов учебно-воспитательной деятельности. |
Содержательный |
Является основным разделом, определяя содержание основного общего образования и то, что входит в образовательную программу. В нем обозначаются механизмы и общие рамки реализации образовательного процесса, указывается:
|
Организационный | Заключительный раздел, содержащий практическую информацию: систему условий реализации ООП по ФГОС и учебный план. |
Методические рекомендации к структуре и содержанию ООП
- Объем образовательной программы не регламентируется требованиями ФГОС, а потому может быть произвольным и достаточным для раскрытия сути трех основных разделов.
- Авторами основной образовательной программы могут быть администрация и работники учреждения (к составлению текста ООП допускается привлечение всех заинтересованных лиц, включая родителей учеников и самих учащихся). Разработкой и утверждением программы занимается руководитель ОУ совместно с советом школы, тогда как учителя на базе образовательной программы составляют рабочие, планируя учебный процесс.
- Составляя ООП на базе примерной программы, разработчики должны соотносить приоритеты деятельности, характеристику педколлектива и учеников, кадровые и материально-технические условия, цели и задачи со спецификой конкретного образовательного учреждения, для которого составляется документ.
Основная образовательная программа школы — главный и даже стратегический документ, от которого существенно отличается программа развития — перспективный план, определяющий целеполагание ОУ. ООП же является текущим планом, демонстрирующим текущее состояние школьной образовательной системы,а если опирается на педагогические инновации, тогда она носит инновационный характер.
Работая над структурой основной образовательной программы, следует помнить, что:
- при написании текста ООП важно учитывать особенности своей школы, а не бездумно переписывать содержание примерной программы, дублируя не только формулировки, но также цели и задачи, которые должны быть максимально адаптированы к реалиям ОУ;
- особое значение имеет преемственность ступеней образования, которая должна находить отражение в документе;
- каждую новую программу от предыдущей должна отличать инновационная составляющая, новизна, обуславливающая ее актуальность;
- к каждому разделу необходимо характеристику, указав ответственных исполнителей, сроки и задачи;
- программа должна быть написана точным и грамотным языком и изложена понятными для педагогов формулировками (поскольку текст пишется не для проверяющих органов, а для учителей, стоит отказаться от чрезмерного количества канцеляризмов).
Разработка ООП
- нормативное обеспечение — изучение примерной ООП, обеспечение соответствия положений основной образовательной программы требованиям ФГОС и школьной нормативной базы, обозначение перечня учебных пособий и учебников, которые будут рекомендованы документом (при необходимости осуществляется корректировка программы развития школы);
- организационно-содержательное обеспечение — создание и утверждение плана-графика работы над ООП, формирование рабочей группы, анализ содержания основной образовательной программы, которая реализуется в данный момент, координирование деятельности субъектов учебного процесса, планирование ресурсного обеспечения, привлечение органов госуправления;
- финансово-экономическое обеспечение — корректировка Положения о системе охраны труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных актов, устанавливающих объем заработной платы, заключение допсоглашений к трудовым договорам с педагогами;
- кадровое обеспечение — проверка соответствия должностных инструкций требованиям ФГОС, формирование плана-графика повышения квалификации педработников, плана проведения научно-методических семинаров, обучение сотрудников ИКТ-технологиям (допускается система поощрения и поддержки инициативных педагогов);
- методическое обеспечение — планирование методической работы, направленной на реализацию ФГОС, изучение и создание методического сопровождения рабочих учебных программ, внедрение изменений в план внутришкольных научно-методических семинаров, организация экспериментальной и инновационной деятельности;
- информационное обеспечение — работа по обновлению (редизайну) школьного сайта для более точного информирования общественности о результатах деятельности, изучение мнения родителей, утверждения локальных актов, регулирующих публичную отчетность;
- материально-техническое обеспечение — обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием и оснащением (вспомогательными и интернет-ресурсами), разработка локальных актов, регламентирующих требования к школьной инфраструктуре.
Права и обязанности разработчиков ООП
Требования к структуре образовательной программы

Целевой раздел ООП: требования к составлению программы
- Пояснительная записка дает общую характеристику программы, раскрывает новизну и актуальность документа, цели и задачи ООП, связывая их с требованиями стандарта, ключевые подходы к осуществлению программы. Важно обосновывать целевую направленность документа фактами, давать выдержки из нормативных актов и ФГОС, чтобы избежать формальных рассуждений и пустых формулировок.
- Планируемые результаты освоения ООП должны быть взаимосвязаны с нормами ФГОС, системой оценки результатов и характером образовательного процесса в выбранном учебном заведении. Этот блок текста служит критериальной и содержательной основой для создания рабочих программ учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, а потому должен быть предельно четким и лаконичным, опираясь на нормативную базу и ФГОС. Важно соответствие возрастным особенностям детей и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
- В структуре ООП особое место занимает система оценки планируемых результатов, конкретизирующих и уточняющих те компетенции, которых должны достичь учащиеся по завершению школьного курса обучения. То, насколько были достигнуты запланированные результаты, отражается на оценке результатов работы педагогов, школы и системы образования в целом. Система оценки описывает организацию и реализацию промежуточной, государственной аттестации и итогового оценивания по предметам и позволяет:
- направлять учебный процесс на воспитание и духовно-нравственное развитие детей;
- акцентировать оценочную деятельность на разных аспектах и направлениях, характеризуя суть, процедуру, форму представления и объект оценивания;
- осуществлять комплексный аналитический подход, оценивая личностные, метапредметные и предметные результаты в динамике в процессе освоения ООП;
- задействовать комплекс аналитических методов, взаимодополняющих друг друга;
- использовать результаты освоения детьми ООП для анализа эффективности работы образовательного учреждения.
Содержательный раздел ООП: структура и характеристика
- актуальность программы и ее место среди других ООП;
- нормативно-правовая база вопроса;
- ценностные ориентиры и задачи документа;
- характеристики и функции УУД;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин;
- типовые задачи и преемственность программы при переходе на следующую ступень общего образования.
- пояснительная записка и общая характеристика курса или предмета;
- описание курса в учебном плане и учебного предмета в системе среднего образования;
- компетенции учащихся, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения;
- содержание учебного курса, предмета;
- тематическое планирование, учитывающее различные виды деятельности;
- необходимое кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;
- планируемые результаты.
- цели и задачи коррекционной работы;
- список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
- система психолого-медико-социального сопровождения;
- методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
- планируемые результаты освоения программы.
Организационный раздел ООП: структура документа

Новые возможности для карьерного роста
Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по программе "Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО. Управление".
За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
- филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
- общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
- математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
- основы духовно-нравственной культуры народов России;
- естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
- имеющиеся в школе материально-технические, кадровые и информационно-методические условия;
- характеристику и обоснование требуемых изменений уже сложившихся условий;
- принципы достижения целевых ориентиров;
- дорожную карту формирования обновленных условий;
- принципы контроля.
Проблемы проектирования основной образовательной программы
- непросто сформулировать цели и задачи документа, разработать систему мониторинга достижения планируемых результатов;
- учителя затрудняются с точным определением планируемых метапредметных и личностных результатов, поскольку зачастую они формулируются весьма условно;
- проблемы возникают с проектированием учебных планов для школьников с особыми индивидуальными потребностями.
- есть ли в школе научно-методическая литература, инструкции и регламенты, которое позволят успешно адаптировать текст примерной программы для конкретного ОУ;
- насколько информационно-техническое и материальное обеспечение школы соответствует требуемому по программе;
- готов ли педколлектив к реализации выбранной ООП, насколько его квалификационный уровень соответствует требованиям программы.