План работы с неуспевающими учащимися

2709

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Неуспеваемость - весьма распространенная проблема в современном образовании. Федеральные государственные образовательные стандарты призваны решить эту проблему и уменьшить школьную неуспеваемость.

Что может привести к подобному явлению?

Как правило, основные причины таковы:

  • Низкое качество мыслительных способностей ученика;
  • Низкая мотивация к процессу обучения, или ее полное отсутствие;
  • Ошибки в организации образовательного процесса;
  • Отсутствие понимания у педагогов базовых принципов образовательных программ.

Только после того, как причина неуспеваемости обнаружена, можно приступать к оказанию помощи в её преодолении.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Вопрос плохой успеваемости тревожит и родителей, и учеников. Не существует ребенка, который бы хотел учиться плохо. Все хотят достигать определенных результатов. Каждый ученик мечтает приносить из школы хорошие оценки, и когда его мечты об успешной учебе разбиваются о двойки, мотивация и желание учиться зачастую полностью пропадает.

Сначала он подсознательно отчуждается от образовательного процесса, теряет интерес, а затем просто прогуливает уроки и скатывается все дальше вниз по шкале успеваемости.

Таких детей обычно называют " трудный ученик ", и в последствии такая линия поведения приводит ко всё новым и новым проблемам. Чувствуя подсознательную неудовлетворенность своими способностями, школьники подыскивают себе друзей по несчастью, оказываясь в различных дворовых компаниях, и этим только усугубляют ситуацию.

Понятие неуспеваемости

Под словом неуспеваемость обычно подразумевают недостаточный объем знаний, которым владеет ученик после изучения учебной программы, а также плохое усваивание излагаемого материала. Отставание, при котором ребенок не овладевает в достаточной мере необходимым багажом знаний, порождает комплекс проблем, которые нуждаются в обязательном решении. Давайте рассмотрим основные причины неуспеваемости учеников.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Существует две категории причин, следствием которых является неуспеваемость - внешние и внутренние.

К внешним традиционно относят социальные проблемы, которые сосредоточены вокруг ребенка. В том числе:

  • Нестабильная система образования;
  • Уменьшение ценности образования среди населения;
  • Недостаточно качественная организация образовательного процесса.

Лишь улучшая внешние социальные условия, можно избавиться от неуспеваемости среди учеников образовательного учреждения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема отдельно взятого человека это проблема всего общества.

Плохая организация образовательного процесса приводит к переутомлению школьников, пробелах в знаниях, потере мотивации к обучению. Скучные уроки, шаблонные методы без элемента индивидуальности, постоянная высокая нагрузка - все это приводит к закономерному падению успеваемости школьников.

Еще одним важным влиянием извне может быть семейная обстановка. Зачастую эта проблема не рассматривается как стоящая, или попросту не замечается вовсе. А ведь влияние психологической обстановки в семье на успехи ребенка очевидно, и чтобы улучшить успеваемость, нужна серьезная воспитательная работа, как с детьми, так и родителями.

Индивидуальный план работы с неуспевающими учащимися

Ухудшение благосостояния многих слоев населения привело к значительному ухудшению здоровья детей. Уровень материального благополучия семей падает, и это одна из главных причин ухудшения качества образования.

По статистике медицинских работников образовательных учреждений 25% детей имеют врожденные болезни, которые ее позволяют выдерживать высокую нагрузку школьной программы. Проблемы со здоровьем требуют иного подхода к процессу обучения, но, к сожалению, не все преподаватели готовы это принять.

  • Следующая причина, которая приводит к отставанию учеников - непосильная учебная программа.
  • Своевременное подстраивание излагаемого материала под способности школьников сможет значительно повысить эффективность обучения в конечном итоге.
  • Новые программы и своевременное переиздание и редакция существующих пособий и учебников это достаточно эффективный инструмент борьбы с неуспеваемостью в школе.
  • Отсутствие мотивации к обучению - довольно опасная проблема, которая поглощает современных школьников все больше и больше.
  • Искаженное представление об образовании, непонимание значимости, отсутствие стремления к высоким результатам в учебной и научной деятельности - все это приводит к весьма негативным последствиям.

Своевременное выявление неуспеваемости и причин, которые к этому привели - важная задача для педагогов. Различные диагностические исследования позволяют определить творческий потенциал учеников, а также на основе полученных данных разработать индивидуальные программы для наилучшей эффективности обучения.

Скачать основные причины и характер неуспеваемости учеников
Скачать в .docx

Причины неуспеваемости учеников

Основные причины

В чем это проявляется?

Низкий уровень мотивации. На это могут повлиять как внутренние переживания ребенка, так и проблемы взаимоотношений с родителями и взрослыми вообще.

Отсутствие мотивации хорошо учиться, довольствование удовлетворительными или неудовлетворительными оценками. Также отмечается непонимание сути обучения, целей и задач образования в общем.

Умственная пассивность. Такое случается, если интеллектуальному развитию ребенка не уделялось достаточно внимания.

Здесь наблюдается путь наименьшего сопротивления. Вместо активной мыслительной работы и поиска решения поставленной задачи ученик пытается прибегнуть к списыванию или простому зазубриванию материала без попыток осмыслить заученный материал. Такая линия поведения может наблюдаться как по отношению к одному предмету, так и в отношении всей учебной программы.

Отсутствие должного контроля знаний со стороны педагогов.

Отсутствие последовательности в излагаемом материале, отсутствие контрольных работ, проверок и диагностики успеваемости учащихся.

Неправильная организация учебного процесса. Не эффективные методики преподавания, отсутствие технической базы.

Небрежность в выполнении заданий, выборочное выполнение, неумение работать с дополнительной литературой.

Слабый интерес учеников и высокая интеллектуальная нагрузка.

Знания усваиваются не в полном объеме и без должного интереса. Если в дальнейшем полученная информация не находит практического применения, то переходит в раздел формальной.

В табл. 1 приведены основные причины и характер неуспеваемости учеников

Работа с неуспевающими учащимися это серьезный и кропотливый труд, который не приемлет поспешности, халатности и непрофессионального подхода. Только индивидуальный план работы психолога и педагогов с  неуспевающими учащимися поможет улучшить качество образовательного процесса.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль