План работы с неуспевающими учащимися

2586

Неуспеваемость - весьма распространенная проблема в современном образовании. Федеральные государственные образовательные стандарты призваны решить эту проблему и уменьшить школьную неуспеваемость.

Что может привести к подобному явлению?

Как правило, основные причины таковы:

  • Низкое качество мыслительных способностей ученика;
  • Низкая мотивация к процессу обучения, или ее полное отсутствие;
  • Ошибки в организации образовательного процесса;
  • Отсутствие понимания у педагогов базовых принципов образовательных программ.

Только после того, как причина неуспеваемости обнаружена, можно приступать к оказанию помощи в её преодолении.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Вопрос плохой успеваемости тревожит и родителей, и учеников. Не существует ребенка, который бы хотел учиться плохо. Все хотят достигать определенных результатов. Каждый ученик мечтает приносить из школы хорошие оценки, и когда его мечты об успешной учебе разбиваются о двойки, мотивация и желание учиться зачастую полностью пропадает.

Сначала он подсознательно отчуждается от образовательного процесса, теряет интерес, а затем просто прогуливает уроки и скатывается все дальше вниз по шкале успеваемости.

Таких детей обычно называют "трудный ученик", и в последствии такая линия поведения приводит ко всё новым и новым проблемам. Чувствуя подсознательную неудовлетворенность своими способностями, школьники подыскивают себе друзей по несчастью, оказываясь в различных дворовых компаниях, и этим только усугубляют ситуацию.

Понятие неуспеваемости

Под словом неуспеваемость обычно подразумевают недостаточный объем знаний, которым владеет ученик после изучения учебной программы, а также плохое усваивание излагаемого материала. Отставание, при котором ребенок не овладевает в достаточной мере необходимым багажом знаний, порождает комплекс проблем, которые нуждаются в обязательном решении. Давайте рассмотрим основные причины неуспеваемости учеников.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Существует две категории причин, следствием которых является неуспеваемость - внешние и внутренние.

К внешним традиционно относят социальные проблемы, которые сосредоточены вокруг ребенка. В том числе:

  • Нестабильная система образования;
  • Уменьшение ценности образования среди населения;
  • Недостаточно качественная организация образовательного процесса.

Лишь улучшая внешние социальные условия, можно избавиться от неуспеваемости среди учеников образовательного учреждения. Поэтому можно с уверенностью сказать, что проблема отдельно взятого человека это проблема всего общества.

Плохая организация образовательного процесса приводит к переутомлению школьников, пробелах в знаниях, потере мотивации к обучению. Скучные уроки, шаблонные методы без элемента индивидуальности, постоянная высокая нагрузка - все это приводит к закономерному падению успеваемости школьников.

Еще одним важным влиянием извне может быть семейная обстановка. Зачастую эта проблема не рассматривается как стоящая, или попросту не замечается вовсе. А ведь влияние психологической обстановки в семье на успехи ребенка очевидно, и чтобы улучшить успеваемость, нужна серьезная воспитательная работа, как с детьми, так и родителями.

Индивидуальный план работы с неуспевающими учащимися

Ухудшение благосостояния многих слоев населения привело к значительному ухудшению здоровья детей. Уровень материального благополучия семей падает, и это одна из главных причин ухудшения качества образования.

По статистике медицинских работников образовательных учреждений 25% детей имеют врожденные болезни, которые ее позволяют выдерживать высокую нагрузку школьной программы. Проблемы со здоровьем требуют иного подхода к процессу обучения, но, к сожалению, не все преподаватели готовы это принять.

  • Следующая причина, которая приводит к отставанию учеников - непосильная учебная программа.
  • Своевременное подстраивание излагаемого материала под способности школьников сможет значительно повысить эффективность обучения в конечном итоге.
  • Новые программы и своевременное переиздание и редакция существующих пособий и учебников это достаточно эффективный инструмент борьбы с неуспеваемостью в школе.
  • Отсутствие мотивации к обучению - довольно опасная проблема, которая поглощает современных школьников все больше и больше.
  • Искаженное представление об образовании, непонимание значимости, отсутствие стремления к высоким результатам в учебной и научной деятельности - все это приводит к весьма негативным последствиям.

Своевременное выявление неуспеваемости и причин, которые к этому привели - важная задача для педагогов. Различные диагностические исследования позволяют определить творческий потенциал учеников, а также на основе полученных данных разработать индивидуальные программы для наилучшей эффективности обучения.

Скачать основные причины и характер неуспеваемости учеников
Скачать в .docx

Причины неуспеваемости учеников

Основные причины

В чем это проявляется?

Низкий уровень мотивации. На это могут повлиять как внутренние переживания ребенка, так и проблемы взаимоотношений с родителями и взрослыми вообще.

Отсутствие мотивации хорошо учиться, довольствование удовлетворительными или неудовлетворительными оценками. Также отмечается непонимание сути обучения, целей и задач образования в общем.

Умственная пассивность. Такое случается, если интеллектуальному развитию ребенка не уделялось достаточно внимания.

Здесь наблюдается путь наименьшего сопротивления. Вместо активной мыслительной работы и поиска решения поставленной задачи ученик пытается прибегнуть к списыванию или простому зазубриванию материала без попыток осмыслить заученный материал. Такая линия поведения может наблюдаться как по отношению к одному предмету, так и в отношении всей учебной программы.

Отсутствие должного контроля знаний со стороны педагогов.

Отсутствие последовательности в излагаемом материале, отсутствие контрольных работ, проверок и диагностики успеваемости учащихся.

Неправильная организация учебного процесса. Не эффективные методики преподавания, отсутствие технической базы.

Небрежность в выполнении заданий, выборочное выполнение, неумение работать с дополнительной литературой.

Слабый интерес учеников и высокая интеллектуальная нагрузка.

Знания усваиваются не в полном объеме и без должного интереса. Если в дальнейшем полученная информация не находит практического применения, то переходит в раздел формальной.

В табл. 1 приведены основные причины и характер неуспеваемости учеников

Работа с неуспевающими учащимися это серьезный и кропотливый труд, который не приемлет поспешности, халатности и непрофессионального подхода. Только индивидуальный план работы психолога и педагогов с  неуспевающими учащимися поможет улучшить качество образовательного процесса.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль