Проблемное обучение в начальной школе

666

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Целью современного общества стало формирование самостоятельных всесторонне развитых граждан. Начался поиск методик, которые могли бы учеников-объектов обучения, вовлекать в образовательный процесс, и превращать их в активные субъекты. Такой вид обучение способствует развитию творческих и мыслительных способностей, познавательных интересов, самостоятельности. Проблемное обучение одним из вариантов решения этой задачи.

К методам, получившим большой успех и широкое применение среди учителей начального звена, относим проблемное обучение в начальной школе. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в начальной школе.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста, а именно первоклассники, должны перейти от игровой формы обучения к основополагающим методам и приемам. Проблемное обучение приходит в помощь педагогам, так как это активная деятельность напоминающая игру.

Технология проблемного обучения в начальной школе

Использовать данный вид работы с учениками целесообразно, когда выполнены следующие условия:

  • материал должен подходить для проблемного обучения, иметь причинно-следственные связи;
  • ученики должны иметь определенный уровень знаний, так как не подготовленные и слабые дети не справятся с поставленной задачей;
  • должна быть соответствующая подготовка учителя, так как проблемное изучение материала требует значительных затрат времени и усилий.

Сущность проблемного обучения заключается в том, что ученики самостоятельно с помощью проб и ошибок приходят к новым знаниям и открытиям.

Для достижения успешного результата рассматриваемого вида обучения ставятся следующие задачи:

  • способствовать созданию благоприятных условий для познавательной деятельности;
  • способствовать активной познавательной деятельности;
  • использовать в учебном и воспитательном процессе различные подходы.

Особенность данной технологии заключается в повышении мотивации, активации познавательного интереса, и потребности в дальнейшем учувствовать в подобных заданиях. С целью приобретения новых знаний и умений.

Традиционные уроки отличаются от проблемных уроков построением задач, уровнем подготовки и некоторыми этапами урока.

Особенности структуры проблемного урока

Скачать особенности структуры проблемного урока
Скачать в .docx

п/п

Этап урока

Примечание

1.

Организационный

Настроить учеников на рабочий лад

2.

Актуализация опорных знаний

Выяснить уровень знаний учеников по новой теме, иногда просто «освежить» имеющиеся знания

3.

Постановка проблемы урока

Постановка проблемного задания, определение необходимости новых знаний

4.

Поиск и решение проблемного задания

Открытие новых знаний, путем выдвижения  и анализа гипотез

5.

Закрепление нового материала

Оформление алгоритмов, выполнение тренировочных заданий, самооценка, самопроверка. 

6.

Подведение итогов

Ученики подводят итог урока, учитель корректирует и выставляет оценки.

Структура урока может варьировать в зависимости от темы урока, особенностей предмета или же пожеланий учителя. Из структуры подобных уроков главный аспект на проблемной ситуации.

На подобных уроках школьники не просто получают готовый материал, они способом проб и ошибок самостоятельно приходят к новым знаниям.  Обучающиеся рассуждают, предлагают свою точку зрения, вступают в споры, в случаях ошибочных мнений переубеждаются, делают определенные выводы, приходят к правильному решению. Все эти действия мотивируют детей к получению новых знаний.

Организация проблемного обучения в начальной школе

Проблемное обучение обязательно основывается на активной деятельности школьников, это конечно же подразумевает и не менее активную деятельность педагога?

Учитель должен умело организовать, заинтересовать, мотивировать учащихся. А сделать это можно грамотно используя и подбирая наиболее подходящие методы и приемы обучения. В некоторых случаях придется использовать и индивидуальный подход. Так же не стоит забывать о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста.

Методы проблемного обучения можно применить на любом этапе урока, а на каком целесообразнее решает учитель.

Методы проблемного обучения в начальной школе

Наиболее используемые методы проблемного обучения в начальной школе мы сегодня разберем, но их можно дополнять другими методами и приёмами. Выделяем следующие методы:

  • монологический;
  • рассуждающий;
  • диалогический;
  • эвристический;
  • исследовательский;
  • метод программированных заданий.

Данные методы применяются как учителями начальной школы, так и для старшеклассников. Так же они являются приемлемыми и для других видов уроков, но возможно с некоторой доработкой и преобразованием.

Сущность методов

Скачать таблицу сущность методов
Скачать в .docx

п/п

Методы обучения

Сущность метода

Форма изложения

Монологическое изложение

Учитель раскрывает всю необходимую информация, понятия, термины, используя при этом проблемную ситуацию.

рассказ

Рассуждающее изложение

Учитель создает проблемою ситуацию,  делает анализ материала, выводы.

беседа

Диалогическое изложение

Учитель ставит задачу перед школьниками и совместно с ними решает ее.

беседа, рассказ

Эвристические задания

Раскрытие новых знаний осуществляется учениками самостоятельно. Учитель руководит, вносит свои коррективы.

Беседа, решение задач

Исследовательские задачи

Учащимся задается исследовательская задача высокого уровня сложности. Ученики должны самостоятельно справиться с поставленной задачей

рассказ, практические действия

Метод программированных заданий.

Учащиеся приобретают новые знания, знакомятся с новым материалом, используя дидактические средства специально подготовленные.

объяснение

Проблемное обучение в начальной школе по ФГОС

Данной тематикой занималось большое количество педагогов, была разработано множество видов, уровней и классификаций  проблемного обучения. Самые известные личности в этой области педагогики – это Махмутов М.И., Лернер И.Я., Мелешко С.И., Скаткин М.Н. и другие.

Мы предлагаем вашему вниманию следующее деление проблемного обучения на виды относительно творчества:

  • научное, является теоретическим исследованием;
  • практическое, основывается на решении практических учебных задач;
  • художественное, выступает художественным отображение действительности.

В зависимости от уровня усвоения знаний было предложено подразделение видов обучения на уровни:

  • 1 уровень – достаточная активность;
  • 2 уровень – некоторая самостоятельная активность;
  • 3 уровень – самостоятельная деятельность;
  • 4 уровень – проявление творческих способностей.

На основе вышеперечисленной информации мы приходим к следующему выводу: проблемное обучение направленно на достижения целей начального образования.  Они заключаются в развитии всесторонне развитой личности ребенка, в определении его возможностей и будущих побед.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль