Ключевые компетенции учащихся по ФГОС

184

Формирование ключевых компетенций учащихся имеет важное значение, так как оно позволяет личности преодолевать трудные и неопределенные ситуации, для которых нет четко выработанного комплекса наработанных методов.

Современные дети – это люди нового поколения, для которых важными становятся совершенно другие ценности и задачи.

В связи с этим, концепция развития системы обучения России подразумевает следующее - современному государству нужны молодые, перспективные личности, которые умеют:

  • самостоятельно принимать важные решения,
  • могут спрогнозировать возможные варианты развития ситуаций,
  • обладают мобильностью,
  • открыты к сотрудничеству,
  • могут нести ответственность за социальное и экономическое процветание государства.

Исходя из этого, Министерство образования систематически вносит коррективы в образовательный процесс, приоритетным направлением стала необходимость формирования ключевых компетенций учащихся, что является основой реализации Федерального государственного стандарта.

Ключевые компетентности учащихся школы

Термин «компетенция» используется в сфере образования сравнительно недавно. Данное понятие имеет отношение к области умений, и предусматривает способность личности применять личный опыт, знания, призвание, которые получены в период обучения.

  • Понятия «умение» и «компетенция» имеют разные характеристики.
  • Умения предусматривают некоторые действия при определенных обстоятельствах.
  • Существует большое количество людей, которые обладают достаточной базой знаний, но не умеют вовремя мобилизоваться и начать действовать.

Нужно уметь в конкретных условиях применять уместную компетенцию.

Развитие ключевых компетенций учащихся – важный критерий улучшения качества обучения. Поэтому каждый урок должен в достаточном объеме отображать суть метода, предоставленные знания должны иметь практическую значимость и быть использованы в современной жизни.

На теперешнем этапе развития образования, необходимо подготовить выпускников такой категории, которые оказавшись в сложной ситуации, смогли бы найти более рациональный способ выхода из нее.

 Разновидности ключевых компетенций

  • социальная – умение эффективно взаимодействовать с остальными людьми;
  • коммуникативная – умение поддерживать диалог и способность правильно донести информацию, которую поймут собеседники;
  • предметная – умение проводить анализ и выполнять действия с позиции отдельных сфер общественной жизни;
  • автономизационная – стремление к постоянному образованию, развитию, самоопределению, личному совершенствованию, умение быть конкурентноспособным;
  • математическая – умение работать с цифровым материалом;
  • информационная – умение воспринимать большие объемы разной информации и пользоваться информационными технологиями;
  • продуктивная – способность работать и зарабатывать, умение организовать собственное дело, принимать важные решения и быть ответственными за них;
  • общекультурная – умение и готовность жить и придерживаться моральных законов.

Развитие ключевых компетенций учащихся

Согласно, программы осуществления компетентностного подхода, задания общеобразовательных заведений заключаются в следующем:

  • научить учиться, то есть научить учеников решать вопросы научного характера;
  • научить учащихся находить решение в трудных познавательных вопросах, определять их суть, первопричину, взаимосвязь, используя научные данные;
  • научить учеников разбираться в основных трудностях современной жизни – в политической, экономической сферах, находить взаимосвязь, решать аналитические задачи;
  • научить разбираться в вопросах духовного направления;
  • научить находить выход из ситуаций, которые связаны с выполнением социальных ролей;
  • научить решать вопросы, которые имеют отношение к разным областям профессиональной деятельности;
  • научить детей самостоятельно определиться в выборе профессиональной сферы, подготовиться к подбору учебного заведения.

Формирование ключевых компетенций учащихся может реализовываться при помощи самых различных способов и техник, которые преподаватель подбирает по своему усмотрению. Но, независимо от применяемых способов, следует придерживаться важных правил:

  • большее значение следует отдавать не изучению предмета, а формированию личности;
  • необходимо помочь учащимся овладеть наиболее эффективными формами учебно-познавательной деятельности;
  • нужно помнить, что знает не тот, кто сможет пересказать, а тот, кто умеет применять знания в жизни;
  • каждый педагог должен приучить учеников мыслить и действовать самостоятельно;
  • при обучении следует учитывать интересы и жизненный багаж каждой личности;
  • обучать необходимо так, чтобы ученик понимал ценность знаний для своей собственной жизни;
  • каждый человек найдет свое собственное место в жизни, если обучиться всему, что потребуется для выполнения жизненных целей.

Используя такие советы, каждому педагогу будет легче достичь самых главных задач – развитие и формирование личности.

Основные различия между предметно-ориентированным и компетентностным подходом в обучение

Критерии оценки

Предметно-ориентированная система

Компетентностная система

Образ выпускника

Обученный человек

Образованный человек

Основное задание обучения

Дать знания на всю жизнь

Научить учиться на протяжение всей жизни

Деятельность субъектов в процессе обучения

- большее значение имеет активная деятельность учителя;

- ученики занимают более пассивную, наблюдатель-ную роль.

-ученики занимают активную позицию;

-преобладает самостоятель-ная деятельность учеников;

-педагог помогает, направляет, корректирует, управляет процессом.

Способы организации учебного процесса

Классно-урочная система

Круглые столы, семинары, диспуты и дискуссии, ролевые и деловые игры, исследования, презентации, практикумы.

Технологии в обучении

Традиционные техники, иллюстративно-разъяснительный способ

Блочно-модульный подход, метод проектов

Сформированность ключевых компетенций учащихся, позволит личности быть активным участником всех жизненных процессов, поможет адаптироваться к разным обстоятельствам, которыми человек сможет управлять, а не быть только наблюдателем.

Компетентностный подход в обучение позволит воспитать:

  • успешных и самодостаточных личностей, которые будут открыты к инновациям,
  • смогут взаимодействовать в команде,
  • принимать ответственные решения,
  • будут полноправными членами современного общества.

Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта, поэтому система обучения должна быть построена таким образом, чтобы ученик находился в ситуациях, которые будут способствовать его формированию. Только путем применения активных форм обучения можно достичь желаемого результата. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль