Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Ключевые компетенции учащихся по ФГОС

20 ноября 2018
22001
Средний балл: 0 из 5
«Компетенция» как понятие означает круг полномочий или вопросов, в которых кто-либо обладает глубокими знаниями и навыками. Теоретики ФГОС настоятельно рекомендуют различать понятия:
  • «компетенция» — комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление;
  • «компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением (по сути, это актуальное проявление соответствующей компетенции).

Общие (ключевые или базовые) компетенции приобретаются в ходе образовательной деятельности и опираются на ценности, опыт и знания. Методисты «Стратегии модернизации содержания общего образования» считают, что ключевые компетенции школьников:
  • многофункциональны, поскольку позволяют решить социальные, профессиональные или повседневные проблемы;
  • являются междисциплинарными и надпредметными, а потому применяются во всех сферах современной жизни для решения различных задач и достижения поставленных целей;
  • они задействуют интеллектуальные умения, сложные умственные процессы, а потому способствуют развитию критического и абстрактного мышления, самооценки и саморефлексии. 

Компетенции учащихся по ФГОС

Понятие «компетенция» скорее из сферы умений, чем знаний, поскольку определяет способность, основанную на опыте, знаниях, способностях и ценностей, приобретенных в процессе обучения. Важно различать умение, как действие в заданной ситуации, и компетенцию, которая порождает действие, умение. Следовательно, умение и УУД — это предметные, личностные и метапредметные компетенции учащихся в практической реализации. 
Понятие компетентности во ФГОС и других законодательных актах (например, «Стратегии модернизации содержания общего образования») значительно шире сухого словарного определения, поскольку формируется под воздействием окружения, концепции работы образовательного учреждения, запросов потребителей образовательных услуг и непосредственных участников образовательного процесса. 

В зависимости от выбранной классификации насчитывают от трех до 140 разновидностей компетенций. Так в 1996 году на симпозиуме Совета Европы в Берне были утверждены следующие:
  • политические и социальные компетенции учащихся;
  • межкультурные, позволяющие гармонично существовать в поликультурном обществе;
  • касающиеся овладением устной и письменной коммуникацией;
  • определяющие навыки постоянного саморазвития. 
В российской методике преподавания наиболее полная классификация составлена И.А.Зимней и опирается на категории деятельности. В соответствии с этим выделяют три типа компетенций учеников:
  1. Характеризующие человека, как личность, деятеля и субъект общения — интеграция, здоровьесбережение, гражданственность, саморазвитие, владение культурой языка, профессиональное, языковое и речевое развитие, саморегулирование, личная рефлексия. 
  2. Относящиеся к социальному взаимодействию и окружающей среде — социальное взаимодействие и общение. 
  3. Касающиеся непосредственной деятельности личности — познавательные, информационные и деятельностные компетенции. 
Компетенции учащихся по ФГОС — это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Сложно выделить принципиальные различия между разными компетенциями в сфере образования, поскольку они являются взаимно подчиненными компонентами друг друга. Формула компетентности имеет следующие составляющие:
  • Умение быстро находить необходимую информацию и использовать ее для накопления опыта конкретной деятельности (мобильность знаний);
  • Способность использовать свои знания в определенной ситуации и осознавать методы получения знаний (гибкость подхода);
  • Реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).  

Предложите педагогам вашей школы оценить свою работу по листу анализа. А специальный план поможет улучшить результаты учителей, которые не повышают качество обучения.

Таким образом, структурными компонентами компетентности являются знания, навыки и способности, готовность их применять, понимание их ценности и наличие положительного опыта применения, стереотипы поведения (проявление убеждений, ценностей и реакции на окружающий мир), а также осознанно использованные физические и ментальные ресурсы (усилия). Формирование компетенций учащихся осуществляется в виде действий педагога, а через результаты деятельности учеников.

Формирование ключевых компетенций учащихся

Поскольку современному обществу нужна молодежь, которая готова решать любые профессиональные и жизненные проблемы, компетентностный подход способствует повышению качества образования, позволяя выпускникам школ лучше ориентироваться в социуме, демонстрируя способность к оперативному реагированию на запросы времени. Он призван решить затруднительную ситуацию тех выпускников, которые освоили знания, но не могут применять их на практике. Так, компетентный подход не ограничивается знаниево-ориентировочным компонентом, а подразумевает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, следования социальным ролям. Такой подход предполагает, что ученики осваивают в первую очередь не знания, а умения, которые в будущем позволят им эффективно действовать в любых бытовых, социальных и профессиональных ситуациях. При этом предметное знание остается в структуре образованности, приобретая ориентировочную роль. 

Так, согласно программе внедрения компетентностного подхода, работа общеобразовательных заведений заключается в стремлении научить детей:

  • учиться, то есть научить учеников решать вопросы научного характера;
  • находить решение в трудных познавательных вопросах, определять их суть, первопричину, взаимосвязь, используя научные данные;
  • разбираться в основных трудностях современной жизни – в политической, экономической сферах, находить взаимосвязь, решать аналитические задачи;
  • разбираться в вопросах духовного направления;
  • находить выход из ситуаций, которые связаны с выполнением социальных ролей;
  • решать вопросы, которые имеют отношение к разным областям профессиональной деятельности;
  • самостоятельно определиться в выборе профессиональной сферы, подготовиться к подбору учебного заведения.
Реализация компетентностного подхода подразумевает формирование ключевых компетенций учащихся по ФГОС. Овладение комплексом знаний и умений как целевое направление подхода изменяет систему методов обучения. Их подбор и конструирование осуществляется на структуре определенных компетенций и выполняемых ими функций. Также формируемые компетенции учащихся по ФГОС реализуются не только в ходе учебной, но и внеклассной деятельности на разных уровнях. Чаще всего выделяют три уровня формирования компетенций — применение, использование и обогащение, которые соответствуют трем ступеням общего образования — начальной, основной и старшей школе. Дети сперва усваивают определенные способы действий и применяют их в заданной ситуации, затем они используют усвоенное в любых ситуациях, перенося их на незнакомые ситуации, а после — на основании их формируют собственную самостоятельность. 
Чтобы добиться формирования исследовательских компетенций учащихся, читательских, образовательных, социальных и прочих их разновидностей, педагоги должны выстраивать такую образовательную систему, в которой учащиеся станут субъектом деятельности. Для этой цели наилучшим образом подходит методы проектов, практических ситуаций, исследовательские методы, дискуссии, моделирование, сюжетные игры и прочее, где ученики активно включаются в урочную и внеурочную деятельность. 
Именно поэтому ФГОС разработан с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, он предусматривает образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а потому в результате реализации образовательных программ, соответствующих госстандарту, дети получают не стандартные «знания, навыки, умения», а предметные и ключевые компетенции, необходимые для успешной самореализации во взрослой жизни.
Государственная политика вопрос образования держит на особом контроле, поэтому подготовка и образование молодого поколения занимает особое место. Федеральные образовательные стандарты общего образования регулярно обновляются и представляют собой комплекс требований по итогам изучения основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО).
А основные компетенции по ФГОСам разделены на 3 группы:
  1. личностные — нацеленные на саморазвитие личности и продуктивное взаимодействие с социумом;
  2. метапредметные — направленные на способность саморазвития и самообразования;
  3. предметные — направленные на осознание специфики предмета и обретения навыков по получению знания в его рамках.
Ключевые компетенции учащихся по ФГОС — это умение личности решать поставленные  задачи. Они представляют собой общность знаний, навыков и умений, которые были получены в ходе обучения и которые могут быть эффективно использованы в условиях изменчивости окружающего мира.
В основе образовательной компетентности лежит структура образовательной деятельности. Приобретение компетенций начинается с учебного целеполагания, которое подразумевает последовательное планирование учебной деятельности, затем непосредственное ее осуществление, коррекцию способа достижения учебной цели и оценку результатов.
Перечень ключевых компетенций из ФГОС составляют: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование. Соответственно, образовательный стандарт ориентирован на своих граждан и государственные потребности. Тем не менее требуется регулярный анализ действующих в соответствии с ФГОС компетенций обучающихся в связи с постоянным изменением условий современной жизни и психологических потребностей подрастающего поколения.
В основе универсальных учебных действий лежит информационная, коммуникативная и образовательная компетенции учеников, однако к ключевым компетенциям относят и другие аспекты.
Компетенция Характеристика способности
Ценностная  Способность осознавать и ценить творчество, культурное и национальное наследие, связь с природой и другими людьми, устанавливать взаимосвязь с современной культурой, наследием других народов и стран, оценивать взаимоотношения с точки зрения общепринятых догм и моральных норм. 
Социальная 
Способность:
  • сдерживать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на действия других людей, по невербальным признакам и вербальному поведению определять состояние живых существ и людей;
  • реализовывать внутренний потенциал, действовать как ответственный гражданин, соблюдающие принятые в обществе моральные нормы и ценности, поддерживая принципы демократии и толерантности;
  • эффективно сотрудничать с людьми, проявлять уважение и понимание к индивидуальным особенностям людей, коммуницировать, владея различными формами игровой деятельности;
  • следовать правилам установленной деятельности, воплощать творческие замыслы, соблюдая технику безопасности и выработанные в классе правила жизни. 
Образовательная 
Способность:
  • контролировать свои действия и оценивать результат по образцу, выполнять самоанализ на основании заданных параметров;
  • эффективно сотрудничать, договариваться с членами малой группы, учитывать мнение всех ее участников;
  • сравнивать свою оценку с оценкой учителя, различать оценку действий и личности;
  • выполнять задания по установленному алгоритму;
  • задавать или инициировать «умные» вопросы к сверстникам или взрослым;
  • давать исчерпывающий ответ на вопрос учителя, вести аргументированный диалог со сверстниками;
  • различать известное и неизвестной в ситуации, созданной педагогом, осознавать недостаток знаний для успешного выполнения действия;
  • планировать выполнение заданий, самостоятельно или с помощью взрослых отбирать учебный материал.
Компетенция самоопределения Способность понимать свои сильные и слабые стороны, решать проблемы, которые связаны с физическим и психическим здоровьем, принимать себя, выходить из сложных ситуаций, связанных с межличностными отношениями.
Познавательная  Способность находить необходимую для обучения информацию, организовывать обучающую среду, планировать учебную деятельность и следовать составленному плану, применять полученные знания и навыки для решения различных проблемных ситуаций, анализировать умения и знания, оценивать собственные пределы знания, чтобы на основании этого осознавать потребность в дальнейшем обучении.
Коммуникативная  Одна из ключевых компетенций учащихся заключается в способности использовать специальные знаки в построении коммуникации с окружающими, четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, читать и понимать прочитанное, включая инструкции, правила и художественные тексты, грамотно писать тексты различного объема и типа, применяя соответствующие языковые и средства выразительности. 
Информационная 
Способность:
  • выполнять самостоятельное наблюдение, находить информацию в сообщении и тексте;
  • формулировать поисковые запросы, вопросы к взрослым, указывая на непонимание или недостаточность информации, выбирая способы ее получения;
  • определять главную мысль текста, незнакомые слова и понятия, пересказывать новый текст, описывать объект наблюдения, составлять устный текст по плану;
  • использовать знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов. 

Ключевые компетенции учащихся на каждом этапе обучения в школе

ФГОС дошкольного образования определяет комплекс компетенций, которыми должны владеть выпускники детского сада на момент поступления в школу, поскольку именно они определяют готовность ребенка к обучению. 

«Школьная готовность» (момент поступления в школу)

Вид компетенции Характеристика компетенции
Учебная компетенция, самообразование Ключевой компетенцией младших школьников является их способность сосредоточиться на определенном задании, выполнять их, успешно преодолевая влияние отвлекающих факторов, точно следуя указанием взрослого, умение внимательно слушать и воспроизводить услышанное. 
Когнитивная (соответствующий возрасту уровень диалогической и монологической речи) Характеризуется достаточным уровнем сообразительности, способности выстраивать последовательные цепочки действий, устанавливать взаимосвязи, выявлять суть высказывания.
Гражданско-общественная Понимание и принятие норм поведения и правил поведения в обществе.
Культурно-досуговая Характеризуется креативностью, стремлением к творчеству, поиску нестандартных решений и подходов.
Компетенция в бытовой сфере, включая здоровьесбережение, физическую культуру и спорт Достаточное развитие мелкой моторики (умение пользоваться карандашом и ручкой), физическая готовность и бытовая самостоятельность (способность обходиться без помощи взрослых). 
Коммуникативная Способность к общению с детьми и взрослыми
Компетенции младших школьников подразумевают сформированность:
  • интеллектуальных — результативное мышление, корректная работа с информацией;
  • организационных — умение организовать свою деятельность;
  • оценочных — способность отвечать за свой выбор, осознанно делать его;
  • коммуникативных способностей — эффективное взаимодействие и общение не только со сверстниками, но и со старшими. 
Компетентный ученик — это сформированная личность, готовая совершенствовать свои знания, расширяя их границы, способная нести ответственность за свои действия. В начальной школе компетентность также предполагает умение:
  1. Находить — черпать информацию, консультироваться с педагогами, чтобы критически относиться к информации, устанавливать взаимосвязи и последовательности действий, принимая ту или иную точку зрения.
  2. Сотрудничать — взаимодействовать с группой людей, работать в паре, договариваться, выходить из конфликтных ситуаций, сдерживать свое слово.
  3. Действовать — вносить свой вклад в работу группы, принимать возложенную функцию, организовывать собственную работу и деятельность других участников.
  4. Адаптироваться — противостоять сложностям, задействовать специальные ресурсы и технологии для коммуникации и поиска информации. 
Специалисты отмечают основополагающее значение информационной, коммуникативной и адаптивной компетентностей, освоение которых во многом опирается на формирование читательской компетенции младших школьников
Выпускник начальной школы, согласно требованиям ФГОС, овладев ключевыми компетенциями должен: овладеть навыками культуры речи, самоконтроля, элементами теоретического мышления, основами здорового образа жизни и личной гигиены, освоить способы деятельности и общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана, выработать желание и потребность учиться самостоятельно. 

Ключевые компетенции младших школьников. «Готовность пятиклассника» (момент окончания начальной школы и переход в основную школу)

Вид компетенции Характеристика компетенции
Учебная компетенция, самообразование Способность формулировать цель и делать выводы, организовывать аналитическую и рефлективную работу, расставлять учебные приоритеты, планировать, задавать вопросы, реализуя познавательную деятельность, формулировать личную позицию по отношению к школе, иметь мотивацию к приобретению знаний
Ценностно-смысловые Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
Коммуникативные Способность выступать с устным сообщением, вести диалог, задавать вопросы, владение разными видами речевой активности, языковой компетенцией, умение рассказать о себе, своей школе, стране в письменной и устной форме (в том числе с использованием знаний иностранного языка), владение способами взаимодействия с окружающими, группой в различных ситуациях (в младшем школьном возрасте происходит продуктивное формирование устной коммуникации и ее переход в письменную форму). 
Информационные
Информационная компетенция учащихся подразумевает владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернет-ресурсами. Ученик должен находить, систематизировать, усваивать и анализировать информацию, необходимую для решения образовательных задач (дети в начальной школе учатся обращаться с большим потоком информации и результативно его использовать). 
Гражданско-общественные Пятиклассник должен демонстрировать осознанное отношение к внутришкольным отношениям, занимать статусное место в новом социальном микросообществе.
Социокультурные Способность к рациональной и самостоятельной организации свободного времени, стремление к творчеству, наличие личной системы ценностей, владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Компетенция в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт Способность помогать другим и выполнять необходимые обязанности по самообслуживанию, знание и использование правил личной гигиены, бережное отношения к своему здоровью и безопасности, осознание ценности здоровья, владение навыками оказания первой медпомощи, знание правил поведения в экстремальных ситуациях.

Ключевые компетенции учащихся среднего звена 

Выпускаясь из основной школы, старшеклассник должен владеть базовыми знаниями о профессиях, освоить на должном уровне учебный материал согласно требованиям государственных образовательных программ, овладеть навыками и знаниями социо-культурным норм, вести здоровый образ жизни, демонстрировать активную жизненную позицию, владеть рефлексивной и информационно-коммуникативной деятельностью, культурой учебного труда, навыками коммуникации, решения проблемных ситуаций и ответственного поведения в них. 

«Готовность старшеклассника»

Ключевые компетенции учеников старших классов

Переступая рубеж средней школы, ученик должен освоить учебный материал по учебным дисциплинам, владеть всеми видами деятельности (учебными, трудовыми, исследовательскими, познавательными и прочими), демонстрировать гуманизм, толерантность, гражданственность, высокую социальную ответственность и правопослушность, вести здоровый образ жизни, соблюдать культурные ценности, владеть критическим мышлением, развитой устной и письменной коммуникацией. 
Помимо личностных компетенций учащихся, им следует овладеть компетенциями в сфере:
  • самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации, использование социального опыта);
  • в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия, отношения к старшим и др.);
  • культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Четвертая ступень. «Студенческая готовность» (момент окончания школы)

Вид компетенции Характеристика компетенции
Социального взаимодействия
Помимо предметных компетенций учащиеся должны:
  • успешно коммуницировать на родном языке (устно и письменно), знать как минимум один иностранный язык;
  • понимать обычаи и культуру других стран, признавать принципы поликультурности, иметь навыки межличностного взаимодействия;
  • демонстрировать социальную коммуникативность и лидерские качества, риторические способности, умение вести переговоры, решать конфликтные ситуации, слушать и слышать собеседника, учитывая иную точку зрения. 
Системно-деятельностные Аналитические способности, базовые знания в различных предметных областях и способность применять их для решения конкретных задач, исследовательские навыки, гибкость мышления, адаптивные способности, стремление к творчеству, креативность, владение методами поиска информации, знаний (методическая и системная компетенция), мыслить, выходя за рамки привычного, демонстрировать инновационные и организаторские способности, управляя группой сверстников, коллег, осуществлять посредническую деятельность.
Самоорганизации и самоуправления
Выпускников школы характеризует:
  • уверенность в себе, своих знаниях и навыках;
  • способность критически мыслить, осуществлять самокритику и рефлексию;
  • адаптация к стремительно меняющимся обстоятельствам;
  • самостоятельная деятельность и ответственность за нее; 
  • инициативность, способность правильно расставлять приоритеты и осуществлять временной менеджмент, организуя свою или групповую работу; 
  • способность работать концентрированно и дисциплинированно.
Ценностно-смысловые и политико-правовые  Комплекс правовых, социальных, политических компетенций, способность переносить полученные знания в социальную реальность, следовать моральным и этическим нормам. 
Самостоятельной познавательной деятельности Способность учиться, работать с ПК и иными устройствами, демонстрировать готовность к непрерывному обучению, знание научных методов и методов исследовательской деятельности, способность распознавать и преодолевать учебные затруднения, добывать и анализировать информацию, владение информационными технологиями. 

Следовательно, компетентностный подход в обучение позволит воспитать:

  • успешных и самодостаточных личностей, которые будут открыты к инновациям,
  • смогут взаимодействовать в команде,
  • принимать ответственные решения,
  • будут полноправными членами современного общества.

Ключевые компетенции формируются лишь в результате личного практического опыта, поэтому система обучения должна быть построена таким образом, чтобы ученик находился в ситуациях, которые будут способствовать его формированию, используя активные формы обучения, позволяя достичь желаемого результата. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.