Этический кодекс педагога психолога

110

Этический кодекс имеет влияние абсолютно на все виды занятий педагога-психолога системы образования. Основная цель кодекса - установить права и обязанности, которые вытекают из специфики работы работника в психологической сфере.

  • Благодаря Кодексу этики психолог может планировать и строить свою работу как со своими клиентами, так и с учениками.
  • Кодекс этики помогает решать множество проблем и тяжелые ситуации, возникающие в практике педагога-психолога.
  • Также он ограждает клиентов и учащихся от непрофессионального использования психологом своих знаний, а также защищает от неквалифицированного психолога.
  • С позитивной стороны в практике психолога - защищает его практику и самого психолога от дискредитирования.

Этический кодекс педагога-психолога образования разработан согласно Женевской конвенции «О правах ребенка» и закону, который действует на территории страны.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Педагог-психолог обязуется перед началом ведения профессиональной деятельности изучить Этический кодекс, потому как он входит в начальную подготовку психолога образования. Если возникают какие-либо этические проблемы, то в этом случае необходимо создать комиссию по этике, в составе которой числится региональный научно-методический совет службы практической психологии образования.

Этические принципы педагога-психолога

Кодекс этики психолога предусматривает классификацию принципов, по которым он обязан вести свою профессиональную деятельность. Профессиональная этика педагога-психолога включает восемь принципов, которые рассмотрены в таблице.

Скачать классификацию этических принципов педагога-психолога
Скачать в .docx

Классификация этических принципов

Что обеспечивают этические принципы

1

2

1. Принцип конфиденциальности

Этические принципы обязаны:

  • обеспечивать решение трудных ситуаций и задач согласно этических норм;
  • защищать законные права людей, с которыми психологи имеют непосредственный контакт: учащиеся, воспитанники, студенты и другие лица, консультирующиеся у психолога;
  • сохранять доверительные отношения между консультантом и клиентом;
  • укреплять авторитет психологической службы образования в учебном заведении.

2. Принцип компетентности

3. Принцип ответственности

4. Принцип этической и юридической правомочности

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии

6. Принцип благополучия клиента

7. Принцип профессиональной кооперации

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

Вышеперечисленные принципы профессиональной этики педагога-психолога разработаны согласно работе психологов в международной деятельности.

Этический кодекс педагога психолога в системе образования

Этический кодекс педагога психолога образовательного учреждения говорит о том, что каждый педагог-психолог должен предусматривать индивидуальные особенности в психическом и физиологическом развитии учащихся и следить за их здоровьем. Также он обязан следить за специальными условиями, которые нужны для того, чтобы лица с ограниченными возможностями смогли получить необходимое им образование, а при острой нужде также могли получать помощь от медицинских организаций.

  • Педагог-психолог обязан чтить и соблюдать все нормы, а также следовать всем требованиям Этического кодекса.
  • Хотя на общегосударственном уровне такие требования не установлены для педагогов-психологов, но, тем не менее, каждая организация имеет право создавать свои нормативные акты и, становясь юридическим документом для педагогов-психологов, они обязаны соблюдать их.
  • Кодекс этики педагогов-психологов разрабатывается образовательным учреждением согласно его компетенции, а также на основе правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных документов.

Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения предусматривает защиту работника, а именно защищает его профессиональную честь и достоинство. Также педагог-психолог имеет право на проведение справедливого расследования в случае нарушения норм профессиональной этики.

Этический кодекс педагога психолога образовательного учреждения

Именно этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения предусматривает особенности работы с учащимися. Рассмотрим эти особенности.

  • Школьник не в состоянии самостоятельно говорить о том, что у него есть какие-либо проблемы. В этом случае педагог-психолог обязан помочь ему обнаружить психологические проблемы, если они имеются, а также помочь с трудностями, возникающиеся у ребенка в школе и дома.
  • Ребенок не может самостоятельно ставить цели, которые помогут ему избавиться от трудностей. В этом случае нужно сделать так, чтобы учащийся проявлял интерес в консультировании педагога-психолога.
  • Отсутствие рефлексии у школьника.

Этический кодекс педагога-психолога образовательного учреждения формулирует еще и профессиональные нормы этических действий, благодаря которым обеспечивается эффективное решение проблемы. Рассмотрим способы и приемы, применяемые педагогами-психологами во многих ситуациях с детьми.

  1. Когда давать совет в сложившейся ситуации? Многие педагоги-психологи, которые занимаются своей деятельностью много лет, имеют богатый опыт. Они считают, что при первой консультации с клиентом нет необходимости советовать или рекомендовать какой-либо путь решения проблемы, так как они являются вредными. Необходимо давать их лишь тогда, когда между психологом и школьником установлен доверительный контакт.
  2. Второй принцип состоит в анализировании подтекста, то есть педагог-психолог должен реагировать не только на смысл обращения клиента к нему, а еще и требовать описания ситуации настолько углубленно, чтобы можно было рассмотреть истинные мотивы и создать алгоритм действий.
  3. Третий принцип говорит о том, что беседу с клиентом необходимо зафиксировать любыми способами и сохранить её в недоступном для других лиц мест.
  4. Необходимо проявить уважение к личности каждого школьника при консультации.
  5. Между клиентом и психологом не должно быть каких-либо отношений, кроме профессиональных. В противном случае консультация прекращается и клиент передается другому психологу.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль