Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

93

Скачать книгу «Оценка качества образования» в формате pdf >>>

В современном образовательном процессе для успешного усвоения знаний необходимо внедрять ориентацию учителя на личность ученика и его саморазвитие. Педагогу нужно помогать детям проявлять природные способности, развивать проявление инициативы, умения самостоятельно принимать решения, мыслить творчески.

  • Для этого требуется активизация учебно познавательной деятельности учащихся на уроке.
  • Проверенные технологии и приемы дают возможность добиться наилучших результатов в изучении математики.
  • Методы активизации познавательной деятельности учащихся учат детей мыслить нестандартно, искать наиболее подходящие решения в каждом случае, позволяют с интересом включиться в урок.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Деятельность учителя направлена на открытие детям возможности обучаться и достигать новых вершин с применением его личного уровня способностей. Подобный подход отвечает современной концепции образования, ориентированной на личность учеников.

При помощи проверенных и инновационных методов и приемов учитель влияет на активацию деятельности детей, увеличивая их интерес к познанию и желание постоянно самосовершенствоваться.

Необходимость повышения активности учеников

Педагог должен осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы суметь вызвать у детей потребность в творческом преобразовании информации для получения новых познаний. Активизировать деятельность учеников означает сформировать у них положительное отношение к учебе, вызвать желание поглубже вникнуть в учебный материал. С этой целью применяются методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Цели активного поведения школьников:

  • продуктивная и оперативная адаптация детей к учебному процессу;
  • развитие и улучшение уровня внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия;
  • повышение уровня самостоятельности, желания проявлять инициативу, творческие способности;
  • усиление у учеников интереса к изучению математики;
  • включение детей в поисковый процесс для познания нового;
  • продуктивная социализация школьников.

Задачи педагога:

  • выявление и создание подходящих условий для стимуляции деятельности школьников на уроках;
  • демонстрация возможности применения активного поведения на уроках математики;
  • использование специальных приемов и методик, способствующих пробуждению и развитию познавательной активности детей на занятиях.

Долгосрочные знаний и навыки дети получают только в процессе активного усвоения учебной программы. Для осуществления подобной деятельности важно сформировать у школьников мотивацию к познанию нового. Это можно сделать, вызвав у них интерес и желание к изучению предмета и желание постигать все его законы.

Психологи уже сумели доказать, что знания, которые человек получает без интереса, не становятся полезными и часто не применяются на практике.

Именно потому важно использовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

Компоненты активности детей на уроках предполагают следующие действия:

  • желание и готовность выполнять все задания, которые дает учитель;
  • систематичный подход к учебе;
  • наличие желания повышать свой собственный уровень знаний;
  • стремление вести самостоятельную познавательную деятельность;
  • проявление сознательности при выполнении учебных задач.

С активным участием в уроке всегда граничит самостоятельность ученика.

Активизация работы учеников

Процессом активизации деятельности школьников можно назвать безостановочное побуждение детей к энергичному обучению, преодоление пассивности на уроках, застоя в процессе умственной работы. Наиболее популярные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках позволяют быстро добиться желаемого результата.

Скачать правила составления анкет
Скачать в .docx

Прием

Результат

Работа с учебником

Это прекрасный метод закрепления учебного материала. При работе с учебником школьнику потребуется применить навык сравнения усвоенной информации, умение аналитически мыслить. Важно, чтобы этот метод носил эпизодический характер и не применялся на протяжении большей части урока. Данный прием будет эффективным, если использовать в нем следующие задания:

  • поиск в тексте того, о чем не говорил учитель на уроке;
  • поиск нужных определений, математических терминов;
  • объяснение значений определенных слов.

Данные задания способствуют активизации мыслительного процесса школьников и выработке логического подхода к восприятии информации.

Проведение нетрадиционных уроков.

Этот метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках особенно эффективен при применении в обучении младших школьников. Можно провести на уроках соревнования, турниры, построить их в форме сказки, сделать интегрированный урок. Подобная деятельность вырабатывает положительное отношение у детей к изучению математики и вызывает стремление глубже овладеть знаниями.

Применение разных способов решения одной и той же задачи

Активизация учебно познавательной деятельности учащихся на уроке этим способом имеет немало преимуществ. Дети знакомятся в разными методами, которые используются в математических исследованиях. Освоение основных алгоритмов позволит школьникам получить представление о том, как их применять для решения любой задачи, вырабатывая при этом четкую последовательность действий. Также детям важно научиться видеть скрытую связь между требованиями в заданиях и их условиями.

Дидактические игры

Подходят для развития аналитического мышления, умения видеть закономерности, развития внимания, умения ставить задачу и искать пути ее решения.

Выполнение творческих заданий

Отлично активизируют познавательную деятельность детей, позволяют находить необычные методы решения задач.

Нестандартные задачи

Среди них можно использовать исправление специально сделанных ошибок, разбор интересных математических законов и кажущихся противоречий.

При использовании данных методов ученики начнут активнее включаться в работу на уроке и значительно повысят интерес к обучению.

Основные принципы построения урока математики

Активизация учебно познавательной деятельности учащихся не произведет нужного эффекта, если урок построен неграмотно и без учета психологических и возрастных особенностей детей. Главные принципы организации учебного процесса:

  • четкое продумывание каждой детали урока, с плавным перетеканием одного этапа в следующий;
  • умение уделить внимание каждому школьнику по нескольку раз, чтобы исключить вероятность неправильного освоения материала;
  • эмоциональная подача учителем материала для создания положительного настроя и выработки интереса к обучению;
  • подготовка детей к восприятию материала с помощью создания проблемных ситуаций;
  • оценивание учеников не за конкретный ответ, а за не несколько, учет участия в разных этапах урока;
  • развитие у детей умения мыслить, а не только вкладывать в них  готовые знания.

Использование данных методик поможет не только повысить успеваемость школьников, улучшить их понимание учебного материала, но и поможет воспитать активную личность, имеющую стремление заниматься самовоспитанием и самообразованием. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль