Гражданское воспитание школьников

37

Воспитание детей – это сложный процесс, от которого зависит процветание нации в будущем. Ответственность за будущее поколение лежит не только на педагогах, но и на их родителях. Каждый сотрудник образования должен понимать значимость и ответственность своего труда, своей профессиональной деятельности. Однако воспитание детей только тогда будет успешным, когда семья, наряду с педагогом, будет брать активное участие в нем.

Одним из главных составляющих воспитательного процесса выступает гражданское воспитание школьников. Это совокупность мероприятий направленных на формирование качеств, свойственных гражданину, а именно:

  • политической культуры;
  • правовой культуры;
  • патриотизма;
  • культуры международных отношений.

Это те конкретные задачи, которые способствуют развитию гражданина и патриота,  ему же присущи и традиционные задачи:

  • интеллектуальные;
  • трудовые;
  • нравственные;
  • эстетические.

Гражданскому, как и другим видам воспитания школьников, должно отводится максимум внимания, с использованием разнообразных и взаимодополняющих методов и приемов.

Воспитание подрастающего поколения

Формирование гражданственности важно начать с раннего детства. В этом случае в роли воспитателя должны выступать члены семьи. Собственный пример близких и родных является лучшим приемом воспитания,  именно они должны привить ребенку уважение и бережное отношение к родине, национальным традициям, обычаям.

Гражданское воспитание младших школьников - это следующий этап формирования гражданина странны. Ведь именно в этот период, когда закладываются личность, так важно определить значимость и место жизненной позиции в общем образовательном процессе, этот вид воспитания:

  • оказывает влияние на формирования и развитие личности учеников,
  • учитываются их социальный опыт, мотивы, потребности,
  • возрастные особенности.

Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, они познают окружающий мир посредствам чувств и ощущений. Отсюда следует, что и подход в воспитании должен быть своеобразным, с учетом всех особенностей этого возраста.

Учитывая все особенности школьников младшего школьного возраста и подбор правильных форм работы, можно сформировать стойкие обобщенные знания о общественной жизни. Они выступают основой для дальнейшего формирования патриотического и гражданского воспитания школьников.

  • Для формирования твердых убеждений о патриотизме и уважительного отношения к Родине, для этой группы учащихся эффективна работа по освоению героизма.
  • Ученикам нужно больше преподносить информации, которой явно прослеживается борьба за Родину, подвиги и победы соотечественников.
  • Данный вид деятельности целесообразно осуществлять не только в учебном процессе, но и во внеклассной жизни.

Гражданское и патриотическое воспитание школьников продолжается в старшей и средней школе. На этих этапах развития личностной позиции так же существуют свои особенности, которым свойственны те или иные подходы.

Формы гражданского воспитания школьников

Естественно для каждой возрастной группы учащихся свойственны свои особенности, свои формы гражданского воспитания. Но все же существуют общие формы, которые подходят ко всем возрастным группам.

Основной формой учебно-воспитательного процесса является урок.  На котором познаются основные обобщающие знания. Различают виды уроков, которые в той или иной мере способны дополнить или укрепить знания учащихся. К ним относят интегрированные уроки, нестандартные уроки.

Одним из самых эффективных видов учебной деятельности  выступают внеклассные мероприятия. Они достаточно разнообразны. Целесообразней всего разделить их на основе следующей классификации:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • массовые.

Так же успешная работа по формированию гражданственности и патриотических чувств осуществляется на уровне школьного самоуправления. Данный вид внеклассной деятельности дает возможность ученикам общаться в неформальной обстановке, самостоятельно принимать решения, проводить желаемые ими мероприятия, высказывать свою точку зрения.

Необходимо отметить такую форму работы со школьниками, как игра. Она подходит для всех возрастных групп, может использоваться как во время индивидуальных занятий, так и в процессе массовых мероприятий.  Гражданское воспитание, как младших, так и школьников старшей  и средней школы эффективно осуществляется с помощью игровых методов.

Основные формы гражданского воспитания учеников с примерами мы оформили в таблицу.

Скачайте примеры гражданского воспитания в школе
Скачать в .docx

Форма работы

Разновидности

Примеры (дополнения)

Урок

стандартные;

нетрадиционные;

интерактивные;

открытые;

урок мудрости,  урок мужества, устный журнал,  урок-путешествие, урок-игра и др.

Внеклассные мероприятия

индивидуальные;

групповые;

коллективные;

массовые

беседы, классные часы, экскурсии,  соревнования, праздничные общешкольные мероприятия (День Смеха, Последний звонок), конференции.

Краеведческая работа

кружки;

спец-курсы;

полевая практика;

выставки;

туризм.

выставка художественный работ (Мой родной край, Моя маленькая родина), сбор полевого материала

Основные методы гражданского воспитания школьников

Наряду с формами воспитания немаловажную роль отдают методам формирования гражданственности. Они основываются на общепринятых, с некоторым преобразованием. Итак, основные методы воспитания гражданственности:

  • словесные;
  • практические;
  • наглядные.

Через словесные методы происходит общение, передача знаний и опыта. Это осуществляется по средствам рассказов, бесед, объяснений, дискуссий. Практические методы влекут за собой активную деятельность, которая очень благотворно влияет на закрепление и освоение новых умений и знаний. С помощью наглядных методов можно наглядно продемонстрировать воспитанникам проблемные ситуации, исторические факты. Помимо перечисленных методов успех заслуживают методы направленные на стимулирование деятельности, поощрения и наказания. 

Задача педагогов подобрать правильные формы и методы работы с учащимися, организовать параллельную работу относительно патриотического и гражданского воспитания в семье и в окружении школьников.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль