Метод проектов в начальной школе

194

Поскольку школьная система образования претерпевает постоянные изменения, необходимо использование методик, которые удовлетворяют запросы эффективного обучения современных школьников. Технология метод проектов в начальной школе имеет массу преимуществ, которые неоднократно доказывались результатами учебы. Для использования метода проектов в начальной школе необходимо соблюдение основных принципов его применения. Данная методика помогает использовать абсолютно новый подход к решению задач учебно-познавательной деятельности детей.

Методика впервые появилась в начале 20 века и подразумевает ориентированность на обучение школьников с учетом их собственных интересов и склонностей. Изначально ее называли методом проблем и напрямую связывали с гуманистическими идеями в философии, которые создал Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик.

Суть метода

Под проектом подразумевается организация учителем специального комплекса определенных действий, которые необходимо выполнить детям. Целью этих манипуляций является создание собственного творческого продукта. Методика представляет собой комплекс учебно-познавательных приемов, которые направлены на решение поставленной проблемы с применением самостоятельных действий учеников и с непременным показом полученных результатов. Чтобы решить задачу, детям потребуется применить на практике уже имеющиеся знания, а также применить их из разных сфер науки, творчества, техники.

Технология метод проектов в начальной школе предполагает развитие познавательных навыков детей, самостоятельного приобретения познаний учениками, обучения критическому мышлению и умению находить нужную информацию для решения задачи. Проблема, которую решает ребенок, должна быть не только обозначена, но и постепенно раскрыта, решена с наличием поэтапного плана шагов и основной гипотезы. Если работа выполняется в группах, каждый участник должен четко выполнять возложенные на него обязанности.

Темы для подобных исследований могут быть очень разными. Иногда они сформулированы в школьной программе, а в других случаях их создает непосредственно учитель. В некоторых случаях темы могут предлагаться и учениками с ориентацией на свои личные интересы.

Основной идеей методики является нацеленность на достижение нужного результата, который и является проектом. Также проектом можно назвать и сам процесс, который предполагает формирование у детей умений и знаний. 

Требования к созданию проектов

Использование метода проектов в начальной школе предполагает обязательное соблюдение нескольких предписаний, соблюдение которых делает его продуктивным.

  1. В любом проекте, независимо от его тематики, необходима исследовательская работа со стороны школьников.
  2. В основе проекта лежит инициатива детей. Весь класс получает одинаковую тему для выполнения задачи, но каждая отдельная группа детей выбирает свои индивидуальные способы достижения нужного результата. Также дети могут одновременно справляться сразу с несколькими проектами.
  3. Данный проект имеет большое значение для всех окружающих детей, среди которых – не только учителя и одноклассники, но и родственники, знакомые, друзья.
  4. Выполнение проекта обладает большим педагогическим значением. В процессе решения поставленной задачи ученики обучаются и построению взаимоотношений друг с другом, а также осваивают новые методы мышления и достижения целей.
  5. Выполнение проекта реалистично, и в школе имеются вес необходимые ресурсы для его воплощения в жизнь.
  6. Проект должен быть заранее спланирован, но предполагает внесение изменений в ходе его выполнения по мере надобности.
  7. Технология метод проектов в начальной школе предполагает ориентацию на решение определенной задачи, и его цель направлена на выполнение конкретной задачи.

Классификации проектов

Выполнение задач, которые ставятся перед школьниками, имеет массу разновидностей. Сегодня применяются следующие классификации проектов.

Скачайте таблицу классификации проектов
Скачать в .docx

По специфике

Практико-ориентированный. Предполагает ориентированность на интересы учеников, которые решают конкретную задачу, либо интересы заказчика. Результат обозначен заранее и может применяться в жизни школы либо города. Необходимо заранее продумать, насколько продуктивен будет результат, и оценить его способность решить поставленную задачу.

Исследовательский. Напоминает научную работу. Проект должен обосновать актуальность выбранной тематики, прописать задачи, иметь свою гипотезу с дальнейшим подтверждением и проверкой, применение научных методов для достижения цели.

Творческий. В этом подходе используются любые способы, в том числе нетрадиционные и ничем не ограниченные, решения нужной задачи. Среди них – произведения изобразительного искусства, театральные постановки, фильмы.

Информационный. Предполагает необходимость собрать сведения об определенном объекте исследования, чтобы потом представить полученные данные для аудитории.

Ролевой. Ученики играют роли литературных персонажей, различных несуществующих героев. Результат становится явным только в конце представления.

По комплексности

Монопроекты. Выполняется в пределах только одного предмета или сферы знаний.

Межпредметный. Над ними работают во внеурочный период с помощью специалистов.

По характеру контактов между учениками

  • внутришкольные;
  • внутриклассные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • международные.

По длительности

Мини. Могут реализовываться в течение урока.

Кратковременные. Выполняются за срок до шести уроков.

Недельные. Реализуются в группах и требуют до сорока часов.

Годичные. Выполняются в групповом и индивидуальном порядке во внеурочное время.

Этапы работы над проектом

Применение технологии метода проектов в начальной школе требует соблюдения четкой этапности действий.

  1. Мотивация. Учитель должен создать специальный положительный настрой у учащихся. Ученики создают группы, в которых будут работать, обсуждают задачи.
  2. Выявление целей и тематики проекта. Создается конкретный план действий, находятся источники данных, происходит согласование способов решения задачи, обсуждаются критерии оценок.
  3. Выполнение проекта. Школьники занимаются сборкой материалов, созданием документации и проведением исследовательской работы, работают над выполнением и оформлением проекта, составляют план защиты работы. Учитель занимается координацией деятельности детей и помогает по мере необходимости.
  4. Рефлексивно-оценочный этап. Дети защищают готовые работы, обсуждают работы других групп, рефлексируют, исправляют возможные недочеты.

Задача учителя

При использовании метода проектов в начальной школе учитель выполняет следующие действия:

  • помогает детям находить нужную им информацию;
  • предоставляет нужные сведения учащимся;
  • занимается координацией выполнения задачи;
  • поощряет деятельность учащихся;
  • поддерживает обратную связь с детьми для достижения нужного результата работы.

Данный метод позволяет добиться отличных результатов в обучении и обеспечивает всестороннее развитие школьников.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль