Профилактика суицидального поведения подростков в школе

461

Ежегодно огромное количество подростков заканчивают жизнь самоубийством. Причины этого явления очень разные, и с каждым годом ситуация усугубляется. Мероприятия по профилактике суицидального поведения подростков в школе призваны предотвратить трагедии. Педагогам необходимо регулярно прививать детям мысль о ценности жизни и о недопустимости подобных действий. Составление плана профилактики суицидального поведения подростков в школе даст возможность создать четкий алгоритм действий для предотвращения страшных последствий.

Взгляды на жизнь у детей и подростков во многом формируются под влиянием окружения. Задачей педагогического коллектива школ является прививание школьникам мысли о возможности самостоятельно строить свою судьбу и создавать счастливую жизнь. Также учителя в силах создать негативный образ суицидального поведения, создав к нему соответствующее отношение у детей.

Основные причины суицидов среди подростков

Чаще всего главной причиной трагедий становится нехватка родительского внимания и любви. Часто родители финансово обеспечивают детей, предоставляют им все материальные блага, но не интересуются их внутренним состоянием. Отсутствие доверительных и теплых отношений во многих случаях заставляет ребенка чувствовать себя покинутым и никому не нужным.

Не менее распространенные причины суицидов – плохие отношения подростка со сверстниками, отсутствие друзей, любовные драмы. Иногда причиной может стать плохая успеваемость в школе и невозможность попросить помощи, чтобы разобраться в неясном материале.

Широкая доступность информации о данной теме также усугубляет проблему. Тема самоубийств постоянно обсуждается в средствах массовой информации, социальных сетях, и дети получают доступ к данным сведениям.

Чаще всего слова и мысли о самоубийстве не имеют под собой реального намерения покончить с жизнью. Во многом состояние ребенка зависит от грамотного поведения окружающих взрослых. Программа профилактики суицидального поведения подростков в школе направлена на выявление возможных проблем и принятие срочных мер в случае наличия явной опасности.

Задачи педагогов и психологов школы

Проведение мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков в школе предусматривает выполнение конкретных задач. Основными из них можно назвать следующие.

  1. Работа над созданием доброжелательной и положительной атмосферы в учебном коллективе.
  2. Работа над воспитанием у детей качеств характера, которые помогают справляться с любыми жизненными неприятностями.
  3. Проведение специальных корректировочных, психологических, профилактических  занятий со школьниками.
  4. Постоянное просвещение учительского коллектива в вопросах предупреждения и профилактических мер совершения самоубийств.

Подходящие методы работы

В программе профилактики суицидального поведения подростков в школе можно применить следующие методы работы в данном направлении:

  • проведение тренингов;
  • упражнения;
  • проведение классных часов, посвященных данной теме;
  • использование метода переключения. Для этого школьники принимают участие в различных благотворительных и волонтерских мероприятиях, трудовых акциях;
  • проведение психологической диагностики учащихся;
  • консультирование.

Действия педсовета профилактика суицидального поведения подростков в школе имеют весомое значение. Проведение соответствующих мероприятий создает у детей определенный эмоциональный настрой, помогающий изменить свое отношение к проблемам.

В плане профилактики суицидального поведения подростков в школе необходимо прописать комплекс мер, которые последовательно будут влиять на общее эмоциональное состояние школьников.

Программа профилактики суицидального поведения подростков предполагает широкое разнообразие мероприятий и действий, нацеленных на предупреждение самоубийств среди школьников.

Создание плана профилактики суицидального поведения

Действия, которые предпринимает педсовет – профилактика суицидального поведения подростков, должны быть четкими и последовательными.  План профилактики суицидального поведения подростков может содержать следующие меры.

Меры профилактики суицидального поведения подростков
Скачать в .docx

1

Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми документами по профилактике самоубийств среди школьников

2

Рекомендации учителям и классным руководителям о принятии комплекса мер по предотвращению трагедий.

3

Роль учителя в профилактике совершения суицида. Проведение совещаний, планерок.

4

Просвещение родителей на тему причин суицидального поведения среди детей и подростков.

5

Занятия с классом с разбором методов преодоления проблем в жизни.

6

Выявления личностных особенностей и склонности к суицидальному поведению у каждого школьника. Проводится в виде диагностики.

7

Проведение индивидуальной работы с учениками, которые находятся в сложных жизненных ситуациях и нестабильном эмоциональном состоянии.

8

Выявление индивидуальных случаев суицидального поведения у школьников разного возраста и профилактика самоубийств. Проведение семинарского занятия для учителей.

9

Урегулирование разного характера конфликтов в школе.

10

Работа с выявлением семей, в которых возможно жестокое обращение с детьми и разрешение этих проблем.

11

Организация деятельности, направленной на выявление школьников, имеющих повышенный уровень тревожности и депрессивные состояния.

12

Работа по выявлению учеников, имеющих низкую самооценку и негативное самовосприятие.

13

Чтение школьникам лекций по способам налаживания взаимоотношений в семье и коллективе.

Педсовет профилактику суицидального поведения подростков в школе должен проводить на регулярной основе, четко следуя составленному плану.

Педагогам следует придерживаться следующих правил для предотвращения суицида среди школьников.

  1. Внимательно искать признаки возможной склонности детей к суицидальному поведению. Отслеживать эмоциональное состояние учеников, возможные депрессии, невротические состояния, конфликты.
  2. Установить заботливые отношения с подростками, склонными к суициду. Необходимо демонстрировать ученику поддержку и полное принятие, помогать подростку разобраться со своими чувствами.
  3. Важно выслушать ребенка, это поможет ему преодолеть чувство отчуждения от окружающих, почувствовать, что он нужен и интересен.
  4. Стоит прямо спросить подростка о его намерениях, обсудить причины возникших чувств, которые угнетают ребенка.
  5. Стоит предложить школьнику конструктивное решение проблемы, обсудить альтернативные способы выйти из сложившейся ситуации.
  6. Стоит постараться вселить в ученика реалистичную надежду, что сложная ситуация разрешится.
  7. Желательно не оставлять школьника, склонного к суициду, в одиночестве, если явно видно угрозы самоубийства. Следует убрать все опасные предметы из поля видимости.
  8. Отслеживать динамику суицидального поведения у подростков, склонных к самоубийствам.

Грамотное поведение педагогического коллектива школы позволит предотвратить множество трагедий среди учащихся при условии знания психологии подобных людей и проведении профилактических мер.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль