Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Профилактика суицидального поведения подростков в школе

30 июля 2019
3064
Средний балл: 0 из 5

Статистика детского самоубийства в России показывает не самые радужные цифры, поэтому профилактика суицидального поведения подростков - крайне актуальная проблема, которой должно уделяться внимание и в семье, и в школе. Что делать, чтобы помочь ребенку справиться с внутренним состоянием и предупредить принятие необратимых решений? Поговорим подробнее.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе



Суицид - это последствие срыва психологических защит личности в результате дезадаптации в социуме. Причем, конфликт, явившийся спусковым крючком, может произойти на микроуровне: разлады в семье, развод родителей, проблемы с одноклассниками или успеваемостью, драмы в межполовых отношениях. Не в силах справиться с тяжелой психологической обстановкой в окружении, подросток задумывается о самоубийстве как о быстром способе выйти из угнетающей его ситуации. По данным ЮНИСЕФ в России фиксируется в четыре раза больше случаев подростковых самоубийств, чем у детей того же возраста в европейских странах.

Методическая помощь по организации работы с трудными подростками и детьми из "группы риска" подготовлена специалистами системы «Завуч»

Профилактика суицидального поведения должна проводиться педагогами и психологом школы среди детей и подростков со следующими особенностями в настроениях и поведении:

  • эмоционально лабильные, гиперчувствительные;

  • не идущие на компромисс, социально и психологически негибкие личности;

  • импульсивные, совершающие необдуманные поступки;

  • излишне фиксированные, сосредоточенные на какой-либо эмоциональной проблеме, придающие переживаниям сверхважность;

  • замкнутые школьники, с узким кругом общения;

  • пессимистичные, подавленные 

Суицидальное поведение подростков: механизм развития и профилактика

Для организации работы по профилактике суицидального поведения подростков и разработки специальной антисуицидальной программы следует хорошо разбираться в этапах формирования и механике возникновения саморазрушающего поведения. Так, психологическая работа будет отличаться в зависимости от степени выраженности суицидального поведения подростков.

  1. Всё начинается с мыслей о самоубийстве. Изначально школьник воспринимает смерть как долгое отсутствие и возможность удаленно наблюдать за тем, как мучаются его обидчики. Таким образом, ребенок фантазирует о своей смерти, но не предпринимает никаких активных действий. Этот этап характеризуется фразами “вот бы не проснуться”, “хорошо бы умереть”, “я бы умер, если” и подобными.

  2. На втором этапе мысли становятся более осязаемы и переходят в стадию планирования. Подросток всерьёз обдумывает возможные варианты лишения себя жизни: место, время, способ. Формируется план реализации суицида.

  3. Третий этап - суицидальные намерения, которые подкрепляются конкретными действиями в отношении задуманного плана самоубийства.

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте больше как осуществлять профилактические меры по предотвращению детского суицида

Время от первого до третьего этапа обозначается как пресуицид, и может быть как хроническим, растягиваясь на месяцы, так и стремительным, острым, исчисляясь минутами.

Программа профилактики суицидального поведения должна быть направлена на работу с детьми с суицидальными наклонностями на любом этапе, и особенно, на тех подростков, которые демонстрируют суицидальные намерения. 

Попытки самоубийства могут быть как истинными, т.е. иметь в своей основе реальное желание ребёнка избавиться от жизни, так и демонстративные, шантажные, цель которых - манипуляция и стремление добиться желаемого любой ценой. Надо понимать, что манипулятивные попытки или экстремальные развлечения могут закончиться фатально, даже если сами дети изначально всерьёз не планируют смерть. Кроме того, регулярная практика “острых ощущений” может перерасти в привычку к жизни “на грани”, когда отказ от своего тела переходит из разовой демонстрации в хроническое саморазрушение: алкоголизм, курение, наркоманию.

В работе по профилактике суицидального поведения подростков каждая из попыток самоубийства должна рассматриваться как значимая, вне зависимости от ее скрытых мотивов. Число неистинных попыток лишения себя жизни, по статистике, в десять-пятнадцать раз больше, чем завершенных. Но для родителя, педагога и психолога каждая из попыток должна восприниматься как способ подростка обратить на себя внимание и призвать окружение к диалогу. Педагогическая и психологическая профилактика суицидального поведения заключается в том, чтобы помочь подростку справиться с душевными страданиями, стрессом, а также - с реальными физическими и социальными проблемами.

Сложности, на которые психолог и учитель должны обратить внимание, зависят от повода, который привёл школьника к решению свести счеты с жизнью. Это могут быть:

  • личностные и внутрисемейные конфликты (недостаток заботы и внимания близких, потеря или смерть родных и друзей, неразделенная любовь, тяжелая психологическая обстановка в семье);

  • острое психическое состояние (одна треть детских суицидов совершается в состоянии психоза и бреда);

  • тяжелое физическое состояние (как правило, причиной является неуточненный диагноз, требующий длительного изнуряющего лечения и лишающий ребенка привычного качества жизни: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз);

  • боязнь расплаты за асоциальное поведение (страх позора, наказания и осуждения, а также раскаяние за неблаговидный поступок);

  • внутришкольные конфликты (неуспеваемость, ощущение проявленной несправедливости учителей и одноклассников);

  • материально-бытовые трудности.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации работы с трудными детьми по профилактике суицида в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»
- Новые рекомендации Минобрнауки для профилактики детского суицида

 (новые документы)

- Как реагировать на девиантное поведение учеников. Памятки для педагогов вашей школы

 (профессиональные компетенции)

В зависимости от ведущего мотива, подросток видит в самоубийстве способ 

  • выразить протест или отомстить (“они пожалеют”, “им будет хуже”);

  • получить помощь, призвать к диалогу;

  • избежать угрозы наказания, а также физического и психологического страдания;

  • избавиться от чувства вины;

  • отказаться от жизни, где желания не совпадают с реальностью.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков

Риск повторного суицида особенно актуален в период от месяца до трёх лет после первой попытки. Поэтому программа профилактики суицидального поведения подростков направлена на контакт с детьми, как в пресуицидальном, так и в постсуицидальном периоде. Вслед за попыткой к самоубийству школьник, как правило, переосмысливает конфликт, который привёл его к сложному решению. 

Способы переживания постсуицидального состояния варьируются. Можно выделить четыре типа поведения, в зависимости от которых выстраивается работа по психологической профилактике суицидального поведения подростков:

  1. Критический: школьник испытывает раскаяние, а причина, по которой была совершена попытка суицида, исчерпала себя. Рекомендация по профилактике суицидального поведения в данном случае - психотерапия.

  2. Манипулятивный: ребёнок решил, что суицидальные интенции - эффективный способ управления окружающими, и теперь попытки свести счеты с жизнью становятся инструментом влияния и превращаются из истинных в демонстрационно-шантажные. Рекомендации по профилактике суицидального поведения подростков с таким типом поведения - выработка негативного отношения к самоубийству, разрыв сложившегося паттерна для предотвращения повторных попыток.

  3. Аналитический: в отличие от критического типа, конфликт, приведший к попытке суицида, сохраняется. Подросток ощущает стыд за содеянное и продолжает искать альтернативные решения сложившейся проблемы. В этом случае велика вероятность рецидива со неблагоприятным исходом. Педагогическая профилактика суицидального поведения данного типа заключается в разрешении реальной физической, психологической и/или социальной проблемы, с которой столкнулся ребёнок. При необходимости, чтобы исчерпать конфликт, привлекаются социальные и юридические службы.

  4. Суицидально-фиксированный тип поведения заключается в стремлении повторить самоубийство, положительное отношение к суициду, отсутствие стыда или раскаяния за совершённую попытку. Как правило, такой тип поведения сопряжён с психическими изменениями и требует надзора и лечения специалистов психиатрической клиники.

Для организации работы по профилактике суицидального поведения подростков можно дать следующие рекомендации:

  1. Отнеситесь к диалогу с ребёнком со всей серьёзностью, слушая его, старайтесь выявить истинную проблему и мотивы беспокойства школьника.

  2. Оцените критичность ситуации. Если подросток делится - всерьёз или шутливо - планом самоубийства, требуется немедленная работа со специалистом и психологическая профилактика суицидального поведения.

  3. Будьте внимательны к деталям и эмоциональному поведению школьников: перепады настроения и повторяющиеся скачки от апатии к активной деятельности могут служить основанием для беспокойства и требуют тщательного анализа.

  4. Не пренебрегайте высказываниями подростков, особенно теми, что касаются жалоб и обид. Также обращайте внимание на конфликтные ситуации “закрытых” детей, которым сложно выразить свои чувства.

  5. Не преуменьшайте озвученные проблемы. Отрицание переживаний детей может сформировать или усилить ощущение ненужности и изолированности.

  6. Предложите решение проблемы, но не лгите и не давайте неоправданных обещаний.

  7. При необходимости задавайте прямые вопросы о том, что подросток думает о самоубийстве.

  8. Не выражайте негодования и удивления на провокационные или шокирующие высказывания подростка.

  9. Развенчивайте романтическое представление подростка о собственной смерти.

  10. Помогите ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности. Кроме психологической поддержки, предложите план действий, если требуется.

Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков

Работу по профилактике суицидального поведения следует начать с выявления детей и подростков с признаками суицидальных намерений. Приметы, по которым определяются дети с опасным девиантным поведением, можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные. Психологическая и педагогическая профилактика суицидального поведения начинается в пристальном наблюдении за школьниками.

  1. Словесные приметы: в речи подростка встречаются такие фразы как “не могу дальше так жить”, “обо мне больше не придется волноваться”, “я не буду ни для кого проблемой” и подобные им. Такой ребёнок чрезмерно увлекается саморефлексией, использует “чёрный” юмор суицидальной тематики.

  2. Поведенческие приметы: школьник проявляет апатию, незаинтересованность в будничной деятельности: не обращает внимание на то, что и сколько он ест и сколько спит, чрезмерно неряшлив, ведет себя угрюмо и нелюдимо. Ребёнок проявляет эмоциональную нестабильность, “раскачиваясь” от эйфории до приступов отчаяния. Возможно заметить, что подросток будто “завершает” дела: раздаёт значимые для себя вещи, просит прощения и мирится с неприятелями.

  3. Ситуационные приметы: дети, растущие в тяжелой семейной обстановке (алкоголизм родителей, развод, смерть близких), имеют большую склонность к саморазрушению, чем дети из относительно благополучных семей. То же касается школьников, перенесших психологическое, сексуальное или физическое насилие, а также тех, кто ведёт изолированный образ жизни или проявляет чрезмерную самокритичность.

Программа профилактики суицидального поведения подростков базируется на следующих правилах:

  • любые попытки самоубийства - демонстративные или истинные - рассматриваются как угрожающие жизни и здоровью детей;

  • депрессивное состояние ребёнка тем опаснее, чем меньше его возраст;

  • депрессия не является триггером для суицида, но указывает на наличие конфликтной ситуации - внутренней или внешней - и требует психологической диагностики и лечения;

  • эмоциональные состояния подростков зачастую преуменьшаются взрослыми и значительно преувеличиваются детьми, что приводит к неадекватной оценке критичности состояния ребёнка;

  • угрозы о лишении себя жизни часто воплощаются детьми и подростками в депрессии.

Руководство развитием ОО

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Кабинет информатики в школе

Надо иметь в виду, что подростки, ранее предпринимавшие попытки к самоубийству или имеющие перед глазами пример суицида родственника или друга, находятся в особой группе риска и требуют пристального внимания и тщательной работы по профилактике суицидального поведения.

От внимательного отношения педагогов, психологов и родителей зависит то, насколько благополучно подросток преодолеет суицидальные намерения, как ребёнок переосмыслит ценность своей жизни для себя и осознает свою нужность для окружающих. Программа профилактики суицидального поведения должна быть разработана и внедрена в каждом образовательном учреждении для детей и подростков. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.