Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Самоуправление в классе

  • 25 мая 2018
  • 1559

Скачайте презентацию: "Модель ученического самоуправления"
Скачать бесплатно в .pptx

Реализация образовательного комплекса в школе неразрывно связана с проблемами взросления и становления личностей учащихся, которые могут быть решены в ходе обеспечения права детей на самостоятельное принятие решений. Самоуправление в классе — продуктивная модель организации жизни классного коллектива, способствующая раскрытию потенциала детей, а также позволяющая обеспечить:

  • развитие лидерских качеств и самостоятельности школьников;
  • осуществление коллективного планирования;
  • формирования чувства ответственности у детей за исполнение возложенных на них задач и достижение озвученных целей.

Самоуправление в классе

Самоуправление в классе представляет собой комплекс действий со стороны учеников совместно с учителями, которые направлены на планирование, создание и анализ деятельности в классе. Данная деятельность позволяет создать наиболее подходящие и эффективные условия для интеллектуального и морального развития, обучения, общения в пределах класса, в частности, высокий уровень самостоятельности, необходимый для уверенного решения образовательных задач.

Целью создания эффективной системы самоуправления в классе является воспитание граждан со сформировавшейся жизненной позиций, в будущем готовых управлять школой, нести ответственность за принятые решения, отстаивать свою точку зрения, пресекать несправедливость, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Организация самоуправления в школе предполагает следование следующим задачам:

  1. Создание в образовательной среде условий, способствующих выявлению лидерских и других лучших качеств личности.
  2. Поощрение активного участия детей в школьных и внутриклассных делах.
  3. Обеспечение педагогической поддержки учащихся, проявляющих высокий уровень инициативности, ответственности, вовлеченности.
  4. Гарантия реализации интересов каждого ребенка.
  5. Формирование понятийной основы и практических навыков по вопросам ведения организаторской деятельности, что способствует быстрой адаптации школьников в условиях новой образовательной реальности и их социализации.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Этапы развития самоуправления в классе

Название этапа Особенности
Зарождение В ходе выполнения задач отдельными членами ученического коллектива формируется понимание добросовестного исполнения. Пассивные дети, наблюдающие за ситуацией успеха классного актива, получают положительную мотивацию для деятельности.
Становление

Выполнение коллективных поручений становится привычной практикой, предусматривающей активную вовлеченность в общее дела большого числа детей.

Происходит закрепление навыков инициативности, самоконтроля, ответственного отношения к выполнению поставленной задачи.

Самосовершенствование Ученики выбирают из общего списка коллективных дел те, которые позволяют наиболее полно реализовать личные таланты, проявляют творческие навыки при поиске путей решения типовых заданий.

Каждый этап развития системы ученического самоуправления характеризуется повышением уровня сложности по сравнению с предыдущим. Достижение положительной динамики сигнализирует о возможности усложнения организационных задач и перехода от одного этапа к другому, что способствует последовательному улучшению общих показателей ведения коллективной работы и открывает новые возможности для саморазвития детей, в т.ч. и в условиях реализации модели смешанного обучения.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Органы самоуправления в классе

Реализация слаженного ученического самоуправления в коллективе подразумевает обязательное создание простой управленческой системы, формируемой органами самоуправления в классе.

Создание мини-структур организационного характера способствует:

  1. Построению оптимальной управленческой схемы, основанной на делегировании полномочий.
  2. Реализации права школьников на последовательное развитие своих лидерских качеств и талантов.

Количество органов управления в классе определяется в индивидуальном порядке с учетом актуальных нормативных требований (перечень органов самоуправления отражен в ФЗ № 273-Ф3 «Об образовании»), специфики выбранной управленческой модели, направленности приоритетной воспитательной работы, интересов учеников. Классное собрание традиционно определяется высшим органом самоуправления, а основные организационные обязанности возглавляются на ученический актив и выборного лидера — старосту.

Органы самоуправления в классе Приоритетные функции
Основные Классное ученическое собрание (созывается не реже, чем в 1 раз в месяц)
  1. Коллективное обсуждение ключевых вопросов в организации деятельности класса.
  2. Рассмотрение и принятие (под руководством классного коллектива) плана внеурочной деятельности.
  3. Избрание путем открытого голосования старосты, помощника старосты, представителей актива и других органов самоуправления.
  4. Оценивание работы по направлениям, обсуждение острых моментов и поиск их корректирования.
Актив класса
  1. Обеспечивает выполнение решений классного собрания.
  2. Организовывает помощь отстающим детям из класса.
  3. Систематически обновляет информацию в классном уголке.
Староста
  1. Обеспечивает порядок в классе в отсутствие педагогов, оказывает посильную помощь классному руководителю.
  2. Представляет класс на собраниях школьных органов самоуправления.
  3. Инициирует создание коллективов для подготовки классных мероприятий, участия в общешкольных культурно-досуговых программах.
Вспомогательные Учебный отдел
  1. Контроль успеваемости, проведение проверок дневников и наличия школьных принадлежностей.
  2. Организация групп помощи для помощи детям, испытывающим затруднения с усвоением учебного материала.
  3. Повышение уровня мотивации к обучению в ходе проведения предметных недель, олимпиад, учебных конкурсов, интеллектуальных марафонов, мероприятий, реализуемых в рамках оценивания качества образовательной деятельности по школе.
Досуговый отдел
  1. Организация содержательной и полезной досуговой активности для одноклассников.
  2. Обеспечение высокой вовлеченности класса в подготовке общешкольных культурно-массовых мероприятий.
  3. Реализация творческих талантов детей в ходе разработки сценариев, поделок для выставочных работ, праздничной атрибутики и т.д.
Спортивно-оздоровительный центр
  1. Популяризация здорового образа жизни.
  2. Создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе посредством организации спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий различного типа, в т.ч. соревнований с другими классами, школами.
  3. Организация и проведение Дней здоровья, туристических походов.
Пресс-центр
  1. Организация выпусков классной газеты, оформление информационных стендов, плакатов.
  2. Участие в работе школьного пресс-центра.
  3. Оказание помощи досуговому отделу при подготовке реквизита для праздников (выпуск приглашений, листовок, поздравительных телеграмм, создание вывесок, элементов декора).
  4. Организация встреч с интересными людьми, способствующими расширению кругозора.
Трудовой сектор
  1. Проверка состояния предметов мебели, методических и обучающих материалов, состоящих на балансе.
  2. Проведение несложных ремонтных работ со строгим соблюдением техники безопасности.
  3. Взаимодействие со школьным слесарем, ремонтником.
  4. Организация и участие в трудовых акциях, направленных на поддержание чистоты класса, школьных помещений и пришкольной территории.

Практика показывает, что наиболее эффективно будут функционировать те структуры ученического самоуправления в классе, в создании и поддержании продуктивной деятельности которых принимает участие и классный руководитель. Чтобы гарантировать достижение поставленных целей, потребуется гарантировать выполнение ряда задач:

  • создать оптимальные условия в пределах класса для формирования лидерских качеств у каждого ученика, активного развития организаторских способностей у учащихся;
  • обеспечить подходящий микроклимат  для развития творческого начала в детях, желания проявлять инициативу, развития самостоятельности;
  • гарантировать комфортные условия для совместной деятельности школьников и взрослых;
  • обучать детей навыкам общения, уважению к окружающим людям (в т.ч. и межэтнической толерантности);
  • обеспечить каждому ребенку оптимальные условия для самореализации и самоутверждения с помощью поручения им конкретных дел;
  • формировать потребность у каждого ребенка постоянно обогащать свой духовный мир;
  • воспитывать в детях умение быть частью коллектива, прислушиваться к мнению других людей;
  • воспитывать положительное отношение к вечным ценностям, законам страны, развитие ответственности за свою жизнь;
  • помощь в развитии умения находить для себя дело, которое будет соответствовать индивидуальным талантам и полезно для общества;
  • привить бережное отношение к природе.

Самоуправление в классе

Модель самоуправления повысит свою продуктивность, если педагог грамотно подойдет к организации этой деятельности. Учителю следует выполнять следующие функции.

  1. В организации самоуправления в школе важно заниматься воспитанием у детей уважительного отношения к своим одноклассникам и взрослым людям.
  2. Укреплять связи внутри класса, способствуя образованию дружного коллектива.
  3. Обучать школьников понимаю самоценности каждого ученика, выполнению поручений класса с учетом самоконтроля во взаимоотношениях с окружающими.
  4. Способствовать созданию у каждого ребенка индивидуального стиля жизни.
  5. Влиять на укрепление социальных связей у учащихся и расширение их числа, влиять на улучшение каждым школьником навыков общения, воздействия на окружающий мир и умения его изменять, создавать свой личный социальный мир с учетом своих интересов.
  6. Приложение усилий, направленных на привитие детям высокоразвитых навыков самоорганизации, самоуправления, самодеятельности.

Для осуществления успешного классного самоуправления необходимо выполнять все перечисленные задачи в комплексе.

Организация самоуправления в классе

Ученическое самоуправление тесно связано с процессами выделения лидеров в детской среде, которые могут быть формальными и неформальными. Успешность организации самоуправления в классе во многом зависит от того, насколько быстро педагогу удастся создать атмосферу сотрудничества в коллективе, «подберет» общественную роль активным детям, стремления которых важно направить в правильное русло. Вовлечь абсолютно всех учеников в классе в процесс решения повседневных коллективных задач невозможно, да это и не требуется: роль между «активом» и «пассивом» будет стираться постепенно при условии обеспечения взаимного уважения всех членов классного коллектива.

В ходе организации системы ученического самоуправления очень важно обеспечить детям возможность строить отношения на равных, что позволит сформировать коммуникативные навыки, умение искать компромиссные решения, жизненно необходимые для успешной профессиональной реализации в будущем. Первые социальные успехи, достигнутые своими силами,  гарантируют ребенку чувство психологического спокойствия, эмоциональную стабильность, веру в возможность решать любые проблемы в ходе конструктивного общения.

Начальный этап работы по организации самоуправления: действия классного руководителя

Класс Взаимодействие с педагогами Учет мнения родительской общественности

Наблюдение за поведением детей во время уроков и во внеурочное время.

Проведение мониторинга (оценка межличностных отношений, выявление явных и скрытых лидеров, сплоченности класса).   

Обмен впечатлениями с учителем начальной школы, выпустившим детей в 4 классе.

Определение приоритетных направлений для коллективной работы на основе традиций школы.

Создание условий для сотрудничества представителей класса с органами школьного самоуправления.    

Проведение анкетирования для выявления ключевых направлений воспитательной деятельности, желаемого перечня выездных мероприятий, выявления склонностей и талантов детей.

Схема ученического самоуправления в классе

Ввиду того, что каждый коллектив индивидуален по своей природе, приоритетную схему ученического самоуправления в классе целесообразно разрабатывать в индивидуальном порядке, с учетом уровнем сплоченности учеников и их предпочтений. Выбранная организационная структура должна характеризоваться:

  1. Широкой вариативностью, предполагающей возможность активной занятости всех членов классного коллектива.
  2. Гибкостью (целесообразно подстраивать схему самоуправления под потребности класса — возрастные и индивидуальные).
  3. Обновляемостью. Практика выбора старосты один раз на много лет, которая, к сожалению, остается повсеместной, лишает других ребят возможности проявить лидерские качества и развить чувство ответственности.  

Успешная модель самоуправления в классе не может быть привнесена извне — для ее реализации необходимо последовательное приобщение учеников к совместной деятельности и соблюдение ряда значимых условий, к числу которых следует отнести:

  1. Соблюдение принципов взаимоуважение и сотрудничества при построении связей «школьник — школьник», «школьник — педагог».
  2. Поддержание атмосферы доверия, сотворчества, психологического комфорта, необходимых для формирования инициативности, самостоятельности, ответственности.
  3. Отказ от формализма в пользу деятельностного подхода: работа органов самоуправления должна быть подчинена интересам школьников.
  4. Обеспечение равноправия — учет мнения всех детей при принятии ключевых решений, влияющих на ход коллективной жизни.
  5. Стимулирование выполнения поручений, контроль ответственности (на классных коллективных собраниях регулярно зачитываются отчеты по выполнению различных задач).
  6. Систематическое оказание педагогической поддержки.

Самоуправление в классе

Рекомендации по организации самоуправления в начальной школе

Модель самоуправления в начальной школе отличает специфика, которая основана на возрастных особенностях детей. Орган самоуправления в начальной школе обладает высокой эффективностью и необходим для создания в любом классе. Умение самостоятельно справляться со всеми вопросами пригодится школьникам и в дальнейшем.

Ученическое самоуправление в начальной школе лучше организовать без сложных структур на понятном и доступном уровне. Это даст отличные результаты и позволит научить школьников справляться со всеми делами без вмешательства взрослых.

Создание органа самоуправления в начальной школе имеет свои нюансы, которые объясняются возрастными особенностями развития детей данного возраста. Организация самоуправления предполагает выбор несложных структур, поскольку чересчур усложненные формы управления могут вызвать у детей лишние трудности. Однако учеников, начиная с третьего класса, уже можно постепенно вовлекать в ученическое самоуправление в пределах класса. Создание небольших организаций предоставляет следующие возможности:

  • соблюдение игровой формы при создании органов самоуправления, чтобы облегчить понимание детьми целей данных организаций и выполнение своих обязанностей;
  • совместное создание газет, мини-листовок с интересной информацией, которые будут рассказывать о жизни в данной организации;
  • проведение отчетных мероприятий о результатах деятельности органов самоуправления в классе.

Чтобы функционирование созданных органов управления было эффективным и решало поставленные задачи, можно организовать деятельность следующим образом.

Добровольность самоопределения

Ученики выбирают микрогруппы, которые организуются в пределах класса, с учетом собственных пожеланий. У детей есть право менять одну группу на другую.

Участие учителя

Классному руководителю следует предоставить помощь в формировании мини-групп. Можно предлагать объединиться на основе общих интересов, дружеских связей и по другим поводам.

Организация совета класса

В совет желательно входить лидерам каждой из мини-групп. Стоит периодически менять каждого лидера во всех группах, чтобы дать возможность любому ребенку попробовать проявить свои организаторские способности. Также принимать участие в самоуправлении стоит доверить детям, которые имеют высокий уровень интеллекта, хорошо развитые коммуникативные навыки и способности организатора.

Классное самоуправление предполагает создание свода правил для всех школьников из конкретного класса. Для ученического самоуправления в начальной школе стоит ввести следующие правила:

  1. Полное соблюдение внутришкольного устава каждым ребенком.
  2. Участие в жизни класса со стороны всех учеников.
  3. Следование правилам поведения на уроках и перерывах.
  4. Запрет на опоздания на уроки.
  5. Соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий, правил гигиены.
  6. Запрет на пропуски занятий в школе без уважительной причины и наличия специальных документов, объясняющих отсутствие ребенка.
  7. Орган самоуправления предписывает не покидать территорию школы во время учебного процесса без разрешения классного руководителя.
  8. Возможность в корректной форме высказывать свое мнение по различным темам.
  9. Стараться находить общий язык с одноклассниками и учителями, уважать их точку зрения по разным поводам.
  10. С уважением относиться к интересам и личностным особенностям других людей.

Правильно организованное самоуправление в классе начальной школы позволит развить в детях самостоятельность и ответственность, умение находить общий язык с любым человеком и с легкостью находить выход в нестандартных ситуациях.

Больше информации об организации ученического самоуправления в школе представлено в других публикациях:

  1. Самоуправление в классном коллективе как метод формирования гражданской позиции учащихся
  2. Самоуправление в начальной школе
  3. Организация ученического самоуправления в школе
  4. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания в школе
  5. Совет обучающихся как одна из действенных форм воспитания личности

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.