Самоуправление в начальной школе

224

Модель самоуправления в начальной школе имеет свою специфику, которая основана на возрастных особенностях детей. Орган самоуправления в начальной школе обладает высокой эффективностью и необходим для создания в любом классе. Умение самостоятельно справляться со всеми вопросами из жизни класса пригодится школьникам и в дальнейшем.

Классное самоуправление в начальной школе лучше организовать без сложных структур на понятном и доступном уровне. Это даст отличные результаты и позволит научить школьников справляться со всеми делами без вмешательства взрослых.

Самоуправление в классе представляет собой комплекс действий со стороны учеников совместно с учителями, которые направлены на планирование, создание и анализ деятельности в классе. Данная деятельность позволяет создать наиболее подходящие и эффективные условия для интеллектуального и морального развития, обучения, общения в пределах класса. Грамотно организованное самоуправление позволяет даже в начальной школе прививать детям высокий уровень самостоятельности.

Цели и задачи данной деятельности

Организация самоуправления в начальной школе предполагает следование следующим целям:

  • поощрение активного участия детей в школьных и внутриклассных делах;
  • возможность реализовать интересы каждого школьника;
  • привлечение семей учащихся к данной деятельности;
  • воспитание людей, способных к социальному творчеству и желающих постоянно совершенствоваться.

Наиболее эффективными будут те модели самоуправления в начальной школе, в функционировании которых принимает участие и классный руководитель. Чтобы достичь поставленных целей потребуется выполнить ряд задач:

  • создание оптимальных условий в пределах класса для формирования лидерских качеств у каждого ученика, активного развития организаторских способностей у учащихся;
  • создания подходящего микроклимата в классе для развития творческого начала в детях, желания проявлять инициативу, развития самостоятельности;
  • создать комфортные условия для совместной деятельности школьников и взрослых;
  • обучать детей навыкам общения, уважению к окружающим людям, толерантности;
  • обеспечить каждому ребенку оптимальные условия для самореализации в рамках класса и самоутверждения с помощью поручения им конкретных дел;
  • формировать потребность у каждого ребенка постоянно обогащать свой духовный мир;
  • воспитывать в детях умение быть частью коллектива, прислушиваться к мнению других людей;
  • воспитывать положительное отношение к вечным ценностям, законам страны, развитие ответственности за свою жизнь;
  • помощь в развитии умения находить для себя дело, которое будет близко природе ребенка и полезно для общества;
  • привитие бережного отношения к окружающей природе.

Что необходимо сделать учителю

Модель самоуправления повысит свою продуктивность, если педагог грамотно подойдет к организации этой деятельности. Учителю следует выполнять следующие функции.

  1. В организации самоуправления в начальной школе важно заниматься воспитанием у детей уважительного отношения к своим одноклассникам и взрослым людям.
  2. Укреплять связи внутри класса, способствуя образованию дружного коллектива.
  3. Обучать школьников понимаю самоценности каждого ученика, выполнению поручений класса с учетом самоконтроля во взаимоотношениях с окружающими.
  4. Способствовать созданию у каждого ребенка индивидуального стиля жизни.
  5. Влиять на укрепление социальных связей у учащихся и расширение их числа, влиять на улучшение каждым школьником навыков общения, воздействия на окружающий мир и умения его изменять, создавать свой личный социальный мир с учетом своих интересов.
  6. Приложение усилий, направленных на привитие детям высокоразвитых навыков самоорганизации, самоуправления, самодеятельности.

Для осуществления успешного классного самоуправления в начальной школе необходимо выполнять все перечисленные задачи в комплексе.

Особенности самоуправления в начальных классах

Для создания органа самоуправления в начальной школе имеет свои нюансы, которые объясняются возрастными особенностями развития детей данного возраста. Организация самоуправления предполагает выбор несложных структур, поскольку чересчур усложненные формы управления могут вызвать у детей лишние трудности. Однако учеников, начиная с третьего класса, уже можно постепенно вовлекать в ученическое самоуправление в пределах класса. Создание небольших организаций предоставляет следующие возможности:

  • соблюдение игровой формы при создании органов самоуправления, чтобы облегчить понимание детьми целей данных организаций и выполнение своих обязанностей;
  • совместное создание газет, мини-листовок с интересной информацией, которые будут рассказывать о жизни в данной организации;
  • проведение отчетных мероприятий о результатах деятельности органов самоуправления в классе.

Чтобы функционирование созданных органов управления было эффективным и решало поставленные задачи, можно организовать деятельность следующим образом.

Скачайте таблицу об организации самоуправления в начальной школе
Скачать в .docx

Добровольность самоопределения

Ученики выбирают микрогруппы, которые организуются в пределах класса, с учетом собственных пожеланий. У детей есть право менять одну группу на другую.

Участие учителя

Классному руководителю следует предоставить помощь в формировании мини-групп. Можно предлагать объединиться на основе общих интересов, дружеских связей и по другим поводам.

Организация совета класса

В совет желательно входить лидерам каждой из мини-групп. Стоит периодически менять каждого лидера во всех группах, чтобы дать возможность любому ребенку попробовать проявить свои организаторские способности. Также принимать участие в самоуправлении стоит доверить детям, которые имеют высокий уровень интеллекта, хорошо развитые коммуникативные навыки и способности организатора.

Правила для учеников

Классное самоуправление предполагает создание свода правил для всех школьников из конкретного класса. Для ученического самоуправления в начальной школе стоит ввести следующие правила.

  1. Полное соблюдение внутришкольного устава каждым ребенком.
  2. Участие в жизни класса со стороны всех учеников.
  3. Следование правилам поведения на уроках и перерывах.
  4. Запрет на опоздания на уроки.
  5. Соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий, правил гигиены.
  6. Запрет на пропуски занятий в школе без уважительной причины и наличия специальных документов, объясняющих отсутствие ребенка.
  7. Орган самоуправления предписывает не покидать территорию школы во время учебного процесса без разрешения классного руководителя.
  8. Возможность в корректной форме высказывать свое мнение по различным темам.
  9. Стараться находить общий язык с одноклассниками и учителями, уважать их точку зрения по разным поводам.
  10. С уважением относиться к интересам и личностным особенностям других людей.

Правильно организованное самоуправление в классе начальной школы позволит развить в детях самостоятельность и ответственность, умение находить общий язык с любым человеком и с легкостью находить выход в нестандартных ситуациях.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль