Самоуправление в начальной школе

101

Модель самоуправления в начальной школе имеет свою специфику, которая основана на возрастных особенностях детей. Орган самоуправления в начальной школе обладает высокой эффективностью и необходим для создания в любом классе. Умение самостоятельно справляться со всеми вопросами из жизни класса пригодится школьникам и в дальнейшем.

Классное самоуправление в начальной школе лучше организовать без сложных структур на понятном и доступном уровне. Это даст отличные результаты и позволит научить школьников справляться со всеми делами без вмешательства взрослых.

Самоуправление в классе представляет собой комплекс действий со стороны учеников совместно с учителями, которые направлены на планирование, создание и анализ деятельности в классе. Данная деятельность позволяет создать наиболее подходящие и эффективные условия для интеллектуального и морального развития, обучения, общения в пределах класса. Грамотно организованное самоуправление позволяет даже в начальной школе прививать детям высокий уровень самостоятельности.

Цели и задачи данной деятельности

Организация самоуправления в начальной школе предполагает следование следующим целям:

  • поощрение активного участия детей в школьных и внутриклассных делах;
  • возможность реализовать интересы каждого школьника;
  • привлечение семей учащихся к данной деятельности;
  • воспитание людей, способных к социальному творчеству и желающих постоянно совершенствоваться.

Наиболее эффективными будут те модели самоуправления в начальной школе, в функционировании которых принимает участие и классный руководитель. Чтобы достичь поставленных целей потребуется выполнить ряд задач:

  • создание оптимальных условий в пределах класса для формирования лидерских качеств у каждого ученика, активного развития организаторских способностей у учащихся;
  • создания подходящего микроклимата в классе для развития творческого начала в детях, желания проявлять инициативу, развития самостоятельности;
  • создать комфортные условия для совместной деятельности школьников и взрослых;
  • обучать детей навыкам общения, уважению к окружающим людям, толерантности;
  • обеспечить каждому ребенку оптимальные условия для самореализации в рамках класса и самоутверждения с помощью поручения им конкретных дел;
  • формировать потребность у каждого ребенка постоянно обогащать свой духовный мир;
  • воспитывать в детях умение быть частью коллектива, прислушиваться к мнению других людей;
  • воспитывать положительное отношение к вечным ценностям, законам страны, развитие ответственности за свою жизнь;
  • помощь в развитии умения находить для себя дело, которое будет близко природе ребенка и полезно для общества;
  • привитие бережного отношения к окружающей природе.

Что необходимо сделать учителю

Модель самоуправления повысит свою продуктивность, если педагог грамотно подойдет к организации этой деятельности. Учителю следует выполнять следующие функции.

  1. В организации самоуправления в начальной школе важно заниматься воспитанием у детей уважительного отношения к своим одноклассникам и взрослым людям.
  2. Укреплять связи внутри класса, способствуя образованию дружного коллектива.
  3. Обучать школьников понимаю самоценности каждого ученика, выполнению поручений класса с учетом самоконтроля во взаимоотношениях с окружающими.
  4. Способствовать созданию у каждого ребенка индивидуального стиля жизни.
  5. Влиять на укрепление социальных связей у учащихся и расширение их числа, влиять на улучшение каждым школьником навыков общения, воздействия на окружающий мир и умения его изменять, создавать свой личный социальный мир с учетом своих интересов.
  6. Приложение усилий, направленных на привитие детям высокоразвитых навыков самоорганизации, самоуправления, самодеятельности.

Для осуществления успешного классного самоуправления в начальной школе необходимо выполнять все перечисленные задачи в комплексе.

Особенности самоуправления в начальных классах

Для создания органа самоуправления в начальной школе имеет свои нюансы, которые объясняются возрастными особенностями развития детей данного возраста. Организация самоуправления предполагает выбор несложных структур, поскольку чересчур усложненные формы управления могут вызвать у детей лишние трудности. Однако учеников, начиная с третьего класса, уже можно постепенно вовлекать в ученическое самоуправление в пределах класса. Создание небольших организаций предоставляет следующие возможности:

  • соблюдение игровой формы при создании органов самоуправления, чтобы облегчить понимание детьми целей данных организаций и выполнение своих обязанностей;
  • совместное создание газет, мини-листовок с интересной информацией, которые будут рассказывать о жизни в данной организации;
  • проведение отчетных мероприятий о результатах деятельности органов самоуправления в классе.

Чтобы функционирование созданных органов управления было эффективным и решало поставленные задачи, можно организовать деятельность следующим образом.

Скачайте таблицу об организации самоуправления в начальной школе
Скачать в .docx

Добровольность самоопределения

Ученики выбирают микрогруппы, которые организуются в пределах класса, с учетом собственных пожеланий. У детей есть право менять одну группу на другую.

Участие учителя

Классному руководителю следует предоставить помощь в формировании мини-групп. Можно предлагать объединиться на основе общих интересов, дружеских связей и по другим поводам.

Организация совета класса

В совет желательно входить лидерам каждой из мини-групп. Стоит периодически менять каждого лидера во всех группах, чтобы дать возможность любому ребенку попробовать проявить свои организаторские способности. Также принимать участие в самоуправлении стоит доверить детям, которые имеют высокий уровень интеллекта, хорошо развитые коммуникативные навыки и способности организатора.

Правила для учеников

Классное самоуправление предполагает создание свода правил для всех школьников из конкретного класса. Для ученического самоуправления в начальной школе стоит ввести следующие правила.

  1. Полное соблюдение внутришкольного устава каждым ребенком.
  2. Участие в жизни класса со стороны всех учеников.
  3. Следование правилам поведения на уроках и перерывах.
  4. Запрет на опоздания на уроки.
  5. Соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий, правил гигиены.
  6. Запрет на пропуски занятий в школе без уважительной причины и наличия специальных документов, объясняющих отсутствие ребенка.
  7. Орган самоуправления предписывает не покидать территорию школы во время учебного процесса без разрешения классного руководителя.
  8. Возможность в корректной форме высказывать свое мнение по различным темам.
  9. Стараться находить общий язык с одноклассниками и учителями, уважать их точку зрения по разным поводам.
  10. С уважением относиться к интересам и личностным особенностям других людей.

Правильно организованное самоуправление в классе начальной школы позволит развить в детях самостоятельность и ответственность, умение находить общий язык с любым человеком и с легкостью находить выход в нестандартных ситуациях.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль