Проектная деятельность младших школьников

84

Проектно исследовательская деятельность младших школьников – это методика личностно-ориентированного процесса обучения. Она направлена на интенсивное развитие содержательной составляющей образовательного процесса, умения и навыков с помощью комплекса учебных заданий и руководств, направленных на актуализацию проектной деятельности и предоставление результата изучения, как какой-либо продукт.

Описание и виды проектов

Грамотное развитие проектной деятельности младших школьников – это современная образовательно-познавательная деятельность с элементами творческой, игровой и учебной деятельности, направленной на преследование достижения общей цели, взаимодействующие методики и способы реализации методик обучения, которые помогают в достижение поставленных положительных результатов, то есть, создание и развитие проекта.

Виды и характеристики проектов:

Название

Описание

Исследовательские проекты

Тщательно и четко структурированная программа, которая практически идентична настоящему научному исследованию. Используется актуальная тема проектной деятельности младших дошкольников, конфликтная ситуация интересов и объект изучения, цели и сопутствующие задачи исследования, методы, дебаты по поводу полученных результатов, выводы. 

Информационные проекты

Поиск данных и разнообразной информации об объекте, действии или явлении, с целью дальнейшего анализа ее участниками проекта.

Практико-ориентированные проекты

Имеет четкое понятие конечного результата проекта, характер деятельности каждого участника. Основная цель – ориентировка и достижение определенных результатов на основе социальных интересов и предпочтений школьников.

Творческие проекты

Такие действия не обозначают четко сформированную структуру, они выполняются и развиваются в соответствии с формой деятельности и способам достижения поставленных задач. Это может быть создание стенгазеты, проработка сценария к празднику или сбор рассказов и сочинений.

Игровые проекты

Требуют тщательной подготовки, направлены на оперативное принятие разных решений в происходящей игровой ситуации. Результаты игровых проектов часто можно видеть только по окончанию проведения различных действий.

По содержанию проекты могут быть:

  1. Монопредметные, направленные на информационное содержание только одного предмета.
  2. Межпредметные, которые проводятся обычно во вне урочное время. Они могут быть кратковременные или долговременные, охватывающие два – три предмета или практически все полученные знания учеников за определенный отрезок времени.
  3. Надпредметные. В таких проектах применяется более глубокая информация, которая часто не фигурирует в школьной программе.

По количеству участников проектная деятельность может быть личная, парная или групповая.

Этапы и элементы проектной деятельности

Формирование проектной деятельности младших школьников включает в себя соблюдение и передерживание следующих этапов:

  1. Анализ выбранной ситуации или проблемы.
  2. Постановка цели и определение конечного результата.
  3. Приоритетные средства достижения поставленных задач.
  4. Поиск необходимых данных, их анализ и синтез.
  5. Оценка и анализ полученных результатов и выводов проекта.

Предметная деятельность учащихся состоит из трех основных блоков:

  • предметный,
  • деятельный,
  • коммуникативный.

Проектная деятельность является современной методикой развивающего обучения. Ее основная цель, это выработка и приобретение самостоятельных умений в исследовательских работах. Сюда входит обозначение проблемы, сбор данных и информации по теме проекта, проведение просчетов и исследований, анализ результатов и подведение итогов проведения проектной деятельности.

Главной задачей проектной деятельности является опытное применение и понимание школьниками знаний, которые были получены на интеграционной основе в процессе изучения разных школьных предметов.

Основные задачи проектной деятельности

Внедрение подобных программ направлено на получение определенных положительных результатов. В процессе участия детей в проектах, ребенок получает следующие навыки и умения:

  1. Планирование. Ученики приобретают знания и опыт в планирование всех необходимых действий и шагов, которые возникают в процессе работы и способствуют достижению поставленных целей.
  2. Обработка информации. Формируются знания по правильному сбору и анализу необходимых для проекта знаний, сортировка полезной и бесполезной информации, возможности применения подходящей информации.
  3. Анализ. Развивается креативное и абстрактное мышление, умение анализировать и размышлять критически.
  4. Составление отчетности. Школьники учатся составлять письменные отчеты, планы действий, создавать презентации и получать общие знания в библиографии.
  5. Позитивное отношение к работе. У младших школьников формируется положительное отношение к выполняемым действиям, проявляется инициатива и энтузиазм. Они стремятся выполнять работу по указанным срокам, придерживаясь составленным планам и графикам.

Важными факторами проектной деятельности считаются:

  1. Мотивация младших школьников при решении проблем и выполнение действий по поставленным задачам.
  2. Развитие креативного мышления и творческих потенциалов.
  3. Прививается умение переходить от инструментального способа решения проблем к технологическому.
  4. Повышается чувство ответственности и собранности.
  5. Создаются благоприятные условия сотрудничества между педагогическим составом и коллективом учащихся.

Все эти действия направлены на достижение положительных результатов и развитие у детей младшего школьного возраста внимания, правильного восприятия разнообразной информации, улучшение памяти, развитию мышления и воображения. В процессе проектной деятельности улучшается интеллектуальное развитие, динамика восприятия образовательных занятий.

  • Индивидуальная, парная или коллективная работа позволяет школьникам научиться принимать самостоятельные решения, продумывать возможные исходы собственных действий и поступков, воспринимать правильно критику и делать выводы из собственной работы.
  • Грамотное и гармоничное сотрудничество с педагогами дает детям ощущение равенства, ответственности за результаты проекта и самостоятельности.
  • Учащиеся не только слепо следуют составленному графику, но и учатся его корректировать, делиться знаниями и опытом.

Все это способствует проявлению интереса к получению знаний, образовательному процессу и предметам школьной программы.

Критерии оценивания проектной деятельности, в основном, лояльные и демократичные. Они направлены не на оценку имеющихся знаний и навыков, а на динамику развития логического, интеллектуального развития, креативного мышления и способности школьников выявлять цель поставленной задачи и находить пути ее решения. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль