Проектная деятельность младших школьников

60

Проектно исследовательская деятельность младших школьников – это методика личностно-ориентированного процесса обучения. Она направлена на интенсивное развитие содержательной составляющей образовательного процесса, умения и навыков с помощью комплекса учебных заданий и руководств, направленных на актуализацию проектной деятельности и предоставление результата изучения, как какой-либо продукт.

Описание и виды проектов

Грамотное развитие проектной деятельности младших школьников – это современная образовательно-познавательная деятельность с элементами творческой, игровой и учебной деятельности, направленной на преследование достижения общей цели, взаимодействующие методики и способы реализации методик обучения, которые помогают в достижение поставленных положительных результатов, то есть, создание и развитие проекта.

Виды и характеристики проектов:

Название

Описание

Исследовательские проекты

Тщательно и четко структурированная программа, которая практически идентична настоящему научному исследованию. Используется актуальная тема проектной деятельности младших дошкольников, конфликтная ситуация интересов и объект изучения, цели и сопутствующие задачи исследования, методы, дебаты по поводу полученных результатов, выводы. 

Информационные проекты

Поиск данных и разнообразной информации об объекте, действии или явлении, с целью дальнейшего анализа ее участниками проекта.

Практико-ориентированные проекты

Имеет четкое понятие конечного результата проекта, характер деятельности каждого участника. Основная цель – ориентировка и достижение определенных результатов на основе социальных интересов и предпочтений школьников.

Творческие проекты

Такие действия не обозначают четко сформированную структуру, они выполняются и развиваются в соответствии с формой деятельности и способам достижения поставленных задач. Это может быть создание стенгазеты, проработка сценария к празднику или сбор рассказов и сочинений.

Игровые проекты

Требуют тщательной подготовки, направлены на оперативное принятие разных решений в происходящей игровой ситуации. Результаты игровых проектов часто можно видеть только по окончанию проведения различных действий.

По содержанию проекты могут быть:

  1. Монопредметные, направленные на информационное содержание только одного предмета.
  2. Межпредметные, которые проводятся обычно во вне урочное время. Они могут быть кратковременные или долговременные, охватывающие два – три предмета или практически все полученные знания учеников за определенный отрезок времени.
  3. Надпредметные. В таких проектах применяется более глубокая информация, которая часто не фигурирует в школьной программе.

По количеству участников проектная деятельность может быть личная, парная или групповая.

Этапы и элементы проектной деятельности

Формирование проектной деятельности младших школьников включает в себя соблюдение и передерживание следующих этапов:

  1. Анализ выбранной ситуации или проблемы.
  2. Постановка цели и определение конечного результата.
  3. Приоритетные средства достижения поставленных задач.
  4. Поиск необходимых данных, их анализ и синтез.
  5. Оценка и анализ полученных результатов и выводов проекта.

Предметная деятельность учащихся состоит из трех основных блоков:

  • предметный,
  • деятельный,
  • коммуникативный.

Проектная деятельность является современной методикой развивающего обучения. Ее основная цель, это выработка и приобретение самостоятельных умений в исследовательских работах. Сюда входит обозначение проблемы, сбор данных и информации по теме проекта, проведение просчетов и исследований, анализ результатов и подведение итогов проведения проектной деятельности.

Главной задачей проектной деятельности является опытное применение и понимание школьниками знаний, которые были получены на интеграционной основе в процессе изучения разных школьных предметов.

Основные задачи проектной деятельности

Внедрение подобных программ направлено на получение определенных положительных результатов. В процессе участия детей в проектах, ребенок получает следующие навыки и умения:

  1. Планирование. Ученики приобретают знания и опыт в планирование всех необходимых действий и шагов, которые возникают в процессе работы и способствуют достижению поставленных целей.
  2. Обработка информации. Формируются знания по правильному сбору и анализу необходимых для проекта знаний, сортировка полезной и бесполезной информации, возможности применения подходящей информации.
  3. Анализ. Развивается креативное и абстрактное мышление, умение анализировать и размышлять критически.
  4. Составление отчетности. Школьники учатся составлять письменные отчеты, планы действий, создавать презентации и получать общие знания в библиографии.
  5. Позитивное отношение к работе. У младших школьников формируется положительное отношение к выполняемым действиям, проявляется инициатива и энтузиазм. Они стремятся выполнять работу по указанным срокам, придерживаясь составленным планам и графикам.

Важными факторами проектной деятельности считаются:

  1. Мотивация младших школьников при решении проблем и выполнение действий по поставленным задачам.
  2. Развитие креативного мышления и творческих потенциалов.
  3. Прививается умение переходить от инструментального способа решения проблем к технологическому.
  4. Повышается чувство ответственности и собранности.
  5. Создаются благоприятные условия сотрудничества между педагогическим составом и коллективом учащихся.

Все эти действия направлены на достижение положительных результатов и развитие у детей младшего школьного возраста внимания, правильного восприятия разнообразной информации, улучшение памяти, развитию мышления и воображения. В процессе проектной деятельности улучшается интеллектуальное развитие, динамика восприятия образовательных занятий.

  • Индивидуальная, парная или коллективная работа позволяет школьникам научиться принимать самостоятельные решения, продумывать возможные исходы собственных действий и поступков, воспринимать правильно критику и делать выводы из собственной работы.
  • Грамотное и гармоничное сотрудничество с педагогами дает детям ощущение равенства, ответственности за результаты проекта и самостоятельности.
  • Учащиеся не только слепо следуют составленному графику, но и учатся его корректировать, делиться знаниями и опытом.

Все это способствует проявлению интереса к получению знаний, образовательному процессу и предметам школьной программы.

Критерии оценивания проектной деятельности, в основном, лояльные и демократичные. Они направлены не на оценку имеющихся знаний и навыков, а на динамику развития логического, интеллектуального развития, креативного мышления и способности школьников выявлять цель поставленной задачи и находить пути ее решения. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль