Конфликты в педагогическом коллективе

375

Конфликт представляет собой функционально противоречивое явление, а соотношение его позитивных и негативных функций всегда рассматривается в какой-то конкретной ситуации. То есть, за базу спора между разными людьми взято столкновение противоположно направленными мнениями, интересами и представлениями о методе реализации планов и так далее.

Причины конфликтов в педагогическом коллективе бывают самые разнообразные.

Особенности конфликтов

По смыслу, предназначению и роли можно поделить функции на несколько подгрупп:

  1. Конструктивные, то есть позитивные.
  2. Деструктивные, то есть отрицательные.

Специфика такой деятельности таится в том, что работа учителя, невзирая на то, что она считается социологической (по классификации Е.Н. Климова), проходит персонально. Взаимодействуя с учениками учитель, обычно, находится в достаточно сильном напряжении, потому что он должен постоянно контролировать свое поведение, а также поведение школьников в различных случаях.

Необходимо заметить, что педагоги достаточно резко откликаются на оценку своих характеристик. Это потому, что преподаватель, в меру своей деятельности, привык оценивать.

  • Ему сложно согласиться с выводами про то, что та или иная педагогическая ситуация протекает или развивается негативно.
  • Помимо этого, большая часть педагогом имеют повышенную личностную тревогу, из-за которой человек склонен с драматизации, гиперболизации событий.

На данный момент особенностью педагогических коллективов считается тот факт, что более восьмидесяти процентов учителей – женщины. По мнению специалистов в таких коллективах межличностные споры, что касаются и деловых моментов, встречаются гораздо чаще.

Причины конфликтов в педагогическом коллективе

Причины конфликтов в педагогическом коллективе достаточно разные. Порой, можно увидеть несколько значительных оснований: начало спора вызывала одна причина, а затяжной тип придала совсем иная.

Неправильно попытаться установить причины споров, что относят только к профессиональной деятельности человека. Учитель в своей профессии выстраивает отношения и со школьниками, и с взрослыми людьми (администрация, коллеги).

Для начала стоит рассмотреть поводы образования конфликтов, сделав их более-менее обобщенными.

Итак, одной из достаточно частных причин является разделение общего объекта притязаний (например, материальные блага, слава и так далее).

1. Ущемление достоинства.

Началом такой ситуации являются неподтверждённые ожидания. Обострение появиться из-за отсутствия любопытного дела или перспектив. Это увеличивает напряжение и скрывает эгоизм, нежелание советоваться с сотрудниками.

В основе остаются деловые разногласия. Основанием межгрупповых и личностных споров считается расхождение нормативов поведения и коммуникации.

2. Конфликт быстрой разрядки.

Возможным поводом может стать психологическая несовместимость людей, что вынуждены ежедневно пересекаться.

3. Конфликт ценностей.

Также можно установить особенные причины конфликтов в педагогическом коллективе:

Учитель-Администратор

Учитель-Учитель

Основаны отношениями субъектов.

Спровоцированы администрацией.

Нечеткие границы между руководством, что ведет к двойному подчинению.

Меж молодым специалистом и учителем со стажем.

Неправильное разделение ресурсов.

Жесткая организация жизни школы.

Между педагогами, которые преподают разные предметы.

Плохой подбор преподавателей в одной параллели со стороны психологической совместимости.

Перекладывание на педагога чужих обязательств.

Между преподавателями, что ведут одинаковый предмет.

Так называемое «сталкивание» педагогов.

Внеплановое наблюдение за работой.

Между педагогами младших классов и средних.

Постоянная перемена руководства.

Меж преподавателями, чьи детки учатся в школе.

Недооценка профессиональных успехов учителя.

Между педагогом, который имеет какое-то звание и тем, кто его не имеет.

Неверные принципы стимулирования работы специалиста.

Неравномерная нагрузка специалистов общественными делами.

Предвзятое отношение преподавателя к школьникам.

Регулярное понижение отметок.

Неправильный принцип персонального подхода к преподавателю.

Самостоятельное установление учителем проверок познаний школьников, которые не запланированы и превышают нормальную загрузку деток.

О самых значительных поводах споров вариации «Учитель-Администрация» свидетельствуют такие сведения: одним из оснований недовольства методом руководства считается недостаток опыта директоров.

Директора в большинстве случаев утверждают, что у них дружеские взаимоотношения с преподавателями. Однако сами учителя замечают, что эти отношения не более чем формальность. Подобная диспропорция в статистике (сорок процентов и семьдесят), разрешает понять, что многие администраторы не объективно относятся к отношениям.

Стоит отметить, что вероятность образование конфликтного положения понижается тогда, когда руководство может адекватно воспринимать критику. Если в общении с рабочими директор придерживается простых и скромных принципов, то также отношения гораздо позитивнее.

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе меж преподавателями представлена в следующих манипуляциях со стороны учителей:

  1. Научиться учитывать интересы.
  2. Нормально принимать критику.
  3. Выказывать вежливость и уважение.
  4. Придерживаться дисциплинированности.

В виде профилактики конфликтов в педагогическом коллективе с подчиненными администрации нужно:

  1. Объективно оценивать деятельность педагогов.
  2. Заботиться.
  3. Не злоупотреблять положением.
  4. Результативно применять тактику убеждения.
  5. Улучшать уровень организации.

Методы разрешения конфликта

Варианты разрешения конфликта в педагогическом коллективе достаточно обширны, как и поводы формирования таких ситуаций.

Для начала, каждый человек должен понимать, что перед тем, как отзываться на определенные поступки другого человека, нужно выяснить, по какой причине он поступил именно так.

Вот небольшой перечень методов, которые помогут устранить спор:

  1. Нужно убедить стороны спора установить прямой контакт, чтобы обсудить в открытую создавшуюся ситуацию.
  2. Необходимо сделать условия деятельности педагогов так, дабы они продолжительное время не пересекались.
  3. Нужно проинформировать всех педагогов, если грядет распределение премий.
  4. Руководство должно улучшать стиль организации рабочего процесса с подчиненными.

Таким образом, становится понятно, что споры у педагогов считаются достаточно частым явлением. Они могут появляться по разнообразным причинам, начиная от предвзятого поведения к кому-либо, и заканчивая борьбой за материальные блага. Очень важным моментом является то, как ведет себя руководство.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль