Формирование коммуникативных УУД у младших школьников

85

В современном обществе, где все кардинально меняется, изменяются и требования к личности. На данный момент школы еще ориентированы на то, чтобы выпускать квалифицированных специалистов, которые уже имеют некий багаж знаний, опыт. Однако, экономика стала динамичной, все очень быстро изменяется, и от человека требуется скорее не опыт, а умение ориентироваться, создавать командные отношения и вступать в них. Человек должен быть образован, в первую очередь, в плане общения.

Как реализуется формирование коммуникативных ууд у школьников

Осознанность и грамотность в общении сейчас считаются очень серьезными факторами успешности в любой области жизни. Отсутствие простых навыков способно спровоцировать большое количество споров и в коллективе и в семье. По этой причине, очень важно учить ребенка с самых малых лет общаться и взаимодействовать с людьми. В формировании коммуникативных ууд у младших школьников должны участвовать не только родители, но и общеобразовательные учреждения. Поэтому педагоги должны четко понимать, что это такое и как это реализуется.

К таким УУД стоит отнести:

  1. Планирование учебного взаимодействия с учителем и ровесниками.
  2. Решение конфликтных ситуаций.
  3. Управление поведением собеседника.
  4. Умение полномерно и точно высказывать мысли.

Теперь становится понятно, что важно начинать развитие коммуникативных ууд еще в младшем школьном возрасте. Только так можно добиться от ребенка целенаправленного общения, а еще качественного учебного процесса. Ведь именно благодаря этим навыкам ребенок может продуктивно использовать особенности своего характера и какие-то индивидуальные возможности, только так школьник сможет полноценно реализовывать себя в общественной деятельности.

Ребенок начинает разговаривать задолго до школы, и, как правило, уже к первому классу имеет достаточный опыт общения с взрослыми. К шести годам у деток появляется неподдельный интерес к ровесникам, происходит установление дружеских отношений, появляется настоящее взаимодействие детей:

  • взаимопомощь,
  • взаимоконтроль и так далее.

По статистике, от пятнадцати до шестидесяти процентов деток в начальных классах имеют сложности коммуникативного плана. Проблематика такой деятельности подробно описывается психологией, но для учителей дол сих пор нет указаний, четких принципов оценивания и практической системы развития коммуникативной деятельности деток (кроме системы Эльконина-Давыдова).

Параметры оценки навыков ребенка

Теоретическое изучение развития ууд у школьников хорошо описаны в работах Гришановой И.А., где выделяются основные параметры:

Критерий

Описание

Навыки

Когнитивный

Возможность определять свои трудности в общении.

Ребенок должен уметь высказывать интерес к общению, обосновывать свое мнение, адекватно использовать свой словарный запас, проявлять желание помочь своим одноклассников. Он должен уметь самовыражаться, реализовывать себя через тот или иной способ. Также ребёнок должен уметь прислушиваться к советам других детей, оценивать их замечания.

Поведенческий

Умение управлять своим поведением.

Ребенок должен уметь располагать детей, улыбаться, принимать решения без помощи взрослых. Школьник должен мимикой, речью и жестами уметь выражать отношение к той или иной ситуации, понимать свое поведение и действовать согласно адекватным поведенческим формам.

Эмотивный

Возможность овладевать своими эмоциями.

Ребенок должен уметь держать себя в обществе уверенно, контролировать свои эмоции, контролировать силу речи и скорость разговора.

Представленные критерии стали базой для оценки степени развития навыков общения.

Методики и способы

Анализ реальной среды говорит, что для решения этого вопроса в учреждениях применяются групповые варианты организации общения. Сюда можно отнести такие методы формирования коммуникативных ууд у младших школьников: коллективная деятельность (попарно или в микро группах), коммуникативно-целевые задачи (диалог), общая работа с применением дидактического инструментария, проверка заданий друг друга, игровые технологии, пение в хоре, общие рисунки и т.д.

Однако, несмотря на это, педагогам достаточно трудно работать и применять методы формирования коммуникативных ууд у младших школьников. Учителям и психологам желательно обладать стандартизированным инструментом диагностики этой проблемы.

Существует несколько основных подгрупп деток с трудностями такого типа:

  1. Эмоционально-личностные проблемы. Такие дети замкнуты, не умеют работать в классе, их энергия понижена.
  2. Детки с вербализмом. У них в значительной степени преобладает вербальная область (устная речь, словесная память) над иными сторонами психоэмоционального развития. Такие детки хоть и могут показаться на первый взгляд достаточно умными и смышлёными, но при обучении оказывается, что развития мышления не хватает, не хватает также производительности и мотивации. В результате это ведет к неуспеваемости и спорам с окружением.
  3. Дети с повышенным восприятием и обработкой данных. Они плохо развиты в вербальном плане, но скрываются за разговорчивостью.
  4. Детки с личностно-типологическими характеристиками: необщительность, стеснительность, интровертированность.

На данное мгновение в структуре практической деятельности применяются самые результативные виды корректировки и создания общительных навыков. Главные способы формирования коммуникативных ууд у младших школьников:

  1. Групповые уроки для первоклассников, у которых имеются сложности в общении, что были обнаружены в момент адаптации.
  2. Внедрение курса «Психология общения» в качестве дополнительных, то есть внеурочных занятий. Этот курс включает в себя ролевые игры, гимнастические этюды, дискуссии, релаксационные и эмоциональные символические методики, рисуночные и когнитивные способы, вариант направленного воображения и так далее.
  3. Классная проектная работа.
  4. Организация игр на перерывах и паузах: мимические, пантомимические, ролевые и т.п.
  5. Реализации «Больших психологических игр». Такие способы представляют собой проведение игр, в которых воспроизводится «маленькая жизнь», то есть оконченный элемент жизнетворчества, где детям разрешается получить опыт общей деятельности, общения и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование коммуникативных ууд у младших школьников должно происходить комплексно. Методики и варианты работы с детьми должны быть грамотно построены и изучены. Это итог общих усилий учителей, родителей и практических психологов.

Разнообразие методик и способов развития такого рода навыков и качеств и детей позволяет сделать ребёнка полноценным, успешным и уверенным членом общества.

В дальнейшем малышу будет гораздо проще привыкать к новым компаниям, находить общий язык с ровесниками и взрослыми, подавать себя с лучшей стороны. Ребенок не будет бояться говорить и делать ошибки, а это очень важно для воспитания личности. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль