Формирование коммуникативных УУД у младших школьников

104

В современном обществе, где все кардинально меняется, изменяются и требования к личности. На данный момент школы еще ориентированы на то, чтобы выпускать квалифицированных специалистов, которые уже имеют некий багаж знаний, опыт. Однако, экономика стала динамичной, все очень быстро изменяется, и от человека требуется скорее не опыт, а умение ориентироваться, создавать командные отношения и вступать в них. Человек должен быть образован, в первую очередь, в плане общения.

Как реализуется формирование коммуникативных ууд у школьников

Осознанность и грамотность в общении сейчас считаются очень серьезными факторами успешности в любой области жизни. Отсутствие простых навыков способно спровоцировать большое количество споров и в коллективе и в семье. По этой причине, очень важно учить ребенка с самых малых лет общаться и взаимодействовать с людьми. В формировании коммуникативных ууд у младших школьников должны участвовать не только родители, но и общеобразовательные учреждения. Поэтому педагоги должны четко понимать, что это такое и как это реализуется.

К таким УУД стоит отнести:

  1. Планирование учебного взаимодействия с учителем и ровесниками.
  2. Решение конфликтных ситуаций.
  3. Управление поведением собеседника.
  4. Умение полномерно и точно высказывать мысли.

Теперь становится понятно, что важно начинать развитие коммуникативных ууд еще в младшем школьном возрасте. Только так можно добиться от ребенка целенаправленного общения, а еще качественного учебного процесса. Ведь именно благодаря этим навыкам ребенок может продуктивно использовать особенности своего характера и какие-то индивидуальные возможности, только так школьник сможет полноценно реализовывать себя в общественной деятельности.

Ребенок начинает разговаривать задолго до школы, и, как правило, уже к первому классу имеет достаточный опыт общения с взрослыми. К шести годам у деток появляется неподдельный интерес к ровесникам, происходит установление дружеских отношений, появляется настоящее взаимодействие детей:

  • взаимопомощь,
  • взаимоконтроль и так далее.

По статистике, от пятнадцати до шестидесяти процентов деток в начальных классах имеют сложности коммуникативного плана. Проблематика такой деятельности подробно описывается психологией, но для учителей дол сих пор нет указаний, четких принципов оценивания и практической системы развития коммуникативной деятельности деток (кроме системы Эльконина-Давыдова).

Параметры оценки навыков ребенка

Теоретическое изучение развития ууд у школьников хорошо описаны в работах Гришановой И.А., где выделяются основные параметры:

Критерий

Описание

Навыки

Когнитивный

Возможность определять свои трудности в общении.

Ребенок должен уметь высказывать интерес к общению, обосновывать свое мнение, адекватно использовать свой словарный запас, проявлять желание помочь своим одноклассников. Он должен уметь самовыражаться, реализовывать себя через тот или иной способ. Также ребёнок должен уметь прислушиваться к советам других детей, оценивать их замечания.

Поведенческий

Умение управлять своим поведением.

Ребенок должен уметь располагать детей, улыбаться, принимать решения без помощи взрослых. Школьник должен мимикой, речью и жестами уметь выражать отношение к той или иной ситуации, понимать свое поведение и действовать согласно адекватным поведенческим формам.

Эмотивный

Возможность овладевать своими эмоциями.

Ребенок должен уметь держать себя в обществе уверенно, контролировать свои эмоции, контролировать силу речи и скорость разговора.

Представленные критерии стали базой для оценки степени развития навыков общения.

Методики и способы

Анализ реальной среды говорит, что для решения этого вопроса в учреждениях применяются групповые варианты организации общения. Сюда можно отнести такие методы формирования коммуникативных ууд у младших школьников: коллективная деятельность (попарно или в микро группах), коммуникативно-целевые задачи (диалог), общая работа с применением дидактического инструментария, проверка заданий друг друга, игровые технологии, пение в хоре, общие рисунки и т.д.

Однако, несмотря на это, педагогам достаточно трудно работать и применять методы формирования коммуникативных ууд у младших школьников. Учителям и психологам желательно обладать стандартизированным инструментом диагностики этой проблемы.

Существует несколько основных подгрупп деток с трудностями такого типа:

  1. Эмоционально-личностные проблемы. Такие дети замкнуты, не умеют работать в классе, их энергия понижена.
  2. Детки с вербализмом. У них в значительной степени преобладает вербальная область (устная речь, словесная память) над иными сторонами психоэмоционального развития. Такие детки хоть и могут показаться на первый взгляд достаточно умными и смышлёными, но при обучении оказывается, что развития мышления не хватает, не хватает также производительности и мотивации. В результате это ведет к неуспеваемости и спорам с окружением.
  3. Дети с повышенным восприятием и обработкой данных. Они плохо развиты в вербальном плане, но скрываются за разговорчивостью.
  4. Детки с личностно-типологическими характеристиками: необщительность, стеснительность, интровертированность.

На данное мгновение в структуре практической деятельности применяются самые результативные виды корректировки и создания общительных навыков. Главные способы формирования коммуникативных ууд у младших школьников:

  1. Групповые уроки для первоклассников, у которых имеются сложности в общении, что были обнаружены в момент адаптации.
  2. Внедрение курса «Психология общения» в качестве дополнительных, то есть внеурочных занятий. Этот курс включает в себя ролевые игры, гимнастические этюды, дискуссии, релаксационные и эмоциональные символические методики, рисуночные и когнитивные способы, вариант направленного воображения и так далее.
  3. Классная проектная работа.
  4. Организация игр на перерывах и паузах: мимические, пантомимические, ролевые и т.п.
  5. Реализации «Больших психологических игр». Такие способы представляют собой проведение игр, в которых воспроизводится «маленькая жизнь», то есть оконченный элемент жизнетворчества, где детям разрешается получить опыт общей деятельности, общения и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование коммуникативных ууд у младших школьников должно происходить комплексно. Методики и варианты работы с детьми должны быть грамотно построены и изучены. Это итог общих усилий учителей, родителей и практических психологов.

Разнообразие методик и способов развития такого рода навыков и качеств и детей позволяет сделать ребёнка полноценным, успешным и уверенным членом общества.

В дальнейшем малышу будет гораздо проще привыкать к новым компаниям, находить общий язык с ровесниками и взрослыми, подавать себя с лучшей стороны. Ребенок не будет бояться говорить и делать ошибки, а это очень важно для воспитания личности. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль