Организация дополнительного образования

151

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Одним из средств обеспечения непрерывного развития школьников является организация дополнительного образования в ОУ, которую часто ошибочно отождествляют с внеурочной деятельностью. В противовес разрозненному функционированию кружков, секций, дополнительное образование формируется как единая система, внедрение которой способствует:

  • выявлению и развитию талантов школьников;
  • формированию интересов учащихся, ранней профессиональной ориентации;
  • развитию навыков самоорганизации, самодисциплины;
  • налаживанию активного взаимодействия между школьниками;
  • максимальной реализации образовательного комплекса школы, что обеспечивается за счет формирования межпредметных связей и расширения знаний по отдельным областям. 

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Порядок организации дополнительного образования

Стандарты дополнительного комплекса образования были переосмыслены после вступления в силу ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», где данная составляющая учебно-воспитательного процесса трактуется как модуль, направленный на удовлетворение широкого спектра образовательных потребностей граждан (в физическом, культурном, общедуховном, интеллектуальном развитии), но не влияющий на общий уровень образованности.

Административному составу ОУ следует учитывать, что в настоящее время регламентирование сферы дополнительного образования производится в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», обуславливающим необходимость:

  1. Привести локальные акты учреждения, разработанные в соответствии с ранее действовавшим приказом Минобрнауки РФ от 26.06. 2012 г. № 504, в соответствии с актуальным нормативно-правовым актом.
  2. Реализовать комплекс мер, обеспечивающих поступательную реализацию нового порядка организации системы дополнительного образования в школе.

Особенности порядка организации системы допобразования в ОУ

Скачать особенности порядка организации системы допобразования в ОУ
Скачать в .docx

Элементы системы дополнительного образования Особенности
Учебный план Разрабатывается и утверждается ежегодно, в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14.
Программы дополнительного образования
  1. Перечень реализуемых программ, порядок и формы их реализации определяются ОУ ежегодно с учетом возможностей материально-технической базы, кадровых ресурсов на основании образовательных потребностей ученического контингента и пожеланий родителей обучающихся.
  2. Реализуются в течение учебного года, в том числе и в каникулярное время.
  3. Преподаются на разных уровнях (ознакомительном, базовом, углубленном) с учетом рекомендаций ответственных педагогов.
  4. Реализация программного модуля может осуществляться в форме индивидуальных или групповых занятий.
  5. Содержание профориентационных занятий, разрабатываемых с учетом программных требований, ежегодно должно совершенствоваться и дополняться в соответствии с достижениями технического прогресса, науки, пересмотра стандартов социальной сферы.
Зачисление и отчисление учащихся
  1. Количество детей, задействованных в системе допобразования, а также их возрастные группы устанавливаются ОУ. Эта информация должна быть отражена во внутренних локальных актах организации.
  2. Прием школьников в кружки, секции, творческие группы и коллективы производится на основании свободного выбора. В случае если количество желающих пройти обучение по конкретному образовательному модулю превышает образовательные возможности учреждения, преимущественное право зачисления предоставляется сиротам, детям, лишившимся родительской опеки, учащимся с ОВЗ.
  3. В случае систематического правил подразделения системы допобразования, снижения фактических показателей посещаемости без уважительных причин школьник может быть отчислен из секции, кружка, творческой группы с правом восстановления.
  4. Учащиеся, выразившие желание освоить модули дополнительного образования после начала курса, могут быть зачислены в группы после успешной сдачи тестирования или другой формы аттестации.  
Контроль образовательных результатов
  1. В связи с необходимостью мониторинга достижений образовательных целей и задач, предусмотренных программным содержанием, система дополнительного образования предусматривает осуществление разных видов контроля знаний учащихся: текущего, промежуточного, итогового.
  2. Контроль результатов освоения программного комплекса производится с учетом индивидуальных возможностей учащихся на основе принципов объективности, справедливости, систематичности.
  3. Результаты оценивания могут быть представлены в дифференцированной или недифференцированной форме.

Организации дополнительного образования детей

Учреждения, реализующие тематический образовательный модуль в соответствии с программами дополнительного образования, являются важной составляющей образовательной системы нашей страны. Такие организации позволяют удовлетворить индивидуальные потребности школьников в творческом, интеллектуальном, физическом развитии, сформировать здоровые привычки, способствовать достижению учащимися профессионального успеха в будущем.

Организация дополнительного образования

При этом актуальной остается ситуация, когда многие организации системы дополнительного образования детей при большом количестве желающих осваивать дополнительные учебные модули испытывают сложности с материально-техническим обеспечением, сталкиваются с проблемами необходимости переоснащения и пересмотра порядка деятельности ввиду несоответствия актуальным требованиям времени.

Эксперты подчеркивают, что уровень удовлетворенности школьников и их родителей уровнем обучения по программам дополнительного образования остается низким ввиду отсутствия возможности получения широкого спектра услуг, способствующих личностной ориентации школьников, решению проблем их самореализации.

Еще одним острым аспектом деятельности учреждений ДПО остается проблема обеспечения принципа преемственности. Разрозненность организаций, отсутствие системности в их  работе становятся причиной снижения статуса дополнительного образования в целом.

Вместе с тем экспертами отрасли разработаны приоритетные модели переформирования деятельности организаций дополнительного образования, которые в ближайшем времени будут вынуждены изменить правила работы с учетом региональных факторов, спроса на разные виды дополнительных услуг по обучению и воспитанию, образовательных потребностей учащихся и пожеланий представителей семей.

К числу приоритетных моделей взаимодействия ОУ с организациями дополнительного образования можно отнести следующие:

  1. Создание единого образовательного пространства на базе школы, которое реализуется через интеграцию элементов допобразования в систему школьного обучения. Данная модель особенно актуальна для мегаполисов, крупных городов благодаря возможности привлечения широкого числа педагогов дополнительного образования к сотрудничеству.
  2. Расширение организаций дополнительного образования до мультифункциональных развивающих центров для детей разных возрастных групп. Совмещения учреждений позволит руководителям учреждений провести перераспределение обязанностей, скоординировать действия по вопросам обеспечения учебно-воспитательного процесса, наладить продуктивное взаимодействие с заинтересованными школьниками и представителями их семей.
  3. Создание системы дополнительной активности учащихся, под которой понимается создание условий для формирования навыков инициативности, активности. В ходе участия в досуговых, развивающих мероприятиях, инициируемых благодаря налаживанию тесного взаимодействия между школами и учреждения допобразования, происходит органичное развитие ребенка, формирование всесторонне развитой, мотивированной личности.

Организация дополнительного профессионального образования

Организация дополнительного образования

В условиях активного развития технологий, пересмотра социальных стандартов подготовка мобильных, успешных специалистов возможна только через систему дополнительного профессионального образования, которая затрагивает и педагогический сектор. В связи с распространением ФГОС предусматривается реализация права педработников на прохождение дополнительной профподготовки по направлению профдеятельности не реже, чем один раз в три года.

К особенностям функционирования национальной системы ДПО можно отнести следующие:

  1. Организация и обеспечение дополнительного профессионального образования регламентируется органами государственной власти.
  2. К освоению программ дополнительного образования, которое производится на базе специализированных учреждений, организаций высшего образования, допускаются специалисты, имеющие среднее или высшее педагогическое образование.
  3. Содержание дополнительного профобразования разрабатывается с учетом действующих профстандартов, квалификационных требований, образовательных стандартов второго поколения.

Обучение по программам допобразования может быть организовано единовременно или поэтапно (систематичное прохождение курсов, учебных модулей), что способствует обеспечению условий для ведения систематичной последовательной работы педагогов над повышением квалификационного уровня.

Немаловажно, что государственная система последипломного образования учителей предусматривает широкое использование современных технологий, благодаря чему происходит разработка и распространение передового педагогического опыта, что в свою очередь ведет к повышению стандартов предоставления образовательных услуг в целом.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль