Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2017 году

146

Понятие подушевого финансирования в сфере образования появилось в середине 2000-х, тогда были введены кардинальные изменения в систему начисления средств на нужды образовательных организаций. Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2017 году отличается от предыдущей системы, которая предусматривала поступление средств из двух источников:

  • областной бюджет выделяет средства на осуществление программ образования, учебные расходы и зарплату педработникам в условиях подушевого учета;
  • муниципальный бюджет по смете выделяет средства на оплату налогов, коммунальных услуг, содержание и обновление школьного имущества.

Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений

Подушевое финансирование предполагает, что из областного бюджета средства в школу выделяются на каждого ученика. Следовательно, чем больше учащихся в образовательном учреждении, тем больше средств в фонде оплаты труда педработников. Начало подушевому финансированию положила и новая редакция ТК РФ, выпущенная в 2006 году, которая разрешила органам местного самоуправления и субъектам РФ регламентировать систему оплаты труда педработников. Практика показывает, что для расчета финансирования используются те же принципы, что и при начислении субсидий. Подушевой норматив формируется согласно приказу Минобрнауки РФ №1040 от 22.09.2015.

В 2010 году принципы финансирования образовательных учреждений вновь изменились. ФЗ №83 разделил все муниципальные учреждения по принципу распоряжения средствами на три больших группы: бюджетные, казенные и автономные. Казенные практически не могли влиять на распределение средств по статьям расходов, тогда как автономные могли распоряжаться ассигнованием по своему усмотрению.

Так, школы финансируются уже не по смете, а получают субсидии на общехозяйственные нужды и выполнение муниципального задания. Субсидия на покупку оборудования или капитальный ремонт распределяется по остаточному принципу. Субсидия выделяется на выполнение госзадания, которых у школы может быть несколько (хотя главным остается реализация программ образования). Задания оцениваются по двум показателям: количественный - сколько детей нужно накормить или научить, а также качественный - какова результативность ЕГЭ, насколько успешно учатся дети.

Исходя из этого, нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений дает школам средства без строгого распределения по статьям расходов. Полученные финансы школа вправе распределять по своему усмотрению. Во всех регионах нормативы отличаются, поскольку их утверждают органы госвласти субъекта РФ. Образовательное учреждение вынуждено из полученных ассигнаций оплачивать:

  • покупку техники и оборудования;
  • текущие ремонтные работы;
  • коммунальные расходы;
  • услуги привлеченных специалистов и повышение квалификации педработников;
  • непредвиденные статьи расходов.

Выделенных средств по статистике образовательным учреждениям хватает на:

  1. заработные платы педагогических работников, включая тех, которые не участвуют в оказании госуслуги, например, административно-управленческого персонала;
  2. затраты на оказание образовательных услуг детям со специальными потребностями и ОВЗ, оплату труда педработников и дополнительного персонала, привлеченного для оказания госуслуг;
  3. покупку ценного движимого имущества, материальных запасов;
  4. оплату дополнительного профобразования педагогов по их профилю минимум раз в три года;
  5. общехозяйственные нужды.

Примечательно, что при формировании принципов подушевого финансирования за базу взяли 2010 год. С тех пор индексации подлежали только питание, коммунальные траты и заработная плата, тогда как остальные статьи расходов (а соответственно и финансирование на них) остались без изменений.

Почему школы получают разное финансирование?

К несчастью, сегодня наблюдается непонимание финансового положения образовательных учреждений. Родители учеников, задаваясь вопросом, куда расходуются средства, частенько усматривают в этом коррупционные схемы, а потому жалуются на администрацию школы в вышестоящие инстанции. Однако на деле выделяемых средств все равно недостаточно, а потому образовательные учреждения вынуждены просить о спонсорской и родительской помощи.

Подушевое финансирование по нормативу формируется из расчета на каждого учащегося согласно ФГОС. При этом во внимание принимается:

  • тип образовательного учреждения;
  • выбранные в нем формы обучения (включая сетевую форму);
  • образовательные технологии;
  • условия обучения детей с ОВЗ;
  • получение дополнительного профобразования педработниками;
  • условия обеспечения безопасности, охрану труда в школе.

Когда речь идет о малокомплектных школах, финансирование на них выделяется по иному принципу и не зависит от числа учеников.

Закон о подушевом финансировании образовательных учреждений

Правовая сторона вопроса

НПФ разработано для того, чтобы повысить эффективность финансирования образовательных учреждений из регионального и местного бюджетов, а также не допустить снижения финансирования отдельных школ. Утвержденный норматив подразумевает, что средства, выделямые региональным бюджетом на одного ученика, умножаются на их количество.

Норматив для сельских и городских школ рассчитывается отдельно. Чтобы устранить неравенство расходов, был введен поправочный коэффициент для образовательных учреждений, подтвердивших нехватку средств, но не имеющих право на увеличение количества «подушевых» средств.  

Таким образом, определяется минимально допустимый объем средств из бюджета, который требуется в год для осуществления образовательных программ согласно ФГОС. Нормативные затраты, согласно Приказу Минфина России №137н/527 от 29.10.2010, могут выделяться:

  1. на каждое учреждение в отдельности;
  2. на группу образовательных учреждений;
  3. на группу учреждений с учетом корректирующих коэффициентов.

Ст. 41 ФЗ «Об образовании» закрепило финансирование учреждений в сфере образования на основе местных и государственных нормативов финансирования. ФЗ №122 внес изменения в это положение, определив основной расчета финансирования нормативы субъекта РФ и федеральные нормативы.

Указом Президента РФ № 599 от 7.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» регламентировано нормативно-подушевое финансирование, которое вступило в силу с 1 января 2016 года. Концепция НПФ ориентирована на то, чтобы образовательные учреждения привлекали как можно больше учеников для получения большего финансирования, тогда как разумное распределение бюджетных средств поможет сэкономить в масштабах страны.

Согласно ФЗ №273, на сайте школы должны на собственном сайте разместить информацию о плане финансово-хозяйственной деятельности, сметы по бюджету, отчеты о получении материальных и финансовых средств, их распределении и расходовании.

Подушевое финансирование учитывает нормативы трех уровней расчета:

  • региональный;
  • муниципальный;
  • локальный (образовательное учреждение).

Практическое внедрение НПФ

Подушевое финансирование школ декларировался как положительное нововведение, которое обеспечит:

  • прозрачность финансирования образовательной сферы;
  • равные образовательные возможности;
  • свободу для руководителей учреждений в распределении средств;
  • позволит увеличить заработные платы педработников;
  • стимулирует педагогов к более эффективному труду и самоотдаче;
  • возможность привлекать средства за счет оказания платных образовательных услуг.

Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2017 году

В теории, закон о подушевом финансировании образовательных учреждений должен был заставить учебные учреждения бороться за детей, поскольку ключевой лозунг реформы: Деньги вслед за ребенком. На деле этого не произошло, в особенности в маленьких городах и регионах в том числе и из-за того, что численность учеников в провинциальных городах не насколько сильно колеблется, чтобы изменить размер бюджетного ассигнования. Вместе с тем, борьба за ученика не всегда возможна по причине того, что центральные школы зачастую и так переполнены, а потому администрация не может принимать всех желающих, даже если такие будут.

Практика показала, что переход на подушевое финансирование проходит не совсем гладко:

  • важно, чтобы механизм финансирования социальных объектов в соответствии с числом учеников должно быть более гибким, иначе бюджетная сфера ощутит существенное ухудшение;
  • нет точной зависимости между повышением эффективности предоставления образовательных услуг и ростом бюджетного финансирования;
  • принцип НПФ не позволяет школам успешно решать насущные потребности (если расходы входят в подушевой норматив, субъекты РФ не включают их в ходе планирования).

Пока особые сложности испытали учреждения профессионального образования, администрация которых вынуждена умышленно завышать оценки и оставлять в числе студентов всех включая учащихся, нарушающих дисциплину, имеющих недостаточные успехи в учебе. 

Узнать больше о финансировании образовательных учреждений можно в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль