Типы образовательных учреждений

117

Основополагающее значение в вопросах организации обучения и воспитания подрастающего поколения в нашей стране имеют типы образовательных учреждений, утвержденные на законодательном уровне ФЗ от 29.12. 2012 г. No 273-Ф3 «Об образовании в РФ».

Образовательное учреждение определяется как организация, обеспечивающая реализацию нескольких программных модулей и функционирующая за счет средств:

  • госбюджета;
  • переданных физическими лицами, общественными или религиозными организациями.

Типы государственных образовательных учреждений

В соответствии с актуальным законодательством определяется шесть типов государственных ОУ, выполняющих социальный заказ по предоставлению учебно-воспитательных услуг. Присвоение государственного статуса осуществляется после процедуры госаккредитации, в ходе которой определяется соответствие содержания реализуемых программных модулей в сфере образования.

Типы государственных образовательных организаций (учреждений), утвержденные ст. 23 ФЗ «Об образовании», представлены в таблице.

Скачать таблицу типов государственных учреждений
Скачать в .docx

Тип учреждения Основная образовательная деятельность Дополнительные функции
Дошкольная образовательная организация (детский сад) Реализация модулей дошкольного образования, предоставление услуг по присмотру за малышами, осуществляемое через воспитание, развитие дошкольников, укрепление их психофизического здоровья,  обеспечения условия для целостного становления базиса личности. Реализация дополнительных программ обучения, способствующих формированию первичных навыков учебной деятельности, трудовых  умений, готовности к самостоятельному взаимодействию с социумом.
Общеобразовательное учреждение (школы, гимназии, лицеи,  кадетские корпусы, школы закрытого типа) Ведение учебно-воспитательного процесса в соответствии  с содержанием программ начального, основного и среднего общего образования, реализуемое посредством обеспечения доступа к информации, влияющей на  становление мировоззренческой позиции, приобщение к культуре общества, создание условий для систематического индивидуального развития, формирование первичных профессиональных функций, способствующих успешной профориентации и социальной адаптации. Организация обучения по дополнительным программным  модулям, программам профобучения.
Профессиональное образовательное учреждение (профучилище, профлицей, техникум) Ведение образовательной работы согласно программам профобразования. Содержание обучения определяется в соответствии со спецификой профессиональных навыков, необходимых для успешного овладения профессией. Реализация основных и дополнительных программных  минимумов, способствующая всестороннему развитию учащихся. Также в ОУ такого типа могут быть организованы дополнительные профзанятия,  способствующие овладению узкоспециализированными трудовыми функциями.
Организации высшего образования Реализация программ высшего образования с целью подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации. Ведение научно-исследовательской  деятельности, определяющей ориентиры развития национальной системы образования. Организация учебной деятельности согласно содержанию дополнительных программ общеобразовательной и профессиональной  направленности.
Организации дополнительного образования детей (спортивные школы, дворцы творчества, школы искусств, станции юннатов, юных туристов) Ведение педагогической деятельности согласно модулям  программ дополнительного общего образования, реализуемое с целью обеспечения  оптимальных условий для личностного развития детей дошкольного и школьного  возраста, сохранения и укрепления здоровья, привития навыков творческой  активности, социальной адаптации; организации содержательной досуговой  деятельности, повышения общего уровня культуры. Реализация программ профобучения, способствующих  профориентации, успешному овладению профессией.
Учреждения дополнительного профобразования Предоставление образовательных услуг, формы и  содержание которых определяются программами дополнительного профессионального  блока. Реализуется через выработку, тестирование и распространение передового профессионального опыта, способствующего усовершенствованию трудовых  процессов, преодолению функциональной неграмотности, утверждению оценочных  стандартов качества деятельности с учетом специфики сферы профессионального развития. Реализация учебных модулей, направленных на  систематическое повышение квалификационного уровня, переквалификацию.

Действующее законодательство предусматривает обязательное отражение типа и организационно-правовой формы ОУ в названии, которое также может указывать на характер осуществляемой учебно-воспитательной деятельности или дополнительные функции.

Следует отметить, что до вступления в силу ФЗ «Об образовании» классификация учреждений образовательной сферы осуществлялась по другим параметрам. В список государственных ОУ, помимо вышеперечисленных, также включались:

  1. Спецучреждения для детей с ОВЗ, реализующие коррекционные программы обучения.
  2. Заведения для сирот и детей, лишившихся родителей.
  3. Другие ОО, осуществляющие обучение (научные организации, круглогодичные оздоровительные лагеря).

Типы специальных образовательных учреждений

Ввиду постоянно растущего числа детей с ОВЗ, отставанием в развитии государство вынуждено увеличивать количество коррекционных ОУ и усовершенствовать политику в сфере обучения малышей с особыми потребностями. С целью исключения необходимости внесения диагнозы в названия, что широко практиковалось ранее, было принято решение классифицировать такие школы посредством присвоения номеров.

Типы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Скачать таблицу типов специальных образовательных учреждений
Скачать в .docx

Вид Ученический контингент Организация обучения Особенности функционирования
I В учреждение зачисляются дети, полностью утратившие слух. Реализация комплекса образования базируется на  использовании возможностей слуха и зрения, что позволяет формировать навыки словесного общения, корректировать психофизические отклонения развития, реализовать комплекс подготовки учащихся к социальной адаптации и трудовой деятельности. Организация программного комплекса обеспечивается в  соответствии с общепринятым разделением на ступени:
  • 1 ступень. Начальное общее образования предназначено  для неслышащих детей 5-6 лет, прошедших дошкольную подготовку (малыши, не  посещавшие коррекционные группы ДОУ, зачисляются в подготовительный класс и переходят к освоению программного материала начальной школы в 6-7 лет).
  • 2 ступень (7-10 классы). Данный этап ведения учебно-воспитательной работы связан с созданием оптимальных условий для формировании личности  неслышащих школьников, их всестороннего развития, охватывающего общекультурный, трудовой, образовательный аспекты. Учащиеся продолжают  совершенствовать навыки слухового восприятия, развивать устную и письменную  речь.
  • 3 ступень (длительность обучения — 2 года). Предусматривает  ведение педагогической работы, направленной на совершенствование навыков общения  учащихся, развитию остаточного слуха, стимулирование процесса  социально-трудовой адаптации.
II Предназначено для обучения детей, частично утративших  слух, имеющих отставание в овладении речью. Учебно-воспитательный процесс реализуется с целью устранения проблем в  развитии учащихся через формирование грамотной словесной и письменной речи,  привитие навыков свободного общения.

Материально-технический комплекс учреждения должен  обеспечивать возможность создания активной речевой среды, максимально  приближенной к естественным условиям (на занятиях обязательно использование аппаратуры, усиливающей звуки).

С целью создания оптимальных возможностей для обучения и воспитания в ОУ II типа применяется дифференцированный подход, основанный на разделении ученического контингента на  два потока:

  • первый поток формируют дети, имеющие незначительные  речевые отклонения, вызванные нарушением слуха;
  • второй поток представляют учащиеся с глубоким недоразвитием  речевого аппарата.

Перевод учащихся из одного потока в другой разрешен.

III- IV Принимают на обучение незрячих и  детей со сложными нарушениями зрительных  функций (учреждения III типа),  слабовидящих,  учащихся с косоглазием,  амблиопией (учреждения IV типа). Цель реализации образовательного комплекса — сохранение и восстановление зрительных функций, развитие компенсаторных навыков,  привитие навыков адаптации в обществе. При необходимости допускается совместное обучение  детей, имеющих разный уровень зрительной дисфункции.
V Предназначено для детей с серьезными речевыми  патологиями. Организация процесса обучения определяется необходимостью реализации комплекса мер, направленных на преодоление  нарушений речи, сопутствующих психофизиологических патологий. В составе учреждения могут функционировать два отделения: в первое принимаются дети с общим недоразвитием речи любой степени  тяжести, учащиеся с легкой формой заикания, а второе формируют учащиеся, страдающие от сложной формы заикания при нормальном развитии речевых функций.
VI Предназначено для обучения и воспитания учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Образовательный комплекс нацелен на формирование и  развитие опорно-двигательного аппарата, коррекцию сопутствующих патологий  развития, создание условий для социально-трудовой адаптации школьников в  обществе.

Предусмотрена комплектация учреждения спецоборудованием и инвентарем, необходимым для организации особого двигательного режима.

VII Создано для детей с патологиями психического здоровья (несформированность регуляции действий,  эмоциональная неустойчивость). В ходе обучения и воспитания осуществляется коррекция  психофизических процессов, активизация познавательной активности, формирование УУД. Малыши учатся контролировать эмоционально-волевую сферу, осваивают  принципы продуктивного взаимодействия с социумом.
VIII Предназначено для обучающихся с умственной отсталостью. Обучение и воспитание реализуется через коррекцию  отклонений в развитии методами трудового образования, учебной подготовки, реализацию  комплекса психолого-педагогического сопровождения. Штат учреждения комплектуется из расчета 1 логопед, 2  педагога-психолога, 3 дефектолога в расчете на 15-20 человек учащихся.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль