Воспитательная работа классного руководителя

157

Классный руководитель выполняет огромный комплекс задач, среди которых координационная, организационная и воспитательная деятельность. Воспитательная работа классного руководителя направлена на:

  • создание условий для самореализации и саморазвития личности учеников;
  • социализацию учащихся в обществе;
  • развитие патриотических настроений в подростковом коллективе;
  • формирование культуры поведения детей;
  • стимулирование познавательного интереса и стремлений к академическим успехам.

План воспитательной работы классного руководителя

В школе воспитательная работа направлена на развитие высоко культурных личностей, которые имеют активную жизненную позицию, уважают труд, обладают разносторонние интересы и развитый интеллект, готовы к осознанному выбору. Подобная работа в классе строится еще и для того, чтобы дети уяснили собственную индивидуальность, могли проявлять и развивать ее.

Выделяют ключевые задачи воспитательного процесса под началом классного руководителя. Педагог работает, чтобы:

  1. ученики всесторонне развивались (подразумевается культурный, нравственный и интеллектуальный рост);
  2. подростки демонстрировали гуманное отношение к людям, могли занять в обществе достойное место;
  3. одаренные дети получали необходимую поддержку и помощь, могли развивать свои таланты;
  4. школьники активно использовали информационные технологии в учебе;
  5. учащиеся постоянно стремились к саморазвитию, относились к себе с уважением и любовью;
  6. дети гордились своей Родиной, несмотря на политический кризис и экономические трудности, изучали традиции и историю страны;
  7. ученики стремились вести здоровый образ жизни.

Ведущие принципы воспитательного процесса в школе

Скачать описание принципов воспитательного процесса в школе
Скачать в .docx

Принцип Описание
Гуманизация Воспитательный процесс строится на личностно-ориентированном подходе
Природосообразности Воспитание опирается на научное понимание социальных и естественных процессов
Культуросообразности Воспитание учитывает традиции, культурные ценности и историю социума, в котором растут дети. Учеников приобщают к общегосударственным и местным культурным ценностям
Системность Воспитание воспринимается как часть системы, все части которой взаимосвязаны для достижения единого результат
Диалогичность Успешное взаимодействие родителей и педагогов, детей и родителей. Считается, что ученик может быть понят только в диалоге, только таким образом он раскрывает свой потенциал. Взаимообогащающее внимание строится на общении 
Адаптивность Формирование мотивирующих условий
Успешность Успехи подростка в сфере учебы и поведения обеспечивают базу для дальнейших свершений
Творчества Стимулирование интересов, творческой самостоятельности учеников обеспечивает успех овладения ими физическим трудом, учебными навыками и умениями, искусством и спортом во многоплановой деятельности

Воспитательная деятельность в школе строится на основе планирования. План воспитательной работы классного руководителя включает ряд направлений:

  • для расширения любознательности и кругозора учащихся, стимулирования потребности в учебе применяется познавательная активность;
  • творчество позволяет развить потребность в прекрасном, эстетическое мироощущение, художественное мышление;
  • к здоровому образу жизни детей приобщает спорт;
  • общественно полезная деятельность развивает гражданскую позицию детей;
  • досуг учащихся реализуется через свободное общение;
  • осмыслению общечеловеческих ценностей способствует ценностно-ориентировочная деятельность;
  • общественно полезный труд приобщает к самообслуживанию, приучает уважительно относиться к своей и чужой работе.

Многие классруки акцентируют внимание на участии вверенных им коллективов классов в общешкольных мероприятиях. Подобные мероприятия позволяют выделить место класса в общешкольном учебно-воспитательном процессе, стимулировать повышение коммуникабельности, развитие положительных личностных качеств детей, чувства гуманизма и коллективизма. Если доля общешкольных и внеклассных мероприятий увеличена, влияние улицы сводится к минимуму, а детский досуг наполняется развлекательными и познавательными мероприятиями.

В последнее время в масштабе школы или класса особый упор делается на гражданско-патриотическое воспитание подростков. Школьников привлекают к краеведческой и туристическо-экскурсионной деятельности, профориентационной занятости, экологическому всеобучу. Таким образом, воспитательный курс направляется на стремление учащихся к миротворчеству, решению конфликтов без применения силы, формированию активной гражданской позиции.

В контексте реализации воспитательных задач классрук взаимодействует с большим числом специалистов из смежных отраслей, администрацией и родителями. Среди них:

  • с учителями-предметниками он разрабатывает общепедагогические требования и стратегию реализации учебно-воспитательного процесса, проводит педагогические консилиумы и «малые педсоветы» для организации воспитательной работы с учениками;
  • с педагогом-психологом он координирует методы и формы занятости всех участников школьного воспитательного процесса;
  • с завучем по воспитательной части он организует различные мероприятия, внешкольную и внеурочную занятость детей;
  • с библиотекарем разработает план приобщения подростков к чтению, разрабатывает список рекомендованной литературы, расширяющим читательские ориентиры детей;
  • с медицинским работником консультируется по вопросам полового воспитания;
  • с родителями он формирует единые воспитательные подходы, изучает условия воспитания, принятые в семье, оказывает помощь в реализации воспитательных задач.

Анализ воспитательной работы классного руководителя

Поскольку классная воспитательная система строится вокруг развития творческой, нравственной и интеллектуальной активности детей, их саморазвития и самопознания, успех перспектив деятельности зависит от анализа работы за предыдущие периоды.

Методический анализ воспитательной работы классного руководителя позволяет сформировать эффективную воспитательную систему. Чтобы запланированные цели осуществились, классрук должен соответствовать должности. Педагог для этого:

  • проявляет внимание и учит школьников управлять им, поскольку без концентрации невозможно распознать красоту, заметить интересное, понять жизнь и человека;
  • использует взаимное уважение, что позволяет сформировать атмосферу, в которой каждый ученик сможет проявить свои положительные стороны и таланты;
  • поощряет творческую активность как форму проявления креативности у детей, формирования их индивидуальности;
  • заботится о рефлективности, поскольку без создания внутреннего «Я» невозможно стать полноценной личностью, полезными оказываются навыки самоанализа, рефлексии событий.

Важно отметить, что строгой регламентации позиции и деятельности классрука не существует. Педагог самостоятельно выбирает тон отношений с подростками, собственную позицию по отношению к ним, выбирает средства и методы воздействия на учеников.

Документ анализа является подотчетным администрации школы. Он составляется в произвольной форме (текстовой или табличной), но в обязательном порядке включает следующие пункты:

  1. Характеристика класса (количество учащихся, их успеваемость, наличие одаренных и трудных детей, детей из неполных семей);
  2. Анализ уровня сплоченности коллектива, развития и воспитанности детей (указывается внеурочная занятость детей);
  3. Анализ участия класса в общешкольных мероприятиях и жизнедеятельности учебного учреждения;
  4. Определение воспитательных задач, которые были реализованы за отчетный период;
  5. Оценивается работа с родителями и учителями-предметниками, индивидуальная работа с учащимися;
  6. Общие выводы.

Аналитическая работа предполагает оценку эффективности целеполагания. Педагог отмечает, удалось ли ему осуществить все поставленные задачи и цели. 

Воспитательная работа классного руководителя

Отчет классного руководителя по воспитательной работе

В рамках школьного процесса воспитания ведущая роль отводится именно классному руководителю. Педагог назначается своеобразным лидером детского коллектива, организатором, информатором, вдохновителем, опекуном и помощником. Среди всех ипостасей важнейшей остается воспитательная роль.  

Воспитательная работа классного руководителя считается успешной, если дети приобретали полезные качества:

  1. Гражданские – школьники готовы защищать Родину, они знакомы с традициями и историей родного края, интересуются культурой своего народа, уважают государственную символику, гордятся своей страной, ценя достижения одноклассников и школы.
  2. Нравственные – подростки уважительно относятся к представителям всех вероисповеданий и национальностей, людей разного материального и социального положения; нетерпимы к преступности, антигуманным действиям, желают и помогают пожилым, сиротам, инвалидам, бережно относятся к окружающему миру.
  3. Познавательно-культурные – ученики стремятся получать вузовское образования, посещают концерты, театры, выставки, приобщаются к прекрасному, участвуют в концертах и конкурсах.
  4. Социально-психологические – дети нетерпимы к проявлениям лжи и грубости, они воспитывают в себе силу воли, умение отстаивать свои интересы без применения силы, готовы прийти на помощь слабому.

В контексте выполняемой работы педагог регулярно отчитывается о проделанном. Аналитический или годовой отчет о воспитательной работе классного руководителя подается в произвольной форме. Несмотря на то, что строгой структуры документа нет, в нем традиционно отражают:

  1. Участие класса в общешкольных мероприятиях;
  2. Посещение учреждений культуры и дополнительного образования;
  3. Классные часы;
  4. Методы взаимодействия с семьями учащихся;
  5. Работу с учителями-предметниками и педагогом-психологом;
  6. Взаимодействие с ученическим самоуправлением;
  7. Выводы.

Отчетная документация оформляется раз в полугодие, а по завершению учебного года классрук сдает годовой отчет администрации. Делается это для того, чтобы заместитель директора по учебно-воспитательной работе могла скорректировать направление деятельности классрука, дать педагогу ценные советы или методические рекомендации. 

Узнать больше о деятельности и воспитательной работе классного руководителя можно в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль