Направления деятельности классного руководителя

611

Ключевые направления деятельности классного руководителя выходят далеко за рамки привычных для понимания воспитательных и организаторских задач. Классрук стремится создать условия для полноценного духовного и физического развития детей. Специалист решает ряд профильных задач:

  • как педагог управляет коллективом учеников;
  • помогает учащимся саморазвиваться и самореализовываться, развивать творческий потенциал;
  • налаживает эффективное взаимодействие с семьями учеников;
  • является ответственным за социальную защиту детства;
  • интегрирует старания родителей, других педагогов и психологов для создания оптимальных условий для всестороннего развития детей.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Многообразие профессионально-педагогической деятельности классрука накладывает на него сложный и разнообразный функционал. Выполняя различные функции и реализуя направления деятельности классного руководителя, он работает на благо детского коллектива, взаимодействуя как с детьми, так и с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, другими специалистами и родителями.

Задачи классного руководства можно разделить на три группы:

  1. Целевые - классрук воспитывает и обеспечивает социальную защиту учеников от неблагоприятного воздействия. Учитель помогает детям решать насущные проблемы, готовит их к взрослой самостоятельной жизни.
  2. Социально-психологические - помогает построить гармоничные отношения с одноклассниками и сверстниками. Способствует сплочению коллектива, стимулирует самоуправление учеников и их самоорганизацию.
  3. Управленческие - педработник курирует дополнительное образование детей, их индивидуальное развитие. Отслеживает изменения в академической успешности учащихся, занимается планированием.

Классрук выполняет немало обязанностей, в том числе важные функции

Скачать список функций классного руководителя
Скачать в .docx

Функция Описание
Аналитическая и прогностическая • вместе с психологом изучает индивидуальные особенности ребенка (черты характера, тип личности);
• анализирует состояние и развитие коллектива класса;
• оценивает уровень семейного воспитания;
• анализирует уровень воспитанности детей. 
Организационная и координирующая • взаимодействует с родителями как в личном общении, так и через социального педагога или психолога;
• консультирует, беседует со старшими родственниками учащихся;
• проводит мероприятия различной тематики в формате внеурочной деятельности;
• взаимодействует с учителями-предметниками, психологом, кружковыми работниками, руководителями спортивных секций;
• курирует воспитательную и образовательную работу, направленную на максимальное раскрытие детского потенциала;
• проводит индивидуальную работу с каждым учеником, стимулирует их деятельность и саморазвитие;
• ведет соответствующую текущую и отчетную документацию
Коммуникативная • учит подростков налаживать положительные взаимоотношения с окружающими;
• оказывает всестороннюю помощь в формирование благоприятного психологического климата в классе;
• если возникают конфликты, он выступает своеобразным посредником между учениками;
• помогает учащимся приобрести коммуникативные качества и построить гармоничные отношения со сверстниками. 
Контрольная • проверяет успеваемость учеников;
• контролирует посещаемость уроков. 

Опытные классные руководители выполняют работу в четырех разных направлениях

Скачать список направлений работы классного руководителя
Скачать в .docx

Направление Описание
Здоровьесберегающее Классрук осознает, что от состояния здоровья во многом зависит успех учебной деятельности детей, а потому особое внимание уделяет вопросам физического здоровья детей. Чтобы учащиеся были здоровыми, он регулярно:
• ведет просветительскую работу;
• привлекает к ней родителей, специалистов-медиков и учителей физкультуры;
• проводит различные мероприятия, способствующие осознанию важности здоровья и его укреплению (активный отдых, экскурсии на свежем воздухе, лекции, викторины, круглые столы). 
Коммуникационное и ценностное Общение позволяет привить детям общепринятые ценности, обеспечивает разностороннее развитие личности, его этическое воспитание. Учитель должен донести до подростков, что без принятия общечеловеческих и культурных ценностей ученик не состоится как личность.    
Стимулирование познания и академических успехов Классрук защищает познавательные интересы детей, разъясняя учителям-предметникам индивидуальные особенности каждого подростка. Для этого он:
• проводит мероприятия, которые позволяют расширить познавательные интересы и кругозор учащихся;
• сотрудничает с семьями учеников, вырабатывая единую тактику развития познавательных способностей ребенка;
• организует классные часы, призванные стимулировать саморазвитие у детей, их учебные умения. 
Координация семейного воспитания Все ключевые функции и основные направления деятельности классного руководителя связаны с семьями учащихся. Учитель понимает, что члены семьи и атмосфера в доме оказывают непосредственное влияние на развитие учащихся. Классрук должен акцентировать внимание на семейном воспитании, а потому он изучает семейное положение, образ жизни, обычаи семьи. Для реализации функции родительского просвещения, специалист:
• изучает окружение подростка, взаимоотношения в семье;
• в психолого-педагогическом ключе просвещает родителей;
• организует совместное свободное время родителей и детей;
• защищает права и интересы учеников в неблагополучных семействах. 

К уже названным направлениям деятельности стоит отнести:

1. Обеспечение жизнедеятельности ученического коллектива. Именно это направление деятельности всегда находится на виду, а потому требует использования разнообразных методов и форм работы.

В контексте этого направления учитель:

  • распределяет обязанности в классе, дает поручения;
  • координирует дежурства по школе и классу;
  • следит за посещаемостью и питанием учеников;
  • изучает взаимоотношения между одноклассниками, помогает в разрешении конфликтов;
  • стимулирует внеклассную активность детей, участие их в общешкольных мероприятиях;
  • проводит классные часы в стандартной и нестандартной форме, реализуя воспитательную и просветительную функцию;
  • следит за внешним видом учеников, наличием формы и сменной обуви, эстетикой ученического образа;
  • анализирует состояние здоровья детей, принимает меры по его укреплению и охране;
  • отчитывается об использовании внебюджетных и бюджетных средств на нужды класса.

2. Индивидуальная работа - непосредственное воздействие на подростков, которое учитель осуществляет для:

  • изучения ценностных и личных ориентиров детей, их потребностей и интересов, психологических особенностей;
  • социальной защиты детей из «группы риска» и тех, кто нуждается в помощи;
  • разрешения семейных и школьных конфликтов, в которых задействованы ученики, вверенного ему класса;
  • организации помощи учащимся, которые отстают в учебе или долго болеют;
  • стимулирования самообразования и саморазвития через комплекс внешкольных занятий;
  • оценки уровня воспитанности и успеваемости детей;
  • расширении читательского кругозора и любознательности.

3. Ведение текущей и отчетной документации подразумевает регулярную работу с информацией, которую он анализирует и систематизирует. 

К базовым обязанностям относят:

  • ведение журнала класса, в котором он заполняет данные об учениках и их родителях, страницы-реквизиты, а также страницы учебных предметов;
  • заполнение аттестатов и свидетельств, личных дел учеников;
  • контроль ведения дневников (проверка правильности и своевременности заполнения, наличие дневника во время уроков);
  • планирование и анализ работы с классом.

4. Взаимодействие с родителями.

Направления воспитательной деятельности классного руководителя

Классрук может считать свою деятельность успешной, если его воспитанники благополучно реализуют творческий потенциал и проходят этапы становления личности. Важно подчеркнуть, что успешность в учебе является залогом внутреннего благополучия подростков. Не зря воспитательное воздействия неотрывно от образовательного, но современная школа делает учеников неуспешными, поскольку акцентирует внимание не на всестороннем развитии, а на точечных результатах, эксплуатирующих память.

Основные направления успешной воспитательной деятельности классного руководителя основываются на личностно-ориентированном подходе к учебе. Классрук стремится воспитать не только гражданина-патриота, но и носителя культуры и труженика. Ученики должны:

  • испытывать уважение к традициям и культуре своего края, гордость за историю страны;
  • негативно относиться к вредным привычкам, стремиться к активному физическому развитию;
  • приобщаться к культурным ценностям, развивать в себе творческие способности;
  • нести ответственность за результаты своего труда, свой дом, класс, семью.

Направления деятельности классного руководителя

Направления деятельности классного руководителя с родителями

Взаимодействие со старшими родственниками, мамами и папами учеников является одним из ключевых направлений работы классрука. В его обязанности входит педагогическое просвещение, информирование родителей о том, насколько успешен их ребенок в учебе, творчестве или спорте, существуют ли проблемы с поведением или пробелы в воспитании.

Основные направления деятельности классного руководителя с родителями подразумевают систематическую работу учителя. Он вправе привлекать мам и пап учащихся к внеурочной и внеклассной деятельности. Используя методы психолого-педагогической диагностики, классрук оценивает условия семейного воспитания, наличие бытовых проблем, консультирует, проводит беседы, посещает учеников на дому.

При этом в арсенале классного руководителя сразу несколько традиционных форм взаимодействия с родителями учеников:

  1. Родительские собрания дают мамам и папам полезную информацию. Тематические встречи проводятся с учетом возраста учеников и касаются их интересов, особенностей и потребностей. На собраниях допускаются как теоретические (лекционные) части, так и практические. На встречах нежелательно констатировать родительские ошибки, осуждать конкретные личности.
  2. Родительские конференции могут проводиться в рамках класса или школы. На них участники обсуждают проблемы учеников и общества, конфликтные ситуации, девиантное поведение. На них обязательно должны присутствовать социальный педагог и психолог. Важно, чтобы родители активно участвовали в подготовке и проведении конференции, а по итогам мероприятия принимались определенные решения, подводились итоги.
  3. Индивидуальное консультирование помогает узнать больше о детях. Классруку следует заранее подготовиться к консультации, выделив ряд вопросов и ответов, которые интересны родителям. Неофициальная обстановка поможет узнать об особенностях здоровья ученика, его интересах, мотивации к учебе, поведенческих реакциях, семейных моральных ценностях.  
  4. Посещение на дому - та форма взаимодействия, которой нередко пренебрегают. Классруку важно предупредить о своем визите, получить на него родительское разрешение.

Лучше узнать семью ученика помогут наблюдение, беседы, анкетирование и даже интервью. Важно придерживаться политики взаимного уважения, отказаться от осуждения или критики родительских решений. Классному руководителю важно оценить, насколько родители заинтересованы в развитии ребенка, какая атмосфера и взаимоотношения царят в семье, нет ли причин для применения социальной защиты. Практика показывает, что только комплексный подход родителей, педагогов и психологов помогает в реализации воспитательно-образовательных задач. 

Узнать больше о деятельности классного руководителя можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль