Направления деятельности классного руководителя

307

Ключевые направления деятельности классного руководителя выходят далеко за рамки привычных для понимания воспитательных и организаторских задач. Классрук стремится создать условия для полноценного духовного и физического развития детей. Специалист решает ряд профильных задач:

  • как педагог управляет коллективом учеников;
  • помогает учащимся саморазвиваться и самореализовываться, развивать творческий потенциал;
  • налаживает эффективное взаимодействие с семьями учеников;
  • является ответственным за социальную защиту детства;
  • интегрирует старания родителей, других педагогов и психологов для создания оптимальных условий для всестороннего развития детей.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Многообразие профессионально-педагогической деятельности классрука накладывает на него сложный и разнообразный функционал. Выполняя различные функции и реализуя направления деятельности классного руководителя, он работает на благо детского коллектива, взаимодействуя как с детьми, так и с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, другими специалистами и родителями.

Задачи классного руководства можно разделить на три группы:

  1. Целевые - классрук воспитывает и обеспечивает социальную защиту учеников от неблагоприятного воздействия. Учитель помогает детям решать насущные проблемы, готовит их к взрослой самостоятельной жизни.
  2. Социально-психологические - помогает построить гармоничные отношения с одноклассниками и сверстниками. Способствует сплочению коллектива, стимулирует самоуправление учеников и их самоорганизацию.
  3. Управленческие - педработник курирует дополнительное образование детей, их индивидуальное развитие. Отслеживает изменения в академической успешности учащихся, занимается планированием.

Классрук выполняет немало обязанностей, в том числе важные функции

Скачать список функций классного руководителя
Скачать в .docx

Функция Описание
Аналитическая и прогностическая • вместе с психологом изучает индивидуальные особенности ребенка (черты характера, тип личности);
• анализирует состояние и развитие коллектива класса;
• оценивает уровень семейного воспитания;
• анализирует уровень воспитанности детей. 
Организационная и координирующая • взаимодействует с родителями как в личном общении, так и через социального педагога или психолога;
• консультирует, беседует со старшими родственниками учащихся;
• проводит мероприятия различной тематики в формате внеурочной деятельности;
• взаимодействует с учителями-предметниками, психологом, кружковыми работниками, руководителями спортивных секций;
• курирует воспитательную и образовательную работу, направленную на максимальное раскрытие детского потенциала;
• проводит индивидуальную работу с каждым учеником, стимулирует их деятельность и саморазвитие;
• ведет соответствующую текущую и отчетную документацию
Коммуникативная • учит подростков налаживать положительные взаимоотношения с окружающими;
• оказывает всестороннюю помощь в формирование благоприятного психологического климата в классе;
• если возникают конфликты, он выступает своеобразным посредником между учениками;
• помогает учащимся приобрести коммуникативные качества и построить гармоничные отношения со сверстниками. 
Контрольная • проверяет успеваемость учеников;
• контролирует посещаемость уроков. 

Опытные классные руководители выполняют работу в четырех разных направлениях

Скачать список направлений работы классного руководителя
Скачать в .docx

Направление Описание
Здоровьесберегающее Классрук осознает, что от состояния здоровья во многом зависит успех учебной деятельности детей, а потому особое внимание уделяет вопросам физического здоровья детей. Чтобы учащиеся были здоровыми, он регулярно:
• ведет просветительскую работу;
• привлекает к ней родителей, специалистов-медиков и учителей физкультуры;
• проводит различные мероприятия, способствующие осознанию важности здоровья и его укреплению (активный отдых, экскурсии на свежем воздухе, лекции, викторины, круглые столы). 
Коммуникационное и ценностное Общение позволяет привить детям общепринятые ценности, обеспечивает разностороннее развитие личности, его этическое воспитание. Учитель должен донести до подростков, что без принятия общечеловеческих и культурных ценностей ученик не состоится как личность.    
Стимулирование познания и академических успехов Классрук защищает познавательные интересы детей, разъясняя учителям-предметникам индивидуальные особенности каждого подростка. Для этого он:
• проводит мероприятия, которые позволяют расширить познавательные интересы и кругозор учащихся;
• сотрудничает с семьями учеников, вырабатывая единую тактику развития познавательных способностей ребенка;
• организует классные часы, призванные стимулировать саморазвитие у детей, их учебные умения. 
Координация семейного воспитания Все ключевые функции и основные направления деятельности классного руководителя связаны с семьями учащихся. Учитель понимает, что члены семьи и атмосфера в доме оказывают непосредственное влияние на развитие учащихся. Классрук должен акцентировать внимание на семейном воспитании, а потому он изучает семейное положение, образ жизни, обычаи семьи. Для реализации функции родительского просвещения, специалист:
• изучает окружение подростка, взаимоотношения в семье;
• в психолого-педагогическом ключе просвещает родителей;
• организует совместное свободное время родителей и детей;
• защищает права и интересы учеников в неблагополучных семействах. 

К уже названным направлениям деятельности стоит отнести:

1. Обеспечение жизнедеятельности ученического коллектива. Именно это направление деятельности всегда находится на виду, а потому требует использования разнообразных методов и форм работы.

В контексте этого направления учитель:

  • распределяет обязанности в классе, дает поручения;
  • координирует дежурства по школе и классу;
  • следит за посещаемостью и питанием учеников;
  • изучает взаимоотношения между одноклассниками, помогает в разрешении конфликтов;
  • стимулирует внеклассную активность детей, участие их в общешкольных мероприятиях;
  • проводит классные часы в стандартной и нестандартной форме, реализуя воспитательную и просветительную функцию;
  • следит за внешним видом учеников, наличием формы и сменной обуви, эстетикой ученического образа;
  • анализирует состояние здоровья детей, принимает меры по его укреплению и охране;
  • отчитывается об использовании внебюджетных и бюджетных средств на нужды класса.

2. Индивидуальная работа - непосредственное воздействие на подростков, которое учитель осуществляет для:

  • изучения ценностных и личных ориентиров детей, их потребностей и интересов, психологических особенностей;
  • социальной защиты детей из «группы риска» и тех, кто нуждается в помощи;
  • разрешения семейных и школьных конфликтов, в которых задействованы ученики, вверенного ему класса;
  • организации помощи учащимся, которые отстают в учебе или долго болеют;
  • стимулирования самообразования и саморазвития через комплекс внешкольных занятий;
  • оценки уровня воспитанности и успеваемости детей;
  • расширении читательского кругозора и любознательности.

3. Ведение текущей и отчетной документации подразумевает регулярную работу с информацией, которую он анализирует и систематизирует. 

К базовым обязанностям относят:

  • ведение журнала класса, в котором он заполняет данные об учениках и их родителях, страницы-реквизиты, а также страницы учебных предметов;
  • заполнение аттестатов и свидетельств, личных дел учеников;
  • контроль ведения дневников (проверка правильности и своевременности заполнения, наличие дневника во время уроков);
  • планирование и анализ работы с классом.

4. Взаимодействие с родителями.

Направления воспитательной деятельности классного руководителя

Классрук может считать свою деятельность успешной, если его воспитанники благополучно реализуют творческий потенциал и проходят этапы становления личности. Важно подчеркнуть, что успешность в учебе является залогом внутреннего благополучия подростков. Не зря воспитательное воздействия неотрывно от образовательного, но современная школа делает учеников неуспешными, поскольку акцентирует внимание не на всестороннем развитии, а на точечных результатах, эксплуатирующих память.

Основные направления успешной воспитательной деятельности классного руководителя основываются на личностно-ориентированном подходе к учебе. Классрук стремится воспитать не только гражданина-патриота, но и носителя культуры и труженика. Ученики должны:

  • испытывать уважение к традициям и культуре своего края, гордость за историю страны;
  • негативно относиться к вредным привычкам, стремиться к активному физическому развитию;
  • приобщаться к культурным ценностям, развивать в себе творческие способности;
  • нести ответственность за результаты своего труда, свой дом, класс, семью.

Направления деятельности классного руководителя

Направления деятельности классного руководителя с родителями

Взаимодействие со старшими родственниками, мамами и папами учеников является одним из ключевых направлений работы классрука. В его обязанности входит педагогическое просвещение, информирование родителей о том, насколько успешен их ребенок в учебе, творчестве или спорте, существуют ли проблемы с поведением или пробелы в воспитании.

Основные направления деятельности классного руководителя с родителями подразумевают систематическую работу учителя. Он вправе привлекать мам и пап учащихся к внеурочной и внеклассной деятельности. Используя методы психолого-педагогической диагностики, классрук оценивает условия семейного воспитания, наличие бытовых проблем, консультирует, проводит беседы, посещает учеников на дому.

При этом в арсенале классного руководителя сразу несколько традиционных форм взаимодействия с родителями учеников:

  1. Родительские собрания дают мамам и папам полезную информацию. Тематические встречи проводятся с учетом возраста учеников и касаются их интересов, особенностей и потребностей. На собраниях допускаются как теоретические (лекционные) части, так и практические. На встречах нежелательно констатировать родительские ошибки, осуждать конкретные личности.
  2. Родительские конференции могут проводиться в рамках класса или школы. На них участники обсуждают проблемы учеников и общества, конфликтные ситуации, девиантное поведение. На них обязательно должны присутствовать социальный педагог и психолог. Важно, чтобы родители активно участвовали в подготовке и проведении конференции, а по итогам мероприятия принимались определенные решения, подводились итоги.
  3. Индивидуальное консультирование помогает узнать больше о детях. Классруку следует заранее подготовиться к консультации, выделив ряд вопросов и ответов, которые интересны родителям. Неофициальная обстановка поможет узнать об особенностях здоровья ученика, его интересах, мотивации к учебе, поведенческих реакциях, семейных моральных ценностях.  
  4. Посещение на дому - та форма взаимодействия, которой нередко пренебрегают. Классруку важно предупредить о своем визите, получить на него родительское разрешение.

Лучше узнать семью ученика помогут наблюдение, беседы, анкетирование и даже интервью. Важно придерживаться политики взаимного уважения, отказаться от осуждения или критики родительских решений. Классному руководителю важно оценить, насколько родители заинтересованы в развитии ребенка, какая атмосфера и взаимоотношения царят в семье, нет ли причин для применения социальной защиты. Практика показывает, что только комплексный подход родителей, педагогов и психологов помогает в реализации воспитательно-образовательных задач. 

Узнать больше о деятельности классного руководителя можно в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль