Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Анкеты для родителей в школе

  • 21 марта 2019
  • 15077
Анкеты для родителей в школе — простой, но эффективный способ опроса родительской общественности образовательного учреждения касательно ключевых вопросов жизнедеятельности школы и осуществления образовательного процесса:
  • реализации образовательного минимума согласно программам;
  • внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • школьной воспитательной работы;
  • оптимизации и улучшения условий осуществления учебно-воспитательной деятельности.  

Анкеты для родителей в школе

Поскольку традиционных форм общения с законными представителями и родителями детей, которое осуществляется в рамках индивидуальных бесед, родительских собраний, мастер-классов и родительских конференций, бывает недостаточно для сбора информации относительно тех или иных образовательно-организационных вопросов, в школе используют анкетирование. Каждая анкета для родителей в школе — способ узнать больше об учащихся, их семьях, интересах, образовательных потребностях, лояльности семей в вопросах сотрудничества и взаимодействия со школой и прочем. Ввиду стабильной нехватки времени на обсуждение ключевых вопросов на родительских собраниях и аналогичных мероприятиях, педработники могут узнать мнение родителей школьников по широкому кругу вопросов. 
Анкетирование незаменимо в том случае, когда у педагога, школьного психолога или представителя администрации нет времени на общение с членами семей учащихся, а реализация или модернизация образовательного процесса может осуществляться только на основании мнения родительского сообщества. В этом случае мамам и папам на родительском собрании или дома предлагают заполнить одну из многочисленных анкет, разработанных социальными педагогами, психологами или классными руководителями. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о принципах проведения анкетирования в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Анкеты, чтобы определить уровень психологической безопасности образовательной среды

 (психологическая безопасность)

- Как выявить запрос обучающихся и их родителей на профиль обучения

 (планирование и организация)

Темы анкет для родителей в школе могут быть самыми разными, но независимо от этого отвечать на них нужно честно и лаконично, поскольку данные не передаются третьим лицам и используются исключительно для улучшения учебно-воспитательного процесса, адаптации детей в школе и условий в образовательном учреждении. Педагогам важно понять мнение родителей относительно поднятых в опросниках вопросов, а потому ответы не влияют на взаимоотношения с педколлективом или отношение учителей к учащемуся. Поскольку чаще всего анкетирование служит этапом подготовки к родительскому собранию, бланки опроса мамы и папы получают приблизительно за неделю до мероприятия (альтернативой бумажным опросникам могут быть современные онлайн-анкеты), и только небольшие мини-анкеты могут быть заполнены непосредственно на встрече. 
Регулярные опросы позволяют получать объективную оценку работы школы, отслеживать тенденции, проблемы, оперативно реагировать на них. Задачи анкетирования:
  • совершенствование работы образовательного учреждения (исследования — иллюстративный материал для публичного доклада, основа для составления тематики общешкольных родительских собраний и педагогических советов);
  • решение актуальных вопросов обучения и воспитания;
  • сбор информации личного характера для планирования работы с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • уточнение степени удовлетворенности участников образовательных отношений организацией учебно-воспитательного процесса;
  • выяснение характера внутрисемейных отношений, психологической характеристики учащихся, психолого-педагогической компетентности родителей.
Правильно составленные анкеты обеспечивают оперативность сбора информации, анонимность участников опроса (если не предусмотрено обратное), минимум трудозатрат и максимальный охват аудитории респондентов. 

Разновидности и структура анкет для родителей в школе

Педагоги редко составляют авторские опросники, чаще они используют шаблонные, разработанные другими специалистами, методистами или администрацией. Шаблонные образцы анкеты для родителей в школе общедоступны для скачивания на всех методических ресурсах, но они могут не отвечать региональным или социальным условиям, оснащению образовательного учреждения, индивидуальным особенностям учащихся, специфике реализации учебно-воспитательного процесса. В результате родители, заполняющие опросники, не считают себя нужными честно отвечать на вопросы, не соответствующие школьной действительности. 

Скачайте шаблон анкеты для родителей. Методическая помощь представлена специалистами системы "Завуч"

Выделяют тематические и социальные анкеты. Как правило, каждая из них состоит из трех больших блоков:
  1. Вводная часть. В ней кратко перечисляются цели опроса, поясняются задачи анкетирования, правила заполнения документа (может быть пункт касательно гарантии анонимности или сохранения персональных данных без передачи их третьим лицам).
  2. Основная часть. Вопросы по теме, оформленных в доступной и понятной форме. 
  3. Социально-демографическая часть (паспортные данные). Акцент на социальном положении и ключевых биографических данных респондентов-родителей. 
  4. Благодарность за сотрудничество и участие в анкетировании. 
Правила составления анкет для родителей школьников

Признаки хорошей анкеты  Содержание
Наличие приветствия и короткого вступления.  «Канва» позволяет раскрыть цель и задачи исследования, вызвать благоприятный настрой респондентов. В эпиграфе к анкете могут использоваться цитаты известных педагогов, значимые факты, которые должным образом мотивируют участников опроса на свободное и честное выражение мысли, подчеркнут важность мнения родительской общественности.  
Единство тематики. Социологи не рекомендуют сочетать в одном бланке вопросы, затрагивающие различные аспекты школьной жизни ввиду сложности получения достоверного мнения родителей по интересующей проблеме и оценки родительской компетентности. При этом важно учитывать культурный и педагогический опыт респондентов, влияющий на специфику вопросов.

Отказ от сложных формулировок и терминологии.
  • Вопросы должны быть емкими и содержательными, лишенными двойственного смысла.
  • Анкеты должны содержать минимум специальных терминов — это позволяет избежать отказа от заполнения, вызванного непониманием или неправильной трактовкой отдельных слов.
  • Предусмотрена возможность указания расширенного ответа. По каждому вопросу должно быть представлено несколько вариантов ответов, в том числе пункт «Затрудняюсь ответить» или «Свой вариант» (при необходимости — с расшифровкой).
  • Следует оставить поля, дающие возможность высказать свое мнение в свободной форме («Как вы считаете…», «Каковы ваши пожелания по поводу…»). Такое организационное решение способствует получению наиболее полной информации от респондентов.
Соблюдение логики построения вопросов и предлагаемых на них ответов 
В предлагаемых вариантах ответов на закрытые вопросы важно помнить, что согласно данным экспериментальных исследований:
  • первые варианты ответов (подсказок) респонденты выбирают чаще других независимо от их правильности, потому следует наиболее вероятные варианты ставить после наименее вероятных;
  • длинные подсказки выбирают реже коротких, поскольку прочтение и осознание смысла требует больше времени, поэтому все варианты ответов должны быть приблизительно равными по длине;
  • респонденты склонны выбирать более абстрактные варианты ответов, потому все подсказки должны быть на одном уровне конкретности. 
Желательно обобщающие вопросы ставить после частных, 
Запрещено объединять в одной фразе сразу несколько идей и размещать варианты ответов на разных страницах опросника, чтобы респонденты могли визуально оценивать все предлагаемые варианты. 
Нежелательно отрицательные и положительные подсказки ответов печатать блоками друг за другом: они должны быть тщательно перемешаны, чтобы участники анкетирования не воспользовались навязываемой логикой предложенных ответов. 
Обеспечение логической структуры документа. Все вопросы бланка должны быть взаимосвязаны: каждый последующий пункт вытекает из предыдущего. Соблюдение логической цепочки упрощает процесс заполнения, стимулирует респондентов к наиболее полному выражению мнения. Сперва должны размещаться простые вопросы, которые сменяются более сложными (не оценочными), затем еще более трудными (мотивационными), а после кульминации сложности — более простыми событийными или фактологическими. При этом важно, чтобы смысловые блоки вопросов были примерно одинаковыми по размеру и структуре (чтобы число мотивационных вопросов соответствовало количеству фактологических). В случае перевеса того или иного блока анкетируемые могут бессознательно снижать оценки или уровень внимательности при заполнении более/менее объемных блоков анкет.  

Вопросы анкет для родителей в школе

Разновидности вопросов в анкетах зависят от задачи опросника, коммуникативной ситуации и целей исследования. Несмотря на то, что в школе традиционно используются онлайн-анкеты и бумажные бланки, тип анкетирования определяется тематикой и особенностями постановки вопросов. Различают следующие тип опросов:
  1. Открытые вопросы без вариантов ответов, которые актуальны для определения области исследования, контролирования проблем, выявления тенденций. Респонденты в свободной форме отвечают на поставленные вопросы без подсказки, которой могли бы служить варианты ответов. Однако именно это в значительной мере затрудняет анализ данных и обработку результатов опроса. Поскольку такие вопросы в анкетах требуют значительного времени, они никогда не используются на родительских собраниях, а только в бланках, предназначенных для домашнего заполнения.  Различные матрицы и шкалы являются разновидностью открытых вопросов, в которых опрашиваемым необходимо свой ответ выразить в виде оценки. В начальной школе тематические и социальные анкеты для родителей с вопросами открытого типа практически не используются: они остаются прерогативой среднего и старшего звена.  
  2. Закрытые вопросы с вариантами ответов, которые заведомо ограничивают респондентов, но при этом сокращают время на заполнение анкет, упрощают интерпретацию и анализ ответов, сопоставление данных. В подобных вопросах могут быть предложены развернутые варианты ответов или только два-три («да», «нет», «возможно»). Иногда для получения более точной выборки допустимо использование промежуточных форм ответа («скорее да», «скорее нет», «иногда», «допустимо», «возможно»). 
  3. Смешанные формы или вопросы полузакрытого типа. В таких анкетах предусмотрена возможность выбора наиболее подходящего варианта ответа или указания собственного мнения. Дополнительные комментарии и замечания вносят в конце списка ответов или в отдельный блок после каждого вопроса. Обработка таких бланков занимает больше времени, но позволяет получить более достоверные данные. В анкете должно быть предоставлено достаточно места для развернутых ответов на открытые вопросы, в противном случае такой вариант опроса окажется малоэффективным.
Учителя вправе комбинировать разные типы вопросов в одной анкете, чтобы получить наиболее полную информацию по интересующей теме, но все равно чаще других используются опросники закрытого типа при условии, что в них соблюдаются главные принципы построения анкеты. 
Чтобы получить максимум актуальной информации, при составлении анкет для родителей используются следующие группы вопросов:
  • Контактные. Первые вопросы анкеты мотивируют на участие в опросе, готовят респондентов. Именно поэтому первыми всегда бывают простые и понятные, так называемые контактные вопросы, которые являются максимально широкими в охвате аудитории, касаются сведений событийного характера, интересов или проблем, облегчая взаимодействие. По ответам на контактные вопросы можно судить о добросовестности и честности респондентов, их отношении к анкетированию. 
  • Буферные. Поскольку крайне редко опросники посвящаются одной теме или вопросу, чтобы сгладить переход между ними, смягчить взаимовлияние вопросов используются буферные вопросы (или преамбулы к ним), делающие опрос симметричным. 
  • Контрольные вопросы, как правило, идут после основных, позволяя оценить тщательность заполнения опросника и искренность респондента. Так, если опрашиваемый на основной вопрос отвечает утвердительно, а на контрольный — отрицательно, результаты исследования могут оказаться под сомнением.
  • Чтобы подготовить опрашиваемых к самым важным вопросам, используются более простые, которые выстраивают в последовательности от простых к сложным, реализуя тем самым эффект воронки (при этом в середине опроса размещают наиболее трудные и важные вопросы, которые носят деликатный или тенденциозный характер). Используя такой прием, у респондентов вырабатывается уверенность в своих силах, стремление отвечать полно, свободно и честно. По правилу воронки, эти вопросы являются кульминацией опроса, после чего наблюдается усталость и спад интереса у респондентов, а потому завершают бланки традиционно простыми заданиями. 
  • Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую педагогов часть опрашиваемых от других респондентов. Так, чтобы изучить взаимоотношения в неполных семьях, в анкету вносят вопросы о составе семьи, по результатам ответа на которые составляют дополнительные опросники.
Ввиду того, что некоторые педагоги допускают банальные ошибки при составлении опросников, а родители не обладают достаточной юридической, психологической и педагогической грамотностью, общественная критика содержания анкет для родителей в начальной школе, к сожалению, чрезвычайно велика. 
Одним из самых ярких примеров является анкетирование с целью предотвращения насилия в семье, составления его социального паспорта или психологического портрета школьника. Родительская общественность с осуждением восприняла вопросы, относящиеся к тайне личной жизни членов семьи и семейной тайне, нарушению конституционных прав личности ребенка и членов его семьи. Особый резонанс вызвали ювенальные технологии, которые начали внедрять комитеты образования для оценки положения дел в семьях учащихся. Родители опасаются, что любой неудачный или «неправильный» ответ в таком опроснике можно представить в качестве доказательства в делах о социально-бытовом насилии, домашнем насилии родителей над детьми, а актуальные критерии «неблагополучности» семьи вызывают не меньшую критику. Юристы утверждают, что администрация школы не вправе требовать от родителей данные о материальной обеспеченности семьи, жилищных условиях и образовании мам и пап, как минимум потому, что обновленный порядок межведомственного взаимодействия может привести к передаче личных и паспортных данных недобросовестным работникам или третьим лицам.
Внедрение антисемейных и ювенальных технологий, навязывание кураторства при отсутствии массовых жалоб со стороны населения будет лишь продолжаться, потому важно, что любое анкетирование, которое нарушает конституционные права граждан, требует решительных действий. В этом случае родители обращаются в районные или городские официально зарегистрированные родительские организации, пишут соответствующие заявления на имя директора школы, а при бездействии последнего — в районную (городскую) прокуратуру. Как правило, до судебного разбирательства подобные дела не доводят, прекращая незаконное анкетирование. 

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Поэтому школьной администрации и авторам анкет для родителей важно помнить, что обработка и передача данных, согласно Конституции РФ и ФЗ «О персональных данных» возможно только с согласия респондента, которое последний может в любой момент отозвать, если уже предоставил соответствующую информацию. В свете этого мамы и папы учащихся могут отказаться от заполнения любых видов опросников, поскольку типовая форма анкет, включая анкеты для родителей по питанию в школе, по вопросам безопасности, социального паспорта семьи и класса, не предусмотрена никакими локальными нормативными и подзаконными актами. 

Анкеты в начальной школе

Для детей школьная жизнь начинается 1 сентября, но родители первоклашек погружаются в нее на этапе оформления заявления и заполнения соответствующих опросников. Педагогу важно познакомиться не только с детьми, которые будут учиться во вверенном ему классе, но и коллективом родителей. Анкета для родителей «Скоро в школу» используется в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников для выяснения педагогической компетентности родителей, в том числе подготовки и адаптации детей к школе, эффективности семейного воспитания, психопрофилактики школьной дезадаптации ребенка. Как правило, анкеты «Мы — родители первоклассника» и «Мой ребенок — первоклассник» заполняют в течение первой недели обучения или на первом родительском собрании в сентябре. С их помощью классный руководитель:
  • выясняет уровень компетенции родителей относительно особенностей работы образовательного учреждения, важных вопросов организации учебно-воспитательного процесса;
  • уточняет или собирает информацию об обучающихся, их психофизиологических особенностях, физическом и психологическом здоровье, взаимоотношениях с семьей и прочем, необходимую для заполнения социального паспорта семьи, обращения к дефектологам или логопедам;
  • узнает, посещал ли ребенок дошкольные образовательные учреждения, творческие кружки и спортивные секции, что позволяет сделать выводы и степени адаптированности в детском коллективе;
  • систематизируют данные относительно увлечений и интересов детей, которые важны для организации внеурочной деятельности. 
Виды анкет для родителей учащихся в начальной школе также могут определяться тематикой и социальным запросом (необходимостью решения актуальных организационных или образовательных проблем). Прежде чем предлагать анкету для родителей в школе в 1 классе, следует предотвратить возможное недовольство и настороженность, пояснив значение и важность опросника. 
Анкетирование родителей первоклассников актуально в первую очередь для того, чтобы выяснить, не нужна ли ему помощь специалистов, повышенное внимание и особый подход, каким потенциалом обладает ребенок, готовы ли мамы и папы содействовать и помогать работе школы. Контактные данные родителей и адрес фактического проживания первоклашек важен педагогу не в целях любопытства, а для безопасности детей, чтобы в случае чрезвычайной ситуации он знал, как оперативно выйти на связь с членами семей учащихся. 
Но именно поэтому некоторые с опаской отвечают на вопросы относительно занятости, материального обеспечения, образования, а классному руководителю необходимо предельно толерантно и корректно составить анкету или выбрать оптимальный шаблон бланка.

Анкеты для родителей в школе

___________________________________________________________________

Примеры анкет для родителей в начальной школе

Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе» может выдаваться на любом этапе реализации программного минимума с целью оценки эффективности работы школы, преподавательского состава, определения уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Опросник «Здоровье вашего ребенка» позволяет педагогу начальной школы получить информацию о психофизическом состоянии ученического контингента, которая может быть использована в ходе организации учебно-воспитательного процесса, для сравнения с данными педагогического мониторинга.

Анкета «Способности ваших детей» позволяет учителю собрать комплексные данные, иллюстрирующие оценку способностей и талантов ребенка родителями, которая часто бывает необъективной. Самостоятельный подсчет балов мамами и папами способствует получению «второго» мнения, а данные могут использоваться при организации внеурочной деятельности.

Также широко практикуется использование анкетирования в ходе мониторинга необходимости включения в программный минимум новых предметов, курсов, а также оценки результатов обновления списка обязательных предметов.

Так, итоги введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», вызвавшей неоднозначные отзывы со стороны родительской общественности, могут быть оценены посредством тематической анкеты.

Педагогам важно не забывать, что отношение родителей учащихся начальных классов к анкетированию определяется актуальностью тем, которым посвящены анкеты. Письменные опросы, способствующие пониманию «острых» проблем — особенностей процесса адаптации детей к учебному процессу, организации внеклассной деятельности, личными взаимоотношениям между участниками воспитательно-образовательного процесса — неизменно вызывают повышенную заинтересованность. Также мамы и папы с удовольствием заполняют бланки, содержание которых влияет на организацию или обеспечение учебной деятельности.

Анкеты для родителей учащихся средней и основной школы

Родители пятиклассников, вынужденные знакомиться с новыми учителями и классным руководителем, а потому вынуждены участвовать в многочисленных опросах. В средней и основной школе анкетирование родителей затрагивает более важные темы, включая профориентацию, адаптацию в новых образовательных условиях, безопасность, психофизиологические особенности детей, возможности построения плодотворного взаимодействия с семьями, формирования благоприятных условий для воспитания и обучения детей и прочее. Помимо анкеты для родителей по безопасности в школе, мамы и папы традиционно заполняют:
  1. Опросники касательно данных родителей.
  2. Анкеты с вопросами об учащихся.
Через некоторое время после начала обучения родителям предлагают заполнить еще одну анкету («Адаптация пятиклассников»), которая поможет отследить, насколько дети адаптировались в новых условиях, чтобы на основании результатов опроса педагог-психолог и классный руководитель могли дать рекомендации мамам и папам. 

Используйте шаблон для изучения предпочтений родителей при разработке части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, читайте рекомендации экспертов справочной системы «Образование»

На последующих годах обучения педагоги чаще всего используют анкетирование «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в школе», которое помогает оценить качество оказания образовательных услуг с точки зрения субъектов образовательных отношений, получающих образовательные услуги, и внести необходимые коррективы по их улучшению в течение учебного года.
Психологические анкеты для родителей в школе являются инструментом сбора и обработки психолого-педагогической информации, средство обратной связи с семьями учащихся. Вопросы анкет поднимают позитивные суждения или исследования, касающиеся интереса к школе, эмоциональных переживаний ребенка, возникающих в связи со школьными ситуациями, особенностей организации учебной деятельности дома, общего психофизического состояния школьника и др. 

В 9 и 11 классе возрастает роль профориентации, выбора дальнейшего жизненного пути, потому школьные психологи и классруки предлагают родителям ответить на вопросы исследований «Моя роль в выборе профессии ребенка», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Подготовка ребенка к труду». При этом нерационально использовать прозападные опросники определения у школьников симптомов дезадаптивного и девиантного поведения, которые достаточно сложны для заполнения и обработки данных, достаточно разработать авторские анкеты для родителей в школе или воспользоваться любым шаблоном, который станет источником качественной информации. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе».docx
  • Анкета «Способности вашего ребенка».doc
  • Анкета для родиетелей по итогам введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.