Анкеты для родителей в школе

847

Обеспечение взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса не может быть полным без налаживания обратной связи. Анкеты для родителей в школе, для заполнения которых необходимо минимум времени, позволяют учителям и школьной администрации узнать мнение родительского общественности по всем ключевым направлениями деятельности образовательной организации:

  • особенностям реализации обязательного программного минимума;
  • воспитательной работе;
  • внеурочной активности;
  • сопутствующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий ведения учебно-воспитательного процесса.

Анкета для родителей в начальной школе

Общение педагога начальной школы может происходить в ходе коллективных собраний, индивидуальных бесед, специфика организации которых  не позволяет узнать мнение мам и пап по широкому кругу вопросов ввиду нехватки времени и необходимости обсуждения организационных вопросов. Оптимальным инструментом информирования учителя о мнении родительской общественности является заполнение анкет, составление которых в большинстве случаев становится обязанностью педработников.

При необходимости проведения анкетирования многие учителя используют готовые шаблоны опросников, которые в большинстве случаев не отвечают возрастным или индивидуальным особенностям школьников, оснащению образовательной организации или другим важным факторам. В связи с этим снижаются результаты заполняемости бланков, многие родители вовсе отказываются заполнять опросники, считая их содержание не отвечающим школьной действительности.

Практика показывает, что анкеты для родителей учащихся в начальной школе удобнее всего составлять на основе готовых шаблонов, внося коррективы на основе рекомендаций сотрудников служб психолого-педагогической поддержки.

Правила составления анкет для родителей школьников

Скачать правила составления анкет
Скачать в .docx

Признаки хорошей анкеты  Содержание
Наличие приветствия и короткого вступления.  «Канва» позволяет раскрыть цель и задачи исследования, вызвать благоприятный настрой респондентов.
Единство тематики. Социологи не рекомендуют сочетать в одном бланке вопросы, затрагивающие различные аспекты школьной жизни ввиду сложности получения достоверного мнения родителей по интересующей проблеме и оценки родительской компетентности.

Отказ от сложных формулировок и терминологии.
Вопросы должны быть емкими и содержательными, лишенными двойственного смысла.
Анкеты должны содержать минимум специальных терминов — это позволяет избежать отказа от заполнения, вызванного непониманием или неправильной трактовкой отдельных слов.
Предусмотрена возможность указания расширенного ответа. По каждому вопросу должно быть представлено несколько вариантов ответов, в том числе пункт «Затрудняюсь ответить» или «Свой вариант» (при необходимости — с расшифровкой).
Также следует оставить поля, дающие возможность высказать свое мнение в свободной форме («Как вы считаете…», «Каковы ваши пожелания по поводу…»). Такое организационное решение способствует получению наиболее полной информации от респондентов.
Обеспечение логической структуры документа. Все вопросы бланка должны быть взаимосвязаны: каждый последующий пункт вытекает из предыдущего. Соблюдение логической цепочки упрощает процесс заполнения, стимулирует респондентов к наиболее полному выражению мнения.

Составленные опросники следует предоставить для заполнения нескольким родителям, чтобы узнать их мнение касательно точности формулировок, широты охвата проблемы, комфорта заполнения. Такая практика позволяет обеспечить:

  1. Оптимальный уровень взаимодействия. Грамотно составленные, структурированные опросники вызывают положительное отношение к организации учебно-воспитательного процесса в целом и ответственному учителю начальной школы непосредственно.
  2. Экономию времени. Протестированные анкеты могут быть использованы педагогом в будущем учебном году или переданы для использования другим учителям в рамках распространения педагогического опыта.

Виды анкет для родителей в школе

Учителя начальных классов могут использовать разные типы опросников в зависимости от целей исследования, ситуации общения. Тип анкеты может определяться особенностями построения вопросов, тематикой, видом (практикуется использование традиционных бумажных бланков и онлайн-анкетирование).

В зависимости от вопросов различают такие типы анкет:

1. С закрытыми вопросами, подразумевающими заведомое ограничение родителей в ответах.

Пример: Считаете ли вы, что ваш ребенок:

  • Активный, общительный, уверенный в собственных силах.
  • Тревожный, часто испытывает страхи.
  • Имеет проблемы с поведением, восприятием социальных норм.
  • Не умеет общаться с одноклассниками, учителями, взрослыми.

К анкетам для родителей с вопросами закрытого типа также относятся опросники, в которых предусмотрено только два варианта ответа: да или нет. Заполнение таких бланков требует незначительного количества времени, но не позволяет узнать личное мнение опрашиваемых по интересующей проблеме.

  • В анкетах с вопросами полузакрытого типа предусмотрена возможность выбора наиболее подходящего варианта ответа или указания собственного мнения. Обработка таких бланков занимает больше времени, но позволяет получить более достоверные данные.
  • Анкеты с открытыми вопросами не содержат готовых вариантов ответа, требуют длительного времени на заполнение, а потому педагогами начальной школы используются редко.
  • Учитель вправе комбинировать разные типы вопросов в одной анкете, чтобы получить наиболее полную информацию по интересующей теме.

Виды анкет для родителей учащихся в начальной школе также могут определяться тематикой. Так, анкета комбинированного типа «Знакомство с родителями» представляет собой базовый опросник, который учитель выдает взрослым для получения основной информации о семье, контактных данных. Анкета может быть предоставлена в преддверии начала обучения первоклашек или на первом родительском собрании.

Пример анкеты «Знакомство с родителями»

1. ФИО ребенка _____________________________________________________________
2. ФИО родителей___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Дата рождения ребенка _____________________________________________________
4. Возраст родителей:  мать_______________________ отец ________________________
5. Образование:  
мать________________________________________________________________________
отец________________________________________________________________________
6. Место работы:
мать ________________________________________________________________________
отец ________________________________________________________________________
7. Какой уровень материальной обеспеченности наиболее точно характеризует вашу семью?

  • Малообеспеченные, нуждаемся в государственной поддержке.
  • Испытываем временные финансовые затруднения.
  • Средний достаток.
  • Высокообеспеченные.
  • Другое (свой вариант). _____________________________________________________

8. Сколько детей в вашей семье? __________________________________________________
9. Состав вашей семьи:

  • Полная.
  • Неполная.
  • Формально полная.

10. Жилищные условия, актуальные для вашей семьи:

  • Имеем собственную квартиру, дом.
  • Проживаем вместе с другими родственниками.
  • Арендуем жилье.
  • Другое (свой вариант). ________________________________________________________

11. Воспитанием ребенка в вашей семье занимаются:

  • Мать и отец.
  • Только мать.
  • Только отец.
  • Ребенок растет без родителей (находится под опекой).
  • Другое (свой вариант). ________________________________________________________

12. Какие установки наиболее точно характеризуют ваш стиль воспитания?

  • Принятие, согласие, забота.
  • Доброта, взаимоуважение.
  • «Слепая» любовь.
  • Неустойчивость, переменчивость.
  • Равнодушие, отчужденность.
  • Грубость, озлобленность.
  • Излишняя требовательность (подчинение).
  • Чрезмерная опека, жесткий контроль.
  • Вседозволенность, бесконтрольность.

13. Какие проблемы, связанные с воспитанием ребенка, вы можете выделить? ___________________________________________________________________

Анкеты для родителей в школе

Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе» (приложение 1) может выдаваться на любом этапе реализации программного минимума с целью оценки эффективности работы школы, преподавательского состава, определения уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Скачать анкету «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
Скачать в .docx

Опросник «Здоровье вашего ребенка» (приложение 2) позволяет педагогу начальной школы получить информацию о психофизическом состоянии ученического контингента, которая может быть использована в ходе организации учебно-воспитательного процесса, для сравнения с данными педагогического мониторинга.

Скачать опросник «Здоровье вашего ребенка»
Скачать в .docx

Анкета «Способности ваших детей» (приложение 3) позволяет учителю собрать комплексные данные, иллюстрирующие оценку способностей и талантов ребенка родителями, которая часто бывает необъективной. Самостоятельный подсчет балов мамами и папами способствует получению «второго» мнения, а данные могут использоваться при организации внеурочной деятельности.

Скачать анкету «Способности ваших детей»
Скачать в .docx

Также широко практикуется использование анкетирования в ходе мониторинга необходимости включения в программный минимум новых предметов, курсов, а также оценки результатов обновления списка обязательных предметов.

Так, итоги введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», вызвавшей неоднозначные отзывы со стороны родительской общественности, могут быть оценены посредством тематической анкеты (приложение 4).

Скачать анкету «Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать в .docx

Педагогам важно не забывать, что отношение родителей учащихся начальных классов к анкетированию определяется актуальностью тем, которым посвящены анкеты. Письменные опросы, способствующие пониманию «острых» проблем — особенностей процесса адаптации детей к учебному процессу, организации внеклассной деятельности, личными взаимоотношениям между участниками воспитательно-образовательного процесса — неизменно вызывают повышенную заинтересованность. Также мамы и папы с удовольствием заполняют бланки, содержание которых влияет на организацию или обеспечение учебной деятельности.

Читать еще по теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе».docx
  • Анкета «Способности вашего ребенка».doc
  • Анкета для родиетелей по итогам введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».docx



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль