Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Анкеты для родителей в школе

29 августа 2019
22194
Средний балл: 0 из 5

С целью налаживания эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса педагоги и представители управленческого состава ОУ широко используют анкеты для родителей в школе — бланки установленного образца, способствующие эффективному выявлению мнений представителей семей по всем ключевым направлениям деятельности:

  • особенностям реализации обязательного программного минимума;
  • воспитательной работе;
  • внеурочной активности;
  • сопутствующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий ведения учебно-воспитательного процесса. 

Анкеты для родителей в школе

Общение педагога начальной школы может происходить в ходе коллективных собраний, индивидуальных бесед, специфика организации которых не позволяет узнать мнение мам и пап по широкому кругу вопросов ввиду нехватки времени и необходимости обсуждения организационных вопросов. Оптимальным инструментом информирования учителя о мнении родительской общественности является заполнение анкет для родителей в школе.

Анектирование является широко распространенным методом сбора информации, позволяющем педагогу получить выборку мнений по конкретному объекту или процессу образовательного комплекса. Данный способ опроса является незаменимым инструментом получения информации в ситуациях, когда нужные данные невозможно получить методом наблюдения или из доступных документальных источников. Преимуществом практики заполнения анкет является и тот факт, что полученные данные легко анализировать с учетом количественных и качественных показателей, а в ходе исследования можно выявить не только актуальную ситуацию в образовательной среде, но и факторы, повлиявшие на результаты формирования того или иного общественного мнения. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о принципах проведения анкетирования в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Анкеты, чтобы определить уровень психологической безопасности образовательной среды

 (психологическая безопасность)

- Как выявить запрос обучающихся и их родителей на профиль обучения

 (планирование и организация)

Немаловажен и тот факт, что анкетирование, являясь одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии и педагогике, позволяющем быстро получать массовый материал и отслеживать изменения в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса, имеет и сопутствующую функцию: оно одновременно может являться методом воспитательного воздействия. Таким образом, немалое значение при подготовке анкет для родителей в школе и их дальнейшем использовании является налаживание продуктивного взаимодействия. Анкетирование представителей семей как один из методов оптимизации образовательного комплекса ценно не только в рамках получения информации, но и для оказания просветительного воздействия на респондентов, которое стимулирует интерес к реалиям школьной жизни детей, формирует чувство сопричастности, потребность в участии и контроле. 

Составление бланков для анкетирования в большинстве случаев становится обязанностью педработников. При необходимости проведения анкетирования многие учителя используют готовые шаблоны опросников, которые в большинстве случаев не отвечают возрастным или индивидуальным особенностям школьников, оснащению образовательной организации или другим важным факторам. В связи с этим снижаются результаты заполняемости бланков, многие родители вовсе отказываются заполнять опросники, считая их содержание не отвечающим школьной действительности.

Практика показывает, что анкеты для родителей в школе удобнее всего составлять на основе готовых шаблонов, внося коррективы на основе рекомендаций сотрудников служб психолого-педагогической поддержки.

Скачать в хорошем качестве правила составления анкет для родителей школьников

Признаки хорошей анкеты  Содержание
Наличие приветствия и короткого вступления.  «Канва» позволяет раскрыть цель и задачи исследования, вызвать благоприятный настрой респондентов.
Единство тематики.  Социологи не рекомендуют сочетать в одном бланке вопросы, затрагивающие различные аспекты школьной жизни ввиду сложности получения достоверного мнения родителей по интересующей проблеме.
Отказ от сложных формулировок и терминологии. Вопросы, представленные в бланке анкеты для родителей в школе, должны быть емкими и содержательными, лишенными двойственного смысла. Анкеты должны содержать минимум специальных терминов — это позволяет избежать отказа от заполнения, вызванного непониманием или неправильной трактовкой отдельных слов.
Предусмотрена возможность указания расширенного ответа.  По каждому вопросу должно быть представлено несколько вариантов ответов, в том числе пункт «Затрудняюсь ответить» или «Свой вариант» (при необходимости — с расшифровкой). Также следует оставить поля, дающие возможность высказать свое мнение в свободной форме («Как вы считаете…», «Каковы ваши пожелания по поводу…»). Такое организационное решение способствует получению наиболее полной информации от респондентов.
Обеспечение логической структуры документа.  Все вопросы бланка должны быть взаимосвязаны: каждый последующий пункт вытекает из предыдущего. Соблюдение логической цепочки упрощает процесс заполнения, стимулирует респондентов к наиболее полному выражению мнения.

Составленные опросники следует предоставить для заполнения нескольким родителям, чтобы узнать их мнение касательно точности формулировок, широты охвата проблемы, комфорта заполнения. Такая практика позволяет обеспечить:

  1. Оптимальный уровень взаимодействия. Грамотно составленные, структурированные опросники вызывают положительное отношение к организации учебно-воспитательного процесса в целом и ответственному учителю начальной школы непосредственно.
  2. Экономию времени. Протестированные анкеты могут быть использованы педагогом в будущем учебном году или переданы для использования другим учителям в рамках распространения педагогического опыта.

Практика использования анкет для опроса родителей в школе имеет преимущества и недостатки, понимание которых важно для организации по-настоящему эффективной обратной связи с представителями семей. Несмотря на то, что анкетирование не позволяет сделать максимально полное получение информации ввиду права респондента на возврат пустого или частично заполненного бланка, несомненные достоинства этого метода взаимодействия неопровержимы, это:

  1. Невозможность влияния представителей педагогического состава на ответы родителей, что гарантировано анонимностью опросов. 
  2. Респонденты имеют достаточно времени для обдумывания ответа, чего невозможно добиться при личной беседе или коллективном общении. 
  3. При недостаточности опыта организатора вопроса влияние на результат остается минимальным при условии использования бланков анкет для родителей в школе, подготовленных при участии более опытного коллеги. 
  4. При условии качественной подготовки риск постановки неполных, некорректно сформированных или бестактных вопросов сведен к минимуму. 
  5. Анкеты не ограничены в объеме, что позволяет представить вниманию респондентов как несколько, так и множество вопросов. При этом качественное прохождение обширного исследования требует предварительной мотивации родителей — в противном случае велик риск получения большого числа незаполненных бланков. 
  6. Процедуру сбора мнений посредством анкетирования легко стандартизировать, а полученные результаты — представить в корректной форме для инициации принятия значимых управленческих решений. 

Анкета для родителей в школе: образец

Педагоги могут использовать разные типы опросников в зависимости от целей исследования, ситуации общения. Содержание и тематика анкет для родителей в школе, составленных по образцу, влияет на особенности построения вопросов, структуру, вид опросников (практикуется использование традиционных бумажных бланков и онлайн-анкетирование).

Эффективность анкетирования родительской общественности на уровне школы, класса, отдельной группы во многом определяется тем, насколько педагог осведомлен о принципах методах и умеет пользоваться ими. Традиционная анкета включат три части: вступительную, основную и так называемую «паспортичку». Удивительно, но именно вводная часть чрезвычайно сильно влияет на результативность опроса, поскольку она призвана сформировать отношение респондента к процедуре выражения мнения, его настрой, ответственность и добросовестность. Чтобы апеллировать к родителям, на первой странице анкеты следует разместить краткое обращение, рассказав, цели и задачи проведения опроса, правила заполнения и возможности использования в реформировании образовательного процесса. Мамы и папы, в полной мере осознающие возможность осуществления посильного вклада в работу школы, стараются отвечать на вопросы наиболее полно и точно. При подготовке образца анкеты для родителей в школе нужно в обязательном порядке акцентировать внимание респондентов на анонимности проведения опроса, а также гарантировать вероятность передачи конфиденциальных данных только при условии получения согласия. 

Что касается основной части бланка-опросника, содержащего наиболее значимую информацию для анализа, то она тоже имеет характерную структуру. Вопросы в анкете условно можно разделить на три части: контактные, обеспечивающие «включение» респондента в тему, базовые, несущие ключевое исследовательское значение, и заключительные, предусматривающее представление развернутых ответов. 

Неотъемлемым элементом анкет для родителей в школе является «паспортичка», представляющая перечень личных данных. Составление «паспортички» кажется простой задачей только на первый взгляд, поскольку включение в нее большого количества данных повлечет резонные вопросы респондентов, а намеренное опущение отдельной информации не позволит провести объективный анализ. Таким образом, в данный блок анкеты следует включать формы для уточнения ограниченного числа вопросов, ответы на которые действительно нужны при интерпретации исследования, и самое главное — не использовать типовую «паспортичку» во всех анкетах без исключения. 

Что касается типов вопросов, то в зависимости от них принято различать такие типы анкет:

1. С закрытыми вопросами, подразумевающими заведомое ограничение родителей в ответах.

Пример: Считаете ли вы, что ваш ребенок:

  • Активный, общительный, уверенный в собственных силах.
  • Тревожный, часто испытывает страхи.
  • Имеет проблемы с поведением, восприятием социальных норм.
  • Не умеет общаться с одноклассниками, учителями, взрослыми.

К анкетам с вопросами закрытого типа также относятся опросники, в которых предусмотрено только два варианта ответа: да или нет. Заполнение таких бланков требует незначительного количества времени, но не позволяет узнать личное мнение опрашиваемых по интересующей проблеме.

2. В анкетах для родителей в школе с вопросами полузакрытого типа предусмотрена возможность выбора наиболее подходящего варианта ответа или указания собственного мнения. Обработка таких бланков занимает больше времени, но позволяет получить более достоверные данные.

3. Анкеты с открытыми вопросами не содержат готовых вариантов ответа, требуют длительного времени на заполнение, а потому педагогами начальной школы используются редко.

Учитель вправе комбинировать разные типы вопросов в одной анкете, чтобы получить наиболее полную информацию по интересующей теме. Виды анкет для родителей учащихся также могут определяться тематикой. Так, анкета комбинированного типа «Знакомство с родителями» представляет собой базовый опросник, который учитель выдает взрослым для получения основной информации о семье, контактных данных. Анкета может быть предоставлена в преддверии начала обучения или на первом родительском собрании (в начальной, основной или средней школе).

Пример анкеты «Знакомство с родителями»

1. ФИО ребенка _____________________________________________________________

2. ФИО родителей____________________________________________________________ 

3. Дата рождения ребенка _____________________________________________________

4. Возраст родителей: мать_______________________ отец _________________________

5. Образование: мать____________________________ отец _________________________

6. Место работы: мать___________________________ отец _________________________

7. Какой уровень материальной обеспеченности наиболее точно характеризует вашу семью?

  • Малообеспеченные, нуждаемся в государственной поддержке.
  • Испытываем временные финансовые затруднения.
  • Средний достаток.
  • Ни в чем не нуждаемся.
  • Другое (свой вариант). ____________________________________________________

8. Сколько детей в вашей семье? ________________________________________________

9. Состав вашей семьи:

  • Полная.
  • Неполная.
  • Формально полная.

10. Жилищные условия, актуальные для вашей семьи:

  • Имеем собственную квартиру, дом.
  • Проживаем вместе с другими родственниками.
  • Арендуем жилье.
  • Другое (свой вариант). ____________________________________________________

11. Воспитанием ребенка в вашей семье занимаются:

  • Мать и отец.
  • Только мать.
  • Только отец.
  • Ребенок растет без родителей (находится под опекой).
  • Другое (свой вариант). ____________________________________________________

12. Какие установки наиболее точно характеризуют ваш стиль воспитания?

  • Принятие, согласие, забота.
  • Доброта, взаимоуважение.
  • «Слепая» любовь.
  • Неустойчивость, переменчивость.
  • Равнодушие, отчужденность.
  • Грубость, озлобленность.
  • Излишняя требовательность (подчинение).
  • Чрезмерная опека, жесткий контроль.
  • Вседозволенность, бесконтрольность.

13. Какие проблемы, связанные с воспитанием ребенка, вы можете выделить?

____________________________________________________________________________

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Бланки анкет для родителей в школе

Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе» может выдаваться на любом этапе реализации программного минимума с целью оценки эффективности работы школы, преподавательского состава, определения уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Опросник «Здоровье вашего ребенка» позволяет педагогу получить информацию о психофизическом состоянии ученического контингента, которая может быть использована в ходе организации учебно-воспитательного процесса, для сравнения с данными педагогического мониторинга.

Бланк анкеты для родителей в школе «Способности ваших детей» позволяет учителю собрать комплексные данные, иллюстрирующие оценку способностей и талантов ребенка родителями, которая часто бывает необъективной. Самостоятельный подсчет балов мамами и папами способствует получению «второго» мнения, а данные могут использоваться при организации внеурочной деятельности.

Также широко практикуется использование анкетирования в ходе мониторинга необходимости включения в программный минимум новых предметов, курсов, а также оценки результатов обновления списка обязательных предметов. Так, итоги введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», вызвавшей неоднозначные отзывы со стороны родительской общественности, могут быть оценены посредством тематической анкеты.

Педагогам важно не забывать, что отношение родителей учащихся начальных классов к анкетированию определяется актуальностью тем, которым посвящены анкеты. Письменные опросы, способствующие пониманию «острых» проблем — особенностей процесса адаптации детей к учебному процессу, организации внеклассной деятельности, личными взаимоотношениям между участниками воспитательно-образовательного процесса — неизменно вызывают повышенную заинтересованность. Также мамы и папы с удовольствием заполняют бланки анкет для родителей в школе, содержание которых влияет на организацию или обеспечение учебной деятельности. 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе».docx
  • Анкета «Способности вашего ребенка».doc
  • Анкета для родиетелей по итогам введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!


logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.