text

✎ Скидка 25% и 90 дней подписки в подарок! Получи ДВОЙНУЮ выгоду >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Индивидуальная работа с родителями в начальной школе

  • 30 апреля 2017
  • 6608

Скачать книгу «Работа с педагогами»
Скачать бесплатно в .pdf

В период адаптации младших школьников к особенностям организации учебно-воспитательного процесса большое значение имеет индивидуальная работа с родителями в начальной школе, которая может быть организована в разных формах:

  • посещение семей школьников на дому;
  • организация бесед;
  • предоставление индивидуальных консультаций;
  • ведение переписки.

Индивидуальные формы взаимодействия с семьями детей способствуют выработке четкого понимания со стороны родителей требований, предъявляемых современной образовательной организацией, позволяют гарантировать максимальное вовлечение взрослых в школьную жизнь и обеспечить оптимальные условия для реализации главенствующей роли в воспитании.

Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Индивидуальные формы работы с родителями

В современной образовательной системе уделяется особое место взаимоотношениям семьи и школы, направленным на обеспечение нормального психофизического развития школьников, социальную адаптацию, расширение познавательных потребностей детей, повышение воспитательной роли родителей. Взаимодействие педагогов и представителей членов детских семей должно основываться на взаимном желании раскрытия лучших качеств младшего школьника, которое может реализоваться путем изучения личностных качеств, оказания помощи в преодолении образовательных, психологических и социальных барьеров, выражении терпимости по отношению друг к другу.

Стоящая перед современным учителем проблема — воспитания образованных, воспитанных, ответственных граждан, свободно адаптирующихся в экономически-правовых реалиях, разделяющих общечеловеческие и семейные ценности — не может быть решена без вовлечения мам и пап в учебный и воспитательный процесс. В ходе родительских собраний, тематических конференций, диспутов можно обеспечить общее информирование взрослых об актуальных образовательных инициативах. В то же время только индивидуальные формы консультативной работы с родителями позволяют реализовать комплекс мер, необходимых для воспитания нравственных, духовно развитых, творчески мыслящих детей.

Практика взаимодействия, основанная на налаживании личных контактов, дает возможность:

  1. Изучить семьи учащихся, характер влияния родных и близких на ребенка.
  2. Систематически осуществлять педагогическое просвещение родителей.
  3. Привлекать мам и пап, бабушек и дедушек к видам активности, реализуемым при работе с классным коллективом.
  4. Обеспечивать оказание всесторонней помощи школьникам с индивидуальными образовательными потребностями.
  5. Проводить информирование семей об актуальных результатах обучения и воспитания.

Количество направлений, реализуемых в ходе организации индивидуальных форм работы с семьями, может быть значительно расширено — это зависит от особенностей детского и родительского контингента, содержания плана воспитательной работы, порядка адаптации детей к начальной школе.

Индивидуальные формы работы с семьями учащихся в начальной школе

Скачать полную версию таблицы "Индивидуальные формы работы с семьями учащихся"
Скачать в .docx

Формы взаимодействия Правила реализации Особенности
Посещение семей школьников на дому
  1. Дату и время посещения следует заблаговременно согласовать с взрослыми.
  2. Начинать беседу с похвалы школьника.
  3. Проявлять высокий такт во время обсуждения существующих проблем, предлагать варианты их устранения.
  4. Проводить беседы в присутствии ребенка.
  5. Давать рекомендации с учетом возможностей и уровня заинтересованности семьи.
  6. Не давать пространственных обещаний, проявлять сдержанность при озвучивании каких-либо прогнозов.

Во время общения с членами семей воспитанников можно определить характер общения с ребенком, традиции домашнего воспитания, что облегчает процесс разработки приоритетных направлений коррекционной работы.

Очень важно, чтобы общение педагога и родителей имело бесконфликтный характер.

Озвучивание жалоб на учащегося затрудняет процесс общения, часто становится причиной негативных выпадов со стороны взрослых и снижения мотивации ребенка к преодолению образовательных трудностей.

Приглашение в школу Поводом для приглашения должно стать положительное событие: освоение сложного учебного материала школьником, консультации по участию в театральной постановке, подготовка к работе над творческим, экспериментальным или спортивным проектом. Специалисты в области возрастной педагогики рекомендуют не использовать в качестве предлога для вызова в школу низкую успеваемость, неудовлетворительное поведение.
Индивидуальные педагогические консультации
  1. Организуются по мере необходимости, чаще всего — по инициативе семей учащихся.
  2. Главная цель — преодоление беспокойства родителей касательно способностей ребенка к обучению.
  3. Консультации могут быть посвящены разным темам: особенностям организации учебно-воспитательного процесса, психофизическому состоянию учащегося, развитию его творческих способностей, повышению мотивации к школьному обучению.
Индивидуальные консультации являются одной из приоритетных форм взаимодействия — такие формы общения способствуют созданию и поддержанию тесного контакта между педагогами и семьями школьников.
Ведение переписки Сообщения должны быть короткими, содержательными. Оптимальная форма поддержания контакта с родителями, не имеющими возможности часто посещать школу.

Темы индивидуальной работы с родителями

Традиционная форма взаимодействия с семьями учащихся — родительские собрания — становится все менее продуктивной не только в основной, но и в начальной школе. Причины такой ситуации кроются в однообразности сценариев, по которым осуществляется коллективное общение.

Чаще всего учителя в ходе собраний проводят короткий обзор успеваемости, данные о которой и так являются доступными для взрослых, поднимают организационные темы (например, оснащение образовательного процесса, материальные сборы).

Ввиду низкой родительской явки на собрания данные тематики становятся поводом и для организации индивидуальных бесед, что в конечном итоге приводит к неготовности мам и пап идти на контакт с учителем, как следствие — сводит на «нет» уровень эффективного взаимодействия между школой и семьями в целом.

Пересмотр традиционной практики работы с родителями путем расширения тематики общения позволяет переломить ситуацию и обеспечить высокий уровень доверия к педагогам.

Учитель начальных классов обязан нести двойную нагрузку:

  • выбрать актуальные направления работы с взрослыми, обеспечивая их вовлеченность в школьную жизнь,
  • утвердить стандарты взаимодействия с образовательной организацией, которые во многом обусловят характер общения с педагогами на протяжении всего периода обучения ребенка.

Поэтому темы индивидуальной консультативной работы с родителями следует выбирать с особой тщательностью, опираясь на методические рекомендации, настрой представителей семей учащихся, актуальные тенденции времени.

Индивидуальная работа с родителями в начальной школе

Рекомендательные темы для индивидуальной работы с семьями учащихся в начальной школе:

  1. Адаптация в начальной школе.
  2. Сохранение физического и психологического здоровья ребенка.
  3. Семейные ценности и традиции. Общение в семье.
  4. Хобби и увлечения младшего школьника.
  5. Особенности характера детей.
  6. Возрастные потребности учащихся начальной школы.
  7. Поведенческие реакции детей возрастом 7-10 лет.
  8. Учеба и игра в жизни младшего школьника.
  9. Организация и проведение досуга с ребенком.
  10. Правовые основы семейного воспитания.
  11. Режим дня учащегося начальной школы.
  12. Методы развития памяти, логического мышления.
  13. Творчество в жизнь школьника.
  14. Трудный ребенок. Какой он?
  15. Как организовать обучения ребенка с гиперактивностью.

Не менее важными с точки зрения родителей остаются так называемые «вечные» темы: оказание помощи ребенку в освоении программного минимума, налаживание личного контакта, обеспечение легкой социальной адаптации. Педагог при выборе тематики индивидуального общения должен не только руководствоваться личным планом, но и принимать во внимание процессы, происходящие в классном коллективе, чтобы гарантировать высокий уровень заинтересованности семьи в общении.

План индивидуальной работы с родителями

Обучение ребенка в начальной школе определяет успешность образовательного процесса в целом. Родителей и школьников на данном этапе объединяют одни и те же переживания: успешность освоения учебного материала, общение с одноклассниками, способность грамотно распределить время для выполнения домашнего задания и отдыха. Поэтому посторенние плана индивидуальной работы с учениками и родителями является важным условием достижения положительных результатов учебно-воспитательной работы.

План составляется в виде отдельного документа, целью реализации которого является создание благоприятных условий для обеспечения взаимодействия стремлений школы и семьи в вопросах обучения, воспитания ребенка, сохранения его здоровья, развития творческого потенциала. Данный план может быть частью документации, регламентирующей систему работы с родителями, или унифицированной разработкой взаимодействия.

Задачи плана индивидуальной работы с семьями:

  1. Просветительская. В ходе проведения бесед, консультаций учитель начальной школы помогает членам семей учащихся осознать поведенческие факторы, характерные для конкретного возрастного периода, осознать этапы взросления, через которые проходит ребенок.
  2. Консультативная, заключающаяся в совместном поиске методов эффективного воздействия на младшего школьника в процессе приобретения им учебных и социальных навыков.
  3. Коммуникативная — оказание помощи в налаживании семейного общения, основанного на доверии и взаимопонимании.

Пример плана работы с семьями

Скачать полную версию примера плана работы с семьями
Скачать в .docx

Направления деятельности Формы и методы работы Сроки проведения
Знакомство с семьями Посещение школьников на дому. Формирование банка данных о семьях.
Анкетирование родителей. 
Сентябрь-октябрь
Педагогическое просвещение Проведение родительских собраний.
Изготовление и распространение информационных памяток, буклетов.
В течение учебного года
Приобщение семей к участию в жизни класса и школы Организация деятельности по привлечению родителей к совместному участию с детьми в школьных акциях, конкурсах, мероприятиях.
Выполнение работ, направленных на усовершенствование классной инфраструктуры (помощь в создании классного уголка, ремонт, обустройство и озеленение кабинета).
Проведение дня открытых дверей, открытых уроков для родителей. 
В течение года
Организация работы родительского коллектива Выборы родительского комитета. Сентябрь
Индивидуальная работа с родителями Приглашение в школу для проведения тематических бесед.
Индивидуальные консультации.
Личные поручения.
Организация переписки, систематического общения по телефону.
В течение года, по мере необходимости
Информирование о ходе учебно-воспитательного процесса Работа с дневниками.
Написание извещений, благодарностей, грамот.
В течение года.

Читать еще по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Менеджер
Образования

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.