Индивидуальная работа с родителями в начальной школе

696

В период адаптации младших школьников к особенностям организации учебно-воспитательного процесса большое значение имеет индивидуальная работа с родителями в начальной школе, которая может быть организована в разных формах:

  • посещение семей школьников на дому;
  • организация бесед;
  • предоставление индивидуальных консультаций;
  • ведение переписки.

Индивидуальные формы взаимодействия с семьями детей способствуют выработке четкого понимания со стороны родителей требований, предъявляемых современной образовательной организацией, позволяют гарантировать максимальное вовлечение взрослых в школьную жизнь и обеспечить оптимальные условия для реализации главенствующей роли в воспитании.

Индивидуальные формы работы с родителями

В современной образовательной системе уделяется особое место взаимоотношениям семьи и школы, направленным на обеспечение нормального психофизического развития школьников, социальную адаптацию, расширение познавательных потребностей детей, повышение воспитательной роли родителей. Взаимодействие педагогов и представителей членов детских семей должно основываться на взаимном желании раскрытия лучших качеств младшего школьника, которое может реализоваться путем изучения личностных качеств, оказания помощи в преодолении образовательных, психологических и социальных барьеров, выражении терпимости по отношению друг к другу.

Стоящая перед современным учителем проблема — воспитания образованных, воспитанных, ответственных граждан, свободно адаптирующихся в экономически-правовых реалиях, разделяющих общечеловеческие и семейные ценности — не может быть решена без вовлечения мам и пап в учебный и воспитательный процесс. В ходе родительских собраний, тематических конференций, диспутов можно обеспечить общее информирование взрослых об актуальных образовательных инициативах. В то же время только индивидуальные формы консультативной работы с родителями позволяют реализовать комплекс мер, необходимых для воспитания нравственных, духовно развитых, творчески мыслящих детей.

Практика взаимодействия, основанная на налаживании личных контактов, дает возможность:

  1. Изучить семьи учащихся, характер влияния родных и близких на ребенка.
  2. Систематически осуществлять педагогическое просвещение родителей.
  3. Привлекать мам и пап, бабушек и дедушек к видам активности, реализуемым при работе с классным коллективом.
  4. Обеспечивать оказание всесторонней помощи школьникам с индивидуальными образовательными потребностями.
  5. Проводить информирование семей об актуальных результатах обучения и воспитания.

Количество направлений, реализуемых в ходе организации индивидуальных форм работы с семьями, может быть значительно расширено — это зависит от особенностей детского и родительского контингента, содержания плана воспитательной работы, порядка адаптации детей к начальной школе.

Индивидуальные формы работы с семьями учащихся в начальной школе

Скачать полную версию таблицы "Индивидуальные формы работы с семьями учащихся"
Скачать в .docx

Формы взаимодействия Правила реализации Особенности
Посещение семей школьников на дому
  1. Дату и время посещения следует заблаговременно согласовать с взрослыми.
  2. Начинать беседу с похвалы школьника.
  3. Проявлять высокий такт во время обсуждения существующих проблем, предлагать варианты их устранения.
  4. Проводить беседы в присутствии ребенка.
  5. Давать рекомендации с учетом возможностей и уровня заинтересованности семьи.
  6. Не давать пространственных обещаний, проявлять сдержанность при озвучивании каких-либо прогнозов.

Во время общения с членами семей воспитанников можно определить характер общения с ребенком, традиции домашнего воспитания, что облегчает процесс разработки приоритетных направлений коррекционной работы.

Очень важно, чтобы общение педагога и родителей имело бесконфликтный характер.

Озвучивание жалоб на учащегося затрудняет процесс общения, часто становится причиной негативных выпадов со стороны взрослых и снижения мотивации ребенка к преодолению образовательных трудностей.

Приглашение в школу Поводом для приглашения должно стать положительное событие: освоение сложного учебного материала школьником, консультации по участию в театральной постановке, подготовка к работе над творческим, экспериментальным или спортивным проектом. Специалисты в области возрастной педагогики рекомендуют не использовать в качестве предлога для вызова в школу низкую успеваемость, неудовлетворительное поведение.
Индивидуальные педагогические консультации
  1. Организуются по мере необходимости, чаще всего — по инициативе семей учащихся.
  2. Главная цель — преодоление беспокойства родителей касательно способностей ребенка к обучению.
  3. Консультации могут быть посвящены разным темам: особенностям организации учебно-воспитательного процесса, психофизическому состоянию учащегося, развитию его творческих способностей, повышению мотивации к школьному обучению.
Индивидуальные консультации являются одной из приоритетных форм взаимодействия — такие формы общения способствуют созданию и поддержанию тесного контакта между педагогами и семьями школьников.
Ведение переписки Сообщения должны быть короткими, содержательными. Оптимальная форма поддержания контакта с родителями, не имеющими возможности часто посещать школу.

Темы индивидуальной работы с родителями

Традиционная форма взаимодействия с семьями учащихся — родительские собрания — становится все менее продуктивной не только в основной, но и в начальной школе. Причины такой ситуации кроются в однообразности сценариев, по которым осуществляется коллективное общение.

Чаще всего учителя в ходе собраний проводят короткий обзор успеваемости, данные о которой и так являются доступными для взрослых, поднимают организационные темы (например, оснащение образовательного процесса, материальные сборы).

Ввиду низкой родительской явки на собрания данные тематики становятся поводом и для организации индивидуальных бесед, что в конечном итоге приводит к неготовности мам и пап идти на контакт с учителем, как следствие — сводит на «нет» уровень эффективного взаимодействия между школой и семьями в целом.

Пересмотр традиционной практики работы с родителями путем расширения тематики общения позволяет переломить ситуацию и обеспечить высокий уровень доверия к педагогам.

Учитель начальных классов обязан нести двойную нагрузку:

  • выбрать актуальные направления работы с взрослыми, обеспечивая их вовлеченность в школьную жизнь,
  • утвердить стандарты взаимодействия с образовательной организацией, которые во многом обусловят характер общения с педагогами на протяжении всего периода обучения ребенка.

Поэтому темы индивидуальной консультативной работы с родителями следует выбирать с особой тщательностью, опираясь на методические рекомендации, настрой представителей семей учащихся, актуальные тенденции времени.

Индивидуальная работа с родителями в начальной школе

Рекомендательные темы для индивидуальной работы с семьями учащихся в начальной школе:

  1. Адаптация в начальной школе.
  2. Сохранение физического и психологического здоровья ребенка.
  3. Семейные ценности и традиции. Общение в семье.
  4. Хобби и увлечения младшего школьника.
  5. Особенности характера детей.
  6. Возрастные потребности учащихся начальной школы.
  7. Поведенческие реакции детей возрастом 7-10 лет.
  8. Учеба и игра в жизни младшего школьника.
  9. Организация и проведение досуга с ребенком.
  10. Правовые основы семейного воспитания.
  11. Режим дня учащегося начальной школы.
  12. Методы развития памяти, логического мышления.
  13. Творчество в жизнь школьника.
  14. Трудный ребенок. Какой он?
  15. Как организовать обучения ребенка с гиперактивностью.

Не менее важными с точки зрения родителей остаются так называемые «вечные» темы: оказание помощи ребенку в освоении программного минимума, налаживание личного контакта, обеспечение легкой социальной адаптации. Педагог при выборе тематики индивидуального общения должен не только руководствоваться личным планом, но и принимать во внимание процессы, происходящие в классном коллективе, чтобы гарантировать высокий уровень заинтересованности семьи в общении.

План индивидуальной работы с родителями

Обучение ребенка в начальной школе определяет успешность образовательного процесса в целом. Родителей и школьников на данном этапе объединяют одни и те же переживания: успешность освоения учебного материала, общение с одноклассниками, способность грамотно распределить время для выполнения домашнего задания и отдыха. Поэтому посторенние плана индивидуальной работы с учениками и родителями является важным условием достижения положительных результатов учебно-воспитательной работы.

План составляется в виде отдельного документа, целью реализации которого является создание благоприятных условий для обеспечения взаимодействия стремлений школы и семьи в вопросах обучения, воспитания ребенка, сохранения его здоровья, развития творческого потенциала. Данный план может быть частью документации, регламентирующей систему работы с родителями, или унифицированной разработкой взаимодействия.

Задачи плана индивидуальной работы с семьями:

  1. Просветительская. В ходе проведения бесед, консультаций учитель начальной школы помогает членам семей учащихся осознать поведенческие факторы, характерные для конкретного возрастного периода, осознать этапы взросления, через которые проходит ребенок.
  2. Консультативная, заключающаяся в совместном поиске методов эффективного воздействия на младшего школьника в процессе приобретения им учебных и социальных навыков.
  3. Коммуникативная — оказание помощи в налаживании семейного общения, основанного на доверии и взаимопонимании.

Пример плана работы с семьями

Скачать полную версию примера плана работы с семьями
Скачать в .docx

Направления деятельности Формы и методы работы Сроки проведения
Знакомство с семьями Посещение школьников на дому. Формирование банка данных о семьях.
Анкетирование родителей. 
Сентябрь-октябрь
Педагогическое просвещение Проведение родительских собраний.
Изготовление и распространение информационных памяток, буклетов.
В течение учебного года
Приобщение семей к участию в жизни класса и школы Организация деятельности по привлечению родителей к совместному участию с детьми в школьных акциях, конкурсах, мероприятиях.
Выполнение работ, направленных на усовершенствование классной инфраструктуры (помощь в создании классного уголка, ремонт, обустройство и озеленение кабинета).
Проведение дня открытых дверей, открытых уроков для родителей. 
В течение года
Организация работы родительского коллектива Выборы родительского комитета. Сентябрь
Индивидуальная работа с родителями Приглашение в школу для проведения тематических бесед.
Индивидуальные консультации.
Личные поручения.
Организация переписки, систематического общения по телефону.
В течение года, по мере необходимости
Информирование о ходе учебно-воспитательного процесса Работа с дневниками.
Написание извещений, благодарностей, грамот.
В течение года.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль