Инновационная деятельность в школе

1883

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

В условиях активно меняющейся действительности образовательные организации испытывают острую необходимость пересмотра привычной практики работы. Инновационная деятельность в школе, осуществляемая педагогическим коллективом, позволяет обеспечить:

  • высокий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • поступательное обновление технологий образования;
  • повышение мотивации школьников к учебной деятельности;
  • поддержание высоких стандартов реализации кадровой политики;
  • выполнение общественного (или государственного) заказа.

Организация инновационной деятельности школы

Введение инноваций в образование стало ключевой тенденцией последних лет. Но одного стремления к преобразованию привычного уклада недостаточно. Инновации не могут быть навязаны управленческими структурами: без понимания обновления существующей практики педагогическим большинством можно реализовать только введение псевдоновизны, не позволяющей обеспечить достижение поставленных целей.

Организация эффективной инновационной деятельности в школе — поступательное преобразование системы работы ОУ, осуществляемое педагогическим коллективом с целью обеспечения высоких показателей обучения детей. Внедрение инноваций — часть органического процесса развития школы.

В образовательной организации новаторская работа может вестись по таким направлениям:

  1. Обновление содержания учебных и воспитательных техник, приемов.
  2. Разработка, внедрение и апробация нестандартных форм обучения школьников разных возрастных групп.
  3. Реализация экспериментальных обучающих проектов.
  4. Пересмотр условий ведения педагогической практики.
  5. Организация творческой и интеллектуальной активности педагогов.
  6. Активизация исследовательской, проектировочной, творческой деятельности учащихся.
  7. Обеспечение методической поддержки педагогам, внедряющим инновации в процесс обучения и воспитания.
  8. Работа над созданием и поддержанием имиджа ОУ.

Содержание направлений инновационной деятельности может быть расширено в соответствии с планом развития школы, потребностями педагогического коллектива, учащихся, их родителей, особенностями функционирования учреждения. Главное — чтобы учителя и непедагогические кадры были мотивированы реализовать новаторские модули, обеспечивая баланс между сохранением традиционными стандартами образования и введением прогрессивных изменений. Для этого управленческий состав образовательной организации обязан разработать и представить карту инновационной деятельности, позволяющей школьному коллективу действовать слаженно и целенаправленно.

Структура карты инновационной деятельности в ОУ

Скачать структуру карты инновационной деятельности
Скачать в .docx

Элементы структуры Рекомендации по заполнению
Проблема Внедрение новаторской практики рекомендуется вести по одному направлению для точного отслеживания динамики изменений. В карте допускается указание одной проблемы или группы проблем, близких по содержанию и требующих реализации единого комплекса решений.
Цель Постановка цели предусматривает сбор статистических данных по конкретному направлению, проведение бесед с участниками учебно-воспитательного процесса для выделения субъективных видений ситуации, формулировку желаемого образа новой действительности.
Сущность В данном разделе следует представить механизм реализации инновации.
Прогнозируемый результат При проектировке эффективности новаторских решений важно учитывать региональные особенности, уровень материально-технического, методического обеспечения, мотивацию педагогов, учащихся реализовать инновационный проект.
Область применения Нововведения могут затронуть такие сферы школьной действительности: администрирование, дидактика, кадровая работа, психолого-педагогическое сопровождение, междисциплинарная область и другие.
Апробация Презентация новаторского форма может происходить в форме защиты проекта, выступления на тематическом семинаре, конференции, педсовете, заседании методического объединения.
Трудности Перечисление проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе реализации проекта, служит отличной базой для переосмысления отдельных моментов, позволяет вносить изменения при распространении опыта.

План инновационной деятельности школы

Внедрение новаторских решений в традиционный процесс обучения предусматривает реализацию комплекса мер, который следует осуществлять последовательно. Составление плана реализации инновационной деятельности в школе позволят составить оптимальную стратегию действий и воплощать новые  идеи на всех уровнях — от управленческого до организационного.

План по ведению новаторской работы является структурированным локальным актом, который может быть составлен педагогическим активом или представителями школьной администрации. Требования к форме документа отсутствуют, но этапы реализации плана удобнее всего представить в виде таблицы, позволяющей отразить:

  1. Особенности подготовительного этапа (сроки осуществления мониторинговой деятельности, проектировочной работы).
  2. Организационно-управленческие аспекты реализации инноваций (перечень мероприятий, способствующих достижению цели, сроки проведения и ответственных лиц).
  3. Научно-методическое сопровождение проекта (организация консультативной помощи, деятельность творческих групп, ведение работы по самообразованию).
  4. Оценку результатов.

В плане следует указать срок реализации проекта в соответствии с временными рамками отдельных мероприятий. Большинство новаторских решений по отдельным направлениям внедряются в течение учебного года, но при условии масштабности проекта этот срок может быть увеличен.

После утверждения проекта документ по планированию передается на подпись руководителю ОУ и членам педагогического коллектива для ознакомления.

План реализации новаторских решений в школе должен включать список мер, направленных на поддержание активности учителей-новаторов.

Скачать список условий поддержки педагогов
Скачать в .docx

Условия поддержки педагогов, необходимые для внедрения инноваций Характеристики
Социально-правовые Модернизация школьного оборудования.
Обеспечение психологической поддержки.
Предоставление времени для ведения работы по самообразованию и саморазвитию, внедрению инноваций в учебно-воспитательный процесс.
Перспективно-целевые Наличие программного обеспечения, разработанного в соответствии с особенностями функционирования конкретной школы.
Потребностно-стимулирующие Обеспечение оптимальных условий взаимодействия между педагогами-новаторами.
Создание атмосферы творчества, психологической открытости.
Разработка и реализация программ морального и материального стимулирования учителей.
Коммуникативно-информационные Обеспечение доступа к источникам информации о современных методах обучения и воспитания.
Организация психолого-педагогического сопровождения.

Инновационная деятельность в начальной школе

С введением образовательных стандартов второго поколения значение начального образования было переосмыслено, что делает необходимостью включение учителей младших классов в работу по разработке и реализации новаторских проектов. Причины осуществления инновационной деятельности в современной начальной школе являются структурными, закономерными. Это в первую очередь желание педагогов иди в ногу со временем, совершенствовать профессиональный уровень, систематически повышать результаты образовательной активности, обеспечивать высокий уровень удовлетворенности школьников и их родителей процессом обучения и воспитания.

Инновационная деятельность в школе

Переосмысление традиционной педагогической практики в начальной школе имеет свои особенности:

  1. Субъектами реализации новаторских разработок становятся все участники учебно-воспитательного процесса: педагоги, школьники, члены их семей. Поскольку инновации в образовании носят системный характер, достигнуть серьезных результатов можно только при условии введения масштабных изменений.
  2. Реализуемые нововведения характеризует системность охвата педагогических проблем. После переосмысления отдельного элемента педагогической практики современный учитель стремится расширить успешный опыт на другие направления деятельности, что обеспечивает оптимальные условия для развития методики обучения в начальной школе и совершенствования педагогического таланта новатора.

Приоритетными направлениями ведения инновационной работы в начальной школе является пересмотр традиционной технологии обучения, базирующейся на системно-деятельностном подходе. С целью переосмысления роли учащегося в школе учителя младших классов все чаще практикуют использование элементов ИКТ в ходе осуществления воспитательной и образовательной деятельности, меняют структуру урока, создают «ситуации успеха» и ситуации, демонстрирующие практическую ценность полученных знаний, обеспечивают масштабную межпредметную связь.

Но инновации в начальной школе не должны ограничиваться исключительно вопросами содержания учебной деятельности — не менее важной задачей является пересмотр практики проведения внеурочной активности, пересмотр традиций взаимодействия с родителями учащихся, повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы, поиск новых путей реализации их творческого потенциала.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль