Адаптация пятиклассников

774

Переход из начальной школы в основную считается одним из наиболее сложных периодов в жизни учащихся. Адаптация пятиклассников, под которой следует понимать приспособление к новым условиям ведения образовательного процесса, может протекать по-разному. Характер адаптационного этапа зависит от:

  • успешности освоения программного материала в начальной школе;
  • сформированности УУД;
  • способности к самоорганизации;
  • личных качеств: эмоциональной открытости, готовности идти на контакт с незнакомыми педагогами.

Психологическая адаптация пятиклассников

Ключевой особенностью перехода в основную школу является наложение проблем, вызванных переходным возрастом, на традиционные трудности адаптационного периода. Процесс приспособления обычно затрагивает два параметра — биологический и психологический, — но в данном случае наибольшее беспокойство педагогов и родителей должен вызывать именно последний аспект.

Психологическая адаптация при переходе пятиклассников в основную школу вызвана такими факторами:

  1. Необходимость приспособиться к школьной действительности (кабинетной системе, практике частого перехода из класса в класс).
  2. Потребность в установлении новых социальных контактов (с учителями, одноклассниками, которые перешли из параллельных классов или других школ).
  3. Разницей в отношении педагогов к собственным талантам и умениям. Учителя начальных классов ввиду продолжительной педагогической работы со сложившимся классным коллективом вырабатывают четкую позицию по отношению к каждому школьнику. В момент перехода в старшую школу, когда педагоги-предметники только знакомятся с детьми, часто происходит процесс расхождения мнений, требующий от ребенка умения отказаться от абсолютов, учиться переосмысливать разные точки зрения и вести комплексную работу по самообразованию.

Психологические аспекты протекания адаптационного периода в жизни пятиклассников определяют возрастные и индивидуальные потребности, а также тот факт, была ли проведена подготовка младших школьников к переходу на уровень основного общего образования. Многие ребята в этом возрасте из-за активной гормональной перестройки становятся раздражительными, нервными, проявляют повышенную возбудимость. Вчерашние младшие школьники стремятся как можно быстрее изменить свой статус на «взрослый», проявлять независимость, и вместе с тем боятся открыто высказывать свою позицию по многим вопросам.

Типичные характеристики пятиклассников, определяющие особенности психологической адаптации при переходе в основную школу

Характеристики В чем проявляются
Психофизиологические особенности
  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервная возбудимость.
  3. Частые эмоциональные всплески.
  4. Нервозность, нетерпимость.
  5. Переоценка собственных возможностей (появление несбыточных мечтаний о потенциальном будущем).
Социальные потребности
  1. Потребность в переосмыслении своего статуса в семье, компании друзей, классном коллективе.
  2. Демонстративный отказ от атрибутов детской жизни, проявление школьной зрелости.
  3. Стремление найти верного, понимающего друга.
Поведение в коллективе
  1. Проявление бурной реакции на промахи учителей, одноклассников.
  2. Повышенный интерес к вопросам классной иерархии.
  3. Стремление избежать социальной изоляции, боязнь стать «изгоем».

Протокол адаптации пятиклассников

Адаптационный период, связанный с переходом в старшую школу, часто подчинен протоколу, понимание основных этапов которого позволяет классному руководителю, учителям-предметникам реализовать меры психологической поддержки.

Особенности типичного протокола последовательной адаптации пятиклассников представлены в таблице.

Этап адаптации Длительность Особенности
Первый этап: знакомство Около недели В первые дни нового учебного года ребята знакомятся с новичками, делятся своим новым опытом и мироощущением. Нередки ситуации, когда школьники меняют свой тип поведения: всеобщие любимцы из-за стресса или повышенных переживаний «уходят в тень», на фоне чего в классе появляются новые формальные или неформальные лидеры.
Второй этап: взаимодействие Один-полтора месяца

Необходимость организации классных дел создает оптимальные условия для взаимодействия пятиклассников. В большинстве коллективов на данном этапе отсутствует ученический актив, поэтому детям приходится работать в больших и малых группах, состав которых может меняться.

Важная роль на этапе сплочения коллектива отводится помощи классного руководителя, который должен утвердить основные правила взаимодействия, основанные на принципах ответственности, взаимоуважения и взаимоподдержки. Благодаря грамотному руководству можно оптимизировать процесс выбора ученического актива по всем направлениям деятельности — интеллектуальной, творческой и спортивной активности; привлечь как можно большее число детей к выполнению определенных функций.

Третий этап: выработка новых правил Два-три месяца Участие в школьной жизни определяет новый этап адаптации, связанный с получением коллективного опыта, преодолением конфликтов. Конкурсы и олимпиады, проводимые между классами, формируют определенное восприятие нового классного коллектива школьной общественностью, влияя на мировосприятие новоиспеченных пятиклассников. Большинство детей гордится своим классом, искренне переживает за успехи и неудачи, которые были отнесены на счет коллектива по результатам деятельности одного ребенка или группы детей. Класс становится второй семьей, с которой школьник будет делить свои радости и неудачи на протяжении нескольких лет.

Эксперты по возрастной психологии параллельно выделяют протекание следующих адаптационных процессов:

  1. Самоадаптация, связанная с выбором новой модели поведения. Вчерашний ребенок в ходе взросления переосмысливает привычные модели поведения и проявляет свое «я».
  2. Взаимоадаптация, выражаемая в построении связей с новыми учителями.
  3. Реадаптация, в ходе реализации которой школьники учатся применять уже сформированные навыки в новой среде. 

Трудности адаптации пятиклассников

Переход из младшей школы на новую ступень обучения для всех детей проходит по-разному. Одни пятиклассники быстро преодолевают сложности адаптационного этапа и привыкают к реалиям новой жизни, другие реагируют на изменения болезненно.

Адаптация пятиклассников

Педагоги и родители должны знать, как проявляются типичные трудности адаптации к школе у пятиклассников, чтобы в случае выявления тревожных симптомов реализовать комплекс психолого-педагогической поддержки и избежать проявления негативных реакций.

О дезадаптации пятиклассников при переходе в основную школу свидетельствуют:

  1. Постоянная усталость, многочисленные жалобы, неспособность проявлять положительные эмоции.
  2. Нежелание делится впечатлениями о школьных делах.
  3. Стремление «переключить» внимание мамы и папы при разговоре о школе на отвлеченные темы.
  4. Отказ от выполнения домашнего задания.
  5. Превалирование негативных жалоб об одноклассниках, новых предметах, учителях над положительными эмоциями.
  6. Беспокойный сон, сложное пробуждение при условии соблюдения нормального графика отдыха.

Сложности адаптационного периода могут быть связаны с разными факторами, выявление которых позволяет обеспечить уверенное преодоление кризисного периода. В большинстве случаев дети болезненно реагируют на разные требования, предъявляемые учителями, их пугают незнакомые термины, слова, необходимость запоминания большого объема информации. Многие пятиклассники, утратив эмоциональную связь с первой учительницей, тоскуют, чувствуют себя заброшенными. Чаще всего простые действия — оказание помощи в подготовке домашних заданий в соответствии с новыми требованиями, разъяснение неизвестных слов и терминов, посещение педагога начальной школы — позволяют оказать ребенку необходимую психологическую помощь, способствующую нормализации ситуации.

Диагностика адаптации пятиклассников

Сложности адаптационного периода не всегда лежат на поверхности. Порой одних наблюдений недостаточно, чтобы определить уровень тревожности ребенка. Диагностика сложности адаптации пятиклассников, реализуемая путем проведения простого тестирования, позволяет получить достоверную информацию по каждому учащемуся.

Адаптация пятиклассников

Популярные методики диагностики пятиклассников:

1. «Цветные письма». Это один из самых простых и популярных тестов, позволяющих определить психологическое состояние каждого школьника во время конкретных уроков, предметы, которые вызывают наибольший дискомфорт, и уровень общей тревожности.

Для проведения теста необходимо приготовить раздаточный материал: бланки с таблицами, в которых напротив перечня предметов представлены пустые квадраты. Учащимся предлагается зарисовать квадраты предложенными цветами (всего 8 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, серый, коричневый) в соответствии с эмоциями, ассоциирующимися с каждым уроком. Интерпретация результатов проводится в соответствии с цветовой полосой М. Люшера.

2. Опросник Левченко, иллюстрирующий эмоциональное состояние пятиклашек. Тестирование предусматривает подготовку бланков, на котором вразброс представлены разные типы эмоциональных состояний (всего 16):

  • положительные: уверенность в себе, спокойствие, радость, ответственность, симпатия к учителям, благодарность, желание приходить в школу;
  • отрицательные: скука, усталость, беспокойство, неудовлетворенность собой, сомнение, чувство унижения, обида, страх, тревога.

Школьникам предлагается выделить 8 состояний, которые они считают наиболее близкими для себя. Результаты интерпретируются после перевода в процентные величины.

3. Написание открытого письма родителям. Детям предлагается написать небольшой диктант с элементами сочинения. Классный руководитель зачитывает начало фраз, а учащиеся должны дополнить их. Ввиду физической неспособности пятиклашек записывать большое количество информации не рекомендуется перегружать диктант многочисленными конструкциями. Опорными фразами должны стать следующие конструкции: «Если сравнить 5 класс с начальной школой, то сейчас…», «В 5 классе больше всего мне нравится…», «Самые большие трудности у меня возникают с…».

В качестве диагностических методики также используют тест школьной тревожности Филлипса, простые опросники, позволяющие составить мнение об интересе детей к разным предметам, отношении к разным учителям. Педагоги-психологи и классные руководители практикуют последовательное применение разных систем диагностики через равные временные промежутки — это позволяет отслеживать изменения настроения учащихся и своевременно реализовать меры психологической поддержки.

Адаптация пятиклассников к школе: советы родителям

Характер поведения ребенка во время привыкания к новому порядку обучения во многом зависит и от уровня родительской поддержки. Адаптация пятиклассников к основной школе будет благоприятной при условии следования рекомендациям педагога-психолога.

Для новоиспеченных пятиклассников очень важно:

  1. Проявление родными и близкими интереса к школьной жизни. Хорошо, если мама и папа быстро запомнят имена новых детей в классе и преподавателей — это поможет быть в курсе всех событий.
  2. Получать поощрения за школьные достижения. Не обязательно дарить сладости или подарки — повзрослевший школьник будет рад услышать слова похвалы.
  3. Посещение родителями школьных мероприятий, участие в жизни класса.
  4. Получение консультативной помощи при организации распорядка дня, выполнении домашних заданий.
  5. Активное участие в ситуациях, позволяющих продемонстрировать знания, полученные в школе (подсчет денег, расчет количества продуктов, составление писем).
  6. Сохранение теплой домашней атмосферы в период адаптации.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль