Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Проектная деятельность в школе

  • 21 апреля 2017
  • 95

Согласно действующему образовательному стандарту, в начальной и средней школе практикуется новая образовательная программа, которая предполагает формирование у учащихся мотивации к обучению и умения учиться. Для реализации этих задач была внедрена проектная деятельность в школах, функционирующая в соответствии с ФГОС. В статье рассматриваются особенности, структура и цели данной программы, типы и формы проектов, а также этапы работы над ними.    

Проектная деятельность в школе основана на применении особых педагогических методов, способствующих формированию у школьников самостоятельного мышления, умения правильно находить, структурировать и использовать знания, всесторонне анализировать решения и грамотно планировать свои действия. В рамках образования по методу проектной деятельности дети учатся быть открытыми для взаимодействия с людьми и эффективно сотрудничать с ними, развивают свои творческие навыки и становятся более ответственными.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Рекомендации по орагнизации проектной деятельности в школе читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Как с учеником подготовить проект к защите, чтобы получить высокую оценку на конкурсе

 (пошаговое руководство)

- Технологическая карта реализации проекта

 (с методическими рекомендациями)

Цели и задачи проектной деятельности в начальной школе

Подобные мероприятия нацелены на формирование у учеников системы общих, специальных, интеллектуально-творческих и исследовательских навыков, расширение кругозора, адаптацию в современном обществе, воспитание самостоятельности, коммуникативности, ответственности и инициативности, а также на развитие критического мышления, моторики и важных личностных качеств.

Проектная деятельность в начальной школе решает следующие задачи:

  • изучение принципов самоорганизации и интеграции знаний из разных научных областей;

  • освоение комплексного подхода;  

  • развитие навыков взаимодействия со сверстниками, коллективной работы и решения появляющихся в процессе проблемных задач;

  • стимулирование заинтересованности в изучении фундаментальных и прикладных дисциплин;

  • анализ, актуализация и систематизация полученных знаний, ознакомление с материалами за пределами изучаемой программы;

  • создание актуального и востребованного продукта;

  • привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

Суть, структура и особенности проектной деятельности в школе по ФГОС

Проектная деятельность в начальной и средней школе предполагает вовлечение учащихся в учебные проекты. Данная форма работы (игровая, исследовательская, учебно-познавательная, творческая) ориентирована на совместное освоение тем и разделов для достижения определенного результата в четко заданных временных рамках. В процессе ученики самостоятельно познают новые для себя факты и понятия, что способствует повышению мотивации к учебе и придает ей серьезный личностный смысл. Одновременно происходит реализация способностей и интересов учеников с формированием уверенности в том, что успех напрямую связан с персональным вкладом каждого из них.

Отвечает Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование

Применяя данную методику, учащиеся получают наглядное представление о всех нюансах технологии решения самых разных задач, начиная от определения проблемы до получения конечного результата.

Проектно-исследовательская деятельность в школе обеспечивает массу преимуществ:

  • социализация учащихся за счет адекватной и благоприятной информационной среды;

  • развитие творческих навыков, благодаря применению системно-деятельностного подхода к учебе на каждом этапе проекта;

  • индивидуализация и дифференциация обучения за счет выработки персональной учебной линии с учетом уровня подготовки и интересов каждого ученика;

  • формирование личности, адаптированной к коллективной работе с грамотным распределением ролей и разделением ответственности.

Начиная с младшего школьного возраста, технология проектной деятельности в школе может применяться при освоении любого предмета, а также в качестве дополнения к иным видам учебы. Подобный подход к обучению более интересен и эффективен, чем традиционный, базирующийся на инструкциях, но более сложен для реализации с преподавательской точки зрения: требуется приложить много сил, чтобы приучить школьников самостоятельно работать со справочниками, анализировать информацию, исследовать объекты, делать прогнозы и высказывать предположения.  

При организации проектной деятельности в школе обязательно учитываются не только возрастные, но и гигиенические, физиологические и психологические особенности учащихся. Включение детей в проектную работу происходит постепенно с момента их поступления в школу. В процессе ученики развивают универсальные учебные навыки:

  • коммуникативные – способность вести дискуссию или диалог, отстаивать собственную точку зрения, правильно задавать вопросы;

  • поисковые – умение находить необходимые данные, осуществлять анализ информации и передавать ее согласно учебной задаче;

  • рефлексивные – справедливая оценка своей и чужой работы;

  • исследовательские – способность видеть причинно-следственные связи, строить гипотезы, искать разные способы решения задачи;

  • презентационные – умение уверенно отвечать на вопросы и выступать перед аудиторией, проводя презентацию проектной деятельности в школе;

  • управленческие – планирование рабочего процесса, проектирование, анализ своей работы;

  • работа в сотрудничестве – взаимопомощь между одноклассниками, наблюдение за процессом совместной деятельности.

Роль преподавателя на уроках проектной деятельности в школе

Любая проектная деятельность в школе – это сотрудничество учащихся внутри коллектива (при совместной работе над проектом), а также взаимодействие педагога и ученика. Преподаватель инициирует интересные начинания, стимулируя активность учащихся, позволяя им проявить свою изобретательность и раскрыть творческий потенциал. При этом, учитель занимает одну из следующих позиций:

  • организовывает сотрудничество, предлагает формы деятельности;

  • дает советы и подсказки, рекомендует информационные источники;

  • инициирует обсуждение и управляет его течением, помогая учащимся мыслить в верном направлении;

  • намечает структуру проектного плана и управляет им;

  • побуждает школьников к творчеству и познанию;

  • демонстрирует компетентность во всех вопросах;

  • проводит анализ и оценку полученных результатов.

Как выбрать тему в рамках проектной деятельности в школе

Главное правило – выбранная тема должна интересовать ученика, а ее решение должно быть выполнимым в рамках возраста и полезным для всех участников работы. Только в этом случае исследовательская деятельность даст нужный эффект, то есть поможет школьникам полностью реализовать свои возможности и получить новые навыки. При этом, преподаватель должен хорошо разбираться в теме, выбранной для проектной деятельности в школе.

Желательно, чтобы тематика исследования была оригинальной, позволяла рассматривать обычные явления с нестандартной точки зрения и, одновременно, была реализуема в относительно короткие сроки, так как ученики младшего возраста, как правило, не способны долго концентрироваться на одном занятии. Так, для 1-2 классов оптимальным будет период выполнения проекта, укладывающийся в 1-2 недели, а для 3-4 классов – 1-2 месяца.   

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «ИКТ в работе педагога».

Кабинет информатики в школе

Важное значение имеет соответствие предпочтений и возможностей учащегося – при выборе темы учителю необходимо убедиться в наличии полноценной исследовательской базы, чтобы результат работы не получился поверхностным, а основывался на надежных фактах.

Этапы проектной деятельности в школе

Данный вид работы состоит из трех этапов:

  • подготовительного – представляет собой исследовательскую работу с поиском информации в энциклопедиях, книгах, справочниках и других источниках;

  • технологического (практического) – предполагает разработку технологической карты, выбор необходимых инструментов, материалов и других средств, а также осуществление технологических операций с целью создания конечного продукта (поделки, аппликации и т.д.);  

  • заключительного – включает оформление и защиту проекта, например, в виде выставки или презентации проектной деятельности в школе с выступлениями участников.

Любую проектную работу в школе можно разбить на шесть последовательных шагов:

  1. постановка целей;

  2. разработка этапов реализации проектной работы;

  3. создание проекта – игрового, социального, информационного, учебного, творческого или практико-ориентированного;

  4. оценка и коррекция полученных результатов;

  5. презентация проектной деятельности в школе;

  6. обсуждение проведенной работы и полученных в процессе знаний.

На этапе подготовки проводится вводная беседа, призванная сформировать первоначальное представление о сути и объекте исследования, вызвать у учащихся интерес и обеспечить все необходимые условия для творческой работы.

При организации проектно-исследовательской деятельности в школе проводятся следующие мероприятия:

  • актуализация знаний – выбор и постановка целей, обсуждение проблем с преподавателем и подготовка дополнительных данных (методических пособий и др.);

  • плановые работы – обсуждение идей, составление плана действий и сроков работ, распределение обязанностей, выбор источников информации, планирование варианта представления итогового результата (в виде фильма, конференции, отчета и т.п.), определение критериев оценки готового продукта;

  • исследовательская работа – сбор материалов, решение текущих вопросов (изучение источников, проведение опытов, опросов и т.д.), фиксирование промежуточных данных;

  • анализ данных, формулировка и оформление выводов.

На заключительном этапе проектной деятельности в школе происходит презентация продукта. Участники представляют отчет, отвечают на вопросы, участвуют в полемике и формулируют окончательные выводы.  

Типы работ в рамках проектной деятельности в школе в соответствии с ФГОС

Реализация школьных проектов ориентирована, в первую очередь, на самостоятельную работу учеников на протяжении заданного периода времени. Такая деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой или парной.

Согласно базовому методу проектной деятельности в школе, различают несколько типов проектов. Среди них:

  • информационные – нацелены на сбор данных о явлении или объекте, изучение и анализ этой информации, обобщение изученных фактов (из сети Интернет или статей, размещенных в СМИ);

  • творческие – не предполагают наличия тщательно продуманной структуры коллективного взаимодействия участников. В ходе их реализации структура лишь намечается и развивается согласно требованиям, предъявляемым к жанру и форме выражения итогового результата, который может быть представлен в виде видеофильма, журнала, сценария, театрального представления, плаката, стенгазеты и т.д. Практикуется свободный подход к решению поставленных задач;

  • исследовательские – наиболее распространенные проекты с детально проработанной структурой, максимально схожие с настоящими научными исследованиями. При их реализации тщательно продумываются такие моменты, как актуальность тематики, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также проводятся эксперименты, ведутся обсуждения полученных результатов и формируются выводы по итогам работы. Это выступления, лабораторные и практические работы, дневники наблюдения, доклады и т.д.;

  • игровые – уроки проектной деятельности в школе (ролевые, приключенческие, литературные и другие), результат которых становится известным только по их завершении. Ученикам присваиваются роли (выдуманных персонажей или литературных героев) в соответствии со спецификой заданной проблемы и характером проекта;

  • практикоориентированные – отличаются четко определенным изначально характером результата, ориентированным на социальные интересы учащихся. Подобные проектные работы нуждаются в максимально проработанной структуре в форме сценария, четком распределении функций между участниками и координации их деятельности.

Кроме того, проектная деятельность в школе может быть реализована в виде монопроектов, затрагивающих какую-либо одну образовательную дисциплину (то есть проблему из определенной предметной области), или в форме интегрированных (межпредметных) проектных работ, которые затрагивают смежную тематику одновременно двух, трех или более предметных областей и позволяют применять знания в самых разных сочетаниях, максимально приближая их к реальным ситуациям из жизни.     

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.