Мы оплатили 50% стоимости вашей подписки. Подробнее>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Проектная деятельность в школе

  • 21 апреля 2017
  • 35

Согласно действующему образовательному стандарту, в начальной и средней школе практикуется новая образовательная программа, которая предполагает формирование у учащихся мотивации к обучению и умения учиться. Для реализации этих задач была внедрена проектная деятельность в школах, функционирующая в соответствии с ФГОС. В статье рассматриваются особенности, структура и цели данной программы, типы и формы проектов, а также этапы работы над ними.    

Проектная деятельность в школе основана на применении особых педагогических методов, способствующих формированию у школьников самостоятельного мышления, умения правильно находить, структурировать и использовать знания, всесторонне анализировать решения и грамотно планировать свои действия. В рамках образования по методу проектной деятельности дети учатся быть открытыми для взаимодействия с людьми и эффективно сотрудничать с ними, развивают свои творческие навыки и становятся более ответственными.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Рекомендации по орагнизации проектной деятельности в школе читайте в журнале «Справочник заместителя руководителя образовательного учреждения»:

- Как с учеником подготовить проект к защите, чтобы получить высокую оценку на конкурсе

 (пошаговое руководство)

- Технологическая карта реализации проекта

 (с методическими рекомендациями)

Цели и задачи проектной деятельности в начальной школе

Подобные мероприятия нацелены на формирование у учеников системы общих, специальных, интеллектуально-творческих и исследовательских навыков, расширение кругозора, адаптацию в современном обществе, воспитание самостоятельности, коммуникативности, ответственности и инициативности, а также на развитие критического мышления, моторики и важных личностных качеств.

Проектная деятельность в начальной школе решает следующие задачи:

  • изучение принципов самоорганизации и интеграции знаний из разных научных областей;

  • освоение комплексного подхода;  

  • развитие навыков взаимодействия со сверстниками, коллективной работы и решения появляющихся в процессе проблемных задач;

  • стимулирование заинтересованности в изучении фундаментальных и прикладных дисциплин;

  • анализ, актуализация и систематизация полученных знаний, ознакомление с материалами за пределами изучаемой программы;

  • создание актуального и востребованного продукта;

  • привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

Суть, структура и особенности проектной деятельности в школе по ФГОС

Проектная деятельность в начальной и средней школе предполагает вовлечение учащихся в учебные проекты. Данная форма работы (игровая, исследовательская, учебно-познавательная, творческая) ориентирована на совместное освоение тем и разделов для достижения определенного результата в четко заданных временных рамках. В процессе ученики самостоятельно познают новые для себя факты и понятия, что способствует повышению мотивации к учебе и придает ей серьезный личностный смысл. Одновременно происходит реализация способностей и интересов учеников с формированием уверенности в том, что успех напрямую связан с персональным вкладом каждого из них.

Отвечает Виктория Ярцева, юрист-редактор Системы Образование

Применяя данную методику, учащиеся получают наглядное представление о всех нюансах технологии решения самых разных задач, начиная от определения проблемы до получения конечного результата.

Проектно-исследовательская деятельность в школе обеспечивает массу преимуществ:

  • социализация учащихся за счет адекватной и благоприятной информационной среды;

  • развитие творческих навыков, благодаря применению системно-деятельностного подхода к учебе на каждом этапе проекта;

  • индивидуализация и дифференциация обучения за счет выработки персональной учебной линии с учетом уровня подготовки и интересов каждого ученика;

  • формирование личности, адаптированной к коллективной работе с грамотным распределением ролей и разделением ответственности.

Начиная с младшего школьного возраста, технология проектной деятельности в школе может применяться при освоении любого предмета, а также в качестве дополнения к иным видам учебы. Подобный подход к обучению более интересен и эффективен, чем традиционный, базирующийся на инструкциях, но более сложен для реализации с преподавательской точки зрения: требуется приложить много сил, чтобы приучить школьников самостоятельно работать со справочниками, анализировать информацию, исследовать объекты, делать прогнозы и высказывать предположения.  

При организации проектной деятельности в школе обязательно учитываются не только возрастные, но и гигиенические, физиологические и психологические особенности учащихся. Включение детей в проектную работу происходит постепенно с момента их поступления в школу. В процессе ученики развивают универсальные учебные навыки:

  • коммуникативные – способность вести дискуссию или диалог, отстаивать собственную точку зрения, правильно задавать вопросы;

  • поисковые – умение находить необходимые данные, осуществлять анализ информации и передавать ее согласно учебной задаче;

  • рефлексивные – справедливая оценка своей и чужой работы;

  • исследовательские – способность видеть причинно-следственные связи, строить гипотезы, искать разные способы решения задачи;

  • презентационные – умение уверенно отвечать на вопросы и выступать перед аудиторией, проводя презентацию проектной деятельности в школе;

  • управленческие – планирование рабочего процесса, проектирование, анализ своей работы;

  • работа в сотрудничестве – взаимопомощь между одноклассниками, наблюдение за процессом совместной деятельности.

Роль преподавателя на уроках проектной деятельности в школе

Любая проектная деятельность в школе – это сотрудничество учащихся внутри коллектива (при совместной работе над проектом), а также взаимодействие педагога и ученика. Преподаватель инициирует интересные начинания, стимулируя активность учащихся, позволяя им проявить свою изобретательность и раскрыть творческий потенциал. При этом, учитель занимает одну из следующих позиций:

  • организовывает сотрудничество, предлагает формы деятельности;

  • дает советы и подсказки, рекомендует информационные источники;

  • инициирует обсуждение и управляет его течением, помогая учащимся мыслить в верном направлении;

  • намечает структуру проектного плана и управляет им;

  • побуждает школьников к творчеству и познанию;

  • демонстрирует компетентность во всех вопросах;

  • проводит анализ и оценку полученных результатов.

Как выбрать тему в рамках проектной деятельности в школе

Главное правило – выбранная тема должна интересовать ученика, а ее решение должно быть выполнимым в рамках возраста и полезным для всех участников работы. Только в этом случае исследовательская деятельность даст нужный эффект, то есть поможет школьникам полностью реализовать свои возможности и получить новые навыки. При этом, преподаватель должен хорошо разбираться в теме, выбранной для проектной деятельности в школе.

Желательно, чтобы тематика исследования была оригинальной, позволяла рассматривать обычные явления с нестандартной точки зрения и, одновременно, была реализуема в относительно короткие сроки, так как ученики младшего возраста, как правило, не способны долго концентрироваться на одном занятии. Так, для 1-2 классов оптимальным будет период выполнения проекта, укладывающийся в 1-2 недели, а для 3-4 классов – 1-2 месяца.   

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «ИКТ в работе педагога».

Кабинет информатики в школе

Важное значение имеет соответствие предпочтений и возможностей учащегося – при выборе темы учителю необходимо убедиться в наличии полноценной исследовательской базы, чтобы результат работы не получился поверхностным, а основывался на надежных фактах.

Этапы проектной деятельности в школе

Данный вид работы состоит из трех этапов:

  • подготовительного – представляет собой исследовательскую работу с поиском информации в энциклопедиях, книгах, справочниках и других источниках;

  • технологического (практического) – предполагает разработку технологической карты, выбор необходимых инструментов, материалов и других средств, а также осуществление технологических операций с целью создания конечного продукта (поделки, аппликации и т.д.);  

  • заключительного – включает оформление и защиту проекта, например, в виде выставки или презентации проектной деятельности в школе с выступлениями участников.

Любую проектную работу в школе можно разбить на шесть последовательных шагов:

  1. постановка целей;

  2. разработка этапов реализации проектной работы;

  3. создание проекта – игрового, социального, информационного, учебного, творческого или практико-ориентированного;

  4. оценка и коррекция полученных результатов;

  5. презентация проектной деятельности в школе;

  6. обсуждение проведенной работы и полученных в процессе знаний.

На этапе подготовки проводится вводная беседа, призванная сформировать первоначальное представление о сути и объекте исследования, вызвать у учащихся интерес и обеспечить все необходимые условия для творческой работы.

При организации проектно-исследовательской деятельности в школе проводятся следующие мероприятия:

  • актуализация знаний – выбор и постановка целей, обсуждение проблем с преподавателем и подготовка дополнительных данных (методических пособий и др.);

  • плановые работы – обсуждение идей, составление плана действий и сроков работ, распределение обязанностей, выбор источников информации, планирование варианта представления итогового результата (в виде фильма, конференции, отчета и т.п.), определение критериев оценки готового продукта;

  • исследовательская работа – сбор материалов, решение текущих вопросов (изучение источников, проведение опытов, опросов и т.д.), фиксирование промежуточных данных;

  • анализ данных, формулировка и оформление выводов.

На заключительном этапе проектной деятельности в школе происходит презентация продукта. Участники представляют отчет, отвечают на вопросы, участвуют в полемике и формулируют окончательные выводы.  

Типы работ в рамках проектной деятельности в школе в соответствии с ФГОС

Реализация школьных проектов ориентирована, в первую очередь, на самостоятельную работу учеников на протяжении заданного периода времени. Такая деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой или парной.

Согласно базовому методу проектной деятельности в школе, различают несколько типов проектов. Среди них:

  • информационные – нацелены на сбор данных о явлении или объекте, изучение и анализ этой информации, обобщение изученных фактов (из сети Интернет или статей, размещенных в СМИ);

  • творческие – не предполагают наличия тщательно продуманной структуры коллективного взаимодействия участников. В ходе их реализации структура лишь намечается и развивается согласно требованиям, предъявляемым к жанру и форме выражения итогового результата, который может быть представлен в виде видеофильма, журнала, сценария, театрального представления, плаката, стенгазеты и т.д. Практикуется свободный подход к решению поставленных задач;

  • исследовательские – наиболее распространенные проекты с детально проработанной структурой, максимально схожие с настоящими научными исследованиями. При их реализации тщательно продумываются такие моменты, как актуальность тематики, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также проводятся эксперименты, ведутся обсуждения полученных результатов и формируются выводы по итогам работы. Это выступления, лабораторные и практические работы, дневники наблюдения, доклады и т.д.;

  • игровые – уроки проектной деятельности в школе (ролевые, приключенческие, литературные и другие), результат которых становится известным только по их завершении. Ученикам присваиваются роли (выдуманных персонажей или литературных героев) в соответствии со спецификой заданной проблемы и характером проекта;

  • практикоориентированные – отличаются четко определенным изначально характером результата, ориентированным на социальные интересы учащихся. Подобные проектные работы нуждаются в максимально проработанной структуре в форме сценария, четком распределении функций между участниками и координации их деятельности.

Кроме того, проектная деятельность в школе может быть реализована в виде монопроектов, затрагивающих какую-либо одну образовательную дисциплину (то есть проблему из определенной предметной области), или в форме интегрированных (межпредметных) проектных работ, которые затрагивают смежную тематику одновременно двух, трех или более предметных областей и позволяют применять знания в самых разных сочетаниях, максимально приближая их к реальным ситуациям из жизни.     

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка 50% на комплект журналов для школы.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.