Работа с детьми группы риска

394

К категории детей «группы риска» традиционно относят учеников с низкой мотивацией к учебе, склонных к девиантному поведению, конфликтам с окружающими. Такие подростки не находят общий язык с одноклассниками и учителями, они отличаются некоторой пассивностью, а потому работа с детьми «группы риска» должна вестись как в организованном социальном, так и индивидуальном ключе.

Социальные педагоги и психологи выделяют несколько факторов риска появления таких учеников:

  • педагогические;
  • психологические;
  • социально-экономические;
  • медико-биологические.

План работы с детьми «группы риска» в школе

Категория так называемого риска все чаще упоминается в психологии и педагогике. В «группу риска» зачисляют подростков, которые испытывают негативное внешние воздействие со стороны криминальных элементов, неблагополучных родителей (членов семьи) или общества.

Понятие «группы риска» имеет двойственный характер. С одной стороны, оно подразумевает риск, которому подростки подвергают общество, вступая в открытое противоборство с общепринятыми нормами поведения, а с другой – риск для психического и физического здоровья, которому они подвергаются (насилие, унижение, жестокое обращение, неблагополучные условия в семье).

Некоторые педагоги уверены в том, что так называемая «группа риска» формируется исключительно из учащихся из неблагополучных семей. Несомненно, социально-экономические условия взросления и воспитания влияют на поведение детей, но ребенок может проявить склонность к девиантному поведению в силу наличия хронических заболеваний, патологий и травм. Негативными факторами там же являются психологические причины – подросткам сложно справиться с отчужденностью, кризисом взросления, отношениями с одногодками и родителями.

Прежде чем разрабатывать план работы с детьми «группы риска» в школе, в образовательном учреждении следует провести диагностику наличия педагогических факторов, которые бы способствовали трудновоспитуемости детей. Если классные руководители и учителя-предметники проводят недостаточную работу по мотивации детей, проявляют педагогическую запущенность, а программа не соответствует категории учебного заведения, проблему придется решать изнутри.

Кто составляет так называемую «группу риска»? Это учащиеся:

  1. с задержкой развития (физического или психического, а также те, кто не имеет ярко выраженных патологий);
  2. из неполных семей и те, кто остался без родителей;
  3. из неблагополучных, семей с криминальными связями, а также тех, необходима социальной или государственная экономическая поддержка;
  4. с признаками психологической или социальной дезадаптации.

Таким образом, в категорию трудновоспитуемых попадают гиперактивные подростки, дети с хроническим заболеваниями, а также все, кто нуждается в медицинской, психологической или социальной помощи. Традиционный педагогический подход рассматривает «группу риска» как проблемных и трудновоспитуемых детей, в которым необходимо применять особые меры. Другую категорию составляют дезадаптированные ученики, девиантное поведение которых навязано социально-психологическими отклонениями.   

Поведение, которое отклоняется от нормы, подразделяется на:

  • Девиантное - поведение, которое не соответствует принятым в обществе правилами.
  • Деликтивное - череда мелких проступков и правонарушений.

Планирование строится на предупреждении факторов риска и работе с их последствиями. Девиация чаще всего формируется на основании не одной, а комплекса причин, среди которыхстоит выделить:

  • Желание самоутвердиться;
  • Протест против действий взрослых или действительности;
  • Попытка обратить на себя внимание окружающих;
  • Преступные или корыстные цели;
  • Недостаток воспитания в семье, в силу чего формируются искаженные представления о личных качествах;
  • Психологическая зависимость от референтной группы;
  • Развод или смерть родителей;
  • Лишение родителей родительских прав (отрыв от семьи);
  • Наличие в отношении подростка (в том числе и сексуальное);
  • Незнание социальных норм;
  • Отсутствие досуга, соответствующего возрасту и полу подростка;
  • Пережитые катастрофы, войны.

Накопление стресса приводит к неспособности противостоять сложностям, агрессии и девиации. Специалисты отмечают, что в неблагополучных семьях дети страдают от беспризорности и безнаказанности, отчего возникают предпосылки для девиантного поведения.

Возрастные особенности проблемных детей:

  1. Младшие школьники. Им сложно дается учебный материал, они редко посещают школу, могут иметь задержку мышления, слабую мелкую моторику и навыки саморегуляции.
  2. Учащиеся среднего звена. Испытывают сложности в общении со сверстниками и учителями, грубо нарушают дисциплину, не могут усваивать учебный материал, начинают ощущать свою ненужность, невозможность чего-либо добиться, поскольку проецируют на себя ошибки своих родителей. Они часто стремятся к легкой и «красивой» жизни, пустым удовольствиям, ищут удовольствия вдали от дома, не видят ценности в образовании. Ведут личные дневники, где выражают свои мысли, примыкают к неформальным сообществам, поскольку ищут единомышленников и тех, кто может их понять.
  3. Старшая школа. Подростки стремятся к героизму, рискованным приключениям, хулиганству, собственной личности. Они не умеют общаться с людьми, испытывают недоверие к незнакомцам, характеризуются низким уровнем социального интеллекта, не испытывают чувство ответственности на поступки, проповедуют потребительскую психологию в отношении общества и близких людей. Не имеют постоянных друзей, не уверены в себе, не могут достигать целей, удовлетворяют только базовые потребности, склонны к саморазрушению.

Скачать таблицу "Школьная политика по профилактике девиантного поведения"
Скачать в .docx

Действие     Описание
Планирование деятельности Формирование единой политики образовательного учреждения по социальной иммунизации детей, обучению их навыкам поведения, принятого в социуме. Для этого в школе должны создаваться социально-педагогические условия, которые бы нейтрализовали негативное воздействие семьи и социума. 
Диагностика и анализ  Планирование работы невозможно без оценки форм и видов девиантного поведения, выделения факторов риска. Для этого социальный педагог и школьный психолог изучают потребности родителей и учеников, оценивают число трудных подростков, степень и специфику их девиантности. На основе полученных данных формируется коррекционная программа профилактики отклонений в развитии личности подростков.
Кадровая политика Подготовка или привлечение кадров, специалистов, которые владеют методиками коррекции подростковой девиации, психотехническими приемами, которые позволили бы развить у учащихся навыки эффективного общения, принятия ответственных решений, ведения здорового образа жизни. Принятие корректных управленческих решений по организации дополнительного образования для педагогов, формированию эффективного взаимодействия с семьями учеников.

Профилактическая работа будет успешной только в том случае, если в образовательном учреждении будет сформирована эмоционально позитивная атмосфера взаимоотношений между подростками, учителями, родителями, если дети будут чувствовать психологическую и социальную защищенность. Последняя подразумевает, что ученики знают свои права и обязанности, дискриминация в школе исключена во всех ее формах, а между учащимися царит социальное и психологическое равенство.

Социальная работа с детьми «группы риска»

В РФ нет структуры социальных учреждений и служб, которые работают с проблемными детьми. Реабилитацией и поддержкой занимаются разные социальные институты. Базовые нормативные акты регламентируют социальную работу с трудновоспитуемыми детьми. Непосредственное воздействие на детей осуществляют социальный работник, педагог-психолог и классный руководитель. Их деятельность охватывает множество направлений, поскольку специалистам следует:

  • помочь ребенку адаптироваться в школьном коллективе;
  • выявить склонности и интересы учеников;
  • способствовать учебным успехам воспитанника;
  • работа по формированию гармоничных отношений в семье.

Работа с детьми группы риска

Трудновоспитуемые должны стать полноправными членами школьного сообщества, соблюдать принятые в нем нормы поведения и законы, принимать активное участие в его жизни, для чего соцпедагоги используют методы патронажа, проводят беседы, тренинги, регулярно посещают семьи трудновоспитуемых. Работа социального педагога ответственна тем, что она делится на две категории: устранение внешних проявлений девиации (агрессия, обидчивость, раздражительность) и внутренних - диагноз и коррекция внешнего мира, влияющего на становление личности и психическое развитие подростка.

На практике сложились две концепции психологической адаптации и помощи трудным детям:

  1. Социальный педагог и психолог работают вместе с врачом-дефектологом, логопедом. Междисциплинарная служба оказывает первую психолого-медико-социальную помощь, помогают в осуществлении учебных целей.
  2. Привлекается команда психологов, которая помогает подросткам преодолеть полученные травмы психики, восстановиться, вернуть веру в себя и доверие к людям.

Стратегия работы психолога подразумевает три варианта участия:

  • активная работа, охват всех видов и форм деятельности школы;
  • командная работа, выполнение профилактических задач вместе с родителями, учителями и детьми;
  • экспертная деятельность - помощь педагогам-психологам, разработка научно-методических пособий.

Эффективная социальная или социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» ведется в двух направлениях:

  1. Массовая. Создания банка данных трудных подростков, построение работы с ними.
  2. Индивидуальная. Оценка нравственных ориентиров, системы воспитания в семье, выявление ошибок в ходе реализации воспитательного процесса, причин девиации, а после составление программа социально-педагогического воздействия.

Социально-педагогическое воздействие строится на доверительных взаимоотношениях между социальным педагогом и учениками. Важно привлекать к процессу всех заинтересованных лиц, включая представителей государственной власти, охраны общественного правопорядка, здравоохранения и образования.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»

Учащиеся, которые испытывают сложности в школе, нуждаются в личностном подходе со стороны педагогов и психологов. Взрослым необходимо увидеть в подросткам личность, которая требует к себе уважения и понимания. Несомненно, педагогам сложнее испытывать уважение и любовь к трудным подросткам, чем к детям без сложностей в общении и учебе, но именно они больше всего нуждаются в положительных эмоциях.

Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми «группы риска» подразумевает:

  1. Общение с ним на равных. Подростка воспринимают как взрослого, а потому прислушиваются к его мнению, решениям, не ломают и не критикуют его нравственную позицию.
  2. Акцент делается на хорошее. Негативные черты, дурные поступки забываются и прощаются, оптимистическая гипотеза должна быть в основе работы с такими учениками. Доверие должно быть главным вектором (учителю опаснее необоснованно осудить, чем ошибиться в доверии).
  3. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся ощущали себя личностями, чувствовали внимание к своей персоне, имели возможность показать себя с лучших сторон.
  4. Принуждение под запретом. Нежелательно делать акцент на недостатках ребенка, принуждать его к работе или труду, угрожать, вспоминать прошлые промахи, оперировать морализаторством, в противном случае можно причинить вред достоинству подростка.
  5. Атмосфера «успеха». Трудным подросткам полезно ощущать «победу» в процессе учебы, понимать, что их действия приводят к успеху, так они приобретут уверенность в своих способностях и силах. Педагогам важно найти и поощрить все хорошее, что есть в таких подростках, быть щедрыми на похвалу.
  6. Познакомить ученика с самим собой. Подросткам следует увидеть в себе личность, только так они смогут признать индивидуальность в других, принять себя как часть коллектива. Педагоги должны поощрять стремление к самовоспитанию, а потому трудновоспитуемых чаще вовлекают в жизнь класса.
  7. Доверие и уважение одноклассников. Окружающие, которые справедливо относятся к другим людям, берегут их тайны, являются примером для трудных.

Помимо личностного подхода к трудновоспитуемым со стороны педагогов, родителям следует проводить активную работу в отношении своих детей (речь идет о социально и экономически благополучных семьях).

Мамам и папам следует докопаться до причин трудного поведения сына или дочери, только так можно будет вести эффективную борьбу с ним. При этом не стоит усердствовать с запретами и наказаниями, следует больше разговаривать с ребенком, обсуждать с ним повседневные ситуации, прислушиваться к его мнению. Поскольку девиантное поведение проявляется сперва лишь ситуативно, родителям важно вовремя заметить первые проблески асоциальных черт. Психологи отмечают, что даже когда асоциальное поведение входит в привычку, положительные качества в ребенке остаются.

Работа классного руководителя с детьми «группы риска»

Классный руководитель, который выполняет не только координирующие, но и воспитательные функции, ведет активную работу с трудными подростками. В первую очередь, для него важно вовлечь учащегося в творческий и познавательный процесс. Для этого он привлекает учеников к различным видам деятельности. Затем классрук должен найти положительные стороны характера, правильно активизировать сильные черты, развивать и использовать их. Большим стимулом к самосовершенствованию служит вера в собственные силы и чувство успеха.

Работа с детьми группы риска

Чтобы работа классного руководителя с детьми «группы риска» была результативной, ему следует придерживаться некоторых советов психологов. Специалисты рекомендуют:

  1. Быть искренним в общении, ценить ответную искренность и откровенность.
  2. Сохранять дружеский, а не приказной тон, общаться с трудными учениками на равных.
  3. Забыть о шутках, высмеивании каких-либо черт или поступков учащихся.
  4. Сохранять спокойствие в общении, не проявлять агрессию или признаки раздражения, поскольку резкость вызывает аналогичную детскую реакцию.
  5. Не отзываться об объекте детского увлечения с пренебрежением или отрешенностью. Это может унизить ученика, заставить его скрывать свои интересы и желания.

Изучение отношений и условий в семье позволяет оценить предрасположенность детей к девиации. Практика подтверждает, что трудновоспитуемые подростки чаще всего рождаются в семьях, где один или оба родителя попадали в «группу риска». Классному руководителю следует уделить этому вопросу особое внимание. Считается, что дети подсознательно еще в дошкольном возрасте перенимают проблемное поведение родителей, воспринимая его естественным.

Именно по этой причине дети могут возвращаться в семью с криминальными связями, хотя это противоречит здравому смыслу.

Комплексная работа классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов способствует оперативному выявлению трудных детей, составлению плана и реализации коррекционно-профилактических действий в отношении учеников из «группы риска».

Узнать больше о работе с детьми "группы риска" в образовательных учреждениях можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль