Работа с детьми группы риска

158

К категории детей «группы риска» традиционно относят учеников с низкой мотивацией к учебе, склонных к девиантному поведению, конфликтам с окружающими. Такие подростки не находят общий язык с одноклассниками и учителями, они отличаются некоторой пассивностью, а потому работа с детьми «группы риска» должна вестись как в организованном социальном, так и индивидуальном ключе.

Социальные педагоги и психологи выделяют несколько факторов риска появления таких учеников:

  • педагогические;
  • психологические;
  • социально-экономические;
  • медико-биологические.

План работы с детьми «группы риска» в школе

Категория так называемого риска все чаще упоминается в психологии и педагогике. В «группу риска» зачисляют подростков, которые испытывают негативное внешние воздействие со стороны криминальных элементов, неблагополучных родителей (членов семьи) или общества.

Понятие «группы риска» имеет двойственный характер. С одной стороны, оно подразумевает риск, которому подростки подвергают общество, вступая в открытое противоборство с общепринятыми нормами поведения, а с другой – риск для психического и физического здоровья, которому они подвергаются (насилие, унижение, жестокое обращение, неблагополучные условия в семье).

Некоторые педагоги уверены в том, что так называемая «группа риска» формируется исключительно из учащихся из неблагополучных семей. Несомненно, социально-экономические условия взросления и воспитания влияют на поведение детей, но ребенок может проявить склонность к девиантному поведению в силу наличия хронических заболеваний, патологий и травм. Негативными факторами там же являются психологические причины – подросткам сложно справиться с отчужденностью, кризисом взросления, отношениями с одногодками и родителями.

Прежде чем разрабатывать план работы с детьми «группы риска» в школе, в образовательном учреждении следует провести диагностику наличия педагогических факторов, которые бы способствовали трудновоспитуемости детей. Если классные руководители и учителя-предметники проводят недостаточную работу по мотивации детей, проявляют педагогическую запущенность, а программа не соответствует категории учебного заведения, проблему придется решать изнутри.

Кто составляет так называемую «группу риска»? Это учащиеся:

  1. с задержкой развития (физического или психического, а также те, кто не имеет ярко выраженных патологий);
  2. из неполных семей и те, кто остался без родителей;
  3. из неблагополучных, семей с криминальными связями, а также тех, необходима социальной или государственная экономическая поддержка;
  4. с признаками психологической или социальной дезадаптации.

Таким образом, в категорию трудновоспитуемых попадают гиперактивные подростки, дети с хроническим заболеваниями, а также все, кто нуждается в медицинской, психологической или социальной помощи. Традиционный педагогический подход рассматривает «группу риска» как проблемных и трудновоспитуемых детей, в которым необходимо применять особые меры. Другую категорию составляют дезадаптированные ученики, девиантное поведение которых навязано социально-психологическими отклонениями.   

Поведение, которое отклоняется от нормы, подразделяется на:

  • Девиантное - поведение, которое не соответствует принятым в обществе правилами.
  • Деликтивное - череда мелких проступков и правонарушений.

Планирование строится на предупреждении факторов риска и работе с их последствиями. Девиация чаще всего формируется на основании не одной, а комплекса причин, среди которыхстоит выделить:

  • Желание самоутвердиться;
  • Протест против действий взрослых или действительности;
  • Попытка обратить на себя внимание окружающих;
  • Преступные или корыстные цели;
  • Недостаток воспитания в семье, в силу чего формируются искаженные представления о личных качествах;
  • Психологическая зависимость от референтной группы;
  • Развод или смерть родителей;
  • Лишение родителей родительских прав (отрыв от семьи);
  • Наличие в отношении подростка (в том числе и сексуальное);
  • Незнание социальных норм;
  • Отсутствие досуга, соответствующего возрасту и полу подростка;
  • Пережитые катастрофы, войны.

Накопление стресса приводит к неспособности противостоять сложностям, агрессии и девиации. Специалисты отмечают, что в неблагополучных семьях дети страдают от беспризорности и безнаказанности, отчего возникают предпосылки для девиантного поведения.

Возрастные особенности проблемных детей:

  1. Младшие школьники. Им сложно дается учебный материал, они редко посещают школу, могут иметь задержку мышления, слабую мелкую моторику и навыки саморегуляции.
  2. Учащиеся среднего звена. Испытывают сложности в общении со сверстниками и учителями, грубо нарушают дисциплину, не могут усваивать учебный материал, начинают ощущать свою ненужность, невозможность чего-либо добиться, поскольку проецируют на себя ошибки своих родителей. Они часто стремятся к легкой и «красивой» жизни, пустым удовольствиям, ищут удовольствия вдали от дома, не видят ценности в образовании. Ведут личные дневники, где выражают свои мысли, примыкают к неформальным сообществам, поскольку ищут единомышленников и тех, кто может их понять.
  3. Старшая школа. Подростки стремятся к героизму, рискованным приключениям, хулиганству, собственной личности. Они не умеют общаться с людьми, испытывают недоверие к незнакомцам, характеризуются низким уровнем социального интеллекта, не испытывают чувство ответственности на поступки, проповедуют потребительскую психологию в отношении общества и близких людей. Не имеют постоянных друзей, не уверены в себе, не могут достигать целей, удовлетворяют только базовые потребности, склонны к саморазрушению.

Скачать таблицу "Школьная политика по профилактике девиантного поведения"
Скачать в .docx

Действие     Описание
Планирование деятельности Формирование единой политики образовательного учреждения по социальной иммунизации детей, обучению их навыкам поведения, принятого в социуме. Для этого в школе должны создаваться социально-педагогические условия, которые бы нейтрализовали негативное воздействие семьи и социума. 
Диагностика и анализ  Планирование работы невозможно без оценки форм и видов девиантного поведения, выделения факторов риска. Для этого социальный педагог и школьный психолог изучают потребности родителей и учеников, оценивают число трудных подростков, степень и специфику их девиантности. На основе полученных данных формируется коррекционная программа профилактики отклонений в развитии личности подростков.
Кадровая политика Подготовка или привлечение кадров, специалистов, которые владеют методиками коррекции подростковой девиации, психотехническими приемами, которые позволили бы развить у учащихся навыки эффективного общения, принятия ответственных решений, ведения здорового образа жизни. Принятие корректных управленческих решений по организации дополнительного образования для педагогов, формированию эффективного взаимодействия с семьями учеников.

Профилактическая работа будет успешной только в том случае, если в образовательном учреждении будет сформирована эмоционально позитивная атмосфера взаимоотношений между подростками, учителями, родителями, если дети будут чувствовать психологическую и социальную защищенность. Последняя подразумевает, что ученики знают свои права и обязанности, дискриминация в школе исключена во всех ее формах, а между учащимися царит социальное и психологическое равенство.

Социальная работа с детьми «группы риска»

В РФ нет структуры социальных учреждений и служб, которые работают с проблемными детьми. Реабилитацией и поддержкой занимаются разные социальные институты. Базовые нормативные акты регламентируют социальную работу с трудновоспитуемыми детьми. Непосредственное воздействие на детей осуществляют социальный работник, педагог-психолог и классный руководитель. Их деятельность охватывает множество направлений, поскольку специалистам следует:

  • помочь ребенку адаптироваться в школьном коллективе;
  • выявить склонности и интересы учеников;
  • способствовать учебным успехам воспитанника;
  • работа по формированию гармоничных отношений в семье.

Работа с детьми группы риска

Трудновоспитуемые должны стать полноправными членами школьного сообщества, соблюдать принятые в нем нормы поведения и законы, принимать активное участие в его жизни, для чего соцпедагоги используют методы патронажа, проводят беседы, тренинги, регулярно посещают семьи трудновоспитуемых. Работа социального педагога ответственна тем, что она делится на две категории: устранение внешних проявлений девиации (агрессия, обидчивость, раздражительность) и внутренних - диагноз и коррекция внешнего мира, влияющего на становление личности и психическое развитие подростка.

На практике сложились две концепции психологической адаптации и помощи трудным детям:

  1. Социальный педагог и психолог работают вместе с врачом-дефектологом, логопедом. Междисциплинарная служба оказывает первую психолого-медико-социальную помощь, помогают в осуществлении учебных целей.
  2. Привлекается команда психологов, которая помогает подросткам преодолеть полученные травмы психики, восстановиться, вернуть веру в себя и доверие к людям.

Стратегия работы психолога подразумевает три варианта участия:

  • активная работа, охват всех видов и форм деятельности школы;
  • командная работа, выполнение профилактических задач вместе с родителями, учителями и детьми;
  • экспертная деятельность - помощь педагогам-психологам, разработка научно-методических пособий.

Эффективная социальная или социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» ведется в двух направлениях:

  1. Массовая. Создания банка данных трудных подростков, построение работы с ними.
  2. Индивидуальная. Оценка нравственных ориентиров, системы воспитания в семье, выявление ошибок в ходе реализации воспитательного процесса, причин девиации, а после составление программа социально-педагогического воздействия.

Социально-педагогическое воздействие строится на доверительных взаимоотношениях между социальным педагогом и учениками. Важно привлекать к процессу всех заинтересованных лиц, включая представителей государственной власти, охраны общественного правопорядка, здравоохранения и образования.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»

Учащиеся, которые испытывают сложности в школе, нуждаются в личностном подходе со стороны педагогов и психологов. Взрослым необходимо увидеть в подросткам личность, которая требует к себе уважения и понимания. Несомненно, педагогам сложнее испытывать уважение и любовь к трудным подросткам, чем к детям без сложностей в общении и учебе, но именно они больше всего нуждаются в положительных эмоциях.

Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми «группы риска» подразумевает:

  1. Общение с ним на равных. Подростка воспринимают как взрослого, а потому прислушиваются к его мнению, решениям, не ломают и не критикуют его нравственную позицию.
  2. Акцент делается на хорошее. Негативные черты, дурные поступки забываются и прощаются, оптимистическая гипотеза должна быть в основе работы с такими учениками. Доверие должно быть главным вектором (учителю опаснее необоснованно осудить, чем ошибиться в доверии).
  3. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы учащиеся ощущали себя личностями, чувствовали внимание к своей персоне, имели возможность показать себя с лучших сторон.
  4. Принуждение под запретом. Нежелательно делать акцент на недостатках ребенка, принуждать его к работе или труду, угрожать, вспоминать прошлые промахи, оперировать морализаторством, в противном случае можно причинить вред достоинству подростка.
  5. Атмосфера «успеха». Трудным подросткам полезно ощущать «победу» в процессе учебы, понимать, что их действия приводят к успеху, так они приобретут уверенность в своих способностях и силах. Педагогам важно найти и поощрить все хорошее, что есть в таких подростках, быть щедрыми на похвалу.
  6. Познакомить ученика с самим собой. Подросткам следует увидеть в себе личность, только так они смогут признать индивидуальность в других, принять себя как часть коллектива. Педагоги должны поощрять стремление к самовоспитанию, а потому трудновоспитуемых чаще вовлекают в жизнь класса.
  7. Доверие и уважение одноклассников. Окружающие, которые справедливо относятся к другим людям, берегут их тайны, являются примером для трудных.

Помимо личностного подхода к трудновоспитуемым со стороны педагогов, родителям следует проводить активную работу в отношении своих детей (речь идет о социально и экономически благополучных семьях).

Мамам и папам следует докопаться до причин трудного поведения сына или дочери, только так можно будет вести эффективную борьбу с ним. При этом не стоит усердствовать с запретами и наказаниями, следует больше разговаривать с ребенком, обсуждать с ним повседневные ситуации, прислушиваться к его мнению. Поскольку девиантное поведение проявляется сперва лишь ситуативно, родителям важно вовремя заметить первые проблески асоциальных черт. Психологи отмечают, что даже когда асоциальное поведение входит в привычку, положительные качества в ребенке остаются.

Работа классного руководителя с детьми «группы риска»

Классный руководитель, который выполняет не только координирующие, но и воспитательные функции, ведет активную работу с трудными подростками. В первую очередь, для него важно вовлечь учащегося в творческий и познавательный процесс. Для этого он привлекает учеников к различным видам деятельности. Затем классрук должен найти положительные стороны характера, правильно активизировать сильные черты, развивать и использовать их. Большим стимулом к самосовершенствованию служит вера в собственные силы и чувство успеха.

Работа с детьми группы риска

Чтобы работа классного руководителя с детьми «группы риска» была результативной, ему следует придерживаться некоторых советов психологов. Специалисты рекомендуют:

  1. Быть искренним в общении, ценить ответную искренность и откровенность.
  2. Сохранять дружеский, а не приказной тон, общаться с трудными учениками на равных.
  3. Забыть о шутках, высмеивании каких-либо черт или поступков учащихся.
  4. Сохранять спокойствие в общении, не проявлять агрессию или признаки раздражения, поскольку резкость вызывает аналогичную детскую реакцию.
  5. Не отзываться об объекте детского увлечения с пренебрежением или отрешенностью. Это может унизить ученика, заставить его скрывать свои интересы и желания.

Изучение отношений и условий в семье позволяет оценить предрасположенность детей к девиации. Практика подтверждает, что трудновоспитуемые подростки чаще всего рождаются в семьях, где один или оба родителя попадали в «группу риска». Классному руководителю следует уделить этому вопросу особое внимание. Считается, что дети подсознательно еще в дошкольном возрасте перенимают проблемное поведение родителей, воспринимая его естественным.

Именно по этой причине дети могут возвращаться в семью с криминальными связями, хотя это противоречит здравому смыслу.

Комплексная работа классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога и других специалистов способствует оперативному выявлению трудных детей, составлению плана и реализации коррекционно-профилактических действий в отношении учеников из «группы риска».

Узнать больше о работе с детьми "группы риска" в образовательных учреждениях можно в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль