Профилактика травматизма в школе

655

Статистика детской смертности по причине травм в России бьет мировые рекорды. Ежедневно в стране из-за травм умирает 35 детей, однако данные ЮНИСЕФ подтверждают, что 5 из 6 детей можно спасти принятием эффективных профилактических мер. Профилактика травматизма в школе предусматривает мероприятия по предотвращению:

  • дорожно-транспортного;
  • спортивного;
  • бытового;
  • детского травматизма в образовательном учреждении.

Особенно угрожающая статистика складывается в больших городах, поскольку около 40% случаев детского травматизма припадает именно на них. Помимо увеличения численности детских травм, наблюдается увеличение их тяжести.

Профилактика детского травматизма в школе

Несмотря на тенденцию росту травматизма, современные подходы к профилактике до сих пор не разработаны. Согласно ФЗ «Об образовании», школа ответственна за здоровье и жизнь учеников, воспитанников и педагогических работников. В каждом образовательном учреждении работает служба охраны труда, в обязанности который входит обеспечение безопасности образовательного процесса, а следовательно, и профилактику травматизма.

Профилактика детского травматизма в общеобразовательной школе начинается с определения наиболее распространенных групп травм:

  • механические (открытые раны, переломы и ушибы);
  • тепловые (солнечные и тепловые удары, обморожения, ожоги);
  • электрические и вызванные различными видами излучения;
  • химические (удушье, острое отравление, химожоги);
  • комбинированные.

Если говорить о возрастной статистике, то в силу повышенной эмоциональности и подвижности, но недоразвитой способности к самоконтролю, наиболее подвержены несчастным случаям учащиеся в возрасте от 6 до 14 лет. Особенно опасны первые годы в школе, что, по мнению специалистов, отражается на травмоопасности. В 7-10 лет учащиеся еще недостаточно приспособились к новым условиям и распорядку дня. Критическими считаются периоды в 7 и 11-12 лет, когда ученики становятся наиболее раздражительными и быстровозбудимыми.

Усредненные статистические данные позволяют выделить наиболее травмоопасные временные отрезки пребывания учеников в образовательном учреждении:

  1. 45 % - 50 % несчастных случаев происходит во время перемен, до и после окончания уроков;
  2. 16% - 20 % травм ученики получают на уроках физической культуры;
  3. 10 % - 14 % травмированных детей получили повреждения в ходе проведения экскурсий, прогулок и походов;
  4. 8 % - 9 % учеников получили травмы на уроках в процессе реализации образовательной программы;
  5. 5 % - 8 % ЧП произошло на соревнованиях или тренировках.

В подавляющем большинстве случаев в травмоопасные ситуации попадают учащиеся, которые переоценивают свои способности, несамокритичны, отличаются быстрой возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, неадекватно ведут себя в ситуации стресса, склонны к рискованным поступкам. ЧП нередко возникают с детьми, которые характеризуются:

  • слабой концентрацией внимания;
  • недостаточно развитой сенсомоторикой и координацией;
  • незначительная выносливость;
  • недостаточной внимательностью и осмотрительностью;
  • слабыми успехами на физкультуре.

Причины возникновения опасности среди взрослых и детей

Причина Описание
Постоянное нарушение мотивации Нежелание что-либо делать для собственной безопасности. Формируется в случае недостаточной оценки уровня опасности, предрасположенности к риску. 
Временная потеря мотивации Критическое отношение к инструкциям и техническим рекомендациям по обеспечению безопасности в силу алкогольного или наркотического опьянения, депрессии. 
Нарушение ориентировочных действий Незнание принципов обеспечения безопасности, правил поведения на дороге и в образовательном учреждении, правил эксплуатации оборудования. 
Нарушение исполнительных действий Недостаточное психофизические особенности человека, которые отражаются на его способности выполнять правила безопасности

Если администрация школы сознательно игнорирует правила охраны труда, пренебрегает производственной дисциплиной, безопасной организацией трудового и учебно-воспитательного процесса, число травм растет.

Работа школы по профилактике травматизма

В рамках образовательного учреждения работа по профилактике травматизма должна начинаться непосредственно с педагогического коллектива и администрации. Существует ряд причин, по которым безопасность в школе сознательно игнорируют:

  1. стремление сэкономить силы и достигнуть поставленной цели, затратив наименьшее количество энергии;
  2. желание сэкономить время - справиться с порученной работой быстрее, а оставшиеся часы потратить на личные цели;
  3. административная и экономическая безнаказанность со стороны администрации осознанных нарушений правил безопасности работниками школы;
  4. социальная и физическая безнаказанность - если в школе на протяжении длительного отрезка времени не было случаев травматизма, создается атмосфера пренебрежения к риску и опасности;
  5. администрация школы изредка позволяет педработникам пренебрегать правилами безопасности, чтобы получить уважение коллектива, тогда как отдельные сотрудники самоутверждаются путем пренебрежения к опасности;
  6. ориентирование на неправильные идеалы приводит к тому, что нарушение требований безопасности становится интересом группы, примером для остальных;
  7. систематическая привычка работать в условиях нарушения правил безопасности, которая была приобретена в школе или за ее пределами;
  8. переоценка собственных возможностей провоцирует пренебрежительное отношение к правилам безопасности, сотрудник ошибочно считает, что сможет оперативно отреагировать при несчастном случае или травматизме;
  9. стресс, который приводит к умышленному риску.

Систематическая работа в школе по профилактике травматизма и обеспечению безопасности образовательно-воспитательного процесса проводится на всех административных уровнях. 

Исполнитель

Задачи и функции

Педагогический и попечительский совет

  • Заслушивает отчет руководителя образовательного учреждения о реализации плана профилактической работы;
  • Занимается рассмотрением вопросов обеспечения безопасности учащихся и работников ОУ, принятие перспективных мер по улучшению условий жизнедеятельности в ОУ.
Руководитель ОУ
  • Следит за организацией образовательного процесса в рамках трудового законодательства, устава и локальных нормативных актов по охране труда;
  • Контролирует безопасную эксплуатацию оборудования и инженерно-технических коммуникаций в ОУ, организует ремонтные работы в помещениях школы;
  • Приказом назначает ответственных за соблюдение правил охраны труда в помещениях ОУ, утверждает должностные инструкции касательно обеспечения безопасности;
  • Курирует обеспечение сотрудников школы и учащихся во время коллективного труда или лабораторных работ средствами индивидуальной защиты;
  • Проводит профилактические меры по снижению заболеваемости, принимает на работу новых сотрудников после получения положительного медзаключения;
  • Проводит вводный инструктаж по безопасности для педработников, планирует систематическое обучение работников основам обеспечения безопасности;
  • Незамедлительно сообщает о тяжелом несчастном случае или групповой травме вышестоящему руководству;
  • Совместно с медицинскими работниками стремится улучшить качество медобслуживания в школе;
  • При возникновении опасных для здоровья условий, запрещает осуществление учебного процесса;
  • Совместно с родительскими комитетами и профкомом стремится улучшить качество пищи и ассортимент продуктов в столовой;
  • Отвечает за обеспечение безопасных и здоровых условий реализации учебного процесса;
  • Отчитывается о проделанной в рамках обеспечения безопасности работе, мероприятиях по оздоровлению работников и учащихся.
Заместитель директора по УВР
  • Следит за тем, чтобы в ходе реализации учебного процесса использовались безопасные приборы и оборудование;
  • Контролирует соблюдение норм безопасности и правил охраны труда в учебном процессе;
  • На основании данных медучреждения формирует списки работников, подлежащих регулярным медосмотрам;
  • Не реже раза в пятилетие проверяет актуальность инструкции по охране труда, методические указания касательно безопасности жизнедеятельности;
  • Выбирает методику обучения правилам поведения на улице и воде, правилам дорожного движения и пожарной безопасности, проверяет знания учащихся;
  • Контролирует безопасность хранения и применения химреактивов, оборудования, мебели;
  • Проверяет своевременность проведения профилактического инструктажа;
  • Расследует обстоятельства травм и несчастных случаев с работниками и учениками.
Заместитель директора по АХР
  • Контролирует соблюдение правил охраны труда в ходе эксплуатации зданий и построек ОУ, технического оборудования, организует текущие ремонтные работы;
  • Следит за обеспечением пожарной безопасности, исправностью средств тушения пожара;
  • В текущем времени контролирует санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, спортзала и мастерских, составляет паспорт санитарно-технического состояния ОУ;
  • Ежегодно осуществляет проверки состояния электросетей, паровых и водогрейных котлов, воздушной среды в ОУ, проверяет уровень освещенности, радиации и шума;
  • Не реже раза в пятилетие разрабатывает инструкции по охране труда для технического персонала;
  • Проводит периодический и первичный инструктаж обслуживающего и техперсонала;
  • Закупает средства индивидуальной защиты, ведет учет и хранение противопожарного инвентаря.
Председатель профкома
  • Обеспечивает общественный контроль безопасности жизнедеятельности и работы администрации по ее реализации;
  • Защищает социальные права учеников и работников;
  • Анализирует статистику заболеваемости и травматизма, принимает участие в разработке профилактических мероприятий;
  • Следит за выполнением соглашений и колдоговоров по охране труда, разработкой планов обеспечения безопасности;
  • В спорных моментах касательно охраны труда представляет интересы членов профсоюза.
Заместитель директора по воспитательной работе
  • Контролирует, насколько воспитатели и классные руководители выполняют обязанности по обеспечению безопасности;
  • Участвует в расследовании случаев травматизма, в осуществлении административно-общественного контроля;
  • Осуществляет методическую помощь учителям и классным руководителям по вопросам профилактики травматизма, обеспечения охраны труда учеников;
  • Организует для детей и их родителей мероприятий по профилактике несчастных случаев, ДТП и травматизма;
  • Контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Завкабинетом, мастерской, спортзалом
  • Организует безопасность на рабочих местах, контролирует состояние спортинвентаря, учебного оборудования;
  • Запрещает проведение занятий, работу секций и кружков, если помещения не оборудованы должным образом, а ученики не имеют средств индивидуальной защиты;
  • Разрабатывает инструкции по охране труда;
  • Инструктирует или организует инструктаж учащихся по охране труда;
  • Оформляет заявки на средства индивидуальной защиты;
  • В случае травматизма или ЧП сообщает о случившемся руководству.
Классный руководитель, учитель
  • Контролирует соблюдение инструкций по охране труда и безопасность образовательного процесса;
  • Оказывает доврачебную помощь, информирует руководство о несчастных случаях;
  • Инструктирует учеников по безопасности труда на уроках, организует обучение детей правил поведения на воде и в быту, правил дорожного движения и охраны труда;
  • Отвечает за сохранность здоровья и жизни учеников. 
Учитель-организатор ОБЖ
  • Осуществляет деятельность согласно действующему законодательству, уставу и положениям о службе охраны труда;
  • Планирует мероприятия по охране здоровья и жизни учеников;
  • Сотрудничает с организациями и учреждениями, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности;
  • Хранит средства индивидуальной защиты, следит за готовностью средств коллективной защиты;
  • Консультирует работников и учеников по безопасности жизнедеятельности, планирует гражданскую оборону в ОУ;
  • Отвечает за сохранность здоровья и жизни учеников.

План по профилактике травматизма в школе

Причиной травм и чрезвычайных ситуаций в школе преимущественно становится пренебрежение правилами безопасности, неспособностью или нежеланием выполнять инструкции по технике безопасности. Администрация образовательного учреждения ответственна за план мероприятий по профилактике травматизма в школе, который составляется на год или полугодие.

План составляет инженер по охране труда либо уполномоченный заместитель директора. Документ включает:

  1. Систематический контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических требований в школе;
  2. Инструктаж педагогических работников, учеников и воспитанников;
  3. Разработку инструкций по технике безопасности и охране труда;
  4. Выступления на родительских собраниях и беседы с родителями о соблюдении требований к одежде и обуви, правил поведения учеников;
  5. Проведение классных часов на профилактические темы;
  6. Организация безопасных подвижных игр на переменах;
  7. Обучение детей конструктивным приемам снятия стресса и напряжения;
  8. Создание уголков безопасности, кабинетов с инструктивными материалами, схемами и плакатами по технике безопасности;
  9. Использование современных наглядных пособий (телепередач, фильмов, музыки);
  10. Составление графика дежурств учащихся и учителей в школьных рекреациях и коридорах;
  11. Работа классных руководителей, социальных педагогов и психологов с нарушителями дисциплины;
  12. Запрет на выход учащихся за пределы школы во время учебного процесса без уважительной причины.

Профилактика травматизма в школе

Мероприятия по профилактике травматизма в школе

Недостаточная воспитательная работа становится причиной детского школьного травматизма. Учащиеся чаще всего травмируются на уроках физкультуры, в коридорах школы на переменах.  Чтобы избежать этого, проводятся мероприятия по профилактике травматизма в школе, которые ориентированы и на педагогических работников, и на детей.

Ниже представлен примерный план профилактических мероприятий, которые ставят целью:

  • формирование юридической грамотности администрации и педагогов;
  • правильную организацию воспитательной работы;
  • строгое построение трудового процесса в ОУ.

Одним из направлений работы в контексте профилактических мероприятий является профилактика дорожного травматизма в школе, которая ориентирована на:

  • изучение и соблюдение учениками правил дорожного движения, дорожной азбуки;
  • воспитание в учащихся дисциплинированных пешеходов;
  • развитие у детей уважительного отношения к пассажирам и водителям;
  • прививание организованности, внимательности на дороге;
  • приобретение навыков безопасного поведения на дороге и улице.

Для этого классные руководители проводят регулярные занятия, в которых учитывают возрастные особенности учащихся, используя наглядные пособия, дифференцированные методы, подвижные и сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми, приемы воспитательной работы и различные виды деятельности.

В результате комплексной работы учителя должны знать правила охраны труда и обеспечения безопасности жизнедеятельности на уроках, а дети - имеют навыки самоконтроля, внимательности, следуют рекомендациям учителей, которые позволяют им избегать травм и несчастных случаев.

Узнать больше о профилактике травматизма в школе можно в статьях:
1. Профилактика школьного травматизма
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством проекта
3. Чтобы не поскользнуться: профилактика травматизма в образовательной организации
4. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Проведение работы с родителями.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Мероприятия по профилактике травматизма.docx



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль