2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Профилактика травматизма в школе

  • 10 апреля 2017
  • 7113

Информация, предоставляемая ЮНИСЕФ по вопросам детского травматизма, и обнадеживает, и удручает одновременно. Если бы профилактика травм среди детей и подростков велась качественно, без формализма, в 5 из 6 случаев ребенка удалось бы спасти. Школа, как структура, где ребенок пребывает значительную часть своего времени, обязательно участвует в профилактических программах. Это безопасность, сохранность здоровья, забота о подрастающем поколении – все те ценности, которые должны в отношении «теория-практика» не расходиться с делом.

Основания

Профилактика детского травматизма в школе – проблема и наболевшая, и пресекающая все условности. От перечисления трагических случаев, произошедших со школьниками, только у равнодушного человека не проснется желание действовать, защищать, совершенствовать законодательство во имя безопасности детей.

В ФЗ «Об образовании», основном документе, касающемся отечественного образования, четко прописано, что школа берет на себя ответственность за жизнь и здоровье учащихся. В каждом УО должна быть сформирована служба охраны труда, в функционал которой включено обеспечение безопасного процесса образования, и профилактика травматизма в школе в том числе.

Для того чтобы деятельность была эффективной и нацеленной на устойчивый положительный результат, специалисты должны провести анализ отчетов по травматизму.

В аналитический разбор входит и определение самых распространенных групп травм:

• механические – это ушибы, переломы, а также открытые раны;

• тепловые – под ними подразумеваются солнечные и тепловые удары, ожоги и обморожения;

• электрические – они спровоцированы разными видами излучения;

• химические – выражаются удушьем, отравлением, химического характера ожогами;

• комбинированные.

Определяют и возрастную статистику. Из-за повышенной подвижности и гиперэмоциональности, и, вместе с этим, недостаточно сформированной способности к самоконтролю, в большей степени подвержены несчастным случаям ребята в возрасте 6-14 лет. Довольно опасны в отношении детских травм первые годы обучения в школе. Ребята в начальных классах еще не приспособились окончательно к новым условиям и режимным моментам. Но так же, критическим считается возраст 11-12 лет, в котором школьники становятся более возбудимыми, раздражительными, эмоциональными, порывистыми.

Статистика

По статистическим данным можно проследить, в какие временные отрезки дети наиболее подвержены получению травм в школе.

Согласно данным:

• 45-50% всех несчастных случаев в УО приходится на время до/после уроков и перемены;

• 16-20% травм связаны с уроками физкультуры;

• 10-14% травм – это повреждения, полученные во время экскурсий и прогулок, походов;

• 8-9% травм получены во время уроков;

• 5-8% - на соревнованиях и тренировках.

Около 90% всех случаев связаны и с особенностями поведения ребенка. Дети нередко переоценивают свои возможности, не учитывают риски, отсутствует здравая самокритика. Если ребенок эмоционально неустойчив, в каких-то ситуациях он намеренно рискует, бессознательно идет навстречу опасности.

Какие дети должны быть в эпицентре внимания

Безусловно, некоторые школьники находятся в так называемой категории риска. Работа школы по профилактике травматизма включает в себя и выделение этой категории.

Чрезвычайные ситуации чаще случаются с ребятами, которые:

• отличаются слабой концентрацией;

• не могут в полном объеме контролировать свою сенсорную систему, координацию;

• не совсем выносливы;

• не вполне осмотрительны;

• не успешны на уроках физкультуры.

Психологи конкретизируют эти особенности, разбирают подробно. В мероприятия по профилактике детского травматизма в школе входит и работа психолога с педколлективом: если проводить обучающие занятия, педагоги могут не только вычленять тех ребят, которые больше рискуют получить травму, но и предугадывать опасные ситуации, а значит, не допускать их.

Причины травм

Причины рассматривают с психологической точки зрения, что объясняет всю цепочку событий. Причины травм зачастую смежны, однотипны и для детей, и для взрослых.

Психологическое обоснование травм:

• Стойкое нарушение мотивации. Заключаются в отсутствии желания сделать что-то для собственной безопасности. Образуется нарушение, если человек не может оценить уровень опасности и предрасположенность к угрозе.

• Временная потеря мотивации. Такое случается, если человек находится под влиянием опасных веществ: алкоголя, наркотиков. Увы, мероприятия по профилактике травматизма в школе не могут не затрагивать и тему вредных привычек среди детей. Подростки, которые физически уже почти взрослые, но не отдают себе отчет в психологической незрелости, нередко экспериментируют со спиртным и курительными смесями, наркотическими веществами. И зачастую одного раза достаточно, чтобы критическая оценка ситуации исчезла. Но связывают временную потерю мотивации и с состоянием депрессии, которому подвержены и школьники.

• Нарушенные ориентировочные действия. Они заключаются в незнании правил и требований к безопасности, правил поведения на дороге и т.д. Ребенок может быть уверен, что в случае тревожной ситуации он сориентируется, он как-то сообразит найти выход, на практике же у нет знаний, который он может применить.

• Нарушенные исполнительные действия. Это связано с недостаточными психофизическими особенностями человека, что не могут не сказаться на его способностях следовать правилам безопасности.

Лишних знаний в этом вопросе нет. Педагог сегодня – это человек, несущий не одну миссию, это специалист с широкими познаниями, навыками, развитой эмпатией. Если с его учеником что-то случается в школе, учителю грозит уголовная ответственность. Потому в план профилактики травматизма в школе входит и обучение педагогов, и актуализация знаний, и лектории, и мастер-классы, и выступления психологов и т.д.

Обязанности сотрудников УО в отношении профилактики травматизма

В каждом учреждении образования издается приказ о профилактике травматизма в школе. Работа требует системного, взвешенного подхода. План работы по профилактике травматизма в школе предполагает и четкое закрепление сфер ответственности среди персонала УО.

Как это происходит? Разберем на примерах конкретных должностных лиц и не только.

Педагогический совет, попечительский совет

Заслушивают отчетную документацию по профилактике травматизма, по реализации плана и вопросам усовершенствования работы в этом направлении. Также они обсуждают вопросы обеспечения безопасности учащихся и сотрудников УО. Осуществляют перспективные меры в интересах улучшения условий жизнедеятельности в УО.

Руководитель

Его функционал огромен. Директор школы – это главное должностное лицо, следящее за организацией образовательного процесса в рамках ТЗ, Устава и иных актов, регламентирующего характера.

Также руководитель:

• издает приказ, согласно которому назначаются ответственные за выполнение правил охраны труда;

• контролирует безопасность эксплуатации оборудования и коммуникаций;

• курирует вопросы обеспечения детей и взрослых средствами индивидуальной защиты, если они необходимы в той или иной ситуации;

• дает вводный инструктаж по безопасности и охране труда для коллектива, планирует обучение в этом направлении для членов трудового коллектива;

• проводит профилактику снижения заболеваемости в коллективе (и детском, и взрослом;

• в альянсе с медработниками оптимизирует качество медицинской службы УО;

• издает распоряжение о прекращении учебы, если видит угрожающие учебному процессу события;

• вместе с профкомом и родкомом работает над усовершенствованием охвата классов горячим питанием;

• отвечает за организацию безопасных, комфортных, здоровых условий учебного процесса и т.д.

В обязанностях директора и отчетность по реализации плана по профилактике травматизма в школе.

Заместитель директора по  УВР

Замдиректора также контролирует безопасность учебного процесса, следит за тем, чтобы приборы и оборудование, необходимое для уроков, было качественным и исправным.

В обязанностях завуча:

• формировать списки работников, которые регулярно должны проходить медосмотры;

• проверять, актуальны ли инструкции по охране труда не реже, чем раз в 5 лет;

• выбирать и согласовывать с руководителем методику обучения поведения на улице, в воде, на природе и т.д.;

• контролировать безопасное хранение реактивов и прочих химических веществ;

• проверять, своевременно ли проводится обучающий инструктаж, весь ли персонал ознакомлен с ним;

• расследовать обстоятельства, при которых школьник получил травму.

Заместитель директора по АХР

«Завхоз» контролирует, в достаточной ли мере соблюдаются правила безопасности и охраны труда на пришкольной территории, как организуются текущие ремонтные работы. Он оценивает санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, мастерских, спортзала. Ежегодно специалист обследует состояние электросетей, уровня освещенности, водогрейных и паровых котлов.

Также замдиректора по АХР проводит с персоналом школы периодический и вводный инструктаж. Он же занимается закупками средств индивидуальной защиты, отслеживает хранение и учет противопожарного инвентаря.

Но и другие педагоги загружены работой в отношении профилактики травматизма: и медсестра, и педагог по ОБЖ, и завсекциями, и классные руководители.

Типовой план по профилактике травматизма на дорогах

Отдельного упоминания заслуживает профилактика дорожно-транспортного травматизма в школе. Опирается план на изучение и соблюдение учениками ПДД, дорожной азбуки. Работа в этом направлении преследует такие цели как воспитание в учащихся сознательных, грамотных пешеходов, развитие у ребят уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

Какие мероприятия могут составлять план профилактики дорожного травматизма в школе:

1. Мастер-класс «Дорожный эксперт» с участием учителя ОБЖ и представителя дорожно-транспортной инспекции населенного пункта.

2. Конкурс «Лайфхаки безопасности», в рамках которого классы (параллели) соревнуются между собой, представляя мини-выступления обучающего характера. Это должны быть небольшие номера или сценки, которые триггерно определяют определенные аспекты безопасности.

3. Старт-ап «Кодовое слово «молодо-здорово». Ребята на общешкольном конкурсе должны представить свою идею, открытие, проект, помогающий людям предостеречь себя от опасных ситуаций на дороге.

4. Медиа-фестиваль «Безопасность любит гласность». Также может проводиться в виде общешкольного соревнования, в рамках которого классы выпускают медиа-продукты (газеты, листовки, журналы, ролики) на тему дорожно-транспортной безопасности.

5. Спортивный пикник «ЗОЖ даешь!». Проводят его руководители физической культуры. Это не просто поход, а выход школьников на природу с показом специальных номеров, мастер-классов, инструктажей о безопасном поведении в природе. Такую идею можно реализовать и в отношении профилактики дорожного травматизма в школе – только это будет не пикник, а выезд на учебный участок в автошколу.

Профилактика детского дорожного травматизма в школе – это не просто слушание правил безопасности и зазубривание их детьми на уроках. Это должны быть реальные действия, мероприятия, проекты. Они ярко, наглядно, доступно, показывают детям, как важно быть принципиальным в плане личной безопасности. Это же относится и к работе над предупреждением опасных ситуаций.

 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Мероприятия по профилактике травматизма.docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.