Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Профилактика травматизма в школе

14 марта 2019
7585
Средний балл: 0 из 5

Задача школы – заботиться об учениках, сохранять и укреплять их здоровье. Поэтому кроме обучения детей, важно, чтобы педагог повышал квалификацию в области оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов по самой разной тематике. Всем учителям рекомендуем пройти обучение по программе “Правила оказания первой помощи пострадавшим”. Посмотреть, чему учат на курсе, записаться на обучение и приступить к занятиям можно здесь.

Основания

Профилактика детского травматизма в школе – проблема и наболевшая, и пресекающая все условности. От перечисления трагических случаев, произошедших со школьниками, только у равнодушного человека не проснется желание действовать, защищать, совершенствовать законодательство во имя безопасности детей.

В ФЗ «Об образовании», основном документе, касающемся отечественного образования, четко прописано, что школа берет на себя ответственность за жизнь и здоровье учащихся. В каждом УО должна быть сформирована служба охраны труда, в функционал которой включено обеспечение безопасного процесса образования, и профилактика травматизма в школе в том числе.

Для того чтобы деятельность была эффективной и нацеленной на устойчивый положительный результат, специалисты должны провести анализ отчетов по травматизму.

В аналитический разбор входит и определение самых распространенных групп травм:

• механические – это ушибы, переломы, а также открытые раны;

• тепловые – под ними подразумеваются солнечные и тепловые удары, ожоги и обморожения;

• электрические – они спровоцированы разными видами излучения;

• химические – выражаются удушьем, отравлением, химического характера ожогами;

• комбинированные.

Определяют и возрастную статистику. Из-за повышенной подвижности и гиперэмоциональности, и, вместе с этим, недостаточно сформированной способности к самоконтролю, в большей степени подвержены несчастным случаям ребята в возрасте 6-14 лет. Довольно опасны в отношении детских травм первые годы обучения в школе. Ребята в начальных классах еще не приспособились окончательно к новым условиям и режимным моментам. Но так же, критическим считается возраст 11-12 лет, в котором школьники становятся более возбудимыми, раздражительными, эмоциональными, порывистыми.

Статистика

По статистическим данным можно проследить, в какие временные отрезки дети наиболее подвержены получению травм в школе.

Согласно данным:

• 45-50% всех несчастных случаев в УО приходится на время до/после уроков и перемены;

• 16-20% травм связаны с уроками физкультуры;

• 10-14% травм – это повреждения, полученные во время экскурсий и прогулок, походов;

• 8-9% травм получены во время уроков;

• 5-8% - на соревнованиях и тренировках.

Около 90% всех случаев связаны и с особенностями поведения ребенка. Дети нередко переоценивают свои возможности, не учитывают риски, отсутствует здравая самокритика. Если ребенок эмоционально неустойчив, в каких-то ситуациях он намеренно рискует, бессознательно идет навстречу опасности.

Какие дети должны быть в эпицентре внимания

Безусловно, некоторые школьники находятся в так называемой категории риска. Работа школы по профилактике травматизма включает в себя и выделение этой категории.

Чрезвычайные ситуации чаще случаются с ребятами, которые:

• отличаются слабой концентрацией;

• не могут в полном объеме контролировать свою сенсорную систему, координацию;

• не совсем выносливы;

• не вполне осмотрительны;

• не успешны на уроках физкультуры.

Психологи конкретизируют эти особенности, разбирают подробно. В мероприятия по профилактике детского травматизма в школе входит и работа психолога с педколлективом: если проводить обучающие занятия, педагоги могут не только вычленять тех ребят, которые больше рискуют получить травму, но и предугадывать опасные ситуации, а значит, не допускать их.

Причины травм

Причины рассматривают с психологической точки зрения, что объясняет всю цепочку событий. Причины травм зачастую смежны, однотипны и для детей, и для взрослых.

Психологическое обоснование травм:

• Стойкое нарушение мотивации. Заключаются в отсутствии желания сделать что-то для собственной безопасности. Образуется нарушение, если человек не может оценить уровень опасности и предрасположенность к угрозе.

• Временная потеря мотивации. Такое случается, если человек находится под влиянием опасных веществ: алкоголя, наркотиков. Увы, мероприятия по профилактике травматизма в школе не могут не затрагивать и тему вредных привычек среди детей. Подростки, которые физически уже почти взрослые, но не отдают себе отчет в психологической незрелости, нередко экспериментируют со спиртным и курительными смесями, наркотическими веществами. И зачастую одного раза достаточно, чтобы критическая оценка ситуации исчезла. Но связывают временную потерю мотивации и с состоянием депрессии, которому подвержены и школьники.

• Нарушенные ориентировочные действия. Они заключаются в незнании правил и требований к безопасности, правил поведения на дороге и т.д. Ребенок может быть уверен, что в случае тревожной ситуации он сориентируется, он как-то сообразит найти выход, на практике же у нет знаний, который он может применить.

• Нарушенные исполнительные действия. Это связано с недостаточными психофизическими особенностями человека, что не могут не сказаться на его способностях следовать правилам безопасности.

Лишних знаний в этом вопросе нет. Педагог сегодня – это человек, несущий не одну миссию, это специалист с широкими познаниями, навыками, развитой эмпатией. Если с его учеником что-то случается в школе, учителю грозит уголовная ответственность. Потому в план профилактики травматизма в школе входит и обучение педагогов, и актуализация знаний, и лектории, и мастер-классы, и выступления психологов и т.д.

Обязанности сотрудников УО в отношении профилактики травматизма

В каждом учреждении образования издается приказ о профилактике травматизма в школе. Работа требует системного, взвешенного подхода. План работы по профилактике травматизма в школе предполагает и четкое закрепление сфер ответственности среди персонала УО.

Как это происходит? Разберем на примерах конкретных должностных лиц и не только.

Педагогический совет, попечительский совет

Заслушивают отчетную документацию по профилактике травматизма, по реализации плана и вопросам усовершенствования работы в этом направлении. Также они обсуждают вопросы обеспечения безопасности учащихся и сотрудников УО. Осуществляют перспективные меры в интересах улучшения условий жизнедеятельности в УО.

Руководитель

Его функционал огромен. Директор школы – это главное должностное лицо, следящее за организацией образовательного процесса в рамках ТЗ, Устава и иных актов, регламентирующего характера.

Также руководитель:

• издает приказ, согласно которому назначаются ответственные за выполнение правил охраны труда;

• контролирует безопасность эксплуатации оборудования и коммуникаций;

• курирует вопросы обеспечения детей и взрослых средствами индивидуальной защиты, если они необходимы в той или иной ситуации;

• дает вводный инструктаж по безопасности и охране труда для коллектива, планирует обучение в этом направлении для членов трудового коллектива;

• проводит профилактику снижения заболеваемости в коллективе (и детском, и взрослом;

• в альянсе с медработниками оптимизирует качество медицинской службы УО;

• издает распоряжение о прекращении учебы, если видит угрожающие учебному процессу события;

• вместе с профкомом и родкомом работает над усовершенствованием охвата классов горячим питанием;

• отвечает за организацию безопасных, комфортных, здоровых условий учебного процесса и т.д.

В обязанностях директора и отчетность по реализации плана по профилактике травматизма в школе.

Заместитель директора по  УВР

Замдиректора также контролирует безопасность учебного процесса, следит за тем, чтобы приборы и оборудование, необходимое для уроков, было качественным и исправным.

В обязанностях завуча:

• формировать списки работников, которые регулярно должны проходить медосмотры;

• проверять, актуальны ли инструкции по охране труда не реже, чем раз в 5 лет;

• выбирать и согласовывать с руководителем методику обучения поведения на улице, в воде, на природе и т.д.;

• контролировать безопасное хранение реактивов и прочих химических веществ;

• проверять, своевременно ли проводится обучающий инструктаж, весь ли персонал ознакомлен с ним;

• расследовать обстоятельства, при которых школьник получил травму.

Заместитель директора по АХР

«Завхоз» контролирует, в достаточной ли мере соблюдаются правила безопасности и охраны труда на пришкольной территории, как организуются текущие ремонтные работы. Он оценивает санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, мастерских, спортзала. Ежегодно специалист обследует состояние электросетей, уровня освещенности, водогрейных и паровых котлов.

Также замдиректора по АХР проводит с персоналом школы периодический и вводный инструктаж. Он же занимается закупками средств индивидуальной защиты, отслеживает хранение и учет противопожарного инвентаря.

Но и другие педагоги загружены работой в отношении профилактики травматизма: и медсестра, и педагог по ОБЖ, и завсекциями, и классные руководители.

Типовой план по профилактике травматизма на дорогах

Отдельного упоминания заслуживает профилактика дорожно-транспортного травматизма в школе. Опирается план на изучение и соблюдение учениками ПДД, дорожной азбуки. Работа в этом направлении преследует такие цели как воспитание в учащихся сознательных, грамотных пешеходов, развитие у ребят уважительного отношения ко всем участникам дорожного движения.

Какие мероприятия могут составлять план профилактики дорожного травматизма в школе:

1. Мастер-класс «Дорожный эксперт» с участием учителя ОБЖ и представителя дорожно-транспортной инспекции населенного пункта.

2. Конкурс «Лайфхаки безопасности», в рамках которого классы (параллели) соревнуются между собой, представляя мини-выступления обучающего характера. Это должны быть небольшие номера или сценки, которые триггерно определяют определенные аспекты безопасности.

3. Старт-ап «Кодовое слово «молодо-здорово». Ребята на общешкольном конкурсе должны представить свою идею, открытие, проект, помогающий людям предостеречь себя от опасных ситуаций на дороге.

4. Медиа-фестиваль «Безопасность любит гласность». Также может проводиться в виде общешкольного соревнования, в рамках которого классы выпускают медиа-продукты (газеты, листовки, журналы, ролики) на тему дорожно-транспортной безопасности.

5. Спортивный пикник «ЗОЖ даешь!». Проводят его руководители физической культуры. Это не просто поход, а выход школьников на природу с показом специальных номеров, мастер-классов, инструктажей о безопасном поведении в природе. Такую идею можно реализовать и в отношении профилактики дорожного травматизма в школе – только это будет не пикник, а выезд на учебный участок в автошколу.

Профилактика детского дорожного травматизма в школе – это не просто слушание правил безопасности и зазубривание их детьми на уроках. Это должны быть реальные действия, мероприятия, проекты. Они ярко, наглядно, доступно, показывают детям, как важно быть принципиальным в плане личной безопасности. Это же относится и к работе над предупреждением опасных ситуаций.

 

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Мероприятия по профилактике травматизма.docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.