Задачи классного руководителя

4259

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Задачи классного руководителя строятся вокруг внеурочной и воспитательной работы в вверенном ему классе. Педагог:

  • координирует и проводит ряд внеурочных мероприятий;
  • организует общественно полезную и творческую деятельность учащихся;
  • помогает в приобретении детьми навыков саморазвития и будущей самореализации;
  • способствует формированию благоприятного микроклимата в ученическом коллективе;
  • формирует психолого-педагогические условия, которые позволяют детям успешно проявлять свои способности и реализовывать задатки.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Цели и задачи классного руководителя

Классное руководство охватывает множество сфер жизни класса. Работа классрука не заканчивается на проведении родительских собраний, учете отсутствия и присутствия детей, проведении анкетирования учащихся и их родителей.

Цели классного руководства в рамках образовательного учреждения:

  • развитие личностных качеств учеников;
  • формирование общей культуры и гармоничных взаимоотношений в классном коллективе;
  • способствование воспитанию духовности и активной гражданской позиции;
  • социализация учеников и их последующая адаптация на рынке труда;
  • развитие самостоятельности, духовности, уважения к себе и другим, принятие прав и свобод человека;
  • приобщение к любви к семье, Родине и природе;
  • формирование здорового образа жизни.

Ключевая задача педагога, ведущего класс, – стимулировать всестороннее развитие детей, создавать условия для формирования и становления личностей воспитанников.

Педагог, ответственный за класс, выполняет ряд важных функций:

Таблица
Скачать в .docx

Направление работы Описание
Формирование условий для личностного роста детей 1. Изучает эмоциональный фон, состояние здоровья, особенности развития ребенка.
2. Координирует процесс обучения и воспитания для учащихся с особыми потребностями в обучении.
3. Изучает интересы, способности и таланты ученика, выбирая способы их развития.
4. Способствует формированию гуманной межличностной среды в ученическом коллективе.
5. Привлекает детей к самовоспитанию и самоанализу, помогает им понять себя посредством психологических тренингов и бесед. 
Сплочение коллектива класса 1. Организует тематические вечера, уборки, субботники, внеурочные мероприятия для накопления у детей положительного опыта коммуникации.
2. Вместе с учениками класса принимает участие в мероприятиях общешкольного уровня, способствует сопереживанию, приучает детей к взаимопомощи и взаимодействию.
3. Помогает сформировать навыки самозащиты, научить учащихся отстаивать собственные интересы, защищаться от нападок и грубости.
Помощь в учебе • Уделяет время ученикам, которые испытывают сложности в выполнении домашних заданий и проблем с уроками;
• Консультирует родителей учащихся, испытывающих сложности в процессе учебы;
• Способствует ученической взаимопомощи в учебе;
• Организует малые педагогические советы (педконсилиумы) по вопросам подростковой психологии и учебным проблемам;
• Стимулирует познавательные интересы учеников во время экскурсий, классных часов, кружковой работы. 
Взаимодействует с родителями, привлекая их к участию в жизни класса и школы Осуществляет взаимодействие с родителями, опекунами и законными представителями учащихся посредством индивидуальных бесед, посещений семей, классных часов, консультаций
Организует режим жизнедеятельности и питания учеников Организует дежурства класса по школе, коллективные виды деятельности
Ведет соответствующую документацию Заполняет отчеты, ведет классный журнал, проверяет ведение дневников учащимися, составляет план воспитательной работы с постановкой целей и задач, оценивает и анализирует достигнутые результаты, готовит психолого-педагогические карты личностей учеников
Следит за безопасностью здоровья и жизни учеников в вверенном ему классе О происшествиях, которые имеют потенциальную или реальную опасность для учеников, классрук немедленно сообщает администрации школы

Ключевые цели и задачи классного руководителя прописаны в его должностной инструкции, с которой специалист знакомится под роспись.

Воспитательные задачи классного руководителя

Воспитательная деятельность является ключевым направлением работы классрука. Деятельность педагога должна иметь системный характер и быть тщательно спланированной. План воспитательной работы педагога, ведущего класс, строится на основе локальных нормативных актов, результатов психодиагностики, общественных и педагогических тенденций, методических наработок, анализа воспитательной работы за предыдущий период.

Воспитательные задачи классного руководителя неотъемлемо связаны с глубиной его познаний в подростковой психологии, новейших психолого-педагогических тенденций, степени владения современными воспитательными технологиями. Они должны совпадать с вектором, заданным образовательным учреждением в контексте формирования личности ученика и его ценностных отношений к воспитательной системе школы.

Воспитательная функция классрука вписывается в общую канву выполняемых их задач, а потому следует отразить три уровня функций педагога, ведущего класс.

  1. Целевой функционал. Классрук помогает учащимся подготовиться к самостоятельной жизни, выполняет социально-гуманитарный и педагогические функции. Педагог не только воспитывает, но и обеспечивает социальную защиту детства. Он оберегает воспитанников от негативного воздействия окружающей их социальной среды. В его обязанности входит интеграция работы педагогического коллектива для осуществления этих задач, для чего педагог взаимодействует с медицинским работников образовательного учреждения, учителями-предметниками, психологом, общественными организациями.
  2. Социально-психологическая работа. Педагог работает над сплочением коллектива, самоорганизацией детей. Он организует помощь родителей и детей в ремонте помещений образовательного учреждения, коллективные уборки, субботники.
  3. Управленческие и организационные задачи. Классрук оценивает, насколько воспитаны ученики, каковы их индивидуальные особенности и качества, а после планирует воспитательный процесс. Целеполагание в этом контексте невозможно без взаимодействия с учащимися, поскольку только так педагог определяет цели воспитательной работы.

Воспитательная деятельность классрука реализуется через спортивную, трудовую, учебную и художественную занятость учащихся. Реализуется подобное взаимодействие в шести различных формах:

  • Чаще всего педработник, ведущий класс, проводит тематические классные часы в форме беседы, дискуссии, круглого стола, конференции, встречи с интересными людьми, аукциона или лекции.
  • Используются не только дискуссионные, но и формы состязательного характера для проведения классных часов. В этом контексте классный руководитель выбирает форму парада, смотра, викторины, конкурса, путешествия, турнира, презентации или олимпиады.
  • Творческие формы работы с учащимися – это выставки, спектакли, ярмарки, концерты, представления, устные журналы, фестивали.
  • Классрук работает с детьми и в форме интеллектуальной, сюжетной или ролевой игры, использует форму игры-катастрофы.
  • Подвижные игры, веселые старты, олимпиады и малые олимпиады, экскурсии на природу, дни здоровья, пикники на свежем воздухе позволяют педагогу реализовывать план воспитательной работы.
  • Для психологического просвещения учителя используют исследования, консультации и тренинги.

Опытный классрук не упускает из вида детей, оставшихся без законных представителей или родителей. Взаимодействие с социальным педагогом позволяет ему выявлять и вести учет учащихся из социально незащищенных семей. Педагог ведет систематическую работу с учениками и их семьями, пребывающими в социально опасном положении.

К воспитательным задачам педагога относится также межличностный аспект. Классрук регулирует конфликты между одноклассниками, помогает установить гармоничные взаимоотношения между учащимися и педработниками. Поскольку анализ психологического климата класса, взаимоотношений и уровня воспитанности детей стимулирует воспитательную деятельность классного руководителя, объемы и задачи его работы могут варьироваться. 

Узнать больше о целях и задачах классного руководителя можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль