Задачи классного руководителя

3801

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Задачи классного руководителя строятся вокруг внеурочной и воспитательной работы в вверенном ему классе. Педагог:

  • координирует и проводит ряд внеурочных мероприятий;
  • организует общественно полезную и творческую деятельность учащихся;
  • помогает в приобретении детьми навыков саморазвития и будущей самореализации;
  • способствует формированию благоприятного микроклимата в ученическом коллективе;
  • формирует психолого-педагогические условия, которые позволяют детям успешно проявлять свои способности и реализовывать задатки.

Цели и задачи классного руководителя

Классное руководство охватывает множество сфер жизни класса. Работа классрука не заканчивается на проведении родительских собраний, учете отсутствия и присутствия детей, проведении анкетирования учащихся и их родителей.

Цели классного руководства в рамках образовательного учреждения:

  • развитие личностных качеств учеников;
  • формирование общей культуры и гармоничных взаимоотношений в классном коллективе;
  • способствование воспитанию духовности и активной гражданской позиции;
  • социализация учеников и их последующая адаптация на рынке труда;
  • развитие самостоятельности, духовности, уважения к себе и другим, принятие прав и свобод человека;
  • приобщение к любви к семье, Родине и природе;
  • формирование здорового образа жизни.

Ключевая задача педагога, ведущего класс, – стимулировать всестороннее развитие детей, создавать условия для формирования и становления личностей воспитанников.

Педагог, ответственный за класс, выполняет ряд важных функций:

Таблица
Скачать в .docx

Направление работы Описание
Формирование условий для личностного роста детей 1. Изучает эмоциональный фон, состояние здоровья, особенности развития ребенка.
2. Координирует процесс обучения и воспитания для учащихся с особыми потребностями в обучении.
3. Изучает интересы, способности и таланты ученика, выбирая способы их развития.
4. Способствует формированию гуманной межличностной среды в ученическом коллективе.
5. Привлекает детей к самовоспитанию и самоанализу, помогает им понять себя посредством психологических тренингов и бесед. 
Сплочение коллектива класса 1. Организует тематические вечера, уборки, субботники, внеурочные мероприятия для накопления у детей положительного опыта коммуникации.
2. Вместе с учениками класса принимает участие в мероприятиях общешкольного уровня, способствует сопереживанию, приучает детей к взаимопомощи и взаимодействию.
3. Помогает сформировать навыки самозащиты, научить учащихся отстаивать собственные интересы, защищаться от нападок и грубости.
Помощь в учебе • Уделяет время ученикам, которые испытывают сложности в выполнении домашних заданий и проблем с уроками;
• Консультирует родителей учащихся, испытывающих сложности в процессе учебы;
• Способствует ученической взаимопомощи в учебе;
• Организует малые педагогические советы (педконсилиумы) по вопросам подростковой психологии и учебным проблемам;
• Стимулирует познавательные интересы учеников во время экскурсий, классных часов, кружковой работы. 
Взаимодействует с родителями, привлекая их к участию в жизни класса и школы Осуществляет взаимодействие с родителями, опекунами и законными представителями учащихся посредством индивидуальных бесед, посещений семей, классных часов, консультаций
Организует режим жизнедеятельности и питания учеников Организует дежурства класса по школе, коллективные виды деятельности
Ведет соответствующую документацию Заполняет отчеты, ведет классный журнал, проверяет ведение дневников учащимися, составляет план воспитательной работы с постановкой целей и задач, оценивает и анализирует достигнутые результаты, готовит психолого-педагогические карты личностей учеников
Следит за безопасностью здоровья и жизни учеников в вверенном ему классе О происшествиях, которые имеют потенциальную или реальную опасность для учеников, классрук немедленно сообщает администрации школы

Ключевые цели и задачи классного руководителя прописаны в его должностной инструкции, с которой специалист знакомится под роспись.

Воспитательные задачи классного руководителя

Воспитательная деятельность является ключевым направлением работы классрука. Деятельность педагога должна иметь системный характер и быть тщательно спланированной. План воспитательной работы педагога, ведущего класс, строится на основе локальных нормативных актов, результатов психодиагностики, общественных и педагогических тенденций, методических наработок, анализа воспитательной работы за предыдущий период.

Воспитательные задачи классного руководителя неотъемлемо связаны с глубиной его познаний в подростковой психологии, новейших психолого-педагогических тенденций, степени владения современными воспитательными технологиями. Они должны совпадать с вектором, заданным образовательным учреждением в контексте формирования личности ученика и его ценностных отношений к воспитательной системе школы.

Воспитательная функция классрука вписывается в общую канву выполняемых их задач, а потому следует отразить три уровня функций педагога, ведущего класс.

  1. Целевой функционал. Классрук помогает учащимся подготовиться к самостоятельной жизни, выполняет социально-гуманитарный и педагогические функции. Педагог не только воспитывает, но и обеспечивает социальную защиту детства. Он оберегает воспитанников от негативного воздействия окружающей их социальной среды. В его обязанности входит интеграция работы педагогического коллектива для осуществления этих задач, для чего педагог взаимодействует с медицинским работников образовательного учреждения, учителями-предметниками, психологом, общественными организациями.
  2. Социально-психологическая работа. Педагог работает над сплочением коллектива, самоорганизацией детей. Он организует помощь родителей и детей в ремонте помещений образовательного учреждения, коллективные уборки, субботники.
  3. Управленческие и организационные задачи. Классрук оценивает, насколько воспитаны ученики, каковы их индивидуальные особенности и качества, а после планирует воспитательный процесс. Целеполагание в этом контексте невозможно без взаимодействия с учащимися, поскольку только так педагог определяет цели воспитательной работы.

Воспитательная деятельность классрука реализуется через спортивную, трудовую, учебную и художественную занятость учащихся. Реализуется подобное взаимодействие в шести различных формах:

  • Чаще всего педработник, ведущий класс, проводит тематические классные часы в форме беседы, дискуссии, круглого стола, конференции, встречи с интересными людьми, аукциона или лекции.
  • Используются не только дискуссионные, но и формы состязательного характера для проведения классных часов. В этом контексте классный руководитель выбирает форму парада, смотра, викторины, конкурса, путешествия, турнира, презентации или олимпиады.
  • Творческие формы работы с учащимися – это выставки, спектакли, ярмарки, концерты, представления, устные журналы, фестивали.
  • Классрук работает с детьми и в форме интеллектуальной, сюжетной или ролевой игры, использует форму игры-катастрофы.
  • Подвижные игры, веселые старты, олимпиады и малые олимпиады, экскурсии на природу, дни здоровья, пикники на свежем воздухе позволяют педагогу реализовывать план воспитательной работы.
  • Для психологического просвещения учителя используют исследования, консультации и тренинги.

Опытный классрук не упускает из вида детей, оставшихся без законных представителей или родителей. Взаимодействие с социальным педагогом позволяет ему выявлять и вести учет учащихся из социально незащищенных семей. Педагог ведет систематическую работу с учениками и их семьями, пребывающими в социально опасном положении.

К воспитательным задачам педагога относится также межличностный аспект. Классрук регулирует конфликты между одноклассниками, помогает установить гармоничные взаимоотношения между учащимися и педработниками. Поскольку анализ психологического климата класса, взаимоотношений и уровня воспитанности детей стимулирует воспитательную деятельность классного руководителя, объемы и задачи его работы могут варьироваться. 

Узнать больше о целях и задачах классного руководителя можно в статьях:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль