Уровень воспитанности учащихся

364

Скачать книгу «Воспитательная работа» в формате pdf >>>

Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся, выявление которого часто вызывает трудности у классных руководителей. Диагностические мероприятия, сопутствующие составлению плана воспитательной деятельности, могут проводиться:

  • непосредственно педагогом;
  • учащимися в ходе заполнения бланков готовых тестов.

Изучение уровня воспитанности учащихся

Воспитание является одной из базовых составляющих образовательного процесса, обеспечивающей приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Изучение актуального уровня воспитанности учащихся позволяет обеспечить непрерывность и последовательность этого процесса, выявить уровень сформированности отношений школьников друг к другу, семье, учебе, природе, общественным нормам.

При выявлении уровня воспитанности следует учитывать некоторые особенности:

  1. Школьников одного возраста, учащихся в разных классах, часто отличает разный уровень воспитанности.
  2. Трудности воспитания детей увеличиваются по мере взросления, и педагогам важно помнить об этом. Чем старше становятся учащиеся, тем большее количество социальных и психологических раздражителей воздействуют на них, что сказывается на формировании мировоззренческих позиций.

Понятие воспитанности является интегративным, сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.

Составляющие уровня воспитанности Содержание
Нравственное Реализуется через восприятие общественных правил как единственно возможных норм поведения. Показателями высокого уровня нравственного воспитания являются:
  • гуманное отношение к другим людям;
  • культура речи (умение вести дискуссию, свободно владеть разговорным и литературным родным языком);
  • культура общения (проявление вежливости, внимательности);
  • следование нормам бытовой культуры;
  • культура внешности (соблюдение правил личной гигиены, управление жестами и мимикой, формирование собственного стиля в одежде).
Эстетическое Эстетическая воспитанность определяется как органическое сочетание развитых талантов, способность к эмоциональным переживаниям и открытиям, наличие эстетического вкуса и опыта оценки разных произведений искусства.
Экологическое Включение заботы о природе в систему личностных ценностей, восприятие живого как источника положительных впечатлений, способного дать положительный духовный опыт. Экологически воспитанного школьника отличают знания о природе родного края, страны, любознательность, отзывчивость, способность к сопереживанию.
Трудовое Уровень трудовой воспитанности понимается как готовность школьника к прикладному обучению, взаимодействию с целью выполнения общественно полезных действий для себя, членов своей семьи, всего общества. Главными показателями высокого уровня трудового воспитания являются такие качества:
  • трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • творческое отношение к бытовой деятельности, способность ее рационализировать;
  • общественная активность, принятие роли школьного активиста.
Экономическое Данная составляющая воспитательного процесса является одной из самых сложных ввиду отсутствия единства методических рекомендаций. Экономическая воспитанность проявляется не только через понимание тенденций социально-экономической жизни страны, мира, но и через способность переосмысливать отдельные процессы, предлагать меры по их усовершенствованию, сознательный отказ от потребительской системы ценностей, готовность работать на благо общества и государства.

Диагностика уровня воспитанности учащихся

Оптимальным способом комплексного оценивания школьников является методика педагога П.Н. Капустина, основанная на проведении диагностики актуального уровня воспитанности учащихся посредством заполнения готового бланка.

Пример бланка для диагностики уровня воспитанности учащихся 1-4 классов

Характеристики личности Самооценка Оценка учителя Итоговый бал
Любознательность:
  • мне очень нравится учиться;
  • меня увлекает чтение;
  • люблю находить ответы на непонятные вопросы;
  • я выполняю домашнее задание всегда;
  • я стараюсь получать только хорошие оценки.
Прилежание:
  • я старателен в обучении;
  • я проявляю максимум внимания;
  • я самостоятелен;
  • я помогаю друзьям и близким в делах и не боюсь обращаться за помощью;
  • мне нравится самостоятельно заботиться о себе в школе и дома.
Отношение к природе:
  • я не загрязняю землю;
  • я не ломаю растения;
  • я забочусь о животных;
  • я берегу природу.
Отношение к природе:
  • я не загрязняю землю;
  • я не ломаю растения;
  • я забочусь о животных;
  • я берегу природу.
Прекрасное в моей жизни:
  • я опрятен и аккуратен;
  • я придерживаюсь культуры поведения;
  • я проявляю заботу о здоровье;
  • я умею рационально распределять время для учебы и отдыха;
  • у меня нет вредных привычек.

Оценивание результатов проводится в соответствии со шкалой:

  • 5 баллов — всегда
  • 4 балла — редко
  • 3 балла — иногда
  • 2 балла — никогда
  • 1 балл — у меня другая позиция по данному вопросу

Методика проведения диагностики:

  1. Для выявления уровня воспитанности учащимся раздаются пустые бланки, которые следует заполнить в соответствии с инструкцией. Во избежание недопонимания расшифровку лучше всего представить на доске, чтобы дети могли обращаться к ней по мере необходимости.
  2. В третьей колонке бланка оценку поведения учащихся выставляет педагог, что позволяет гарантировать более точные результаты тестирования.
  3. При необходимости таблицу можно дополнить еще одной колонкой, в которой могут представить свое видение родители школьников.

После заполнения данных учитель выводит среднеарифметическое значение оценок по пяти ключевым направлениям воспитательной работы и составляет сводную таблицу по всем учащимся. Трактовку результатов следует осуществлять в соответствии с данной шкалой:

  • до 2 и выше — низкий уровень воспитанности;
  • выше 2,9 — средний уровень воспитанности;
  • выше 4 — хороший уровень;
  • выше 4,5 — высокий уровень воспитанности.

Такой тип диагностики позволяет составить общую картину, понять процентное соотношение между хорошо и слабо воспитанными учащимися, наметить приоритетный план воспитательных мероприятий.

Уровень воспитанности учащихся класса в старшей школе

Определение уровня личностных компетенций у учащихся старшей школы вызывает больше трудностей ввиду необходимости значительного охвата показателей. Методика проведения исследования и расшифровка сохраняется, меняется бланк исследования, включающий гораздо больше пунктов.

Пример бланка для диагностики уровня воспитанности учащихся 5-11 классов

Чувство долга и ответственности
Я делаю все возможное, чтобы насш классный коллектив действовал слаженнее. 4 3 2 1 0
Вношу предложения по улучшению работы в классе. 4 3 2 1 0
Выступаю организатором классных мероприятий. 4 3 2 1 0
Учавствую в анализе работы класса, планировании сетки мероприятий. 4 3 2 1 0
Бережливость
Ответственно отношусь к сохранности библиотечных книг. 4 3 2 1 0
Аккуратно пользуюсь школьной мебелью, не рисую на столах. 4 3 2 1 0
Слежу за чистотой и сохранностью своей одежды. 4 3 2 1 0
Стараюсь экономить природные ресурсы: расходую бумагу, воду, электроэнергию только по необходимости. 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
Знаю школьные правила и соблюдаю их. 4 3 2 1 0
Стараюсь проявлять внимательность на уроке, не мешать другим слушать учителя. 4 3 2 1 0
Являюсь активным участником школьных и внешкольных мероприятий. 4 3 2 1 0
Осознаю ответственность за свое влиение на коллектив. 4 3 2 1 0
Ответственность
Прихожу в школу подготовленным к урокам. 4 3 2 1 0
Стараюсь делать домашнее задание самостоятельно, без помощи взрослых. 4 3 2 1 0
При необходимости использую дополнительную литературу. 4 3 2 1 0
Проявляю аккуратность, точность, исполнительность. 4 3 2 1 0
Трудолюбие
Своевременно выполняю задания, которые мне поручили. 4 3 2 1 0
Участвую в трудовых мероприятиях: уборке класса, пришкольной территории, сборе макулатуры и пластика. 4 3 2 1 0
Выполняю поручения родителей. 4 3 2 1 0
Стараюсь выполнять все трудовые задания добросовестно. 4 3 2 1 0
Чувство товарищества
Мне нравится отношение моих друзей к другим классам. 4 3 2 1 0
Я отстаиваю интересы своего класса, школы, общественной организации, членом которой являюсь. 4 3 2 1 0
Помогаю выполнять одноклассникам домашнее задание. 4 3 2 1 0
Готов нести ответственность за результаты работы моих товарищей, одноклассников. 4 3 2 1 0
Доброта, отзывчивость
Всегда стремлюсь помочь одноклассникам, младшим школьникам в разрешении возникающих учебных трудностей. 4 3 2 1 0
Проявляю вежливость в общении со старшими. 4 3 2 1 0
Не проявляю агрессивность при случайных столкновениях с другими учащимися в школьных коридорах. 4 3 2 1 0
Ко мне можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Чувство справедливости
Считаю чувство ответственности за свои поступки очень важным. 4 3 2 1 0
Готов принять вину за содеянное. 4 3 2 1 0
Осуждаю друзей, которые рассказывают взрослым о проступке при отсутствии виновного. 4 3 2 1 0
Могу открыто высказывать свое мнение в ходе диспутов, не переживая о последствиях. 4 3 2 1 0
Скромность
Когда говорю о своих успехах, не забываю вспоминать об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
Понимаю, что уважение можно заслужить только поступками. 4 3 2 1 0
Иногда хвастаюсь своими достижениями. 4 3 2 1 0
Могу дружить с ребятами другой национальности. 4 3 2 1 0
Культурный уровень
Как минимум раз в месяц посещаю выставки, концерты, музеи... 4 3 2 1 0
В числе прочего смотрю познавательные передачи, слушаю классическую инструментальную музыку. 4 3 2 1 0
Слежу за чистотой своей речи, прошу собеседников выражаться цензурно. 4 3 2 1 0
Соблюдаю правила поведения в общественных местах, транспорте. 4 3 2 1 0

Для получения результатов ответы по каждому отдельному пункту складываются и делятся на 16. Средние показатели по каждому пункту также суммируются и разделяются на 10 (общее количество вопросов). Полученный показатель позволяет судить об уровне воспитанности всех учащихся класса согласно рекомендациям по расшифровке диагностики:

Балл Уровень воспитанности
0,5 Низкий
0,6 Ниже среднего
0,7-0,8 Средний
0,9 Выше среднего
1 Высокий

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль