Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Уровень воспитанности учащихся

  • 20 апреля 2017
  • 2432

Скачать книгу «Воспитательная работа»
Скачать бесплатно в .pdf

Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся, выявление которого часто вызывает трудности у классных руководителей. Диагностические мероприятия, сопутствующие составлению плана воспитательной деятельности, могут проводиться:

  • непосредственно педагогом;
  • учащимися в ходе заполнения бланков готовых тестов.

Изучение уровня воспитанности учащихся

Воспитание является одной из базовых составляющих образовательного процесса, обеспечивающей приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Изучение актуального уровня воспитанности учащихся позволяет обеспечить непрерывность и последовательность этого процесса, выявить уровень сформированности отношений школьников друг к другу, семье, учебе, природе, общественным нормам.

При выявлении уровня воспитанности следует учитывать некоторые особенности:

  1. Школьников одного возраста, учащихся в разных классах, часто отличает разный уровень воспитанности.
  2. Трудности воспитания детей увеличиваются по мере взросления, и педагогам важно помнить об этом. Чем старше становятся учащиеся, тем большее количество социальных и психологических раздражителей воздействуют на них, что сказывается на формировании мировоззренческих позиций.

Понятие воспитанности является интегративным, сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.

ФГОС

Как оформлять документы?


Отвечает Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

Составляющие уровня воспитанности Содержание
Нравственное Реализуется через восприятие общественных правил как единственно возможных норм поведения. Показателями высокого уровня нравственного воспитания являются:
  • гуманное отношение к другим людям;
  • культура речи (умение вести дискуссию, свободно владеть разговорным и литературным родным языком);
  • культура общения (проявление вежливости, внимательности);
  • следование нормам бытовой культуры;
  • культура внешности (соблюдение правил личной гигиены, управление жестами и мимикой, формирование собственного стиля в одежде).
Эстетическое Эстетическая воспитанность определяется как органическое сочетание развитых талантов, способность к эмоциональным переживаниям и открытиям, наличие эстетического вкуса и опыта оценки разных произведений искусства.
Экологическое Включение заботы о природе в систему личностных ценностей, восприятие живого как источника положительных впечатлений, способного дать положительный духовный опыт. Экологически воспитанного школьника отличают знания о природе родного края, страны, любознательность, отзывчивость, способность к сопереживанию.
Трудовое Уровень трудовой воспитанности понимается как готовность школьника к прикладному обучению, взаимодействию с целью выполнения общественно полезных действий для себя, членов своей семьи, всего общества. Главными показателями высокого уровня трудового воспитания являются такие качества:
  • трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • творческое отношение к бытовой деятельности, способность ее рационализировать;
  • общественная активность, принятие роли школьного активиста.
Экономическое Данная составляющая воспитательного процесса является одной из самых сложных ввиду отсутствия единства методических рекомендаций. Экономическая воспитанность проявляется не только через понимание тенденций социально-экономической жизни страны, мира, но и через способность переосмысливать отдельные процессы, предлагать меры по их усовершенствованию, сознательный отказ от потребительской системы ценностей, готовность работать на благо общества и государства.
Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Документы образовательной организации". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Диагностика уровня воспитанности учащихся

Оптимальным способом комплексного оценивания школьников является методика педагога П.Н. Капустина, основанная на проведении диагностики актуального уровня воспитанности учащихся посредством заполнения готового бланка.

Пример бланка для диагностики уровня воспитанности учащихся 1-4 классов

Характеристики личности Самооценка Оценка учителя Итоговый бал
Любознательность:
  • мне очень нравится учиться;
  • меня увлекает чтение;
  • люблю находить ответы на непонятные вопросы;
  • я выполняю домашнее задание всегда;
  • я стараюсь получать только хорошие оценки.
Прилежание:
  • я старателен в обучении;
  • я проявляю максимум внимания;
  • я самостоятелен;
  • я помогаю друзьям и близким в делах и не боюсь обращаться за помощью;
  • мне нравится самостоятельно заботиться о себе в школе и дома.
Отношение к природе:
  • я не загрязняю землю;
  • я не ломаю растения;
  • я забочусь о животных;
  • я берегу природу.
Отношение к природе:
  • я не загрязняю землю;
  • я не ломаю растения;
  • я забочусь о животных;
  • я берегу природу.
Прекрасное в моей жизни:
  • я опрятен и аккуратен;
  • я придерживаюсь культуры поведения;
  • я проявляю заботу о здоровье;
  • я умею рационально распределять время для учебы и отдыха;
  • у меня нет вредных привычек.

Оценивание результатов проводится в соответствии со шкалой:

  • 5 баллов — всегда
  • 4 балла — редко
  • 3 балла — иногда
  • 2 балла — никогда
  • 1 балл — у меня другая позиция по данному вопросу

Методика проведения диагностики:

  1. Для выявления уровня воспитанности учащимся раздаются пустые бланки, которые следует заполнить в соответствии с инструкцией. Во избежание недопонимания расшифровку лучше всего представить на доске, чтобы дети могли обращаться к ней по мере необходимости.
  2. В третьей колонке бланка оценку поведения учащихся выставляет педагог, что позволяет гарантировать более точные результаты тестирования.
  3. При необходимости таблицу можно дополнить еще одной колонкой, в которой могут представить свое видение родители школьников.

После заполнения данных учитель выводит среднеарифметическое значение оценок по пяти ключевым направлениям воспитательной работы и составляет сводную таблицу по всем учащимся. Трактовку результатов следует осуществлять в соответствии с данной шкалой:

  • до 2 и выше — низкий уровень воспитанности;
  • выше 2,9 — средний уровень воспитанности;
  • выше 4 — хороший уровень;
  • выше 4,5 — высокий уровень воспитанности.

Такой тип диагностики позволяет составить общую картину, понять процентное соотношение между хорошо и слабо воспитанными учащимися, наметить приоритетный план воспитательных мероприятий.

Уровень воспитанности учащихся класса в старшей школе

Определение уровня личностных компетенций у учащихся старшей школы вызывает больше трудностей ввиду необходимости значительного охвата показателей. Методика проведения исследования и расшифровка сохраняется, меняется бланк исследования, включающий гораздо больше пунктов.

Пример бланка для диагностики уровня воспитанности учащихся 5-11 классов

Чувство долга и ответственности
Я делаю все возможное, чтобы насш классный коллектив действовал слаженнее. 4 3 2 1 0
Вношу предложения по улучшению работы в классе. 4 3 2 1 0
Выступаю организатором классных мероприятий. 4 3 2 1 0
Учавствую в анализе работы класса, планировании сетки мероприятий. 4 3 2 1 0
Бережливость
Ответственно отношусь к сохранности библиотечных книг. 4 3 2 1 0
Аккуратно пользуюсь школьной мебелью, не рисую на столах. 4 3 2 1 0
Слежу за чистотой и сохранностью своей одежды. 4 3 2 1 0
Стараюсь экономить природные ресурсы: расходую бумагу, воду, электроэнергию только по необходимости. 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
Знаю школьные правила и соблюдаю их. 4 3 2 1 0
Стараюсь проявлять внимательность на уроке, не мешать другим слушать учителя. 4 3 2 1 0
Являюсь активным участником школьных и внешкольных мероприятий. 4 3 2 1 0
Осознаю ответственность за свое влиение на коллектив. 4 3 2 1 0
Ответственность
Прихожу в школу подготовленным к урокам. 4 3 2 1 0
Стараюсь делать домашнее задание самостоятельно, без помощи взрослых. 4 3 2 1 0
При необходимости использую дополнительную литературу. 4 3 2 1 0
Проявляю аккуратность, точность, исполнительность. 4 3 2 1 0
Трудолюбие
Своевременно выполняю задания, которые мне поручили. 4 3 2 1 0
Участвую в трудовых мероприятиях: уборке класса, пришкольной территории, сборе макулатуры и пластика. 4 3 2 1 0
Выполняю поручения родителей. 4 3 2 1 0
Стараюсь выполнять все трудовые задания добросовестно. 4 3 2 1 0
Чувство товарищества
Мне нравится отношение моих друзей к другим классам. 4 3 2 1 0
Я отстаиваю интересы своего класса, школы, общественной организации, членом которой являюсь. 4 3 2 1 0
Помогаю выполнять одноклассникам домашнее задание. 4 3 2 1 0
Готов нести ответственность за результаты работы моих товарищей, одноклассников. 4 3 2 1 0
Доброта, отзывчивость
Всегда стремлюсь помочь одноклассникам, младшим школьникам в разрешении возникающих учебных трудностей. 4 3 2 1 0
Проявляю вежливость в общении со старшими. 4 3 2 1 0
Не проявляю агрессивность при случайных столкновениях с другими учащимися в школьных коридорах. 4 3 2 1 0
Ко мне можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Чувство справедливости
Считаю чувство ответственности за свои поступки очень важным. 4 3 2 1 0
Готов принять вину за содеянное. 4 3 2 1 0
Осуждаю друзей, которые рассказывают взрослым о проступке при отсутствии виновного. 4 3 2 1 0
Могу открыто высказывать свое мнение в ходе диспутов, не переживая о последствиях. 4 3 2 1 0
Скромность
Когда говорю о своих успехах, не забываю вспоминать об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
Понимаю, что уважение можно заслужить только поступками. 4 3 2 1 0
Иногда хвастаюсь своими достижениями. 4 3 2 1 0
Могу дружить с ребятами другой национальности. 4 3 2 1 0
Культурный уровень
Как минимум раз в месяц посещаю выставки, концерты, музеи... 4 3 2 1 0
В числе прочего смотрю познавательные передачи, слушаю классическую инструментальную музыку. 4 3 2 1 0
Слежу за чистотой своей речи, прошу собеседников выражаться цензурно. 4 3 2 1 0
Соблюдаю правила поведения в общественных местах, транспорте. 4 3 2 1 0

Для получения результатов ответы по каждому отдельному пункту складываются и делятся на 16. Средние показатели по каждому пункту также суммируются и разделяются на 10 (общее количество вопросов). Полученный показатель позволяет судить об уровне воспитанности всех учащихся класса согласно рекомендациям по расшифровке диагностики:

Балл Уровень воспитанности
0,5 Низкий
0,6 Ниже среднего
0,7-0,8 Средний
0,9 Выше среднего
1 Высокий

Читать еще по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.